Как отмечает Т.Н. Нешатаева, частноправовые сделки с участием международных организаций регулируются сложным правовым комплексом, состоящим из норм международных договоров (Соглашение о штаб-квартире организации), внутренних правил организации и норм национального права (чаще всего - государства нахождения штаб-квартиры международной организации).
Так, например, Объединенный институт ядерных исследований согласно ст. 3 своего Устава 1956 г. (в ред. 1992 г.) имеет своим местонахождением Российскую Федерацию. Согласно п. 2 ст. 5 Устава «Институт является юридическим лицом и пользуется на территории государств-членов правоспособностью, необходимой для осуществления его функций». Особенности правового положения Института на территории РФ регулируются отдельным соглашением Института с Российской Федерацией (п. 3 ст. 5 Устава). В 1995 г. было заключено Соглашение между Правительством РФ и Объединенным институтом ядерных исследований о местопребывании и об условиях деятельности Объединенного института ядерных исследований в Российской Федерации. В соответствии со ст. 4 Соглашения 1995 г. в пределах района Организации применяется законодательство РФ (п. 2), а на действия и сделки, совершаемые в районе, распространяется юрисдикция судов и других компетентных властей (п. 3). Ряд других статей Соглашения конкретизируют данные положения. Так, в ст. 13 говорится о праве Организации на издание и опубликование печатных произведений, «при этом подразумевается, что Организация будет соблюдать законодательство об авторском праве, а также международные договоры в области интеллектуальной собственности, участником которых является Российская Федерация». В соответствии со ст. 14 сотрудничество Организации с научными учреждениями РФ осуществляется «в соответствии с законодательством РФ и дополнительными соглашениями, которые могут быть заключены между Правительством и Организацией». Вместе с тем согласно п. 4 ст. 5 Устава «Институт устанавливает собственные правила, регулирующие его деятельность. Указанные правила имеют своей целью исключительно обеспечение наиболее благоприятных условий для деятельности Института и имеют приоритет перед законодательством страны местонахождения». Соглашение 1995 г. конкретизирует указанное положение Устава: в соответствии со ст. 6 Соглашения правила Организации (Института) действуют в пределах ее района, а законодательство РФ, противоречащее какому-либо из этих правил Организации, не применяется в части, противоречащей этим правилам. Очевидно, что указанные правила могут регулировать, в том числе и заключение Институтом гражданско-правовых сделок, и, следовательно, имеют приоритет перед гражданским законодательством РФ.
|
|
|
|
Вопросы вещных прав на имущество
международных организаций
Подобно контрактам, данные вопросы регулируются уставом организации, ее дополнительными соглашениями с государством пребывания, а также внутренними правилами организации. Вместе с тем значение имеет и национальное законодательство, прежде всего того государства, на территории которого находится имущество международной организации.
К примеру, в соответствии со ст. 13 Устава Объединенного института ядерных исследований «Институт на правах собственности имеет здания, сооружения, научные установки... а также иное имущество». Возникает вопрос: каково содержание категории «право собственности», о которой идет речь в Уставе, и может ли это право определяться помимо правил самой Организации российским или иным законодательством? Поскольку государства имеют различные правопорядки, различаются и подходы к определению содержания категории «право собственности» (особенно если речь идет о различных гражданско-правовых традициях, например англо-американской и континентальной). Устав лишь частично раскрывает содержание того, что обычно охватывается категорией «право собственности», в частности: а) устанавливает вопросы приобретения «права собственности» на имущество (ст. 12, п. 1 ст. 13); б) определяет, что «порядок распоряжения средствами и имуществом, находящимся в собственности Института, устанавливается Комитетом полномочных представителей» (п. 2 ст. 13); в) определяет некоторые вопросы ликвидации Института, в том числе такое специфическое право, как право государства местонахождения Института (то есть России) на «преимущественную покупку» недвижимого имущества Института (п. 2, 3 ст. 39).
Очевидно, что вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом должны учитывать и законодательство РФ в соответствии с исходным принципом международного частного права - применением закона местонахождения вещи (lex rei sitae). Так, на международную организацию в полной мере должно распространяться правило п. 1 ст. 10 ГК РФ о запрете злоупотребления правом, а также п. 2 ст. 209 о праве собственника «по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц». Это общее требование, распространяющееся на осуществление любой международной организацией своего права собственности на территории РФ. Представляется, что некоторые другие статьи ГК РФ также определяют правовой режим собственности международной организации на территории РФ дополнительно к соответствующим положениям международных соглашений и правилам организации, например: несение собственником (международной организацией) бремени содержания принадлежащего ему имущества (ст. 210), а также риска случайной гибели (повреждения) имущества (ст. 211). Как отмечает Т.Н. Нешатаева, «нормы национального права могут быть направлены лишь на урегулирование какой-то части правового статуса собственности или какого-либо вида сделок межправительственной организации», которые не нашли отражения в правилах самой организации[12].
В соответствии с п. 1 ст. 212 ГК РФ «в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». К числу «иных форм собственности» необходимо относить и собственность международных организаций как обладающую особым правовым режимом (основания возникновения и прекращения права собственности, владение, пользование и распоряжение), основанным на положениях соответствующих международных договоров РФ. Данная собственность не является государственной или межгосударственной. Это собственность самостоятельного субъекта гражданского права РФ - международной организации.
|
|
Отсюда следуют особенности характеристики такой собственности. Так, например, собственность принято рассматривать как отношение между людьми по поводу конкретного имущества (материальных благ)[13]. Собственность же международной организации, по нашему мнению, необходимо рассматривать не только как отношение между людьми, но также как отношение между государствами - членами международной организации. В зависимости от конкретной международной организации и конкретных соглашений, касающихся ее деятельности на территории РФ, содержание права собственности будет различным.
Таким образом, международные (межгосударственные) организации обладают особым гражданско-правовым статусом. Отношения с их участием в основном регулируются международными договорами РФ (соответствующими уставами и дополнительными соглашениями). Международный договор включает нормы российского гражданского законодательства, касающиеся отношений с участием международной организации, которая может и сама использовать предусмотренные гражданским законодательством механизмы для защиты своих интересов, в том числе от публично-правовых действий со стороны государства.
Так, Объединенный институт ядерных исследований обратился в арбитражный суд с иском о признании недействительными ненормативных актов налоговых органов, направленных на взимание налогов с Института. Арбитражный суд удовлетворил требования истца как организации, обладающей иммунитетом в силу Конвенции о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных экономических организаций, действующих в определенных областях, 1980г. (применима к Институту в силу Протокола 1987 г.). В данном случае международный договор РФ послужил основанием для признания ненормативного акта недействительным.
|
|
Структурные подразделения международных организаций
На территории РФ открываются представительства международных организаций, гражданско-правовой статус которых определяется международным соглашением Российской Федерации с соответствующей международной организацией. Россия имеет несколько соглашений с различными международными организациями об учреждении их представительств на ее территории, которые посвящены, прежде всего, деятельности соответствующих представительств в РФ. Вместе с тем такие соглашения содержат положения, существенно дополняющие правовую характеристику самой международной организации.
Так, между Правительством РФ и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) в 1993 г. заключено Соглашение о постоянном представительстве ЕБРР. В ст. 2 (разд. 3) Соглашения говорится: «Постоянное представительство в соответствии с законодательством Российской Федерации не является юридическим лицом и не является отделением Банка и... будет пользоваться только теми иммунитетами, изъятиями и привилегиями, которые конкретно предусмотрены для него в настоящем Соглашении». Во всех последующих статьях Соглашения, которые имеют значение для участия в гражданском обороте, речь идет о Банке. Так, в ст. 3 Соглашения («Правосубъектность») сказано, что «Банк обладает полной правосубъектностью юридического лица». Статья 4 так и называется «Иммунитеты Банка». В ст. 5 («Постоянное представительство») говорится, что «Банк... может открыть Постоянное представительство в Российской Федерации». Таким образом, речь в Соглашении идет не столько об учреждении Постоянного представительства Банка, сколько о деятельности самого Банка на территории РФ. Так, в Соглашении производится конкретизация положений Устава Банка в отношении его правоспособности (например, на территории РФ Банк может беспрепятственно участвовать в финансовых сделках, осуществлять операции с валютой - ст. 10).
Что же касается самого Постоянного представительства, то его гражданско-правовой статус на территории РФ установить довольно трудно. Если сравнить характеристику Постоянного представительства Банка
и представительства по гражданскому законодательству РФ (ст. 55 ГК РФ), то общим является то, что они не являются юридическими лицами. Но Представительство Банка не является его отделением, тогда как представительства юридических лиц на территории РФ рассматриваются как обособленные подразделения соответствующих юридических лиц.
Вместе с тем отсутствие юридического лица у Постоянного представительства Банка не препятствует его участию в гражданских отношениях на территории РФ. Так, разд. 21 ст. 9 Соглашения говорит об операциях Постоянного представительства, которые освобождаются от любого налогообложения. Очевидно, что такие операции могут представлять собой и гражданско-правовые сделки. Надо полагать, что ответственность по сделкам Постоянного представительства будет нести Банк. Таким образом, Постоянное представительство Европейского банка реконструкции и развития обладает на территории РФ самостоятельным гражданско-правовым статусом, не сводимым ни к статусу Банка, ни к статусу представительств юридических лиц по гражданскому законодательству РФ.
Другим примером является Соглашение между Правительством РФ и ООН об учреждении в Российской Федерации Объединенного представительства ООН 1993 г. Под Представительством ООН имеется в виду организационное подразделение, через которое ООН осуществляет сотрудничество по программам в Российской Федерации (п. «а» ст. 1). Характерно, что «оно включает в себя любые филиалы, созданные в Российской Федерации Организацией Объединенных Наций, в том числе ее органами, программами и фондами» (п. «а» ст. 1).
Хотя в Соглашении не конкретизируется, какой статус будут иметь в России «любые филиалы», в частности подчиняется ли их создание нормам российского гражданского законодательства (пп. 2, 3 ст. 55 ГК РФ), можно утверждать, что они не могут рассматриваться как филиалы по российскому гражданскому праву (ст. 55 ГК РФ), а имеют самостоятельный международно-правовой статус. В ст. 3 Соглашения Представительство ООН, ее органы, программы и фонды не называются юридическими лицами, но управомочены: а) заключать договоры; б) приобретать имущество и распоряжаться им; в) возбуждать иски в суде.
Иммунитеты международной организации и ее должностных лиц
Международные организации, их представительства и другие организационные подразделения, а также должностные лица в соответствии с заключаемыми международными соглашениями пользуются иммунитетами, в том числе от гражданской юрисдикции государств-участников. Имущество и активы международных организаций не подлежат конфискации, реквизиции, экспроприации и какой-либо другой форме вмешательства (например, разд. 3 ст. 2 Конвенции о привилегиях и иммунитетах Организации Объединенных Наций 1946 г.). Иммунитет как общий принцип провозглашается в уставах соответствующих организаций и конкретизируется в дополнительных соглашениях Организации с Россией как государством пребывания.
В российском законодательстве об иммунитете международных организаций говорит п. 2 ст. 251 АПК РФ, согласно которому «судебный иммунитет международных организаций определяется международным договором РФ и федеральным законом». Согласно п. 2 ст. 401 ГПК РФ «международные организации подлежат юрисдикции судов в РФ по гражданским делам в пределах, определенных международными договорами РФ, федеральными законами». В п. 8 постановления Пленума ВАС РФ от 11 июня 1999 г. № 8 «О действии международных договоров РФ применительно к вопросам арбитражного процесса» указывается, что арбитражный суд принимает иск по коммерческому спору, ответчиком в котором является межгосударственная организация, имеющая иммунитеты согласно международному договору, только при наличии явно выраженного согласия ответчика на рассмотрение спора в арбитражном суде РФ. Подобное согласие следует рассматривать в качестве отказа от судебного иммунитета международной организации. Согласие на рассмотрение спора в арбитражном суде РФ должно быть подписано лицами, уполномоченными внутренними правилами международной организации на отказ от судебного иммунитета. Исходя из смысла законодательства РФ, можно заключить, что по общему правилу доказательства согласия международной организации выступить ответчиком истец должен приложить уже к первоначально направляемым суду исковым материалам. При этом согласие компетентного органа организации должно касаться всех видов юрисдикционных иммунитетов, поскольку лишь в этом случае имеет смысл рассматривать дело в арбитражном суде.
Таким образом, вопрос об иммунитете международной организации от гражданской юрисдикции, подобно вопросу об иммунитете иностранного государства, лежит главным образом в области процессуального права (ст. 251 АПК РФ, ст. 401 ГПК РФ).
В практике применения положений российского процессуального законодательства возникают определенные трудности. В частности, В.В.Ярков приводит следующий пример:
В Арбитражном суде Свердловской области в 1999 г. возник вопрос: подлежит ли рассмотрению в арбитражном суде спор по иску о признании недействительной двусторонней сделки, предъявленному к обеим сторонам этой сделки со стороны лица, не являвшегося стороной этой сделки, если одна из сторон сделки - Европейский банк реконструкции и развития - является международной организацией, пользующейся судебным иммунитетом? С точки зрения Яркова, подобный иск не подлежит рассмотрению, поскольку в этом случае выбывает одна из сторон арбитражного процесса - Европейский банк. Согласно правилам арбитражного процесса для рассмотрения спора необходимо наличие двух сторон - истца и ответчика. Причем, по мнению автора, арбитражный суд не вправе рассматривать дело с ответчиком - организацией, которая не пользуется судебным иммунитетом, поскольку в противном случае суд рассмотрит дело и примет решение о правах и обязанностях лица -международной организации, не привлеченной к участию в деле, что является безусловным основанием к отмене решения арбитражного суда (п. 4 ч. 3 ст. 158 АПК РФ 1995 г.).
Если международная организация, обладающая судебным иммунитетом, сама выступает в качестве истца, то считается, что она отказалась от судебного иммунитета. Так, Т.Н. Нешатаева приводит следующий пример.
Межправительственная организация со штаб-квартирой в Москве обратилась с иском к российскому юридическому лицу в арбитражный суд РФ. Российская фирма заявила встречный иск. В связи с тем, что межправительственная организация сослалась на иммунитет от судопроизводства, арбитражный суд отказал в принятии встречного иска. Арбитражный суд вышестоящей инстанции признал отказ неправомерным в связи с тем, что после заявления исковых требований в арбитражный суд межправительственная организация утратила право на иммунитет от российского судопроизводства в данном конкретном споре.
Иммунитет международной организации не действует также в некоторых случаях, установленных международным соглашением. Так, в соответствии с п. 2 ст. 15 Соглашения между Правительством РФ и Объединенным институтом ядерных исследований о местопребывании и об условиях деятельности Объединенного института ядерных исследований в РФ 1995 г. Организация (Институт) не пользуется иммунитетом в отношении ряда предъявленных ей гражданских исков в связи с причиненным на территории РФ ущербом. Организация не может ссылаться на иммунитет во всех случаях, когда она по своей инициативе вступает в гражданские правоотношения в РФ (п. 3 ст. 15).
Природа иммунитета международной организации по-разному характеризуется в литературе. Так, с точки зрения М.М. Богуславского, в основе иммунитета международных организаций лежат те же принципы, что и в основе иммунитета государства, причем иммунитет международной организации является производным от иммунитета государств-членов. По мнению же Т.Н. Нешатаевой, «принято считать, что природа иммунитетов государств и международных образований различна. Первые обладают иммунитетами в силу своего суверенного происхождения, в то время как вторые наделяются иммунитетами правовыми актами».
Следует отметить, что международной организации предоставляется иммунитет лишь в отношениях, которые соответствуют ее уставным целям.
Так, международная межправительственная организация предъявила иск к государственной налоговой инспекции о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений ответчика на бесспорное списание с расчетного счета организации недоимки по налогу на добавленную стоимость (НДС). Решением суда первой инстанции исковое требование было удовлетворено, так как на основании ст. 7 Конвенции о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных экономических организаций, действующих в определенных областях еотрудничества, 1980 г. организация освобождается от налогов, а в соответствии со ст. 6 Конвенции 1980 г. имущество и активы истца имеют иммунитет от любой формы судебного и административного вмешательства. Однако при пересмотре дела в вышестоящей инстанции Высший арбитражный суд РФ отменил решение суда первой инстанции и направил дело на новое рассмотрение в связи с тем, что согласно ст. 4 Устава международной организации она создана для научной деятельности. Для осуществления именно этой деятельности ей предоставлен иммунитет от национальной юрисдикции, что подтверждается и Соглашением о штаб-квартире этой организации в России, заключенным Организацией и Правительством РФ. Как видно из материалов дела, наряду с упомянутыми функциями международная организация осуществляла и иную деятельность, в частности сдавала помещения в аренду, оказывала коммунальные услуги и т.д. С учетом этих обстоятельств арбитражному суду следовало установить объем средств, полученных международной организацией от уставной деятельности и от реализации работ, услуг, не имеющих отношения к компетенции международной организации, выяснить сумму дохода, на которую не распространяются иммунитеты и привилегии международного лица, и исчислить сумму налога, подлежащего перечислению в бюджет страны пребывания международной организации.
Наличие иммунитета делает международную организацию довольно «опасным» участником гражданского оборота, однако говорить о ее безответственности некорректно. Как отмечает И.И. Лукашук, «заключая сделку, организация несет гражданско-правовую ответственность так же, как и обычное юридическое лицо... Однако реализация этой ответственности может быть затруднена в силу того, что организация обладает иммунитетом». Имущество и активы международных организаций не подлежат конфискации, реквизиции, экспроприации и какой-либо другой форме вмешательства (например, разд. 3 ст. 2 Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г.).
Особым гражданско-правовым статусом на территории РФ обладают представители государств при международных организациях, а также должностные лица международных организаций. Так, они пользуются иммунитетом «в отношении всего сказанного, написанного или совершенного ими в качестве представителей» (например, разд. 11 ст. 4, разд. 18 ст. 5 Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН).
Таким образом, гражданско-правовой статус международных организаций и их представителей, так же как и статус иностранных государств (их представителей), определяется преимущественно нормами международных договоров. Российское законодательство определяет лишь процессуальные основы участия организаций в судопроизводстве на территории РФ. Данное обстоятельство должно учитываться отечественными и иностранными физическими и юридическими лицами, которые вступают в отношения с указанными субъектами. Практически это может означать отказ истцу в иске, если ответчиком выступает международная организация, невозможность привлечения ее к гражданско-правовой ответственности за нарушение договора без ее согласия. При заключении договора с международной организацией ее контрагент должен учитывать то обстоятельство, что организация будет пытаться навязать ему свои правила игры. Кроме того, как мы уже установили, внутреннее законодательство государств отдает внутренним правилам международной организации приоритет перед нормами национального гражданского законодательства.
Контрольные вопросы
1. Как определяется праводееспособность иностранных граждан на территории РФ?
2. Что такое статут юридического лица?
3. Каков порядок создания на территории РФ филиалов и представительств иностранных фирм и организаций?
4. В чем состоит иммунитет государства как субъекта международного частного права? Каковы основные виды государственного иммунитета?
5. Какова специфика участия международной организации в частноправовых отношениях?
Литература для дополнительного изучения
1. Аксенчук Л.А. Правоспособность иностранного гражданина в сфере предпринимательской деятельности // Законодательство. 2001. № 2;
2. Ануфриева Л.П. Иностранные физические лица: правовое положение в России // Российская юстиция. 1997. № 6-7;
3. Ануфриева Л.П., Скачков Н.И. Иностранные юридические лица: правовое положение в России // Российская юстиция. 1997. № 2;
4. Белов А.П. Субъекты предпринимательской деятельности в праве России и иностранных государств // Право и экономика. 1999. № 6;
5. Богуславский ММ. Иммунитет государства. М., 1962;
6. Бушев А.Ю., Макарова О.А., Попондуполо В.Ф. Коммерческое право зарубежных стран: Учеб. пособие / Под общей ред. В.Ф. Попондуполо. СПб.: Питер, 2003;
7. Галенская Л.Н. Правовое положение иностранцев в СССР. М., 1982;
8. Ерохин А.Н. Проблемы создания совместных транснациональных объединений и финансово-промышленных групп в СНГ// МЖМП. 1995. № 3;
9. Жуков В.А. Юрисдикционные иммунитеты иностранных государств - вызов времени // Юридический мир. 2001. № 10;
10. Канашевский В.А. Правовое положение международной организации как субъекта международного частного и гражданского права // Правоведение. 2003. № 3;
11. Он же. Публично-правовые образования РФ как субъекты международного частного права // Журнал международного частного права. 2003. № 3(41);
12. КольцовА.А. Участие иностранных организаций, не имеющих статуса юридического лица, в арбитражном процессе России // Арбитражный и гражданский процесс. 2004. № 2;
13. Кулагин М.И. Избранные труды. М.: Статут, 1997;
14. Лазарев Л.В., Марышева И.И., Пантелеева И.В. Иностранные граждане (правовое положение). М.: Российское право, 1992;
15. Ладыженский A.M. Теория национальности юридического лица в международном частном праве // СЕМИ 1964-1965. М.; Наука, 1966;
16. Марышева Н.И., Хлестова И.О. Правовое положение российских граждан за границей (вопросы и ответы). М.: Юристъ, 1994;
17. Нешатаева Т.Н. Международные организации и право. Новые тенденции в международно-правовом регулировании. М.: Дело. 1998;
18. Правовое положение иностранных граждан в России // Сб. нормативных актов / Вступ. статья А.Л. Маковского. М.: Бек, 1996;
19. Романов С.В. О теоретических основах правового регулирования статуса иностранцев в Российской Федерации // МЖМП. 1996. № 2;
20. Силкина И.В. Лица, имеющие право ссылаться на государственный иммунитет: современные тенденции в зарубежной судебной практике // МЖМП. 2005. № 1;
21. Смирнова Е. С. Регулирование правового статуса иностранцев в России до начала XIX века // Журнал российского права. 2004. № 9;
22. Суворов Л.Л. Проблемы определения личного статуса юридического лица и его государственной принадлежности в современном международном частном праве // Журнал международного частного права. 1995. № 3(9);
23. Толмачева О.Н. Типовой закон ЮНСИТРАЛ «О международном торговом арбитраже»: вопросы формы арбитражных соглашений // Журнал российского права. 2004. № 8;
24. Фолсом Р.Х., Гордон М.У., Спаногл Дж. Международные сделки: Краткий курс / Пер. с англ. М.: Логос, 1996 (гл. 15, 16);
25. Хлестова И.О. Проблемы юрисдикционного иммунитета иностранного государства (законодательство и практика). М., 2002;
26. Она же. Российское законодательство об иммунитете иностранного государства: тенденции развития // Журнал российского права. 2004. № 7;
27. Она же. О присоединении России к Европейской конвенции об иммунитете государства 1972 г. // Журнал российского права. 2005. № 4.
Глава VI
Право собственности
§ 1. Материально-правовое регулирование отношений собственности
§ 2. Коллизионные вопросы права собственности
§ 3. Национализация в международном частном праве
§ 4. Правовой режим собственности РФ и российских лиц
за рубежом
В международном частном праве исследуются вопросы правового режима имущества иностранных лиц в России и российских лиц за рубежом, а также рассматривается режим собственности иностранных государств и межгосударственных организаций в России и режим имущества российского государства за рубежом.