Глубины Черного моря оказались идеальным кладбищем древних кораблей (ФОТО)

26.09.2017 - 16:00

 

Еще в 1976 году океанограф Уиллард Баском в своей книге «Глубокие воды, древние корабли» назвал Черное море уникальным по сравнению со всеми другими морями планеты, самым перспективным местом для исследований и исторических открытий.

В наше время, благодаря бурному развитию технологий подводных исследований, «предсказание» Баскома начало сбываться. Однако никто не ожидал особых сюрпризов от международного геофизического проекта по исследованию Черного моря (the Black Sea Maritime Project), начавшегося в 2015 году и завершившегося буквально на днях.

Изначально запланированные работы не имели отношения к археологии, но по ходу исследований ученым даже пришлось добавить в название проекта слово «археологический», The Black Sea Maritime Archaeological Project, или The Black Sea MAP.

Первоочередной задачей проекта было лазерное сканирование морского дна с помощью телеуправляемых подводных аппаратов (ТПА) в территориальных водах Болгарии, а также извлечение кернов донных отложений для изучения изменений в экологии региона и флуктуаций уровня моря с последнего ледникового периода.

Звучит не слишком увлекательно и, если бы не неожиданный «бонус», о сделанных за время работ открытиях узнали бы только читатели узкоспециализированных изданий.

Однако еще в 2015 году лазерные сканеры и полученные с их помощью трехмерные изображения начали показывать необычные «картинки», а именно — прекрасно сохранившиеся останки древних затонувших кораблей. Такой «бонус» невозможно было игнорировать.

Геофизический мониторинг неожиданно превратился в «крупнейший морской археологический проект всех времен»: за первые два года ученые обнаружили в зоне исследований останки 44 кораблей, в этом году — больше двадцати.

Подробнейшие трехмерные изображения, изученные специалистами, позволили определить происхождение и тип многих судов: хронология находок охватывает 2500 лет истории мореплавания и кораблестроения. Большинство судов — османские, много римских и византийских, самое древнее из найденных — греческое, затонувшее в Черном море в IV–V веке до нашей эры.


Фотограмметрическая модель османского корабля XVII–XIX веков. Фото: EEF / Black Sea MAP

«Завершается третий, последний сезон работы проекта The Black Sea MAP. В этом году мы обследовали больше 1300 кв. км морского дна, взяли 100 метров проб грунта и обнаружили новые места кораблекрушений — больше 20 судов эллинистического, римского и византийского периодов.

Такое разнообразие находок можно назвать одним из величайших подводных музеев мореплавания и кораблестроения», — сообщил изданию The International Business Times Джон Адамс (Jon Adams), профессор Саутгемптонского университета и ведущий исследователь The Black Sea MAP.

Обработка огромного массива данных занимает много времени: на создание одной фотограмметрической модели корабля даже суперсовременным компьютерам требуются дни и даже недели.

Пока ученые представили только одно предварительное изображение корабля, найденного в 2017 году (все остальные «фото» затонувших судов относятся к 2016 году): это римская галера, лежащая на относительно небольшой глубине — ученые смогли осмотреть ее своими глазами и даже поднять несколько артефактов.


Предварительная фотограмметрическая модель римской галеры, найденной в 2017 году. Фото: Black Sea MAP

Геофизический проект завершился, но подкинул работы археологам на много лет вперед. Останки древних кораблей, конечно, не редкость, а при современных возможностях подводной археологии древние суда находят буквально «пачками», целыми кладбищами — как, например, десятки древних кораблей у берегов греческого архипелага Фурни или возле греческого острова Делос.

С 2012 года возобновились подводные раскопки на месте самого интригующего кораблекрушения в истории, Антикитерского (скоро ожидаются новости по итогам археологического сезона 2017).

Что же такого особенного в черноморских находках, если многоопытные ученые отзываются о них с нескрываемым восторгом?

«Мы никогда ничего подобного не видели. Словно тысячелетия истории оживают у нас на глазах», — это слова морского археолога Крума Бачварова из университета Коннектикута. «Мы не могли поверить своим глазам», — сказал Родриго Пачеко-Руиз, морской археолог из Саутгемптонского университета.

Дело в той самой уникальности Черного моря, о которой писал Уиллард Баском. Факт, в общем-то, известный, однако напомним: характерной особенностью Черного моря является полное отсутствие жизни на глубинах более 150–200 м — с этих отметок начинается аноксическая (бескислородная) среда, в которой способны существовать лишь некоторые анаэробные бактерии.

Когда-то Черное море было «Черным озером», то есть пресным водоемом. Около 12000 лет назад через Босфорский пролив в озеро начала вливаться соленая вода из Средиземного моря, но и огромный приток пресной воды никуда не делся: в Черное море впадают великие реки Восточной Европы — Дунай, Днепр, Днестр и, через Азовское море, Дон.

В результате сформировались слои разной степени солености, которые не смешиваются между собой: наверху всегда остается так называемый «деятельный» слой менее соленой черноморской воды с хорошим внутренним обменом и насыщенностью кислородом, тогда как ниже «оседает» более соленая и тяжелая средиземноморская вода, где в результате биохимических реакций кислород заменяется сероводородом.

Аноксическая среда характерна для глубоких океанских впадин и довольно редко встречается в морях — бескислородные участки отмечены в Мексиканском заливе, в Балтийском, Каспийском, Средиземном морях, но Черное море остается самым наглядным примером этого природного феномена: бескислородная, непригодная для жизни среда здесь начинается на глубине 150–200 м при максимальной глубине моря 2212 метров.

Мрачная картина — ни тебе рыбок, ни подводной растительности… Однако для археологов это означает, что затонувшие в древности корабли покоятся на дне моря в полной, доселе невиданной сохранности: полное отсутствие кислорода препятствует разложению органики.

В материале о другой уникальной находке — костях Антикитерского человека — мы рассказывали, насколько агрессивна естественная морская среда: человеческие останки она «съедает» за несколько сотен лет, а статуи, поднятые с Антикитерского корабля, откровенно демонстрируют, на что способна морская вода при длительном контакте с мрамором.


Выставка в Афинском археологическом музее: мраморные статуи с Антикитерского корабля. Сохранились только те части статуй, которые были погружены в песок. Фото: namuseum.gr

Места древних кораблекрушений часто представляют собой не величественно лежащие на дне остовы деревянных судов, а нагромождение их грузов — например, керамических амфор или бронзовых статуй, которым даже морская вода нипочем. Совсем иначе выглядят найденные в Черном море корабли и поднятые с них артефакты: мертвые воды оказались идеальной «капсулой времени», сохранившей даже органику.

«На глубине 93 метра мы обнаружили византийский торговый корабль Х века. Такая глубина позволяет спуститься к месту крушения и осмотреть его своими глазами, что мы и сделали. Состояние корабля, частично занесенного песком, просто потрясающее — дерево каркаса и обшивки выглядит как новое!

Мы предположили, что неподалеку могут находиться останки других, более древних судов, — и не ошиблись. Несколько дней спустя мы нашли еще три затонувших корабля, один из которых мы датировали эллинистическим периодом, а последний оказался еще старше», — рассказал Джон Адамс.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: