Читайте также: Ученые идентифицировали загадочное чудовище, вынесенное на берег в Техасе (ФОТО)

Исследователи редко имели возможность лично спускаться к найденным кораблям, в основном они задействовали предназначенную для этого аппаратуру: новейшие ТПА, включая уникальный Surveyor Interceptor, передовые технологии лазерного сканирования и фотограмметрии. Помимо впечатляющих трехмерных изображений лежащих на дне судов, ученым даже удалось распечатать их уменьшенные копии на 3D-принтере.


Участница экспедиции Дани Ньюман с уменьшенной трехмерной моделью одного из затонувших кораблей. Кадр из видео Black Sea MAP

Судя по полученным изображениям, за прошедшие столетия суда на дне моря сохранили свои штурвалы и мачты; в их трюмах до сих пор лежат нетронутые товары, на некоторых судах уцелели даже канаты. Мертвые глубины Черного моря обеспечили кораблям поистине вечный покой.

«Я потерял дар речи, — вспоминает Родриго Пачеко-Руиз тот момент, когда изображение одного османского корабля появилось на мониторах. — Я увидел канаты и не поверил своим глазам. Мне до сих пор не верится, что такое возможно».


Резной румпель османского корабля и остатки корабельных канатов. Фото: Rodrigo Pacheco-Ruiz / Rodrigo Ortiz / Black Sea MAP

Лежащие на морском дне останки судов — золотая жила для археологов и историков: среди затонувших вместе с кораблями товаров могут оказаться предметы, совершенно не известные современным ученым, либо известные только по описаниям древних авторов или по картинкам в старинных книгах.

Например, осенью 2016 года археологи идентифицировали один из кораблей как венецианский ког (cocha, или «круглое судно») XIII–XIV веков. Конструктивно такие корабли были предшественниками судов XV–XVI века, каравелл и нау Христофора Колумба, Америго Веспуччи, Васко да Гамы и других великих мореплавателей, раздвинувших границы мира и положивших начало эпохе Великих географических открытий.

«Триллер, самый настоящий триллер. Мы шесть часов подряд рассматривали изображения этого корабля. Надо понимать: никто ничего подобного раньше не видел. Конечно, мы о них знаем — в венецианских документах XV века сохранились изображения и описания более ранних судов. Но своими глазами никто их прежде не видел, мы были первыми», — вспоминал Крум Бачваров.

Даже с учетом находок этого года, венецианский ког XIII–XIV веков, по всеобщему мнению, является самым ценным открытием за все время работы проекта.

По черноморским торговым путям традиционно перевозили востребованный «товарный ассортимент» — зерно, меха, лошадей, масло, одежду и ткани, вино и рабов.

Черное море связывало Европу с северными участками Великого Шелкового пути — так в Европу пришла Черная смерть, величайшая эпидемия чумы, изменившая историю континента: от пустыни Гоби зараженные чумной палочкой крысы добрались до Крыма, откуда на торговых кораблях распространились по всей Европе.

Но и до, и после трагедии Черное море оставалось северными вратами Великого Шелкового пути, открывая европейцам доступ к товарам класса «люкс», среди которых — шелк, атлас, амбра, духи, пряности и драгоценные камни.

Однако этот список далеко не исчерпывающий, уверен авторитетный морской археолог Брендан Фоули (Brendan P. Foley), в последние годы занимающийся раскопками на Антикитере: он-то отлично разбирается в археологическом «эксклюзиве».

«Судя по прекрасному состоянию самих кораблей, товары в их трюмах тоже могли хорошо сохраниться. Возможно, среди них окажутся книги, пергаменты, другие письменные документы… Кто знает, сколько такого добра перевозили торговцы? Сейчас хотя бы появилась возможность это выяснить, и это потрясающе», — сказал Фоули в интервью изданию NYTimes.


Прекрасно сохранившаяся деревянная деталь римской галеры, поднятая со дна Черного моря. Фото: Black Sea MAP

Ученые не разглашают координаты затонувших кораблей, чтобы защитить их от потенциальных грабителей: печальные инциденты нередки даже в подводной археологии.

Любая общедоступная информация о ценных находках привлекает мародеров — иногда достаточно одного поста в соцсетях, как в случае с древнейшим скелетом обеих Америк: его нашли дайверы-любители в подводной пещере, выложили фото неожиданной находки в соцсети — и через пару дней останки исчезли.

Грабители оставили ученым одну-единственную косточку, застрявшую в сталагмите. Похожим образом пропал саркофаг с человеческими останками, найденный у побережья греческого острова Сирна — тут не обошлось без устной «соцсети» местных жителей.

С другой стороны, незнание координат находок может привести к их непреднамеренному разрушению. Первопроходец в изучении археологии Черного моря, знаменитый американец Роберт Баллард (человек, который нашел «Титаник») еще в 1999 году начал исследовать черноморские воды Турции.

Среди 26-ти обнаруженных им древних судов самым ценным был так называемый Eregli E — греческий корабль IV века до нашей эры, сохранивший весь свой груз и даже такую исключительную редкость как человеческие останки. Археологи так и не успели его исследовать: корабль лежал на относительно небольшой глубине и был разрушен сетями проходивших над ним траулеров.

Несмотря на очевидную ценность черноморских находок, о продолжении археологических исследований пока никто не говорит — подобный масштабный проект требует серьезного планирования и не менее серьезных инвестиций.

Однако подготовка к сбору средств уже началась: в проекте The Black Sea MAP участвовали британские документалисты, которые обещают в скором времени представить широкой публике увлекательный фильм о работе экспедиции и ее сенсационных находках. И это не только древние корабли, но и древние поселения, оказавшиеся под водой из-за подъема уровня Черного моря.

Напомним, что исследования велись в территориальных водах Болгарии — в силу своего географического положения эти земли и воды во все времена пользовались повышенной популярностью у званых и незваных «гостей». Изучение истории этого региона может дать бесценные сведения о прошлом всего человечества, что уже не раз подтверждали находки сухопутных археологов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: