Российское законодательство об участии государства
в международных частноправовых отношениях
Государство выступает субъектом международного частного права в случаях, когда другой стороной является иностранное физическое или юридическое лицо (приобретение иностранными лицами государственных облигаций, заключение государством концессионных соглашений и соглашений о разделе продукции с иностранными компаниями, наследование государством выморочного имущества, оставшегося после смерти своих граждан за рубежом, и т.д.).
Действующий ГК РФ содержит следующие нормы, касающиеся участия Российской Федерации, ее субъектов в международных частноправовых правоотношениях:
1. Российская Федерация, субъекты РФ выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. При этом к их участию применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (ст. 124 ГК РФ).
2. От имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ст. 125 ГК РФ).
3. К гражданско-правовым отношениям, осложненным иностранным элементом, с участием государства правила раздела VI ГК РФ «Международное частное право» применяются на общих основаниях, если иное не установлено законом (ст. 1204 ГК РФ). Понятно, что таким государством может быть и Российская Федерация, например в ситуациях, когда иностранное лицо приобрело облигации российского государства.
Специальный случай вступления Российской Федерации в международные частноправовые отношения предусмотрен ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 г. (в ред. от 29 декабря 2004 г.). Согласно Закону соглашение о разделе продукции - это договор между инвестором и российским государством, в соответствии с которым Россия предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на определенном участке недр, а инвестор обязуется провести указанные работы за свой счет и на свой риск (подробнее см. § 4 гл. VII).
Применительно к Российской Федерации широкое распространение получила практика выпуска государственных ценных бумаг, которые приобретаются в том числе иностранными лицами. Так было, например, в связи с распространением среди иностранных лиц печально известных государственных краткосрочных облигаций (ГКО). В настоящее время Правительство России в лице Министерства финансов РФ выступает эмитентом еврооблигаций, часть из которых также приобретается иностранными инвесторами. Согласно ст. 2 ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 г. решение об эмиссии ценных бумаг РФ принимается Правительством РФ, а эмитентом этих бумаг выступает федеральный орган исполнительной власти, являющийся юридическим лицом, к функциям которого решением Правительства РФ отнесено составление и/или исполнение федерального бюджета, то есть Министерство финансов РФ.
Так, например, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 июня 2000 г. «Об урегулировании задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов», Правительство согласилось с условиями урегулирования задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов, путем обмена указанной задолженности на облигации внешних облигационных займов. В связи с этим Министерству финансов РФ было вменено в обязанность осуществить от имени Российской Федерации выпуск двух внешних облигационных займов с окончательными датами погашения в 2010 и 2030 гг. общим объемом не более 30 млрд, долл. США. Эмитентом облигаций от имени России выступает Министерство финансов РФ.
Владельцами облигаций в соответствии с законодательством РФ могут быть юридические и физические лица. Облигации являются государственными ценными бумагами, предоставляющими их владельцу право на получение основной суммы долга (номинальной стоимости), погашаемой по графикам согласно приложению, а также дохода в виде процентов, начисляемых на остающуюся непогашенной часть основной суммы долга. В соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 19 ноября 2002 г. о дополнительной эмиссии таких облигаций владельцами дополнительных облигаций в соответствии с законодательством РФ могут быть юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты.
Иммунитет государства и его органов
Особенностью участия государства в международных частноправовых отношениях является то, что оно обладает юрисдикционным иммунитетом, то есть невосприимчивостью к юрисдикции иностранных судов. Данное правило вытекает из ключевого принципа международного публичного права - принципа суверенитета государства, нашедшего отражение в известной латинской формуле par in рагеm поп habet imperium («равный над равным не имеет власти»). Выделяют три вида юрисдикционного иммунитета: 1) судебный; 2) от предварительного обеспечения иска; 3) от принудительного исполнения судебного решения. Судебный иммунитет означает неподсудность одного государства без его согласия судам другого государства. Иммунитет от предварительного обеспечения иска состоит в запрете налагать арест или иные ограничения на имущество государства без его согласия в порядке предварительного обеспечения иска. Иммунитет от принудительного исполнения судебного решения означает, что судебное решение, вынесенное против иностранного государства, не может быть исполнено без его согласия.
Отказ государства от иммунитета осуществляется в соответствии с законодательством соответствующего государства. При этом отказ от одного вида иммунитета не означает отказа от другого. Например, согласие государства на участие в иностранном судебном процессе не означает его согласия на меры по предварительному обеспечению иска или на исполнение решения иностранного суда. Иногда также выделяют иммунитет собственности государства - имущество государства, находящееся за границей, не может быть изъято иностранными властями и пользуется неприкосновенностью. Под государственным имуществом за рубежом обычно имеются в виду помещения посольств, консульств, принадлежащих государству культурных центров, зарубежные средства Центрального банка и пр.
Иностранное государство, однако, не пользуется иммунитетом, если оно само выступает истцом.
Так, посольство иностранного государства обратилось в арбитражный суд РФ с иском к российскому юридическому лицу. Исковые требования вытекали из договора подряда. Российская строительная фирма (подрядчик) заявила встречный иск к посольству иностранного государства (заказчику). Так как посольство сослалось на международный иммунитет от судопроизводства в стране пребывания, арбитражный суд отказал в принятии встречного иска. Суд кассационной инстанции отменил решение суда первой инстанции и направил дело на новое рассмотрение в связи с тем, что факт обращения посольства в арбитражный суд в связи со спором по коммерческому контракту свидетельствует об отказе от судебного иммунитета по этому контракту. После заявления исковых требований в арбитражный суд посольство утратило право ссылаться на иммунитет от российского судопроизводства в данном конкретном споре.
Вопрос об иммунитете российского государства может быть поставлен лишь за рубежом. В частности, Россия не может ссылаться на свой иммунитет в случаях, когда к ней предъявлен иск иностранными лицами в российские суды. Признание иммунитета российского государства за рубежом основывается не только на положениях внутреннего права соответствующих иностранных государств, но и на общепризнанных принципах и нормах международного права. В регламентации вопросов иммунитета также определяющее значение имеют международные договоры. Так, в торговых договорах может быть сформулирован отказ, в том числе иностранного государства, от принадлежащих ему иммунитетов, то есть своего рода добровольное «уравнивание» государства с другими субъектами гражданских правоотношений. Во многих ранее заключенных международных договорах РФ, определяющих статус торговых представительств, закреплен принцип иммунитета торгпредства. Вместе с тем можно согласиться с точкой зрения М.М. Богуславского, что в нынешних условиях такие положения потеряли свое практическое значение, вновь же заключаемые соглашения об учреждении торгпредств аналогичных норм не содержат.
В своей практике государства придерживаются одной из двух доктрин иммунитета: абсолютного иммунитета или ограниченного (функционального) иммунитета. В соответствии с доктриной абсолютного иммунитета иммунитет государства распространяется на любую его деятельность, и государство всегда пользуется иммунитетом. Согласно доктрине функционального иммунитета вся деятельность государства разделяется на два вида: действия государства как суверена (acta jure imperii) и действия государства коммерческого характера (acta jure gestionis). Государство пользуется иммунитетом лишь тогда, когда оно действует как суверен, и оно не может ссылаться на свой иммунитет, когда занимается коммерческой деятельностью, выступает в качестве частного лица: «...когда суверен спускается на рынок... к суверену должны относиться точно так же, как к частному торговцу». Доктрина абсолютного иммунитета превалировала в XIX в. и первой половине XX в. Однако активное участие государств (прежде всего стран социалистической направленности) во внешней торговле привело к принятию некоторыми государствами (преимущественно с развитой рыночной экономикой) специальных законов, ограничивающих иммунитет иностранных держав. В частности, законы об иммунитете иностранного государства, принятые во второй половине XX в. в США (1976г.), Сингапуре (1979г.), Пакистане (1981г.), ЮАР (1981 г.), Канаде (1982 г.) и других странах, исходят из доктрины функционального иммунитета. В 1972 г. в рамках Совета Европы была принята Европейская конвенция об иммунитете государств[1]. По своему содержанию Конвенция придерживается доктрины функционального иммунитета, однако она не устанавливает каких-либо критериев для разграничения деятельности государства на acta jure imperii и acta jure gestionis, а перечисляет случаи, когда государство не пользуется иммунитетом. Конвенция применяется в отношениях только между государствами-участниками. Многие государства приняли свои национальные законы на основе данной Конвенции (например, после присоединения к ней в Великобритании в 1978 г. был принят Закон о государственном иммунитете, который, однако, применяется в отношении не только государств - участников Конвенции).
Недостаток доктрины функционального иммунитета состоит в отсутствии четких критериев разграничения действий государства как суверена и его действий как торговца (например, в ситуации, когда государство приобретает имущество для своей армии). В свою очередь, недостатком доктрины абсолютного иммунитета является то, что государство, предоставляющее безусловный иммунитет иностранным державам, не может рассчитывать на взаимность со стороны тех из них, которые придерживаются доктрины функционального иммунитета.
Россия до последнего времени придерживалась доктрины абсолютного иммунитета. Так, согласно п. 1 ст. 401 ГПК РФ «предъявление в суде в РФ иска к иностранному государству, привлечение Ц иностранного государства к участию в деле в качестве ответчика или третьего лица, наложение ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории РФ, и принятие по отношению к этому имуществу иных мер по обеспечению иска, обращение взыскания на это имущество в порядке исполнения решений суда допускаются только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или Федеральным законом» (см. также ст. 435 прежнего ГПК РСФСР).
Вместе с тем ст. 251 АПК РФ 2002 г. подчеркивает, что иностранное государство обладает иммунитетами (от предъявленного к нему иска, по отношению к принятию к нему мер по обеспечению иска и обращения взыскания на его имущество) только в случае, когда оно выступает «в качестве носителя власти»[2]. Из этого можно заключить, что в России меняется подход к определению сущности иммунитета и она все более склоняется к концепции ограниченного (функционального) иммунитета. В пользу данной позиции говорит также правило ст. 1204 ГК РФ, согласно которому «к гражданско-правовым отношениям, осложненным иностранным элементом, с участием государства правила настоящего раздела применяются на общих основаниях, если иное не установлено законом». Таким образом, российский законодатель в качестве общего правила распространяет действие коллизионных норм раздела VI части третьей ГК РФ на отношения с участием государства - как российского, так и иностранного.
Проект ФЗ «Об иммунитете иностранных государств и их собственности» (внесен на обсуждение в Государственную Думу весной 2005 г.) исходит из концепции функционального иммунитета иностранного государства. Так, установлено, что иностранное государство не пользуется в России судебным иммунитетом:
1) по спорам, возникшим при осуществлении этим государством предпринимательской деятельности;
2) по спорам из сделок, совершенных государством не при осуществлении своей суверенной власти;
3) по спорам, касающимся участия государства в коммерческих и некоммерческих организациях в РФ;
4) по спорам, касающимся прав государства на недвижимое имущество в РФ;
5) по спорам о возмещении государством вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу на территории РФ;
6) по спорам, касающимся прав государства на результаты интеллектуальной деятельности (произведения литературы, науки и искусства, изобретения и т.п.) и приравненные к ним средства индивидуализации лица, продукции, работ или услуг (фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания и т.п.);
7) по спорам, возникшим из трудового договора между этим государством и работником, относительно работы, которая была или должна быть выполнена полностью или частично на территории РФ, за исключением случаев, когда:
а) работник является гражданином этого иностранного государства и не имеет постоянного места жительства в РФ;
б) работник был нанят для выполнения обязанностей по осуществлению суверенной власти государства;
в) предметом спора является заключение или возобновление трудового договора;
8) по спорам, касающимся эксплуатации морского судна или судна внутреннего плавания, если судно использовалось в иных целях, нежели государственные некоммерческие цели.
Согласно проекту признается, что иностранное государство согласилось на отказ от судебного иммунитета, если оно прямо выразило согласие с юрисдикцией российского суда в международном договоре, ином письменном соглашении или путем заявления (письменного уведомления) в российском суде. Признается, что иностранное государство согласилось на отказ от судебного иммунитета, если это государство само предъявило иск в российский суд или вступило в разбирательство существа дела в российском суде. Иностранным государством согласно проекту признаются «государство и органы государственной власти», «составные части государства», «учреждения государства и другие образования», «представители государства» «в той мере, в которой они правомочны предпринимать действия по осуществлению суверенной власти государства и действуют в этом качестве».
Статья 127 ГК РФ устанавливает, что особенности ответственности Российской Федерации, ее субъектов в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности. Как отмечает И.О. Хлестова, в ст. 127 ГК РФ правильнее было бы говорить не об отношениях государства с иностранными субъектами, а об особенностях ответственности Российской Федерации, ее субъектов перед всеми иными субъектами гражданского права, в том числе и перед российскими гражданами и юридическими лицами. Эти особенности было бы целесообразно отразить в специальном законе об ответственности государства, в котором следовало бы определить, какой орган вправе выступать от имени этих субъектов, возможно ли применение мер по обеспечению иска, виды имущества, на которое не может обращаться взыскание по обязательствам РФ[3].
Вопросы иммунитета государства затрагивались в известном деле по иску швейцарской компании «Нога» к российскому государству, заявленному во французский суд.
Согласно контракту, заключенному между компанией «Нога» и Правительством России в 1992 г., российское государство получило кредит у компании «Нога» в форме поставки в Россию продовольствия. Плата за кредит должна была покрываться встречными поставками нефти российскими внешнеторговыми организациями. В кредитном соглашении было установлено, что все споры по соглашению компетентен рассматривать арбитраж в г. Стокгольме в соответствии со швейцарским правом, а также зафиксированы отказ России от иммунитетов в отношении исполнения решения арбитража и обязанность соблюдать такое решение. Поскольку между швейцарской компанией и российскими поставщиками возникли разногласия, фирма в соответствии с арбитражной оговоркой обратилась в арбитраж, который в 1997 г. удовлетворил ее иск к российскому государству. На основании решения арбитража во Франции были арестованы счета российского государства и парусник «Седов». В дальнейшем Россия поставила под сомнение правомерность заключения кредитного соглашения (соглашение от имени РФ было заключено двумя министерствами) и правомерность отказа от иммунитета. Одновременно во французском суде было заявлено, что согласие государства на рассмотрение спора в арбитраже не означает отказа от двух других иммунитетов. В 2000 г. аресты были сняты французским судом[4].
Государственные органы и составные части государства
как субъекты международного частного права
Наряду с государством как таковым в международных частноправовых отношениях участвуют отдельные государственные органы. При этом их статус принято определять по праву той страны, к которой принадлежат органы. Согласно ст. 4 Проекта статей об ответственности государств за международные правонарушения «действия государственного органа рассматриваются согласно международному праву как действия самого государства... независимо от того, каково место этого органа в структуре органов государства». По меткому выражению известного уругвайского специалиста по международному праву профессора Э.Х. де Аречаги, «государство ответственно за свои органы, только за свои органы и за все свои органы».
В свое время Л.А. Лунц, рассуждая о правовом положении советских торговых представительств за границей, отмечал, что их «правовой статус... может определяться только советским законом, что вытекает из общих начал международного публичного права, по которым правовой статус всякого государства и его органов не может быть подчинен иностранному праву». И далее: «...правовой статус торгпредства, определенный советским законом, имеет... экстерриториальное действие в силу общих начал международного права, согласно которому правовой статус органов иностранного государства может определяться лишь его законами».
Так, в Положении о Торговом представительстве Российской Федерации в иностранном государстве установлено, что «Торговое представительство РФ может совершать в установленном порядке от своего имени сделки и иные юридические действия, необходимые для осуществления возложенных на него задач, выступать в судах в качестве истца или представителя истца. Торговое представительство может выступать в судах в качестве ответчика только по спорам, вытекающим из сделок и иных юридических действий, совершенных Торговым представительством в государстве пребывания, и только в тех случаях, когда Российская Федерация в международном договоре с государством пребывания либо путем заявления в суде или письменного уведомления в рамках разбирательства дела выразила согласие на подчинение Торгового представительства юрисдикции суда государства пребывания по указанным спорам».
От государственных органов следует отличать созданные государством юридические лица - самостоятельных участников гражданского оборота. В России к таковым относятся государственные унитарные предприятия и созданные государством учреждения. В соответствии с общим принципом международного частного права их правовой статус (правоспособность, объем ответственности по своим долгам и т.д.) должен определяться российским правом. Согласно ст. 126 ГК РФ Российская Федерация и субъекты РФ, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами. Юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам. Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом. К исключениям относится субсидиарная ответственность Российской Федерации по долгам казенного предприятия при недостаточности его имущества (п. 5 ст. 115 ГК), а также ответственность Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований по долгам созданных ими учреждений при недостаточности у них денежных средств (ст. 130 ГК). Данные положения распространяются в равной степени на внешнеторговые объединения, которые действуют в форме унитарных предприятий.
На «распределенное» имущество, то есть имущество, закрепленное за государственными унитарными предприятиями и учреждениями, не распространяется правило об особом режиме государственной собственности России (иммунитет этой собственности за рубежом). Имущество, которое пользуется иммунитетом, - имущество казны. Сюда относятся средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями (п. 4 ст. 214 ГК РФ).
Известно немало случаев, имевших место в практике советской внешней торговли, когда советские государственные внешнеторговые объединения воспринимались иностранными лицами как государственные органы и в иностранных судах предпринимались попытки возложить ответственность за их действия на советское государство. Вместе с тем личным статутом советских внешнеторговых организаций являлось советское право, и в литературе подчеркивался принцип самостоятельной ответственности государства и внешнеторговых объединений[5]. Таким образом, вопросы о правовом статусе советских внешнеторговых объединений должны были обсуждаться на основе советских законов, которые исходили из принципа раздельной ответственности государства и созданных им юридических лиц. Особую актуальность эта проблема приобрела в связи с предъявлением иностранными лицами претензий к советским внешнеторговым объединениям по долгам советского государства, а также при обсуждении вопроса о том, являются ли обязательные для исполнения советскими внешнеторговыми объединениями акты советских министерств, налагающие ограничения на импорт и экспорт, форс-мажорными обстоятельствами. Иностранные лица отождествляли советские внешнеторговые объединения с государственными органами и возлагали на них ответственность, что встречало сопротивление со стороны советских юристов[6].
В связи с изложенным следует сделать несколько замечаний.
Во-первых, многие государственные органы существуют в форме финансируемых государством учреждений, и в соответствии с гражданским законом являются самостоятельными юридическими лицами. При этом такие образования и определенная законом их самостоятельность в гражданском обороте не должны превалировать над тем фактом, что эти учреждения являются государственными органами, а следовательно, их правовой статус, и в том числе ответственность по своим долгам, не может обсуждаться лишь с формальной стороны (с точки зрения гражданского законодательства). Так, Министерство финансов РФ эмитирует государственные ценные бумаги, но не может рассматриваться как ответственное по ним лицо, поскольку делает это от имени Российской Федерации в соответствии с полномочиями, исходящими от Правительства РФ.
В авторитетном Комментарии к Гражданскому кодексу РФ указывается на необходимость различать две ситуации: во-первых, когда министерства и другие государственные органы, действующие в качестве учреждений, наделяются правами юридического лица как таковые. При заключении ими сделок от собственного имени для удовлетворения собственных «учрежденческих» нужд носителями прав и обязанностей становятся сами органы. В подобных случаях Российская Федерация и субъекты РФ могут нести ответственность только субсидиарно как собственники учреждения (п. 2 ст. 120 ГК). Во втором случае министерство или соответствующий орган заключают договоры от имени Российской Федерации и субъекта РФ, например выступают учредителями от имени государства[7].
Во-вторых, хотя «распределенное» государственное имущество не пользуется иммунитетом, имущество государственных учреждений, осуществляющих публично-правовые функции, например имущество музеев, под иммунитет попадает.
Так, в известном деле по иску И. Щукиной и И. Коновалова к Российской Федерации, Государственному Эрмитажу, Музею им. А.С. Пушкина и Центру Помпиду с требованием о наложении ареста на картины и выплаты возмещения в связи с национализацией картин в 1918г. решением французского суда в исках было отказано со ссылкой на принцип судебного иммунитета российского государства и его собственности. В этом деле внимание суда было обращено на то, что иммунитетом пользуется не только государство как таковое, но также и два музея, осуществляющих хранение картин в рамках выполнения публично-правовых функций в области культуры, на что они были управомочены Министерством культуры РФ. В результате французский суд распространил на имущество музеев режим имущества государства[8]. В деле по иску швейцарской компании «Нога» к российскому государству[9] на основании решения арбитража во Франции были арестованы не только счета российского государства, но также и парусник «Седов», принадлежавший Мурманскому государственному техническому университету. Данный парусник находился на праве оперативного управления университета, и на него нельзя было налагать арест по долгам государства, поскольку университет является самостоятельным юридическим лицом, владеет, пользуется и распоряжается государственным имуществом на самостоятельном вещном праве, ответственности по долгам государства не несет, и характер его публично-правовых функций недостаточен для того, чтобы возложить на имущество университета ответственность по долгам государства.
В-третьих, случаи гражданской ответственности необходимо отличать от международной ответственности российского государства за действия лиц, находящихся под его юрисдикцией в соответствии с международным правом.
Так, в соответствии с Конвенцией о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г. государство (запускающее государство) несет ответственность за ущерб и в случаях, когда его причиняют лица, за которых оно отвечает (ст. 3). Согласно Конвенции 1972 г. в отношениях по компенсации ущерба участвуют только государство - причинитель ущерба (запускающее государство) и государство, которому причинен ущерб, либо государство, физическим и юридическим лицам которого причинен ущерб. При этом в последнем случае это может быть государство гражданства или государство постоянного места жительства потерпевших лиц, либо государство, на чьей территории физическим и юридическим лицам причинен ущерб (ст. 8). В случае, если на территории РФ будет причинен вред любому субъекту гражданского права РФ космическим объектом запускающего государства (иностранного), ответственность по возмещению вреда будет подчиняться правилам Конвенции, а именно: претензия о компенсации ущерба должна быть направлена только государством (РФ). Соответственно компенсация за ущерб по правилам Конвенции будет направлена непосредственно государству, а не потерпевшим лицам.
Субъекты федерации. Согласно Европейской конвенции об иммунитете государств 1972г. автономные единицы, входящие в состав федеративного государства, не пользуются иммунитетом. Однако федеративное государство может заявить, уведомить Генерального секретаря Совета Европы о том, что автономные единицы, входящие в его состав, могут ссылаться на положения Конвенции, применимые к государствам-участникам, и имеют те же обязательства, что и последние (ст. 28).
Со ссылками на английское, бельгийское, итальянское и французское законодательство и судебную практику И.В. Силкина отмечает, что наличие подобных положений в Европейской конвенции объясняется тем, что большинство европейских государств всегда исходило из того, что только центральное правительство федеративного государства имеет право на иммунитет. В результате проведенного сравнительно-правового анализа автор относит к кругу лиц, пользующихся иммунитетом, главу государства, центральное правительство страны и его органы (министерства, ведомства и др.). Вопрос о распространении иммунитета на субъекты федерации в большинстве стран (кроме США и Австралии) решается преимущественно не в их пользу. Однозначно не признается иммунитет за территориальными подразделениями унитарных государств и органами местного самоуправления. Что касается государственных предприятий, учреждений и компаний с государственным участием, то иммунитет предоставляется им в тех случаях, когда они действуют, осуществляя делегированные им суверенные полномочия, а не ведут коммерческую деятельность.
В соответствии с ФЗ «О координации международных и внешне-; экономических связей субъектов Российской Федерации» от 4 января j 1999 г. субъекты РФ вправе заключать соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, причем в соответствии со ст. 7 названного Закона такие соглашения не являются международными договорами. Позиция законодателя непоследовательна: не признавая соглашения субъектов федерации международными договорами, он не определяет их правовую природу.
Как отмечает В.Я. Суворова, «категоричность отказа признать соглашения субъектов РФ об осуществлении международных и внешнеэкономических связей международными договорами вызывает сомнения. Если связи международные, то почему нельзя относить к таковым соглашения (то есть договоры) об их осуществлении?». С точки зрения автора, в соглашениях субъектов РФ с иностранными партнерами «иностранный (международный) элемент... не просматривается... Международные договоры субъектов РФ, как правило, представляют собой международные договоры публичного характера» Имеется также иная точка зрения. Так, по мнению Х.Р. Шамсиева, «субъекты федерации... не могут идентифицироваться как суверены, и поэтому их соглашения нельзя считать априори международными договорами», из чего следует, что «их соглашения могут быть рассмотрены как внешнеэкономические сделки, стороны которых могут выбрать применимое к этим сделкам право».
Международные соглашения субъектов РФ в отдельных случаях могут регулировать некоторые виды гражданско-правовых отношений (при соблюдении условий, установленных упомянутым Законом). Хотя гражданское законодательство в соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ находится в ведении Российской Федерации, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов согласно ст. 72 Конституции РФ отнесены защита прав и свобод человека и гражданина (п. «б»), разграничение государственной собственности (п «г»), жилищное законодательство (п. «к»). Согласно п. 1 ст. 8 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» 2003 г. к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности относится «проведение переговоров и заключение соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также с согласия Правительства РФ с органами государственной власти иностранных государств».
Указанные положения законодательства означают, что в принципе не исключается возможность регламентации отдельных видов гражданских отношений международными соглашениями субъектов РФ с аналогичными образованиями иностранных государств, а также с отдельными ведомствами иностранных государств (с согласия Правительства России) в отношении тех вопросов, которые входят в предмет гражданско-правового регулирования (пп. «б», «г», «к» ст. 72 Конституции РФ). Необходимо также учитывать и вопросы, которые в соответствии с Конституцией РФ относятся к исключительной компетенции субъектов РФ (ст. 73). Как отмечается в литературе, «межгосударственные, межправительственные, межведомственные ратифицированные и официально опубликованные договоры... имеют приоритет и в отношении иных нормативных актов, за исключением законов субъектов РФ в пределах их исключительной компетенции. В последнем случае необходимо согласование с заинтересованными субъектами».
Органы субъектов РФ довольно активно вступают в международные частноправовые отношения, свидетельством чему являются примеры из практики МКАС.
Так, в одном из дел иск был предъявлен турецкой фирмой к органу исполнительной власти субъекта РФ в связи с неполной оплатой товара, поставленного по контракту международной купли-продажи. Со стороны покупателя контракт был подписан хозяйствующим субъектом и органом исполнительной власти субъекта РФ. Ответчик возражал против компетенции МКАС на том основании, что как региональный орган исполнительной власти он не является коммерческой организацией, не занимается предпринимательской деятельностью, не имеет коммерческих предприятий и не может быть участником процесса. МКАС не согласился с доводами ответчика и заявил, что органы исполнительной власти, вступая в гражданско-правовые, в частности внешнеторговые, отношения, являются обычными участниками этих отношений со всеми вытекающими из этого последствиями, в том числе касающихся рассмотрения споров с их участием (дело № 215/1993, решение от 28 апреля 1999 г.). В другом деле, напротив, фонд имущества одного из субъектов РФ в соответствии с арбитражной оговоркой предъявил к иностранному инвестору иск в МКАС в связи с невыполнением инвестором договорного условия об оплате фонду стоимости пакета акций (дело № 401/1994, решение от 23 июня 1996 г.).
Вышеприведенные примеры свидетельствуют в пользу того обстоятельства, что органы субъектов РФ фактически заключают соглашения с иностранными субъектами частного права. Однако насколько такие соглашения соответствуют характеристике категории «внешнеэкономическая сделка»? По мнению И.С. Зыкина, к внешнеэкономическим относятся «совершаемые в ходе осуществления предпринимательской деятельности договоры между лицами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах». При этом термин «коммерческое предприятие стороны» характеризует не субъект права, а место основной деятельности стороны, постоянное место осуществления деловых операций (place of business). Вышеуказанное определение идет вразрез с публично-правовой природой государственного образования. В частности, затруднительно определить, как рассматривается коммерческое предприятие государственного органа или где находится место осуществления им деловых операций. Очевидно, что в отношении государственных образований категория «внешнеэкономическая сделка» используется в качестве исключения для того, чтобы дать надлежащую правовую оценку их соглашениям с иностранными контрагентами.
Аргументация, которая используется в спорах, вытекающих из внешнеэкономических сделок с участием органов субъектов РФ, совпадает с той, которая используется в спорах российских организаций с их иностранными контрагентами.
Так, в одном из дел иск был предъявлен английской фирмой к правительству субъекта РФ в связи с невыплатой суммы по договору поручительства, в котором правительство субъекта РФ выступило поручителем. Ответчик ссылался на недействительность договора поручительства, поскольку он был подписан председателем правительства субъекта РФ с превышением полномочий, предусмотренных законом этого субъекта РФ, и в нарушение порядка предоставления гарантийных обязательств, установленного правительством. Истец (английская фирма) утверждал, что, являясь иностранной фирмой, он не знал и не должен был знать о действительном объеме полномочий председателя правительства, предоставленных ему законодательством субъекта РФ. МКАС, рассматривавший дело, применил к договору российское право как право страны поручителя и отверг доводы правительства субъекта РФ, поскольку, во-первых, поручительство было дано на оплату товара, в то время как закон субъекта РФ касается ситуаций предоставления на безвозмездной основе финансовой поддержки, и, во-вторых, правительство не лишено возможности потребовать компенсации от той организации, за исполнение договора которой было дано поручительство (дело № 404/1998, решение от 7 июля 2000 г.).
Как видно, в вышеприведенном примере ответчик (правительство субъекта РФ) ссылался на нарушение порядка предоставления гарантийных обязательств, предусмотренных внутренним законом этого субъекта. В этом усматривается определенная аналогия с правами юридических лиц, которые согласно российскому законодательству вправе требовать признания сделки недействительной в связи с тем, что полномочия органа юридического лица на ее совершение противоречат учредительным документам юридического лица. Примечательно также то, что в данном деле иностранная фирма сослалась на известное в международном частном праве правило «извинительного незнания» иностранного закона, аналог которого зафиксирован в п. 3 ст. 1202 ГК РФ.
В заключение необходимо отметить, что участие российских публично-правовых образований в международных частноправовых отношениях специально законодательством РФ не регламентируется. Отсутствие специальных законодательных положений может послужить основой для разного рода злоупотреблений, последствия которых могут негативно сказаться на взаимоотношениях с иностранными лицами.
Правовой режим сделок с участием государства
Другой особенностью участия государства как участника международных частноправовых отношений является то, что сделки с иностранным лицом, как правило, подчиняются закону данного государства. Данное положение нашло отражение в известном решении Постоянной палаты международного правосудия в Гааге (предшественницы Международного Суда ООН) по делу о займах югославского и бразильского правительств, размещенных среди французских граждан, 1929 г., в соответствии с которым к особенностям государственного суверенитета относится то, что государство подчиняет действительность своих обязательств собственному правопорядку.
Следует, однако, признать, что принцип, согласно которому к сделкам с участием государства применяется право этого государства при отсутствии международных регуляторов, сохраняет свою значимость. В этой связи нельзя согласиться с тем утверждением, что в так называемых «диагональных отношениях», то есть в сделках, заключенных государством с иностранным лицом, действуют те же правила относительно применимого права, что и во взаимоотношениях разнонациональных частных лиц. Так, с точки зрения Х.Р. Шамсиева, «при отсутствии соглашения о применимом праве к отношениям, когда должником выступает государство, а кредитором - хозяйствующие субъекты... есть вероятность применения Соглашения стран СНГ от 20 марта 1992г. «О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности»...». Хотя Соглашение 1992 г. и является международным договором, заложенные в нем принципы определения применимого права ориентированы на хозяйствующие субъекты и не могут применяться к гражданско-правовым отношениям с участием государства.
В литературе встречается и иное обоснование для применения права государства в договорных отношениях с частными лицами. В частности, в случае отсутствия в контракте с государством оговорки о применимом праве таковым признается право, наиболее тесно связанное с договором. Обычно таковым является право государства, поскольку в большинстве случаев сделки с участием государства имеют существенные связи с территорией государства. Например, инвестиции, осуществляемые на основании инвестиционных соглашений, обычно производятся на территории государства - стороны соглашения.
При вступлении в договорные правоотношения с государством или государственным учреждением, как и при заключении обычной сделки между частными лицами, именно частная сторона (контрагент государства) должна удостовериться в том, что соглашение от имени государства или какого-либо государственного образования было подписано компетентным лицом. Как отметил один из зарубежных авторов, «контроль за полномочиями [представителя государства], даже если он весьма затруднен для другой стороны [частного лица], должен следовать общим нормам. Отсюда следует, что если подписавшая соглашение [от имени государства] сторона не имела необходимых полномочий, то из этого следует, что правительство не связано обязательствами». Таким образом, частные лица должны убедиться, что они имеют дело с надлежащим образом уполномоченными представителями иностранного государства. При заключении сделки с государством необходимо анализировать его национальное законодательство относительно полномочий чиновников на заключение контракта.
Арбитражи относятся достаточно скептично к попыткам государств использовать свое национальное законодательство в качестве препятствия для разбирательства в арбитраже дела, на рассмотрение которого государством уже было дано согласие.
В деле № 7373, рассмотренном Арбитражем при МТП в 1994 г., заседавшем в Гааге (Нидерланды), ответчик (государство) настаивал на том, что он не заключил действительного арбитражного соглашения, поскольку не выполнил предусмотренных его конституционным правом требований, согласно которым для заключения арбитражного соглашения необходимо было получить согласие Совета министров и законодательной власти этого государства. Арбитраж, сославшись на многие предыдущие решения Арбитража МТП, судебные решения различных стран, различные национальные законы, отверг возражения ответчика. По мнению Арбитража, «в настоящее время является общепризнанным правило, которое нашло поддержку во многих судебных и арбитражных решениях и является выражением международного принципа о том, что запреты и ограничения, проистекающие из внутреннего законодательства, не могут быть препятствием для действительности арбитражного соглашения, заключенного государствами, или их органами, или принадлежащими государству компаниями, относительно их участия в арбитражном процессе». Таким образом, в данном деле Арбитраж основывался на международном правовом принципе, нашедшем отражение как в практике международных арбитражей, так и в национальном законодательстве и практике государственных судов различных стран. При этом Арбитраж не сослался на законодательство какого-либо государства.
В деле № 5803, рассмотренном Арбитражем МТП в 1993 г. (арбитраж проходил в Цюрихе, Швейцария), ответчиком была сирийская государственная компания. Представитель ответчика утверждал, что ответчик не был правоспособен подписывать контракт согласно своему внутреннему праву. Арбитраж постановил, что, хотя правоспособность на заключение контракта по общему правилу и регулируется национальным правом (lex domicilii), то есть в данном случае законами Сирии, с утверждениями ответчика в данном случае нельзя согласиться, поскольку в его действиях имеется явное злоупотребление своим правом: сначала контролируемая государством компания, сопровождаемая министром, подписывает контракт, а затем спустя четыре года отрицает свою ответственность по этому контракту на том основании, что в момент его заключения в силу правительственной директивы она не была правоспособна заключать такой контракт. Такое поведение ответчика не совместимо с основополагающими принципами pacta sunt servanda и bona fides (добросовестность. - В.К.).
В деле № 7878, рассмотренном Арбитражем МТП в 1997 г. в Лондоне, договор на осуществление маркетинговых услуг регулировался швейцарским правом. Ответчиком выступала государственная компания. Предмет контракта - результат труда не самого ответчика, а его филиала. Государством ответчика был принят специальный акт - ордонанс, согласно которому права собственности на результаты деятельности ответчика (государственной компании) переданы государству. По истечении трех дней со дня такой передачи права собственности маркетинговый продукт (предмет соглашения истца и ответчика) продан государством третьему лицу. Истец уведомил ответчика о том, что непередача ему предмета договора является нарушением заключенного между сторонами маркетингового соглашения. Ответчик возразил истцу на том основании, что факт принятия государством ордонанса, согласно которому результат проведенных ответчиком маркетинговых услуг был передан третьему лицу, является форс-мажорным обстоятельством, и это обстоятельство освобождает ответчика от исполнения его обязанностей по договору. По мнению Арбитража, при рассмотрении этого вопроса необходимо «исследовать действие экспроприационной меры за пределами территории государства, принявшего такой акт». Вопрос в настоящем деле заключается в том, должен ли арбитр рассматривать действие ордонанса... в соответствии с общими принципами международного права и принципами швейцарского права как права, регулирующего маркетинговое соглашение». В этой связи Арбитраж заключил, что за исключением определенных случаев, конфискация государством товаров, находящихся на его территории, в принципе должна признаваться за рубежом. Однако в данном случае мы имеем дело с ситуацией, когда государство сначала вступило в договорные отношения посредством своего предприятия, которое (предприятие) подчиняется его (государства) указаниям, а затем пытается избежать своих обязательств посредством правительственного акта, позволяющего государственному предприятию ссылаться на его принятие как на форс-мажорное обстоятельство. Такие действия государства, когда они являются дискриминационными и не сопровождаются какой-либо компенсацией для противоположной стороны, не могут быть оправданы на основе форс-мажора; другими словами, ордонанс государства не имеет экстерриториального эффекта и, таким образом, не может приниматься во внимание международным Арбитражем в качестве обстоятельства, исключающего ответственность за неисполнение контракта. Кроме того, Арбитраж пришел к выводу, что даже если бы он и признал экстерриториальное действие ордонанса, ответчик, тем не менее, не доказал, что он не имел возможности исполнить свои обязательства согласно маркетинговому договору, то есть отсутствует одно из существенных требований для защиты на основании форс-мажора. Ответчик обратил внимание на то, что непризнание Арбитражем действия ордонанса ставит под сомнение исполнение арбитражного решения, а в соответствии со ст. 26 Арбитражного регламента МТП арбитр обязан принимать все усилия к тому, чтобы его решение было исполнено. По этому поводу арбитраж заметил, что он не может принимать решение по делу «лишь в свете исполнимости его решения в месте домициля ответчика».
Из положения о том, что к контракту применяется право государства, следует, что его иностранный контрагент должен предпринять определенные меры, направленные на минимизацию рисков, связанных с возможными изменениями в законодательстве своего контрагента. Такие изменения могут быть сделаны и в целях избежания государством своей ответственности. Согласно общим принципам, принятым в международном частном праве, применимое право означает действующее в данный момент право (см. § 3 гл. VIII). Иначе говоря, судьи и арбитры обязаны применять право в том состоянии, в котором оно пребывает на момент рассмотрения спора, а не на момент заключения соглашения. Как отмечает Дж. Моррис, «применимое право - это действующее право (буквально - «живое» - living law), и должно применяться в том виде, в каком оно пребывает в момент исполнения контракта, а не в том состоянии, каким оно было в момент заключения контракта».
В силу принципа суверенитета государство вправе во всякое время изменять свое право, а значит, у него имеется возможность изменить законодательство, что, в свою очередь, приведет к изменению и правоотношений сторон. Во избежание таких ситуаций стороны предусматривают включение в контракт так называемой стабилизационной оговорки, то есть оговорки о том, что к контракту будет применяться право, существующее на момент заключения договора, и что всякие изменения в законодательстве не будут распространяться на соответствующий контракт.
Другой возможностью для сохранения баланса интересов сторон служит передача споров на разрешение не в суд государства - участника контракта (который не может отличаться объективностью), а также не в государственный суд иной страны (где государство-контрагент может сослаться на свой иммунитет), а в международный коммерческий арбитраж. Практика показывает, что частные компании предпочитают разрешать инвестиционные и другие споры, а также споры из контрактов с государством именно в международных коммерческих арбитражах. Признанным авторитетом в качестве арбитражного центра для разрешения таких споров пользуется Арбитраж МТП. Около 10% всех рассматриваемых этим Арбитражем дел приходятся на споры с участием государства, и он составляет серьезную конкуренцию действующему в рамках Вашингтонской конвенции Международному центру по урегулированию инвестиционных споров. При этом государство, заключившее арбитражное соглашение с иностранным лицом, не сможет ссылаться на свой иммунитет не только в арбитраже, но и в суде другого государства, если этот суд будет рассматривать спор о действительности арбитражного соглашения; наличие арбитражного соглашения не означает отказа в отношении иммунитета от предварительного обеспечения иска или принудительного исполнения решения арбитража, осуществляемого с помощью государственного суда. Разбирательство споров с участием государства в международных коммерческих арбитражах предусматривает договоры о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Согласно Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961 г. государство - участник Конвенции должно позволить государственным структурам передавать споры на разрешение в арбитраж (п. 1 ст. 11).