О России петь — что стремиться в храм 2 страница

Песенки «Семь подружек» В. Дроцевич, учителя музыки из Калужской области (слова В. Сергеева), «Домисолька» О. Юдахиной (слова В. Ключникова), «Нотная тетрадь» З. Компанейца (слова М. Садовского) и другие помогут детям в игровой, увлекательной форме совершить путешествие в мир музыкальной грамоты. Если при исполнении песни «Нотная тетрадь» требуется активизировать навыки кантилены, чистого интонирования звукоряда, ровного произнесения гласных на разных участках диапазона, широкого дыхания, спокойного вдоха и выдоха (на ней можно попытаться построить трехзвучный аккорд!), то песня «Семь подружек» требует четкой дикции и артикуляции в быстром темпе, интонационного и ритмически точного пропевания затактовых шестнадцатых длительностей, выполнения упругих ритмов, коротких пауз.

Следующие четыре разворота учебника-тетради знакомят учащихся с наиболее распространенными музыкальными инструментами. Как и на предыдущих разворотах, музыкальные впечатления учащихся тесным образом связываются со словом и зрительным рядом.

«Музыкальные инструменты». Звучание народных инструментов — свирели, дудочки, рожка, гуслей — ассоциируется у детей с изображением исполнителей — мальчика-пастушка, гусляра, а также со стихами и фрагментами былинного сказа. Вновь детям предлагается выступить в роли композитора и найти нужные интонации, ритмы, краски для «озвучивания» песенки пастушка и старинного напева. Выразительное хоровое чтение текстов под дирижерским «управлением» учителя задает ритмическую основу будущей мелодии, ее логические ударения, фразировку, темп, динамику, характер звуковедения. После ритмизованного чтения можно попросить детей спеть мелодии про себя, а затем наиболее активные школьники могут представить свои опыты вокальных импровизаций всему классу.

Вероятно, не следует перегружать память детей запоминанием тембров народных деревянных духовых инструментов, таких как дудочка, свирель, рожок. Но умение отличать на слух звучание духового инструмента от звучания струнного (например, гуслей) нужно развивать уже на этом этапе.

Рисунки на страницах учебника-тетради дадут повод учителю рассказать детям о том, что первые музыкальные инструменты появились очень давно. Все они были сделаны из природных материалов: тростника, дерева, конского волоса. И у каждого народа они имели свой неповторимый внешний вид, свой голос, своихумельцев-исполнителей и мастеров-изготовителей, имена которых до нас не дошли. Однако о некоторых из них народ сложил легенды, былины, мифы и сказки.

Учащиеся слушают и затем могут спеть тему из 5-й (заключительной) части Пасторальной симфонии Л. Бетховена (сначала без слов, а затем со словами, сочиненными к мелодии поэтом К. Алемасовой)2. Дети, несомненно, обратят внимание на то, что эта музыка напоминает неторопливо льющуюся пасторальную мелодию, которая как бы славит красоту природы. Песенность, народный склад музыки — ее отличительные особенности. Спокойно перекликаются свирель и пастуший рожок. Широко разливается мелодия пастушеской песни. Она перерастает в благодарственный гимн природе.

Дополнительная информация

Напомним, что среди девяти симфоний Л. Бетховена Симфония № 6 — единственная программная, т. е. она имеет не только общее название, но и названия каждой части симфонического цикла: «Радостные чувства по прибытии в деревню», «Сцена у ручья», «Веселая компания поселян», «Гроза» и «Пастушеская песня» («Радостные и благодарные чувства после бури»). Но сам Л. Бетховен отмечал, что Пасторальная симфония является не столько звуковой живописью, сколько передачей чувств, возникающих от соприкосновения с миром природы и сельской жизни.

«Садко». На развороте дается отрывок из русского народного былинного сказа «Садко». Его рекомендуется прочитать дома вместе с родителями. На уроке важно предложить детям послушать музыку, созвучную этому сказу (плясовую песню Садко «Заиграйте, мои гусельки»3 и «Колыбельную Волховы» из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова), и определить место этих фрагментов в тексте. Восприятие песни-пляски и песни-колыбелыной продолжает линию знакомства первоклассников с жанрами музыки, их эмоционально-образным содержанием и со звучанием народного инструмента — гуслей.

«Музыкальные инструменты». Задача этого разворота — сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель — флейта, гусли — арфа — фортепиано.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Рыбак» в художественной форме рассказывает детям о возникновении духовых инструментов. Важно, чтобы учащиеся смогли на слух отличить наигрыши на народных инструментах от музыки, написанной для флейты, арфы, услышать богатство и разнообразие фортепианного звучания (на фортепиано, оказывается, можно имитировать игру и на гуслях, и на арфе, и на скрипке, и на других инструментах).

Муза, изображенная на развороте, играет на флейте. Какую музыку она исполняет? Это могут быть два контрастных фрагмента музыки западноевропейских композиторов XVIII в. — «Шутка» из Сюиты № 2, си минор И.-С. Баха и «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К. Глюка (или «Шутка» И.-С. Бахав сопоставлении с «Мелодией» П. Чайковского)4 и тема Птички из симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк»5. К этим сочинениям учащиеся еще не раз вернутся на уроках музыки в следующих классах начальной школы.

Как звучит флейта в «Шутке» И.-С. Баха, дети смогут определить сами — радостно, оживленно, в быстром темпе. В «Мелодии» К. Глюка флейта «поет» удивительную по красоте, возвышенную, полную скорби мелодию. «Мелодия» П. Чайковского столь же красива, поэтична, одухотворенна. Следует подчеркнуть танцевальность, игривость «Шутки» и песенность, певучесть «Мелодии». В теме Птички дети без труда услышат изобразительные интонации, передающие радостный щебет порхающей птички.

Звучание гуслей сопоставляется со звучанием арфы, одного из древнейших струнных инструментов.

Дополнительная информация

Арфа — это многострунный щипковый инструмент, струны которого вертикально натянуты на раме, являющейся одновременно резонатором звука. Играли на арфе и кончиками пальцев, как сегодня, и длинными ногтями, и специальными пластиночками. Исследователи считают, что арфа — древнеегипетский инструмент. В Древнем Египте на арфе играли и в убогой хижине, и во дворце фараона, и в роскошных храмах. Однако арфа простолюдина не могла быть больше арфы вельможи. В храмах же арфы были такие большие, что жрецы могли играть на них только стоя.

В Европу арфу привезли древние восточные купцы. Этот необычный инструмент с нежным голосом понравился жителям европейских стран. Древнерусские певцы-сказители исполняли свои песни под звон гуслей, которые, кстати, иногда называют лежачей или горизонтальной арфой.

Арфе своим существованием обязаны десятки и даже сотни различных музыкальных инструментов. В их числе гитара и гусли, мандолина и бандура, скрипка и рояль… Все они вышлииз-под многострунного крыла принцессы арфы.

Звучание арфы дети смогут услышать в 1-й части («Орнамент») концертной симфонии для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» В. Кикты, где звуки арфы свободно и неторопливо «поют» былинный напев. В фортепианной пьесе В. Кикты «Гусляр Садко» разложенные аккорды фортепиано подражают неспешному звучанию гуслей. Вывод, к которому нужно подвести ребят, таков: выразительные и изобразительные возможности музыкальных инструментов очень широки. Их голоса (тембры) могут передавать и глубокую скорбь, печаль, и беззаботное веселье, юмор; изображать различные звуки природы.

«Звучащие картины». Эта рубрика введена в учебники «Музыка» для начальной школы с целью расширения художественных впечатлений учащихся, развития их ассоциативно-образного мышления.

Представленные репродукции известных произведений живописи, скульптуры, архитектуры погружают детей в атмосферу различных эпох, помогая почувствовать национальный колорит «звучащих» с картин музыкальных произведений, их принадлежность к народной или профессиональной музыке, внешний вид инструментов и исполнителей.

Вопрос, предлагаемый учащимся на этом развороте, — на каких картинах «звучит» народная музыка, а на каких — профессиональная, сочиненная композиторами? — направлен именно на воспитание у учащихся чувства стиля. Ответ на него должен быть подготовлен работой с предыдущими страницамиучебника-тетради, той музыкой, с которой школьники знакомились на уроках, или незнакомыми сочинениями по выбору учителя. Названия музыкальных инструментов, которые ребята подписывают рядом с картинами русских и западноевропейских художников, входят в состав музыкального словарика, помещенного в конце книги.

«Разыграй песню». Разворот направлен на развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни и составления исполнительского плана вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста.

Прежде чем познакомить учащихся с песней «Почему медведь зимой спит» Л. Книппера (слова А. Коваленкова), предложите ребятам прочитать текст всех трех куплетов и выявить этапы развития сюжета, которые укладываются в рамки условной трехчастности: покой — шум, крик, происшествие — покой. Событийная канва текста подсказывает приемы разучивания и разыгрывания песни. Определенную помощь в понимании выразительности песни может оказать ориентация учащихся на графическую запись мелодии. В ней видна ярко очерченная линия звуковысотности в мелодии (скачки, плавное движение), кульминация (с паузой), ритмическая основа, повторность фраз.

Изображение учащимися мелодической линии второго куплета предполагает пропевание мелодии песни про себя или вслух. Графическое изображение детьми мелодии или ритма не должно быть оторвано от звучания живой музыки. Самостоятельное пропевание мелодии учащимися (подыгрывание ее учителем) позволит им подойти к осознанному делению мелодии на фразы, осмысленному исполнению фразировки. В противном случае выполнение этого задания теряет музыкальный смысл.

Понимание, осознание того, что нотный текст может оставаться без изменений, а характер музыки изменяется самими певцами в зависимости от событий, описанных в песне, дает возможность учащимся найти нужные определения характера звучания в разных куплетах и записать их в учебнике-тетради. Таким образом закладываются основы понимания развития музыки.

Три последних разворота первого раздела учебника-тетради посвящены музыке, связанной с празднованием Рождества Христова и встречей Нового года.

Знакомство первоклассников с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника — Рождества Христова — носит культурологический характер. Темы, посвященные праздникам Русской православной церкви, введены в содержание всех учебников «Музыка» для начальной школы с целью приобщения учащихся различных религиозных конфессий и вероисповеданий к культурному наследию России, в котором музыкальное искусство представлено наиболее яркими образцами народного и композиторского творчества.

Воспевание разными народами мира рождения Иисуса Христа находит свое выражение в доступных детскому сознанию образах рождественских песен, народных песен-колядок.

«Пришло Рождество, начинается торжество». «Родной обычай старины». Сценарии уроков по этим разворотам учитель должен составлять особенно бережно, так как речь идет о прикосновении к высоким темам духовной жизни людей6.

Выбирая музыкальный материал для этих уроков, необходимо помнить о том, что наибольший эффект дает применение метода «сходства и различия», который авторы считают основополагающим для содержания учебника. Этот метод — надежная основа для выстраивания драматургии урока музыки как урока искусства.

Представление учащихся о религиозных традициях может быть дополнено собственными рассказами детей и, конечно, музыкой, произведениями других видов искусства.

Песни «Зимняя сказка» (слова и музыка С. Крылова), «Звезда покатилась» В. Кикты (слова В. Татаринова), «Тихая ночь» Ф. Грубера (международный рождественский гимн), «Ночь тиха над Палестиной» (народное славянское песнопение), «Колыбельная» (польская народная песня), «Пойдем вместе в Вифлеем» Е. Каверина, «Поспешают к Вифлеему пастушки» (детская народная песня), «Рождество Христово», «Все идут, спешат на праздник» (колядки) разнообразны по своему образно-содержательному строю, техническим сложностям. В некоторых из них предложены варианты двух- и трехголосия, которые учитель может использовать в последующих классах, а также в работе на занятиях с хоровым коллективом. Главное, чтобы встреча с этими песнями была радостной для учащихся, а эмоциональные и технические задачи их разучивания решались учителем в тесном единстве.

«Добрый праздник среди зимы». Этот разворот завершает первый раздел учебника-тетради для I класса «Музыка вокруг нас». Он посвящен одному из самых любимых праздников детворы — Новому году. Сказка Т. Гофмана и музыка балета П. Чайковского «Щелкунчик» ведет детей в мир чудес, волшебства, приятных неожиданностей.

Учителю необходимо тщательно разработать сказочный сценарий урока, завершающего первое полугодие, стремясь отойти от привычного образа урока, найти нужные атрибуты его оформления (элементы костюмов, декораций, видеоряд и пр.). Возможны также «домашние заготовки» для проведения этого обобщающего урока, которые дети могут выполнить с помощью учителя и родителей. Возможен также вариант открытого урока-сказки с приглашением родителей и других гостей.

Муза знакомит первоклассников с тремя фрагментами из балета: «Маршем» детей у новогодней елки, «Вальсом снежных хлопьев» и «Па-де-де» из второго акта. Это своеобразная арка, которая объединяет первый и последний уроки первого полугодия. Эти фрагменты прежде всего связаны со сценическим действием, поэтому детей не надо ограничивать только ее восприятием и интонационно-образным анализом, а дать возможность посильным образом участвовать в ее исполнении. Пусть школьники попытаются представить себя действующими лицами балета: придумают ритмическое сопровождение к «Маршу» и промаршируют под его звуки; изобразят плавными движениями рук, корпуса «Вальс снежных хлопьев»; продирижируют музыкой «Па-де-де», звучащей как гимн добру, радости, свету, счастью, любви.

При исполнении «Марша» лучше всего подчеркнуть двухдольную маршевую пульсацию, при пластическом интонировании «Вальса…» отметить его трехдольность. Свободное (вне дирижерской схемы) дирижирование третьим фрагментом позволит учащимся почувствовать вдохновенную музыку П. Чайковского, ее взлеты и падения, контрасты, динамические сопоставления, красоту мелодии «Па-де-де».

Дополнительная информация

В балете «Щелкунчик» (1892) П. И. Чайковский средствами музыки воплотил всегда привлекавшую его идею борьбы Добра со Злом, победы Света над Мраком, иными словами, жизнь с ее страданиями, борениями, порывами к счастью и достижением его. Классический танец здесь чередуется с характерным танцем и пантомимой, где большую роль играют симфонические приемы развития музыкальных образов.

Интересно заметить, что интонационная природа музыки балета полна оригинальных музыкальных превращений. В их основе лежит общая интонационная идея — простая гамма. Запись ее (в нисходящем виде) находим в черновиках «Щелкунчика» — в эскизах «Вальса снежных хлопьев» (Чайковский называет его «Вальс-гамма»). Она воплощает идею медленногониспадания, соответствующую образу падающего снега. Нисходящая гамма — интонационный стержень основной темы вальса, но поначалу он скрыт в сплетении разорванных, отделенных друг от друга мотивов, напоминающих своим рисунком маленькие снежинки, кружащиеся в воздухе.

В знаменитом «Па-де-де» из второго акта нисходящая гамма впервые в своем открытом, «чистом» виде становится темой.

Участие в музицировании, пластическом интонировании музыки поможет учащимся глубже понять характер эпизодов балета, стать как бы его непосредственными участниками. Конечно, желаемым вариантом вхождения детей в атмосферу музыкального театра, балета-сказки может стать просмотр видеофрагментов.

 

1 Па-де-де (от франц. pas — па, т. е. шаг) — номер в балете, исполняемый двумя артистами.

2 См.: Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 1 класс / Сост. Е. Д. Критская и др. — М., 2001. — С. 34.

3 См.: Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 3 класс / Сост. Е. Д. Критская и др. — М., 2004. — С. 57.

4 См.: Там же. — С. 66, 68.

5 См.: Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 2 класс / Сост. Е. Д. Критская и др. — М., 2000. — С. 86.

6 Подробно о празднике Рождества Христова читайте в разделе «О России петь — что стремиться в храм».

МУЗЫКА И ТЫ

«Край, в котором ты живешь». Этот разворот созвучен разделу «Россия — Родина моя» в учебниках «Музыка» для II, III, IV классов. Отношение к своей Родине, ее природе, людям, культуре, традициям и обычаям воспитывается с детства. Идея патриотического воспитания в современной школе, на наш взгляд, не утратила сегодня своего гуманистического, общечеловеческого смысла.

Ребенок может и должен искать и находить в своем сознании, в своем сердце, в своей душе те струны, которые связывают его крепкими узами с родным домом, родителями, друзьями, школой, его «малой родиной». Учитель в этом «труде души» должен стать мудрым посредником, раскрывающим детям глубокий смысл понятия «Родина» через эмоционально-открытое, позитивно-уважительное отношение к таким вечным проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг.

Если записать на доске три слова: РОДина — приРОДа — наРОД, то даже первоклассникам станет очевидной общность этих слов, понятным смысл выражений, так часто употребляемых нами: «родные места», «родительский дом», «откуда ты родом?». В музыке любого народа отражены любовь к родной природе, восхищение красотой материнства, поклонение труженикам и защитникам родной земли. Музыка о «родимой сторонушке» помогала человеку на чужбине, утешала его в минуты горя и отчаяния, давала силы в дни испытаний и трудностей, вселяла в его сердце веру, надежду, любовь…

Предлагая первоклассникам разучить песни о родном крае, учитель может вариативно использовать материал хрестоматии, а также вводить в урок другие произведения, наиболее полно, на его взгляд, раскрывающие эту тему.

Возможно, что, познакомив класс с несколькими песнями, посвященными Родине, учитель по желанию учащихся остановится на одной из них и будет тщательно работать над выразительностью исполнения — от «чернового» этапа разучивания до «концертного» исполнения на уроке, а затем на празднике, родительском собрании.

Главное, чтобы и слова, и действия, и отношение учителя к этой очень значимой теме не сводились к шаблонным фразам, формальной беседе, будничному стилю общения с детьми и с музыкой. Пусть это непростая задача, но нужно стремиться к тому, чтобы найти верную, «идущую от сердца» интонацию урока искусства: просто о высоком — «Родина бывает разная, но у всех она одна». Несомненно, на этом уроке можно вернуться к уже знакомой ребятам инструментальной музыке, с ярко выраженным национальным колоритом, будь то музыка народная или композиторская. Изобразительный ряд позволит ярче почувствовать особенности музыки разных народов.

«Художник, поэт, композитор». Этот разворот, интегративный по своей сути, решает следующую задачу: привести детей к пониманию того, что искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу — саму жизнь. Однако у каждого вида искусства — свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких, запоминающихся читателям, слушателям, зрителям художественных образах.

На этом развороте дети еще раз обращаются к жанру пейзажа, зарисовкам природы в разных видах искусства. Такой опыт — художественный и музыкальный — уже есть в багаже первоклассников (например, разворот «Музыка осени»). Пусть учащиеся рассмотрят картину Ф. Васильева, обратят внимание на сочетание красок, композицию и ответят на вопросы учебника.

Стихотворение И. Никитина «Вот и солнце встает» предложите детям сначала прочитать про себя и подумать над тем, что сделает его чтение вслух более выразительным, что усилит в нем моменты, изображающие появление солнца: темп чтения (быстрый или медленный), нарастание или затихание голоса, выделениекаких-либо слов. Чтение стихотворения может сопровождать и пластический этюд.

Музыкальные пейзажи, предлагаемые детям по этой теме, имеют одно общее свойство — это трепетное отношение композиторов к увиденной, «услышанной сердцем», очаровавшей их природе. К какой бы музыкальной зарисовке мы ни обратились, каждая из них наполнена теплотой человеческого чувства, мягкими красками и, конечно, песенностью. Эти пьесы сочинили наши современники, композиторы XX в.: «Пастораль»1 (из «Сюиты в старинном стиле» для скрипки и фортепиано) и «Наигрыш» — Альфред Гарриевич Шнитке, «Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина «Метель» — Георгий Васильевич Свиридов.

В «Пасторали» А. Шнитке ребята наверняка услышат безмятежное, спокойное настроение, ощущение размеренности. Вся пьеса пронизана светлым колоритом (мажорный лад). В ней А. Шнитке отдал дань старинным композиторам, у которых жанр пасторали был одним из самых излюбленных. Обратите внимание детей на ту особую неповторимость, которую придает этой пьесе пунктирный ритм (используя «метод разрушения», сыграйте пьесу ровными длительностями). Предложите детям внимательно вслушаться в начальную тему, которую играет фортепиано, и самостоятельно определить момент вступления скрипки. Спросите их, что нового они услышат в звучании скрипки. Конечно же, короткие звуки, украшающие основную мелодию. Можно предложить ребятам «сыграть» основную тему на воображаемой скрипке, внимательно вслушиваясь в остановки мелодии в конце фраз. Можно сказать ребятам, что музыкальный разговор двух исполнителей называется дуэтом.

«Наигрыш» А. Шнитке — маленькая фортепианная зарисовка. Какие интонации услышат в ней школьники? Песенные, пастушьего рожка, переклички высоких и низких голосов, контрасты звучностей, иногда — острые, неблагозвучные сочетания. Учителю музыки нужно позаботиться о выразительном исполнении этой маленькой пьесы, с ее двухголосной фактурой, колористическими эффектами, необычными гармониями.

«Пастораль»2 Г. Свиридова напоминает русскую народную песню. В ней нет такой безмятежности и света, как в музыке А. Шнитке. Постоянная смена красок — ярких на более приглушенные, мягкие (чередование мажора и минора) — вносит в настроение произведения оттенок грусти, светлой печали, раздумья.

Логическим продолжением темы взаимосвязи разных видов искусства будет обращение к жанру песни как единству музыки и слова. Можно вновь использовать уже известный методический прием — прочитать детям только стихотворный текст В. Суслова к песне «Добрый день» композитора Я. Дубравина и предложить им подобрать к нему название; решить, как она должна звучать, какое в ней будет настроение. «Если бы я был композитором, то на эти стихи сочинил бы песню, которая будет…» Важно, определив ключевые слова песни («Добрый день»), поискать вместе с учащимися варианты произнесения их с различной интонационной окраской.

Одним из возможных вариантов начала разучивания песни может быть исполнение ее учителем, с подпеванием детьми повторяющихся фраз «Добрый день!», что требует от них ритмической и интонационной точности вступления, будет обострять слуховую активность, тренировать певческое внимание. Достижение кантилены, напевности в пении учащихся при весьма подвижном, оживленном темпе потребует работы над чистотой интонирования вариантов окончаний фраз. Стремление к яркой кульминации в каждом куплете и общее исполнительское crescendo от первого к третьему куплету песни — все это предмет внимания в работе учителя над песней.

Следующие два разворота продолжают тему, начатую предыдущим разворотом учебника-тетради, — тему утреннего и вечернего пейзажа в произведениях искусства.

«Музыка утра». Разворот знакомит учащихся с двумя контрастными произведениями: «Зимнее утро» из «Детского альбома» П. Чайковского и «Утро»3из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига. Перед прослушиванием этих сочинений учитель может сказать детям, что они услышат два произведения, которые рисуют картину утра, и сообщить их названия. Но похожи ли они? Как музыка расскажет нам о жизни природы? Вероятно, через чувства человека. У музыки есть удивительное свойство — без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы и т. п. Какие же чувства передает музыка в каждой из предложенных пьес? Можно ли определить, какая из них рассказывает о переживаниях ребенка? Эти вопросы можно задать после прослушивания произведений.

В первой части пьесы П. Чайковского «Зимнее утро» многократно повторенная двузвучная интонация с акцентированным первым аккордом, постоянно стремящаяся вверх, передает радостное возбуждение ребенка, выраженное в прерывистой взволнованной речи. Что могло вызвать такое состояние? И вдруг — интонация мольбы, просьбы, а может быть, вздоха, жалобы — во второй части. С чем это связано?.. И наконец, третья часть: в ней как будто повторяется мелодия первой части, но наиболее внимательные учащиеся заметят, что в ее окончании, переплетаясь друг с другом, звучат интонации и первой, и второй частей.

Очень важно выразительно исполнить пьесу. Дети чрезвычайно тонкие слушатели, и точность их ответа часто зависит от того, как учитель преподнесет произведение, как раскроет его замысел в своем исполнении.

Слушая «Утро» Эдварда Грига, привлеките внимание учащихся к тому, как расцвечивается, развивается одна и та же мелодия — тема, передающая наступление светлого, ласкового утра. Характер музыки особенно отчетливо выявляется именно при сопоставлении пьес: оно позволит выделить особенности каждой из них исходя из мелодического рисунка, ритмического движения, темпа, тембровых красок инструментов, гармонии (острые звучности и благозвучие), принципов развития формы (трехчастность, вариативность). Предложите ребятам выразить свое впечатление от музыки в рисунке, не навязывая конкретного сюжета — будет ли это пейзаж, герои пьесы или цветовое воплощение музыкальных образов.

Естественным может быть переход от разговора о добром, светлом «Утре» Э. Грига к выяснению смысла, понимания детьми приветствия «Доброе утро!». Предложите учащимся сначала произнести эти слова с разной интонацией, а затем пропеть в разном характере. Это задание направлено на понимание детьми того, как тесно связаны между собой разговорная и музыкальная речь, как характер речевой интонации влечет за собой изменения музыкальной интонации.

Вслед за этим можно разучить заключительные фразы (три повторения) хора «Доброе утро!» из кантаты «Песни утра, весны и мира» Д. Кабалевского (слова Ц. Солодаря). Учитель может выписать на доске это музыкальное приветствие.

В процессе разучивания можно предложить школьникам найти разное звучание звука «ля», отметив его знаками «бемоль» и «бекар». Так в музыкальном письме мы обозначим просветление звучности, смену минорной окраски интонации на мажорную.

Перед прослушиванием всего хора «Доброе утро!» прочитайте учащимся текст, чтобы при быстром темпе исполнения (скороговорке) первоклассники смогли уловить его смысл. При размышлениях по поводу услышанной музыки можно ввести в беседу термин «контраст». Контраст эмоциональных состояний (взволнованно, радостно — спокойно, ласково, мягко) влечет за собой контраст средств музыкальной выразительности: изменения мелодии, темпа, ритма, динамики, сопровождения хорового пения.

«Музыка вечера». Вхождение в эту тему предполагается начать с жанра колыбельных песен, которые знают все дети (если не по песням мамы, то по заставке к телепередаче «Спокойной ночи, малыши»). От главной интонации колыбельной — «баю-бай», в которой соединились все черты такого рода песен (мягкость, нежность, ласка, покой, мелодичность, напевность, неспешность и др.), можно перейти к исполнению и разучиванию с ребятами уже известных им и новых колыбельных.

Драматургия этого урока выстраивается по принципу динамического нарастания с логической кульминацией на «Вечерней музыке» В. Гаврилина (из симфонии-действа «Перезвоны» («По прочтении В. Шукшина»). Условно схема урока может выглядеть так: интонации колыбельной — исполнение колыбельных — поэтические зарисовки вечера — фортепианные пьесы на выбор (С. Прокофьев, А. Хачатурян, В. Салманов) — «Вечерняя музыка» В. Гаврилина.

Чтение четверостиший А. Фета и И. Никитина можно организовать по цепочке: каждый ученик читает по одной строчке стихотворения. При этом дети должны выразить свои чувства — любование красотой засыпающей природы, наслаждение тишиной и покоем.

Все фортепианные пьесы — «Вечер» В. Салманова, «Вечерняя сказка» А. Хачатуряна, «Вечер», «Ходит месяц над лугами» С. Прокофьева из «Детской музыки» — объединяет общее настроение покоя, тишины, умиротворенности. Все они мелодичны, песенны. Учитель может обратить внимание детей на использование низких звучностей (наступает темнота) в средней части прокофьевского «Вечера», развитие в середине «Вечерней сказки» А. Хачатуряна (в сказке происходят какие-то события).

«Вечерняя музыка» В. Гаврилина — поэтичная зарисовка природы. После прослушивания музыки, название которой ребятам не сообщается, можно предложить подобрать существительные к прилагательному «вечерняя» (мелодия, картина, песня, музыка, молитва и т. д.), а также привлечь внимание ребят к тому, что это произведение исполняет хор без сопровождения. Можно задать учащимся такие вопросы: что напоминает им главная мелодия произведения, которую исполняет высокий женский голос — сопрано (одинокий плач человека? птицы?)? С одинаковым ли настроением звучит музыка в начале, в середине, в конце? Для того чтобы ребята запомнили эту удивительную по своей красоте и глубине чувства музыку, можно разучить как вокализ (на слог или гласный звук) ее главную тему. Даже рисунок нотной записи первой фразы этой мелодии говорит о ее мелодичности, напевности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: