О России петь — что стремиться в храм 3 страница

В процессе исполнения главной мелодии «Вечерней музыки» с ориентацией на нотную запись можно познакомить школьников с такими знаками нотного письма, как фразировочная лига, обозначение динамики, темпа, которые подчеркивают характер и настроение этой музыки. Главную тему «Вечерней музыки» можно исполнить с помощью пластического интонирования: имитировать исполнение мелодии на воображаемой скрипке (протяженный жест смычка) или украсить мелодичными звуками треугольника (например, на сильные доли такта).

Дополнительная информация

Премьера «Перезвонов» — симфонии-действа для солистов, хора и ударных ленинградского композитора Валерия Александровича Гаврилина (1939—1999) — состоялась в 1984 г.

«По прочтении В. Шукшина» — такой подзаголовок дал своему сочинению композитор. «Все написанное им предельно искренне, бескомпромиссно, полно любви к человеку и к родной земле, — писал о творчестве В. Шукшина В. Гаврилин. — Об этом я приглашаю поразмыслить своих слушателей».

В. Гаврилин любит и жалеет своих героев, искренне сострадает и верит им. С любовью и восхищением обращается он к сокровенным тайникам души человеческой, к живущим там от рождения и до смерти красоте, добру, гармонии и справедливости, к вечным ценностям истории и культуры народа, к коренным особенностям национального самосознания.

Вновь подчеркнем значение принципа сходства и различия как ведущего в организации восприятия музыки детьми. Чрезвычайно важно вести работу на контрастах, например сложного и простого материала, глубоко личного, заставляющего уже первоклассников задуматься о вечных проблемах жизни, и игрового, развлекательного, озорного, того, что непосредственно происходит в их жизни.

«Музыкальные портреты». При разработке сценария урока по этому развороту учитель может использовать известный в практике преподавания музыки прием, который обеспечивает, с одной стороны, активность восприятия музыки, с другой — вносит игровой элемент в урок. Детям предлагается представить, что в класс по очереди входят незнакомцы. Их портреты рисует музыка. Сможете ли вы узнать, кто они — обычные люди, наши современники, или персонажи сказок?

Звучит пьеса «Баба-яга» из «Детского альбома» П. Чайковского. Как звучала музыка? О ком она рассказала? Какой характер у этого незнакомца?

Мелодия состоит из коротких фраз, окончания которых подчеркнуты акцентами. Пусть ребята выберут те определения, которые наиболее полно отражают характер музыки, и придумают название для этой пьесы. Наиболее удачные, близкие к образу зла, запишите на доске. Затем раскройте тайну замысла композитора и объявите название, которое он дал своему сочинению.

Фамилию композитора дети смогут назвать сами в том случае, если учитель напомнит им уже знакомые произведения П. Чайковского: фрагменты из балета «Щелкунчик», пьесы из «Детского альбома», «Октябрь» («Осенняя песнь») из «Времен года».

В «Менуэте» Леопольда Моцарта (1719—1787), отца знаменитого австрийского композитора, учащиеся наверняка услышат танцевальные интонации и ритмы. Предложите им ответить на вопрос — старинная эта музыка или современная? Известно, что многие танцы исполняются парами. Подскажет ли музыка детям, сколько людей исполняют этот танец? Ведь «в каждой интонации спрятан человек», и, по мнению автора этого высказывания — музыковеда В. Медушевского, по музыкальной характеристике можно определить пол, возраст и темперамент героя.

Для ответа на эти вопросы после первого прослушивания «Менуэта» послушайте с первоклассниками две мелодии (именно две самостоятельные мелодии, а не мелодию и аккомпанемент) — верхний голос, который записан в скрипичном ключе, на высоких звуках, и нижний голос (басовый ключ). Задайте вопросы: какая из этих мелодий характеризует танцующую женщину, а какая — мужчину и почему? Какие черты характера присущи танцующим? Переговариваются ли они во время танца или молчат? Какие музыкальные интонации подтверждают это? О чем их беседа? Чем заканчивается танец — согласием или конфликтом, ссорой?

После такого анализа пьесы можно предложить детям выразительными пластичными движениями исполнить среднюю часть пьесы, а затем объявить название произведения и коротко рассказать о жанре менуэта4.

Самым «доступным» для детей портретом на этом развороте станет вокальная миниатюра «Болтунья» Сергея Сергеевича Прокофьева (1891—1953).Напомните учащимся произведение, в котором они уже встречались со скороговоркой («Доброе утро!» Д. Кабалевского).

Рассказывая о сходстве и различии музыки и разговорной речи, можно показать ребятам, как композиторы в своих произведениях стремятся приблизить музыку к интонации разговорной речи. Перед прослушиванием «Болтуньи» прочитайте одноименное стихотворение А. Барто. Далее, знакомясь с песней, учащиеся поймут, что особенностью прочтения этого стихотворения в музыке является чередование скороговорки с размеренно-убедительными фразами: «Что болтунья Лида, мол…»

Пусть дети задумаются над тем, каково отношение авторов этого произведения — поэта и композитора — к его главной героине. Именно интонационные особенности музыки раскрывают нам ее характер. В дальнейшем осознание роли повтора главной музыкальной мысли в «Болтунье» поможет детям понять и усвоить особенности формы рондо.

«Разыграй сказку». Знакомясь со сказкой и народной игрой «Баба-яга», сочиняя песенки-дразнилки, первоклассники встречаются с образами русского народного фольклора. Образ Бабы-яги в музыке П. Чайковского дополняется совершенно иным, игровым, юмористическим его прочтением в народном творчестве. Понятно, что организация игры в условиях классной комнаты может быть затруднена, поэтому учитель на уроке может осуществить подготовительную работу над интонационной выразительностью речи, пения, движений (при драматизации сказки), а затем провести игру вне класса.

Приемы вокальной и инструментальной импровизации детей на заданные тексты уже были описаны на страницах этой книги. Главное, чтобы учитель в случае недостаточной активности детей в импровизациях был готов предложить им свой вариант озвучивания игры. Возможен также вариант не просто чтения, а пропевания текста сказки, как в музыкальном театре, — на уроке музыки и сказку можно спеть, а не прочитать, как на уроке чтения.

«У каждого свой музыкальный инструмент». Название разворота — это название песни. Прежде чем приступить к разучиванию эстонской народной песни (обработка X. Кырвиса, перевод М. Ивенсен) — песни игровой, с ярко выраженным танцевальным характером, напомните детям звучание тех музыкальных инструментов, звукоподражание которым передается в припеве.

Разучивание песни может происходить в народной манере (с голоса, с элементами инсценировки — инструментального музицирования — имитацией игры на воображаемых инструментах). В процессе работы над песней можно выявить солистов, а также распределить учащихся на поющих и играющих. Сопровождение к песне (повторяющаяся квинта в басу) может быть сыграно учащимися на «немой» клавиатуре, а затем в четыре руки с учителем на фортепиано.

Исполнение песни может сопровождаться танцевальными движениями, притопами, прихлопами, ведением хоровода. В центре хоровода может появиться уже знакомый персонаж учебника-тетради — Муза. Инсценировка и «инструментовка» этой песни может быть одним из эффектных концертных номеров первоклассников для исполнения на школьных праздниках. Можно порекомендовать ребятам дома подобрать открытки, цветные репродукции с изображением прибалтийских народных костюмов, народных инструментов, танцевальных и хоровых эпизодов исполнения народной музыки. На уроках труда дети с учителем начальных классов могут изготовить элементы костюмов, украсив их национальным орнаментом.

«Музы не молчали». Разворот посвящен раскрытию темы защиты Отечества. Подвиги народа всегда привлекали внимание художников, скульпторов, поэтов, композиторов. Обратите внимание детей на зрительный ряд этого разворота: на нем скульптурные памятники великим полководцам России — Петру I и Александру Васильевичу Суворову, а также скульптурное изображение участников Бородинского сражения Отечественной войны 1812 г. Память и памятник — как много общего в этих родственных словах! Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и тревог сохраняется и в народных песнях, и в образах, созданных композиторами, — своеобразных музыкальных памятниках защитникам Отечества.

Подвиг русских богатырей в своей симфонии «Богатырская» прославил композитор XIX в. Александр Порфирьевич Бородин (1833—1887). Пусть ребята послушают главную мелодию 1-й части симфонии, которую учитель может исполнить на фортепиано, и ответят, каков ее характер. Что придает этой музыке уверенность, мужественность? Обратите внимание учащихся на то, что все инструменты оркестра играют как бы в один голос (в унисон). Впечатление тяжелой поступи возникает благодаря особому строю мелодии, «топтанию» ее вокруг начального звука, остановок в конце каждой фразы.

Дополнительная информация

Симфония в переводе с греческого — созвучие, благозвучное сочетание тонов. Термин «симфония», возникший в Древней Греции, обозначал в Западной Европе до появления жанра симфонии разнообразные вокально-инструментальные композиции, инструментальные полифонические пьесы. С XVII в. симфониями называли вступления к опере, которые позже переросли в увертюры. Как жанр симфония сформировалась в середине XVIII в. Рождение симфонии было подготовлено жанрами оркестровой сюиты и концерта. Классический тип симфонии, состоящей из четырех частей, создали Й. Гайдн и В.-А. Моцарт, Л. Бетховен — композиторы венской классической школы.

Песенный репертуар, созвучный теме «Музы не молчали», целесообразно подбирать по принципу контраста: старинная народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки» и современные — «Учил Суворов» А. Новикова (слова М. Левашова), «Песня о маленьком трубаче» С. Никитина. Однако все эти песни объединяют сочетание песенности и маршевости, упругие ритмы, которые и позволяют раскрыть их содержание.

Названные песни написаны в куплетной форме, но построение куплета в каждой из песен различно. Только в песне С. Никитина есть привычный запев и припев, т. е. куплет состоит как бы из двух частей. В двух первых песнях припева нет. Мелодия каждого куплета песни «Учил Суворов» вырастает из одного зерна-интонации(энергичный квартовый ход, постоянно повторяющийся на разной высоте), а мелодия песни «Солдатушки, бравы ребятушки» представляет собой как бы вопроссолиста-запевалы и ответ хора и строится так, что мы слышим разговор, диалог. Мелодия вопроса размашистая, удалая, а мелодия ответа более строгая, собранная, чеканная. В песнях А. Новикова и С. Никитина развитие музыки в большей мере определяется текстом, который представляет собой рассказ. Желательно не только послушать эти песни, но и эскизно разучить их мелодии, чтобы напеть их дома своим близким, которые наверняка эти песни знают. В следующих классах дети еще вернутся к ним.

В плане систематизации жизненных и художественных впечатлений первоклассников можно предложить им дома вместе с родителями вспомнить песни, картины, стихи, кинофильмы о подвигах русских людей в годы тяжелых военных испытаний. Размышлениями детей по поводу выражения «Когда говорят пушки, музы молчат» можно завершить сценарий урока, посвященного славе русского оружия. Разговор этот может быть продолжен и на празднике, посвященном Дню защитника Отечества (23 февраля).

«Музыкальные инструменты». Звучание инструмента, о котором пойдет речь на этом развороте, уже хорошо знакомо первоклассникам. Это — фортепиано. Можно напомнить учащимся пьесы для фортепиано, которые они уже слышали на уроках музыки, и о том, что фортепиано может быть и аккомпанирующим инструментом.

Очередную встречу с этим инструментом рекомендуем облечь в своеобразную художественную форму: подготовить короткий концерт фортепианной музыки силами учащихся, которые занимаются в музыкальных школах. Этот мини-концерт должен вести конферансье, объявляя, как на настоящем концерте, композитора, исполняемое произведение и исполнителей. Пусть этот концерт будет проверкой степени развития слушательской культуры учащихся.

На этом развороте вы увидите графическую запись начала фортепианной пьесы «Сладкая греза» из «Детского альбома» П. Чайковского, которая поможет детям наблюдать за развитием музыки. С подобного рода сочетанием в фортепианной фактуре двух самостоятельных голосов первоклассники уже встречались в «Менуэте» Л. Моцарта.

Предложите учащимся спеть мелодию каждого голоса, изображая движением (как будто играя на скрипке) сначала верхний голос, затем нижний (как будто играя на виолончели). Учитель предварительно показывает эти движения. Можно задать вопрос: как связаны между собой голоса и как они взаимодействуют?

Более развитый верхний голос «поет» выразительную мелодию, в которой слышны взлеты и падения. В каждой из четырех фраз повторяется характерный ритмический рисунок (пунктирный ритм). Чем же отличается мелодия нижнего голоса? В ней нет волнообразности верхнего голоса, в каждой фразе можно услышать (и увидеть в записи) нисходящее движение. Ритмический рисунок этой мелодии более уравновешенный, спокойный, в нем преобладают длинные, выдержанные звуки. В этом фрагменте можно услышать (и увидеть) контрастные динамические оттенки и знаки, обозначающие усиление и затихание звучания, — crescendo и diminuendo (их можно сравнить с математическими знаками «больше», «меньше»).

Прослушав всю пьесу с начала до конца, предложите ребятам рассказать о том, какие изменения они услышали в средней ее части. Для большей наглядности на доске можно дать графическую запись второй части.

Пьеса представляет собой как бы разговор двух людей. Заметят ли ребята, что второй нижний голос подхватил главную интонацию — мысль первого, проникшись его состоянием, настроением, и стал теперь не сдерживающим, а таким же развернутым, взволнованным, пронизанным интонациями первого? А как звучит кульминация в средней части и как завершается пьеса? Графическая запись поможет убедиться в том, что они услышат: в каком согласии звучат оба голоса в кульминации и как 3-я часть возвращает нас к первоначальному состоянию (как будто о чем-то лишь помечталось, что-то пригрезилось).

Предложите ребятам самим придумать название пьесы. Наиболее удачные названия запишите на доске. В словаре современного первоклассника нет слова «греза». Найдите среди детских названий (и, конечно, своих собственных) синонимы этого слова: мечта, воспоминание, фантазия, размышление и др.

Контрастом к «Сладкой грезе» послужит моторная, наполненная активными ритмами пьеса немецкого композитора XVIII в. Иоганна Себастьяна Баха(1685—1750) «Волынка» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах» (в оригинале — «Мюзет»). И.-С. Бах изобразил на фортепиано звучание распространенного в те времена у многих народов мира инструмента — волынки5, которая была непременным участником народных гуляний и сельских праздников. Слово «мюзет»6(от старофранцузского слова muse — дудка) — еще одно название волынки. Но есть и еще одно значение слова: мюзет — это французский старинный танец, исполняющийся под аккомпанемент волынки. Отсюда и его название.

Вслушайтесь с учащимися в мелодию и аккомпанемент этой пьесы. В мелодии — несложные короткие запоминающиеся мотивы танцевального характера, в сопровождении «гудят» то громко, то тихо повторяющиеся звуки. Эту пьесу И.-С. Бах адресовал юным музыкантам. Пусть ребята представят себя исполнителями и «сыграют» на воображаемой (или «немой») клавиатуре сопровождение к этому сочинению, выбранный солист может сыграть аккомпанемент в четыре руки с учителем.

Вывод, к которому должны прийти дети, — звуками фортепиано можно выразить чувства человека и изобразить голоса самых разных музыкальных инструментов. Не случайно на развороте приводятся строки из стихотворения Э. Огнецвет: «В черно-белых клавишах рояля есть волынки, скрипки, контрабас…»

«Мамин праздник». Этот разворот посвящен самому дорогому человеку. Осмысление содержания этого разворота построено на сопоставлении поэзии и музыки стихотворения В. Орлова и инструментальных колыбельных Г. Гладкова и М. Кажлаева. Главное свойство, которое их объединяет, — это песенное начало, неторопливое, тихое развертывание как музыки, так и стиха. Именно благодаря напевности, кантилене поэту и композитору удалось передать слушателям и читателям чувство покоя, нежности, доброты, ласки.

После выразительного чтения стихотворения В. Орлова спросите у детей, когда они уже встречались с приемами многократного повторения одного и того же ключевого слова («Золотая осень» А. Барто). Предложите им поимпровизировать и на эти поэтические строки.

Чтение стиха можно сопровождать звучанием одной из колыбельных. Это, несомненно, усилит эмоциональность восприятия детьми и музыки, и поэзии. С другой колыбельной можно выполнить рекомендованные в учебнике-тетради задания: исполнить мягкими движениями рук (как бы дирижируя) ее пульс или изобразить (девочки), как качают колыбель; «сыграть» фразировку смычком на воображаемой скрипке, украсить начало или конец фраз негромким мелодичным звучанием треугольника или металлофона.

Поскольку обе колыбельные имеют ярко выраженную мелодию, то не будет лишним спеть ее как вокализ (на гласную или слог) в удобной тональности. А может быть, кто-то из первоклассников выступит в роли поэта и сочинит к этой мелодии слова. Контрастом к спокойному, ласковому, эмоциональному звучанию стиха и фортепианных пьес послужит приподнятое, праздничное настроение песен, посвященных маме, бабушке, сестренке: «Спасибо» И. Арсеева (слова З. Петровой), «Вот какая бабушка» Т. Попатенко (слова И. Черницкой), «Праздник бабушек и мам» М. Славкина (слова Е. Кагановой) и др.

«Музыкальные инструменты». Разворот продолжает знакомить детей с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов. Некоторые из них, например лютню и клавесин, некоторые учащиеся, вероятно, услышат впервые. Здесь уместно сравнить их голоса с голосами уже знакомых ребятам инструментов — гитары и фортепиано.

Дополнительная информация

Лютня — старинный струнный щипковый инструмент. Однако многие, наверное, удивятся, узнав, что он до сих пор бытует в Армении. Только здесь он имеет арабское название «уд», что буквально означает «дерево». В Италию и Испанию этот инструмент попал в конце Средних веков. Лютня, инструмент с нежным и благородным звуком, сделана из гнутых деревянных пластин, образующих изящный корпус в виде панциря черепахи. Она использовалась, так же как и гитара, для аккомпанемента лирическому пению (песням, балладам, мадригалам), танцам и как сольный инструмент. Современную лютню настраивают так же, как шестиструнную гитару.

Лютня была очень популярным инструментом в Италии и Испании XV—XVII вв., о чем свидетельствуют сохранившиеся с того времени многочисленные живописные портреты лютнистов.

Клавесин — клавишно-струнный щипковый инструмент. Он вошел в историю не только как предок рояля, но и как новаторский потомок цимбал. Французское слово «клавесин» происходит от позднелатинского clavicymbalum. Поэтому у итальянцев клавесин называют чембало. А поскольку цимбалы произошли от псалтериума (древнейшего инструмента) — прототипа гуслей, то и они считаются предком клавесина. Недаром в России в XVIII в. на гуслях нередко исполняли клавесинные произведения. Струны клавесина защипывались вороньим пером. Поэтому звук был средней громкости и всегда одинаковый. Корпус клавесина часто отделывался богатой инкрустацией.

Для клавесина написано огромное количество высококлассной музыки. Существовали целые школы клавесинистов: английских (У. Бёрд, Дж. Булл; их чаще называют вёрджиналистами, так как в Англии клавесин назывался вёрджиналом); итальянских (Д. Скарлатти); французских (Ф. Куперен, Ж.-Ф. Рамо, Л. Дакен и др.).

Клавесин сегодня нередко участвует в концертах старинной ансамблевой музыки. Для первоклассников интересно будет сопоставить звучание произведений, исполняемых на клавесине и на фортепиано. Можно, готовя ребят к осмыслению формы рондо, спросить у них: один или несколько раз звучит в пьесе «Кукушка» К. Дакена7 тема, изображающая голос кукушки? Нужно заострить внимание маленьких слушателей и на том, что исполнение этой пьесы требует от пианистов (клавесинистов) большого мастерства: очень быстрый темп, музыка изобилует короткими длительностями, звучащими непрерывно. В этом они могут убедиться, посмотрев нотный текст пьесы «Кукушка».

Исполнение главной интонации пьесы («ку-ку») на воображаемом фортепиано может органично вписаться в повторное прослушивание хотя бы фрагмента этого сочинения. А исполнить эту простую интонацию (учитель может выписать ее на доске и, спеть с учащимися) окажется непросто — она повторяется с разной периодичностью, несимметрично! Поэтому нужно настроить детей-исполнителей на внимательное вслушивание в музыку, чтобы уберечь их от формального, однообразного, подчас «поперек такта», изображения голоса кукушки.

Обработка известной в конце XIX — начале XX в. русской народной песни «Тонкая рябина» прозвучит в выразительном исполнении на гитаре. Может быть,кому-то знакома эта мелодия? Как показала практика, многоголосная фактура вариаций, исполняемых известным гитаристом Александром МихайловичемИвановым-Крамским (1912—1973), часто воспринимается детьми как игра нескольких гитаристов. Причину такого явления нужно, вероятно, искать в том, что слух первоклассников (да и более взрослых учащихся) привык воспринимать гитару как аккомпанирующий инструмент, часто бряцающий примитивные аккорды сопровождения к песням. Выразительность, певучесть, многоголосие этой пьесы ставят школьников в тупик — они не ожидают услышать такую гитару!

Прежде чем слушать «Тонкую рябину» в исполнении на гитаре, можно обратиться к мелодии этой песни, сыграв ее детям на фортепиано. Пусть они попытаются напеть мелодию. Что важно услышать в ней? Песенность, сочетающуюся с вальсовой трехдольностью, волнообразное движение мелодии, никнущие, плачущие интонации в конце почти всех фраз, которые сродни горестному вздоху, неяркие краски (минор), неторопливый темп. Какое настроение, какие чувства испытываем мы, когда слушаем только мелодию песни, ее главную мысль, не зная даже слов?

После прослушивания гитарной обработки «Тонкой рябины» учитель может спеть эту песню, чтобы ребятам стал понятен художественный замыселисполнителя-гитариста (и поиск им выразительных средств): тоска, печаль, одиночество, несбыточные мечты. Если учитель сам играет на гитаре, то любое произведение в его собственном исполнении украсит урок, сделает его эмоционально живым и ярким.

«Чудесная лютня». Линию знакомства с музыкальными инструментами продолжает алжирская сказка «Чудесная лютня», которую дети вместе с родителями читают дома. В классе с целью обобщения впечатлений от прочитанного можно предложить учащимся поразмышлять о безграничных возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия: она понятна и без слов.

Особой заботой учителя музыки будет выполнение учащимися задания, помещенного на этом развороте. Какая музыка может помочь иностранному гостю лучше узнать твою страну? В ответах учащихся ценными будут как обобщенная характеристика музыки, дающая представление об особенностях русской народной протяжной, лирической песни или разудалой плясовой, так и перечисление конкретных музыкальных произведений, например классики. В то же время можно попросить детей, чтобы для ответа на вопрос они (кто может) принесли в класс фрагменты музыкальных записей, которые есть у них дома, или сами исполниликакое-либо музыкальное произведение (например, песню). Желательно, чтобы учитель был готов «озвучить» музыкальные проекты первоклассников, а также подготовил свой вариант выполнения этого задания, аргументировав свой выбор.

«Звучащие картины». Разворот в художественных образах закрепляет представления детей о музыкальных инструментах и исполнителях. Рассматривание каждой картины может сопровождаться звучанием уже знакомых или новых произведений — по выбору учителя. Важно, чтобы характер музыки соответствовал настроению картины. Можно построить работу с этим разворотом, предложив школьникам определить, какую по характеру музыку исполняют музыканты на этих картинах, а затем подобрать вместе с детьми соответствующий музыкальный ряд. Естественно, вопрос о старинных и современных музыкальных инструментах, изображенных на этом развороте, является весьма относительным. Если учитель давал детям краткую информацию об истории создания инструментов, то с понятием «старинные» у детей будут ассоциироваться те инструменты, которые реже звучат сегодня (лютня, клавесин), а к современным они отнесут фортепиано и гитару.

«Музыка в цирке». Невозможно представить цирковое представление без музыки. Почему? Зачем она нужна в цирке? Пусть ребята, опираясь на свой жизненный опыт, выскажут свои мнения по этому вопросу. Вероятно, в высказываниях детей прозвучат мысли о том, что музыка создает праздничное настроение, помогает артистам выполнять свои сложные номера, подсказывает зрителям появление тех или иных действующих лиц циркового представления.

Известной не только в нашей стране, но и за рубежом стала музыка композитора Исаака Осиповича Дунаевского (1900—1955), которую он написал к кинофильму «Цирк». В 2000 г. в нашей стране отметили 100-летие со дня рождения этого замечательного композитора.

На уроке звучит «Выходной марш» из фильма «Цирк» («выходной» — значит под его музыку все цирковые артисты, участвующие в этом представлении, выходят на арену). Какими чувствами наполнена эта музыка? Какие интонации, ритмы привлекают внимание слушателей? Почему композитор поручил исполнение этой музыки симфоническому оркестру? Голоса каких инструментов наиболее различимы в общем его звучании? Предложите детям продирижировать этой музыкой и передать в своем исполнении характер звучания «Выходного марша».

«Галоп» И. Дунаевского обычно сопровождает выступление артистов с цирковыми лошадьми. Лошади бегут по кругу, акробаты выполняют сложные номера. А как звучит в это время музыка? Что она передает? Конечно же, непрерывное движение, упругий ритм бега. Пусть ребята ударами кулачков изобразят под эту музыку цокот копыт. Чтобы активизировать слуховое внимание во время выполнения этого задания, учитель, исполняя пьесу, может изменять темп, силу звучности.

Пьеса «Клоуны» Д. Кабалевского также передает движение: изображает клоунов, которые веселыми проделками забавляют зрителей. Как звучит музыка, что она напоминает — песню, танец, марш?

Можно сказать ребятам о том, что эта пьеса была написана Д. Кабалевским для юных пианистов. Какие же трудности могут испытывать исполнители этой пьесы? Во-первых, нелегко будет справиться с быстрым темпом. Во-вторых, если сыграть пьесу в медленном темпе, то можно заметить, что в основе мелодии лежит интонация из трех звуков, последний из которых постоянно изменяется, и в быстром темпе нелегко попасть пальцем на нужную клавишу! А музыка от этого приема становится шутливой и затейливой, как раз под стать клоунаде. Можно предложить ребятам сочинить дома под эту музыку пластический этюд или пантомиму, передающие характер ее персонажей.

Продолжить знакомство с цирком можно песней, в которой идет речь о цирковых животных, например «Добрые слоны» А. Журбина (слова В. Шленского).

«Дом, который звучит». Так образно назван разворот учебника-тетради, который вводит детей в мир музыкального театра. (В учебниках для II—IV классов будет самостоятельный раздел «В музыкальном театре».)

Тем ребятам, кто научился различать в музыке песенность, танцевальность и маршевость, будет просто совершать путешествия в такие музыкальные страны, как опера и балет.

В жизненном и музыкальном опыте детей наверняка есть первичные представления о том, что герои опер поют, а балетов — танцуют. И пение и танец объединяет музыка. Сюжетами опер и балетов часто становятся известные всем с детства народные сказки («Снегурочка», «Волк и семеро козлят»), былины («Садко»), а также сказки, сочиненные писателями («Конек-горбунок» П. Ершова, «Муха-цокотуха» К. Чуковского, «Щелкунчик» Т. Гофмана и др.).

В Москве в 1964 г. на Воробьевых горах Натальей Ильиничной Сац (1903—1994) был создан первый в мире детский музыкальный театр. Сейчас он известен во всех странах. Эмблема театра — синяя птица на золотой арфе (скульптор В. Клыков) — символ мечты о счастье.

На уроке дети рассматривают, а затем раскрашивают рисунки в учебнике-тетради, на которых изображены разные персонажи музыкальных спектаклей. Задача учителя — озвучить зрительные впечатления детей, постоянно обращаясь к ним с вопросом: «В каком музыкальном спектакле (в опере или балете) могла бы звучать та или иная музыка?» При этом не стоит забывать о том, что в операх и балетах песенная, танцевальная и маршевая музыка часто «встречается» вместе.

В процессе знакомства с музыкальным театром могут звучать уже известные и новые фрагменты из балетов «Щелкунчик» П. Чайковского, «Конек-горбунок»Р. Щедрина («Золотые рыбки») и опер «Садко» Н. Римского-Корсакова, «Волк и семеро козлят» М. Коваля, «Муха-цокотуха» М. Красева, «Орфей и Эвридика» К. Глюка. Эти фрагменты ребята могут не только слушать, но и исполнять так, как это было рекомендовано ранее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: