Правовой статус международных хозяйственных объединений

 

Помимо иностранных юридических лиц на территории РФ действу­ют и так называемые международные хозяйственные объединения. Они создаются государствами на основе международного договора, но, в отличие от международных организаций, целью их деятельности является извлечение прибыли. Примером таких объединений являют­ся межгосударственные финансово-промышленные группы. Соглас­но ФЗ «О финансово-промышленных группах» от 30 ноября 1995 г. межгосударственными финансово-промышленными группами при­знаются транснациональные финансово-промышленные группы, создаваемые на основе межправительственного соглашения (п. 2 ст. 4). Такими соглашениями определяются особенности создания, деятель­ности и ликвидации межгосударственных групп, а также устанавли­вается национальный режим для их участников (п. 2 ст. 4). Любая такая группа представляет собой совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочернее общество либо объединивших свои активы на основе договора о создании группы (ст. 2). Посколь­ку к транснациональным относятся только те финансово-промыш­ленные группы, участниками которых являются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств СНГ, имеющие на их территории обособленные подразделения либо осуществляющие там капитальные вложения (п. 1 ст. 4), возможность создания межгосу­дарственных транснациональных финансово-промышленных групп ограничена территорией СНГ.

В рамках СНГ принят ряд документов по вопросам создания и раз­вития смешанных предприятий, в том числе финансово-промышленных групп: Соглашение об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств - участников СНГ от 23 декабря 1993 г., Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 г., Соглаше­ние о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, страховых и смешанных транснациональных объединений от 15 апреля 1994 г. Указанные соглашения содержат комплекс норм, которые рег­ламентируют гражданско-правовые отношения. Так, последнее из согла­шений является межправительственным международным договором РФ, устанавливающим, что транснациональные объединения могут созда­ваться в любых областях деятельности, не запрещенных национальным законодательством, и в различных формах, включая совместные финан­сово-промышленные группы, международные хозяйственные объеди­нения, корпорации, холдинговые компании (ст. 2). Транснациональные объединения могут создаваться как на основе межправительственных со­глашений, так и путем заключения договоров непосредственно между хозяйствующими субъектами в соответствии с национальным законода­тельством (ст. 3). Таким образом, гражданско-правовой статус объеди­нений, созданных на основе межправительственных соглашений, будет определяться исключительно на основании норм данных соглашений. При этом объединения являются юридическими лицами по законодатель­ству государства места их регистрации (ст. 5). Последнее положение не совсем стыкуется с возможностью создания транснационального объеди­нения на основе межправительственного соглашения (ст. 3). В Соглаше­нии регламентируются также общие вопросы, как-то: формирование уставного фонда объединений (ст. 6, 7), взаимодействие предприятий, входящих в состав объединения, с бюджетом государства их местонахож­дения (ст. 8). Примерами ФПГ являются российско-белорусская ФПГ по сооружению участка транзитного магистрального трубопровода «Ямал - Западная Европа», российско-украинская ФПГ «Международные авиамоторы».

Таким образом, правовой статус транснационального объединения, созданного в рамках экономических соглашений СНГ, определяется главным образом международными соглашениями, на основании которых оно создается, и лишь в качестве субсидиарного статута применяется национальное право. В международно-правовой литера­туре принято рассматривать правовое регулирование деятельности транснациональной корпорации исключительно средствами нацио­нального права.

Международные хозяйственные объединения распространены так­же в Европе. Согласно Регламенту ЕС о Европейских объединениях с общей экономической целью от 25 июля 1985 г. (2137/85) оно соз­дается исключительно с целью оказания экономической помощи в осуществлении деятельности своих участников, и оно не вправе заниматься какой-либо деятельностью, отличной от предмета деятель­ности участников объединения. Европейское объединение не имеет собственного уставного капитала, и солидарную ответственность по его долгам несут его участники. В соответствии с национальным законодательством такое объединение может не считаться юридиче­ским лицом. По многим вопросам, не урегулированным в Регламенте, государствам ЕС предоставлена возможность выбора тех или иных моделей регулирования, в связи с чем «Европейское объединение не является наднациональным институтом, и в каждой стране оно при­обретает свои отличительные черты, связанные с различным регули­рованием многих вопросов деятельности объединения на уровне национального законодательства».

Другой организационной формой в странах ЕС является Европейская компания, действующая на основании Регламента об Уставе Европейской компании от 8 октября 2001 г. № 2157/2001. Европейская компания является аналогом национальных акционерных об­ществ, и за ней во всех странах ЕС признается статус юридического лица. По вопросам, не урегулированным в Регламенте, к деятельно­сти Европейской компании применяется законодательство об акцио­нерных обществах того государства ЕС, на территории которого находится административный центр компании.

Главными участниками современной международной торговли являются транснациональные корпорации (ТНК) и многонацио­нальные предприятия (МНП), для которых характерно экономиче­ское единство при юридической множественности. ТНК и МНП создаются по законодательству одного государства, однако осуществ­ляют свою деятельность в других государствах через свои филиалы, представительства, дочерние предприятия, самостоятельные юриди­ческие лица, организуемые по национальному законодательству со­ответствующих государств. МНП имеют три основных признака: существование нескольких предприятий в разных странах, наличие между ними определенной связи и способность одного предприятия оказывать существенное влияние на другое предприятие. Поскольку национальная юрисдикция распространяется лишь на ту часть ТНК, которая находится на территории соответствующего государства, национальное регулирование ТНК не может быть эффективным, а следовательно, более предпочтительным было бы использование международного регулирования. Однако деятельность ТНК и МНП не урегулирована какими-либо обязательными международными нор­мами. Так, в рамках ООН принят Кодекс поведения ТНК, который не является международным договором и не содержит юридически обязательных норм. В 2000 г. Организация экономического сотрудни­чества и развития (ОЭСР) приняла Правила для многонациональных предприятий, также являющиеся рекомендацией для правительств тех стран, в которых ТНК ведут свою деятельность. В Хартии эко­номических прав и обязанностей государств 1974 г. установлено право государства регулировать и контролировать деятельность ТНК в пре­делах своей юрисдикции. В СНГ принята Конвенция о транснацио­нальных корпорациях, однако Россия выразила намерение не стать ее участником.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: