Помимо иностранных юридических лиц на территории РФ действуют и так называемые международные хозяйственные объединения. Они создаются государствами на основе международного договора, но, в отличие от международных организаций, целью их деятельности является извлечение прибыли. Примером таких объединений являются межгосударственные финансово-промышленные группы. Согласно ФЗ «О финансово-промышленных группах» от 30 ноября 1995 г. межгосударственными финансово-промышленными группами признаются транснациональные финансово-промышленные группы, создаваемые на основе межправительственного соглашения (п. 2 ст. 4). Такими соглашениями определяются особенности создания, деятельности и ликвидации межгосударственных групп, а также устанавливается национальный режим для их участников (п. 2 ст. 4). Любая такая группа представляет собой совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочернее общество либо объединивших свои активы на основе договора о создании группы (ст. 2). Поскольку к транснациональным относятся только те финансово-промышленные группы, участниками которых являются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств СНГ, имеющие на их территории обособленные подразделения либо осуществляющие там капитальные вложения (п. 1 ст. 4), возможность создания межгосударственных транснациональных финансово-промышленных групп ограничена территорией СНГ.
|
|
В рамках СНГ принят ряд документов по вопросам создания и развития смешанных предприятий, в том числе финансово-промышленных групп: Соглашение об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств - участников СНГ от 23 декабря 1993 г., Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 г., Соглашение о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, страховых и смешанных транснациональных объединений от 15 апреля 1994 г. Указанные соглашения содержат комплекс норм, которые регламентируют гражданско-правовые отношения. Так, последнее из соглашений является межправительственным международным договором РФ, устанавливающим, что транснациональные объединения могут создаваться в любых областях деятельности, не запрещенных национальным законодательством, и в различных формах, включая совместные финансово-промышленные группы, международные хозяйственные объединения, корпорации, холдинговые компании (ст. 2). Транснациональные объединения могут создаваться как на основе межправительственных соглашений, так и путем заключения договоров непосредственно между хозяйствующими субъектами в соответствии с национальным законодательством (ст. 3). Таким образом, гражданско-правовой статус объединений, созданных на основе межправительственных соглашений, будет определяться исключительно на основании норм данных соглашений. При этом объединения являются юридическими лицами по законодательству государства места их регистрации (ст. 5). Последнее положение не совсем стыкуется с возможностью создания транснационального объединения на основе межправительственного соглашения (ст. 3). В Соглашении регламентируются также общие вопросы, как-то: формирование уставного фонда объединений (ст. 6, 7), взаимодействие предприятий, входящих в состав объединения, с бюджетом государства их местонахождения (ст. 8). Примерами ФПГ являются российско-белорусская ФПГ по сооружению участка транзитного магистрального трубопровода «Ямал - Западная Европа», российско-украинская ФПГ «Международные авиамоторы».
|
|
Таким образом, правовой статус транснационального объединения, созданного в рамках экономических соглашений СНГ, определяется главным образом международными соглашениями, на основании которых оно создается, и лишь в качестве субсидиарного статута применяется национальное право. В международно-правовой литературе принято рассматривать правовое регулирование деятельности транснациональной корпорации исключительно средствами национального права.
Международные хозяйственные объединения распространены также в Европе. Согласно Регламенту ЕС о Европейских объединениях с общей экономической целью от 25 июля 1985 г. (2137/85) оно создается исключительно с целью оказания экономической помощи в осуществлении деятельности своих участников, и оно не вправе заниматься какой-либо деятельностью, отличной от предмета деятельности участников объединения. Европейское объединение не имеет собственного уставного капитала, и солидарную ответственность по его долгам несут его участники. В соответствии с национальным законодательством такое объединение может не считаться юридическим лицом. По многим вопросам, не урегулированным в Регламенте, государствам ЕС предоставлена возможность выбора тех или иных моделей регулирования, в связи с чем «Европейское объединение не является наднациональным институтом, и в каждой стране оно приобретает свои отличительные черты, связанные с различным регулированием многих вопросов деятельности объединения на уровне национального законодательства».
Другой организационной формой в странах ЕС является Европейская компания, действующая на основании Регламента об Уставе Европейской компании от 8 октября 2001 г. № 2157/2001. Европейская компания является аналогом национальных акционерных обществ, и за ней во всех странах ЕС признается статус юридического лица. По вопросам, не урегулированным в Регламенте, к деятельности Европейской компании применяется законодательство об акционерных обществах того государства ЕС, на территории которого находится административный центр компании.
Главными участниками современной международной торговли являются транснациональные корпорации (ТНК) и многонациональные предприятия (МНП), для которых характерно экономическое единство при юридической множественности. ТНК и МНП создаются по законодательству одного государства, однако осуществляют свою деятельность в других государствах через свои филиалы, представительства, дочерние предприятия, самостоятельные юридические лица, организуемые по национальному законодательству соответствующих государств. МНП имеют три основных признака: существование нескольких предприятий в разных странах, наличие между ними определенной связи и способность одного предприятия оказывать существенное влияние на другое предприятие. Поскольку национальная юрисдикция распространяется лишь на ту часть ТНК, которая находится на территории соответствующего государства, национальное регулирование ТНК не может быть эффективным, а следовательно, более предпочтительным было бы использование международного регулирования. Однако деятельность ТНК и МНП не урегулирована какими-либо обязательными международными нормами. Так, в рамках ООН принят Кодекс поведения ТНК, который не является международным договором и не содержит юридически обязательных норм. В 2000 г. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) приняла Правила для многонациональных предприятий, также являющиеся рекомендацией для правительств тех стран, в которых ТНК ведут свою деятельность. В Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 г. установлено право государства регулировать и контролировать деятельность ТНК в пределах своей юрисдикции. В СНГ принята Конвенция о транснациональных корпорациях, однако Россия выразила намерение не стать ее участником.
|
|