О России петь — что стремиться в храм 5 страница

Столь же тщательно, кропотливо ведется и разучивание первой темы хора. Подчеркивание в процессе ее исполнения ритмической энергии, акцентирование сильной доли такта в начале темы и первой-третьей долей в дальнейшем ее развитии (при проигрывании мелодии учителем на инструменте, пении класса с называнием нот, со словами) позволит учащимся ярче ощутить призывный, энергичный характер музыки. Движение руки, как бы ударяющей в колокол на акцентированные звуки мелодии, подчеркивает маршевую поступь музыки, способствует более активной артикуляции.

Целесообразно обратить внимание на оттенок колокольного звона (набата) во вступлении к хору. Когда мелодия разучена, интересно будет сопоставить со звучанием ее в грамзаписи и попросить ребят жестом — резким, сильным движением руки — «исполнить» партию колокола. Учащиеся сталкиваются с тем, что это очень трудно сделать с первого раза: колокол звучит всегда с неожиданными акцентами в мелодии, но постепенно им удается «подхватить» звучание набата в оркестре. Нарушение метричности придает музыке особую выразительность, а обнаруженное учащимися противоречие между ударными звуками мелодии и набатным звучанием колокола в сопровождении вызывает ответные чувства растревоженности, смятения. Пропевание детьми мелодии с включением движения (игрой солиста на треугольнике) поможет выявить эту характерную особенность музыки и тем самым пережить запечатленное ею состояние.

Возможны разнообразные варианты участия детей в исполнении этого хора, создание различного рода композиций, например: «исполнение» партии колокола в первой части, пение темы второй части и опять включение в оркестровое звучание. Любой музыкально-пластический знак или интонация, по словам музыковеда В. Медушевского, — это одновременно и дыхание, и напряжение мышц, и биение сердца. Так учащимся все полнее раскрывается музыкальный образ этой части кантаты, звучащей в напряженный, драматический момент развития событий.

Учащиеся смогут самостоятельно прочитать в учебнике о жанре кантаты, обратиться к нотной записи двух тем хора для закрепления того, что происходит на уроке, задуматься о том, что объединяет и что отличает такие музыкальные жанры, как кант и кантата. При работе над кантатой целесообразно показать кадры из кинофильма «Александр Невский» С. Эйзенштейна. Несмотря на то что фильм снят давно (в 1938 г.) и во многом несовершенен, кинематографическое решение исторических образов позволит учащимся ярче почувствовать и пережить музыку кантаты, написанной композитором на основе музыки к этому фильму. Интересно, как ответят третьеклассники на вопрос: можно ли петь хвалебные канты в честь Александра Невского, которые появились в Петровскую эпоху, почти через 500 лет после побед полководца над шведами?

Учителю важно организовать истинно музыкальную деятельность на уроке. Урок музыки как урок искусства отличается тем, что школьники, погружаясь в произведение, и поют его, и слушают, и обращаются к учебнику, рассматривая репродукции, нотную запись, выполняя задания, исполняют музыку движениями на воображаемых и реальных инструментах. Пластическое интонирование и нотная графика вводятся учителем естественно, тогда, когда нужно без лишних слов оттенить какую-либо характерную особенность произведения, помочь детям ярче почувствовать развитие музыки, глубже понять ее сущность.

Опера «Иван Сусанин». «Родина моя! Русская земля…» В этом же разделе начинается знакомство с оперой М. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»). Музыка оперы предстает перед слушателями прежде всего как характеристика русского народа, Русской земли. Учащиеся смогут представить себе героев, персонажей оперы, определить место и время действия по одним мелодиям без слов. «Подсказкой» им будет широкий распевный мужественный характер мужского хора («Родина моя») и игровой, плясовой колорит темы женского хора («На зов своей родной страны»). После этого учитель может сказать, что прозвучали мелодии из оперы «Иван Сусанин» Михаила Ивановича Глинки (1804—1857), затем рассказать о событиях, которые были положены в основу оперы, и предложить учащимся выучить отдельные темы оперы, отдельные сцены, например встречу русских воинов-ополченцев девушками.

В рабочей тетради для III класса учащимся дается задание выучить мелодии по нотной записи, представить себя в роли дирижера оперного спектакля и продирижировать этой сценой. Все это поможет разыграть фрагмент музыкального спектакля — оперы в классе.

Мальчики, которые будут исполнять роли воинов, возвращающихся после боя, запевают. При разучивании хора воинов обратите внимание исполнителей на то, что сначала музыка звучит спокойно, тихо, голос запевалы слышен как бы издалека (как будто из-за сцены), постепенно звучание становится все громче — они приближаются. Особенно ярко, с воодушевлением должна прозвучать третья строфа: «Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую Русь!» — слова, которые надо петь как клятву.

Навстречу воинам выходят девушки. Об этом учащиеся сразу догадаются, услышав музыку (совсем иное звучание — оркестр играет легкую, подвижную, радостную мелодию). Затем вновь звучат мужские голоса: «Всех, кто в смертный бой шел за край родной, вечно помнить будет Русь» — это обращение к тем, кто остался верен Родине перед лицом смерти. Как изменилась мелодия? Несомненно, учащиеся услышат в этой теме скорбь о погибших. Тема звучит в миноре, но не в мягком, расслабленном, полном печали, а в сдержанном и суровом, полном силы и мужества. Тем ярче ощущается контраст с женским хором. Девочки (крестьянские девушки) еще за сценой спешат приветствовать мальчиков (ополченцев): «На зов своей родной страны идут ее сыны. Золотую брагу, хлеб и мед преподносит вам народ».

Учащиеся вспоминают, как по русскому обычаю встречают гостей, и определяют, какой момент будет самым подходящим для того, чтобы преподнести хлеб-сольвоинам. После того как учащиеся выучат мелодии мужского и женского хоров и послушают интродукцию еще раз, очевидным окажется момент, когда девушки только появляются — их тема звучит только в оркестре, а когда они начинают петь, то наконец, приближаясь к воинам, преподносят с поклоном им хлеб. Во время звучания оркестра воины продолжают идти, поют куплет за куплетом, и каждый из них звучит по-особому.

Целесообразно выучить со всем классом и завершающую тему «Беда неминучая врагам!», которую как грозное предостережение исполняет весь хор. Так, несколько разных, но взаимосвязанных тем отражают русский характер: это и широкая, певучая мелодия воинов «Родина моя…», и радостная мелодия девушек, и энергичная, решительная маршевая тема.

Последнюю тему интересно сопоставить с ответом Ивана Сусанина полякам: «Велик и свят наш край родной. Встает земля на подвиг свой…» В учебнике предлагается сравнить этот музыкальный ответ врагам Сусанина из оперы М. Глинки с поэтическим ответом Сусанина из стихотворения К. Рылеева. В основе обоих ответов — одна идея — любовь к родной земле, к Отчизне, но смысл становится значительно глубже, слова приобретают новые оттенки, новое качество, когда звучат с музыкой. Уверенно, строго и величественно исполняет мелодию Сусанин, и мы испытываем те же чувства, что и он, — гордость, силу, уверенность…

Сравнение этой темы с темой хора «Славься!» позволяет учащимся услышать их интонационное родство: через подвиг Сусанина — к победе над врагом и всенародному торжеству. Эти темы желательно спеть учащимся с ориентацией на нотную запись в учебнике и для большой убедительности и наглядности выписать их на доске в одной тональности:

Пусть учащиеся попытаются определить самостоятельно, на слух и в нотной записи, в чем сходство и различие этих тем. Фактически это одна и та же мелодия, но хор «Славься!» — торжественный гимн, а ответ Сусанина — широкораспевная мелодия, полная внутреннего достоинства, неспешности, единой линии развития. Класс сможет в этом убедиться, если попытается спеть мелодию с разными смысловыми оттенками, которые могут варьироваться в зависимости от выбранного главного слова: велик, край. Пусть ребята сами найдут наиболее выразительную трактовку, выберут тот или иной вариант исполнения.

«Да будет во веки веков сильна...» Детям предлагается послушать и спеть хор «Славься!» из финала оперы. Учащимся будет интересно узнать, что под звуки именно этого хора 24 июня 1945 г. из Спасских ворот Кремля выехал на белом коне маршал Г. Жуков, командующий Парадом Победы. Обратите внимание учащихся на то, что звучание заключительного хора оперы напоминает звучание канта, имеет гимнический характер, усиливает торжественность, праздничность происходящего. Если подчеркнуть голосом каждую сильную долю, то возникает ощущение колокольности, которую дети могут подчеркнуть движением рук. Звучание настоящих колоколов учащиеся услышат в записи — в эпилоге оперы. Так люди славят своих героев, которые отдали жизнь за свободу Родины. Один из них — Иван Сусанин.

Знакомство с арией Сусанина можно начать с определения песенного характера главной мелодии, исполненной без слов на фортепиано. Важно, чтобы ребята по самой музыке почувствовали серьезность, сосредоточенность настроения и передали этот характер размышления в своем исполнении сначала без слов (поют как вокализ), затем со словами. Необходимо создать атмосферу для вдумчивого вслушивания в музыку. Для этого учитель рассказывает о подвиге Сусанина и просит учащихся ответить после прослушивания арии на вопрос: «Как композитор передал душевное состояние человека, готового идти на смерть во имя спасения Родины?» Несомненно, школьники отметят мужественную сдержанность музыки, ее суровые и в то же время скорбные краски, выразительность звучания низкого мужского голоса (баса), исполняющего арию. Ярким показателем того, насколько ребят захватила музыка, станет тишина, возникшая после ее слушания, минуты внутреннего сосредоточения учащихся, когда они глубоко сопереживают музыке.

При разучивании мелодии арии со словами следует обратить внимание на распевы, которые роднят ее с русскими народными песнями, придают ей протяжность, особую взволнованность. Ориентация на нотную запись поможет более точному исполнению распевов и ритмического рисунка.

Для более глубокого восприятия музыкального образа у учащихся важно развить умение устанавливать по сходству и различию его интонационные связи с другими образами. Так, в учебнике перед детьми — задания и вопросы на сравнение таких фрагментов из оперы, как ответ Сусанина полякам и хор «Славься!» (о чем было сказано выше); хора «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева с арией Сусанина и хором «Славься!».

И хор из кантаты, и хор из оперы сопровождает звучание колоколов. Однако в первом случае — это тревожный, набатный колокол, во втором — праздничный, радостный колокольный звон. (Первая встреча с колокольными звонами произошла во II классе, когда учащиеся знакомились с темой «Великий колокольный звон» в разделе «О России петь — что стремиться в храм».)

Хор «Славься!» звучит в куплетной форме, передающей торжество, ликование. Но только ли радость звучит в финале? Неожиданным и вместе с тем оправданным контрастом звучит тема скорби и печали — память о погибших («Всех, кто в смертный бой…»). Учащиеся могут напеть эту мелодию сами, ориентируясь на нотную запись в учебнике или в рабочей тетради (фрагмент интродукции). Еще один важный момент для сравнения: контраст образов, построенных на единой интонационной основе. Например, нисходящий звукоряд («Настало время мое» из арии Сусанина и «Вспомним, братцы, Русь и славу» из русской народной песни) или интонация плача и призыва соответственно («Ты взойдешь, моя заря» и «Вставайте, люди русские!»).

Поиски сходства и различия между отдельными интонациями, частями, музыкальными сочинениями в целом, неожиданное выявление каких-либо противоречий, контрастов, осознание логики их сопоставления обостряют внимание детей, будят их мысль, влекут за собой активный интерес к музыке.

IV класс

«Мелодия». Первый раздел IV класса вновь начинается с этого обобщенного понятия на примере Третьего концерта для фортепиано с оркестром Сергея Васильевича Рахманинова (1873—1943). «Спеть мелодию на фортепиано» хотел для нас, слушателей, композитор. Вместе с учащимися спойте эту удивительную мелодию, а затем пусть они сравнят основную тему концерта с мелодиями М. Мусоргского и П. Чайковского, каждая из которых открывает учебник очередного класса.

Можно вспомнить слова Б. Асафьева, который говорил о мелодике С. Рахманинова: «…стелется, словно тропа в полях». Нотная запись поможет учащимся увидеть, как плавно, поступенно движется мелодия, начало которой построено всего на четырех звуках. Ее нетрудно спеть как вокализ на какой-либо гласный звук (лучше всего на гласный «ю») и с называнием нот. Затем дети услышат, как эту прекрасную, бесконечно льющуюся мелодию, похожую на народную песню, исполняет сначала пианист, а затем, как бы соревнуясь с ним в певучести, тему подхватывает весь симфонический оркестр.

После звучания музыки С. Рахманинова, сравнения ее с фрагментами произведений М. Мусоргского и П. Чайковского и разучивания какой-либо из песен учитель может предложить вниманию учащихся рассказ «Русь» из рабочей тетради. Пусть каждый выберет то музыкальное сочинение, которое могло бы завершить этот рассказ.

После того как музыка не раз прозвучит на уроке в собственном исполнении детей и в фонозаписи, учащиеся, несомненно, дома справятся с заданием, предложенным в рабочей тетради (разворот «Мелодия — душа музыки»). Рассмотрев нотную запись этих неспешных (то задумчивой, задушевной, то безмятежной) мелодий русских композиторов, они смогут определить, где какая мелодия записана, подписать названия произведений и подобрать цветовой фон для каждой из них. Совершенно очевидно, что здесь нет места ярким, сочным цветам — пастельные, акварельные тона наиболее точно передадут музыкальные образы этих сочинений.

Ответить на вопрос, что роднит эти мелодии, помогут высказывания самих композиторов. «Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка — это плод моего характера, и поэтому это русская музыка», — писал С. Рахманинов. В учебнике для III класса были приведены слова П. Чайковского: «Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку-Русь!» И наконец, учитель может прочитать фрагмент из письма М. Мусоргского Н. Римскому-Корсакову: «Пребольшое мне утешение передать русским людям и иным русскую песню. Благословенная, историческая заслуга. Ведь пропа́сть могла бы она, родная, стереться вовсе; а когда подумалось, что умелый русский взялся за такое святое дело, так радуешься, и утешение нисходит».

По словам С. Рахманинова, он написал концерт и «себе по душе» и «себе по руке». Поэтому лишь немногим, самым выдающимся пианистам, сочетающим в своей игре незаурядную глубину, яркость и эмоциональность с не знающей трудностей техникой, удается по-настоящему доносить до слушателей всю суть рахманиновского замысла. Это не случайное замечание, так как в фонохрестоматии IV класса фрагмент Третьего концерта для фортепиано с оркестром С. Рахманинова звучит в исполнении автора.

Дополнительная информация

Музыковед В. Брянцева, исследователь творчества С. Рахманинова, пишет о его музыке: «Рояль тихо поет задушевную тему-песню. Она льется со скромно-величавой, сдержанной плавностью и в то же время с безудержным привольем и необъятной широтой, удивительно естественно сливаясь со строгой, четкой и настороженной ритмической пульсацией оркестрового аккомпанемента. Если при звучании главной темы первой части Второго концерта может представиться, что „во весь свой рост поднимается Россия“, то здесь кажется, будто она раскинулась перед нами во всю свою гигантскую ширь. И этой чудесной темой-песней о родине великий народно-национальный „певец на фортепиано“ зовет не просто любоваться архаичной Русью, а вместе с ним трепетно вдумываться в ее сложные судьбы на трудном историческом перепутье, которым ознаменовалось начало нашего века». А по образному выражению А. Блока, тема Третьего концерта является лирической «темой о России».

Если учащиеся поразмышляют не только над тем, что роднит мелодии М. Мусоргского, П. Чайковского, С. Рахманинова, но и над тем, что их отличает, им значительно легче и интереснее будет работать со следующей темой рабочей тетради — «Сочини мелодию».

Учитель должен построить фрагмент урока таким образом, чтобы дети не ограничивались правильным, но рациональным ответом, который может оказаться либо формальным, либо надуманным. Главное — выразительно, поэтично прочитать стихи, постараться приблизить их к музыкальной мелодии. Определяющим станет то настроение, состояние, которое они попытаются передать в каждом из стихотворений. Строки А. Пушкина начинаются как бы с кульминации-истока, после которого «мелодия» затихает, звучит приглушеннее. Стихотворение А. Фета, естественно, повлечет за собой молитвенное звучание: сдержанное, тихое, неспешное, строгое и вместе с тем спокойное. И наконец, легкое, игривое, как бы с улыбкой читаемое стихотворение К. Бальмонта.

«Ты запой мне ту песню». Разворот представляет учащимся русскую народную песню «Ты река ль, моя реченька» и «Песню о России» В. Локтева (слова О. Высотской).

«Что не выразишь словами, звуком на душу навей». Еще одно произведение С. Рахманинова, с которым познакомятся четвероклассники, — «Вокализ».

История написания «Вокализа» и его посвящения великой русской певице Антонине Васильевне Неждановой, портрет которой на фоне нот сочинения дети увидят в учебнике, хорошо известна. Эта мелодия вырастает из небольшой интонации и начинает свое развитие, постоянно изменяясь, варьируясь, обретая новые краски, новые оттенки чувств и переживаний. Эта бесконечно льющаяся мелодия сродни песне и романсу. Интересно сравнить необычайно выразительную мелодию «Вокализа» с темой 1-й части Третьего фортепианного концерта. Обе мелодии по своей широте, интонационному строю близки русской песне. Пусть учащиеся определят, что общего у этих мелодий и русских народных песен (широта мелодического развития, неторопливость, свободное варьирование интонаций и др.).

Кажущаяся безостановочность движения мелодической линии «Вокализа» введена С. Рахманиновым в стройные рамки трехчастной формы. Особое выразительное значение приобретает в этом сочинении сопровождение — ровное движение восьмыми длительностями. Можно предложить детям дополнительное задание, которое поможет восприятию музыки «Вокализа» и будет способствовать развитию интонационного слуха школьников: обратить внимание на развитие мелодии и сопровождения. Вначале в сопровождении слышатся размеренные аккорды, но постепенно взволнованность, напряженность звучания мелодической линии передается и аккомпанементу. Он приобретает все большую самостоятельность. В его звучании появляются подголоски, интонационно близкие основной мелодии. Вместе со свободно парящим высоким женским голосом — сопрано они образуют причудливую вязь, узор, кружево. В конце сочинения возникает выразительный дуэт-диалог между голосом и инструментом, когда основная мелодия переходит к фортепиано. Для того чтобы лучше почувствовать полифоничность музыки «Вокализа», можно предложить учащимся вслушаться в сопровождение и движениями, имитирующими игру на скрипке, подчеркнуть протяженность мелодической линии, отметить фразировку. В чем же неувядаемая красота «Вокализа»? Пусть ребята попытаются ответить на этот вопрос самостоятельно.

«Вокализ» может стать одним из любимых произведений учащихся. Желательно предложить им прослушать разные интерпретации «Вокализа» и сравнить, что и как меняется в зависимости от его трактовки. Известно, что С. Рахманинов сам переложил «Вокализ» для голоса и струнного оркестра, а также для скрипки, для виолончели с фортепиано и для оркестра. Исполняется этот романс в различных инструментальных обработках для трубы, контрабаса и др.

Через пение (вокализацию), слушание, движения учащиеся в полной мере ощутят особенности такого жанра музыки, как вокализ. Все способы действия, включенные в процесс создания художественного образа, по сути, являются неотъемлемой частью интонационного анализа музыкального сочинения. Передавая в процессе звучания свое ощущение, чувствование музыки, дети активно ее интонируют.

Постепенное накопление интонационно-слухового опыта естественным путем приводит учащихся к обобщению, выраженному в слове, термине, понятии и др. Освоение нотного текста осуществляется в определенной логике — от восприятия нот как графического изображения мелодии, органично включенного в образ музыки, его «проживания» пластикой тела, жеста, пластической «записью» — «немой интонацией рук» — к узнаванию мелодий (интонаций) из нескольких сыгранных или спетых учителем — к пению с называнием нот. В результате пластическое интонирование наряду с вокализацией, показывая умение учащихся наблюдать за развитием музыки, становится активным средством развития их музыкальности, формирует собственно музыкальное мышление детей — способность слышать музыку, погружаться в нее, чувствовать ее настроение.

«Познание в искусстве означает непременное умение претворять. Знать означает уметь». Это незыблемое правило К. Станиславского как нельзя более ярко проявляется на уроке музыки — уроке искусства. Главным помощником на уроке и наградой за труд становится увлеченность учителя и детей.

Интересно сопоставить с учащимися портреты С. Рахманинова, изображенного на фотографии (с автографом композитора) и на рисунке Л. Пастернака. Что можно сказать о композиторе, глядя на его портреты и слушая его музыку?

«Как сложили песню». «Звучащие картины». «Ты откуда, русская, зародилась, музыка?» Эти три разворота объединяет русская народная песня. На первом из них предлагается прочитать рассказ М. Горького о том, как простые люди, вдохновленные окружающей их природой, тишиной, складывали песню. Настроению рассказа соответствуют пастельные тона рисунков художника-иллюстратора. Главную мысль разворота «Звучащие картины» можно выразить поэтическими строками: «Жизнь дает для песни образы и звуки…» На этих страницах вы видите картину К. Петрова-Водкина «Полдень» и ее фрагменты. В своей картине художник дал панораму жизни русского крестьянина. Труд, отдых в поле, любовь, материнство, похороны — вечные сюжеты различных жанров русских народных песен.

На третьем развороте предлагаются фрагменты русских народных песен разных жанров: колыбельная, солдатская, лирическая, хороводная, игровая. Вспомните с ребятами другие образы музыкального фольклора, с которыми они познакомились в предыдущих классах. Можно вспомнить с учащимися стихотворение Г. Серебрякова из учебника II класса. Тем более что первые его строчки являются названием разворота.

«Я пойду по полю белому». «На великий праздник собралася Русь!» Со страниц этих двух последних разворотов первого раздела IV класса вновь «звучит» 4-я часть кантаты «Александр Невский». Однако исполнение средней части хора интонационно связывается с частью «Мертвое поле» из кантаты.

Учащимся предлагается спеть мелодию хора «Вставайте, люди русские!» как интонацию мольбы, подражая народному плачу, причитанию. И на основе знакомой, спетой и не единожды прослушанной музыки кантаты познакомиться с новой, 6-й ее частью — «Мертвым полем», которую исполняют солистка(меццо-сопрано) и оркестр.

Сюжет картины «После побоища Игоря Святославовича над половцами» заимствован В. Васнецовым из литературного памятника Древней Руси «Слово о полку Игореве». На ней изображена не историческая баталия, а фольклорно-поэтический образ старины. В центре картины — юноша-княжич и русскийвоин-богатырь. Их образы опоэтизированы художником. Они величественны и красивы, их лица не обезображены смертью. В картине слышится особаябылинно-песенная напевность. Склонились цветы к лицу убитого княжича подобно тому, как описано это в «Слове о полку Игореве»: «никнет трава от жалости, и дерево с кручиною к земле приклонилося». Картина В. Васнецова и рисунок художника-иллюстратора созвучны настроению, интонациям плача невесты из 6-й части кантаты. Музыка и живопись — это обобщенный поэтический образ народной скорби.

«На великий праздник собралася Русь!». Это название разворота — поэтическая строчка из 7-й, заключительной части кантаты «Александр Невский» — «Въезд Александра Невского во Псков». В хоровом финале, прославляющем Русь-победительницу, соединяются знакомые учащимся темы: песня об Александре Невском и светлая мелодия из средней части хора «Вставайте, люди русские!». В начале и конце финала повторяется (в увеличении) богатырская мелодия «Песни об Александре Невском». Теперь к мужскому хору присоединяются и высокие женские голоса (сопрано), придающие звонкость и блеск звучанию. Слышен гулкий и торжественный звон колоколов. Победно, празднично, гимнически завершается кантата.

Более восьми веков живет память народная о святом благоверном великом князе Александре Невском — национальном герое, народном заступнике. Образ Александра Невского вдохновлял русских бойцов и в годы Великой Отечественной войны. Когда Новгород был освобожден от фашистов, бойцами-художниками при въезде в него был установлен огромный щит с изображением копии картины П. Корина «Александр Невский» (см. учебник для II класса). Около копии картины поместили щит с известными словами: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет». Такое же название имеет картина современного художника С. Присекина, с фрагментом которой ребята познакомились на одном из разворотов учебника для III класса.

В заключение урока пусть четвероклассники постараются ответить на все предложенные вопросы, поразмышляют над названием разворота: подходит ли оно ко всем музыкальным произведениям, упоминаемым на этих страницах (и русские народные песни «Славны были наши деды», «Солдатушки, бравы ребятушки», и канты, и хор «Славься!» М. Глинки).

   

1 См.: Хрестоматия музыкального материала к учебнику-тетради «Музыка»: 1 класс / Сост. Е. Д. Критская и др. — М., 2001. — С. 64.

ДЕНЬ, ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ

Так называется следующий раздел учебников II—IV классов. Задача данного раздела — раскрыть перед учащимися самые разные направления связи музыки с жизнью, помочь им глубже и тоньше почувствовать и познать внутренний мир человека, ярче ощутить красоту природы, целенаправленно формировать способность воспринимать музыку как искусство, выразительное по своей природе, как интонационно-образную речь, обращенную тем или иным композитором к сердцу, уму и душе человека.

Содержание данного раздела во II классе — это день двух непохожих детей, запечатленный в музыкальных образах. Существенно то, что музыка этого раздела представлена преимущественно произведениями двух композиторов — П. Чайковского и С. Прокофьева. Это позволяет привлечь внимание учащихся к стилевым особенностям музыкальной речи каждого из них.

В III классе состоятся встречи с разными персонажами — музыкальными образами («Портрет в музыке», «В каждой интонации спрятан человек», «В детской», «На прогулке»).

В IV классе день, полный событий, мы прослеживаем на примере определенного периода жизни Александра Сергеевича Пушкина. Музыкальные впечатления А. Пушкина, музыкально-поэтические образы, связанные с его творчеством, позволят учащимся продолжить знакомство с лучшими образцами народной и классической музыки, углубить свои познания в области ее интонационной выразительности.

II класс

В учебнике для II класса раздел «День, полный событий» достаточно полно отражает содержание двух детских альбомов — П. Чайковского и С. Прокофьева. Попробуем, используя методический прием тождества и контраста, провести некоторые аналогии между пьесами, входящими в циклы программных фортепианных миниатюр, — «Детский альбом» П. Чайковского и «Детская музыка» С. Прокофьева. Как похоже и вместе с тем по-разному рассказали композиторы о событиях в жизни ребенка, начиная с утреннего пробуждения и кончая вечерним покоем!

На развороте «День, полный событий» учащиеся увидят детские портреты П. Чайковского и С. Прокофьева — двух мальчиков приблизительно одного возраста, от имени которых учитель может вести свой рассказ, проживая вместе с Сережей Прокофьевым жаркий летний день в Солнцовке и вместе с Петей Чайковским зимний день в уютном доме в Каменке. (Любопытно, что и Солнцовка, и Каменка находятся на Украине.)

Альбом П. Чайковского — это своего рода «24 часа из жизни маленького человека». Оказывается, и сидя дома, можно сделать и узнать очень много: слушать сказки («Нянина сказка», «Баба-яга»), танцевать («Вальс», «Полька», «Камаринская» и др.), мысленно путешествовать по разным странам («Неаполитанская песенка», «Немецкая песенка», «Старинная французская песенка» и др.), играть, радуясь и печалясь («Игра в лошадки», «Новая кукла», «Похороны куклы» и др.).

Цикл «Детская музыка» С. Прокофьева — это картинки природы и ребячьих забав, это летний день с утра до вечера. Знакомство с фортепианными пьесами цикла дает учащимся возможность постичь все многообразие музыки С. Прокофьева, связанное с миром детских впечатлений и переживаний. Это и летние пейзажи («Утро», «Дождь и радуга», «Вечер», «Ходит месяц»), как бы нарисованные с натуры, и фантастические картинки («Сказочка», «Шествие кузнечиков»), и сценки из детского быта («Прогулка», «Пятнашки», «Раскаяние»), и жанрово-танцевальные пьесы («Вальс», «Марш», «Тарантелла»). Лучшие из них — лирические зарисовки «Утро», «Вечер», «Раскаяние», «Вальс» — приближаются к классическим образцам музыки для детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: