Международное усыновление

 

Термин «международное усыновление» носит в известной степени условный характер и означает усыновление, в котором усыновитель и усыновляемый имеют гражданство различных государств либо факт усыновления имел место за границей. Усыновление детей иностранны­ми гражданами - явление широко распространенное, чему способству­ет деятельность специально созданных для данных целей организаций (например, в Италии - Организация независимых посредников).

К сожалению, на практике нередко встречаются ситуации зло­употребления иностранными усыновителями своими правами в отно­шении усыновленных детей, что придает криминальный оттенок международному усыновлению в целом. Ситуация усугубляется тем, что ребенка увозят в другую страну и государство может контроли­ровать его судьбу только через его посольство и консульские учреж­дения в соответствующем государстве. Однако не обо всех случаях международного усыновления становится известно российским загранучреждениям. В целях исправления ситуации постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. утверждены Правила поста­новки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства (в ред. от 10 марта 2005 г.).

В 1989 г. была принята Конвенция о правах ребенка. В Конвен­ции участвуют практически все государства (за исключением США и некоторых других), и она является самым многосторонним дого­вором в мире - 192 участника. Среди многочисленных прав ребенка, которые государства обязуются обеспечить на своей территории, Конвенция упоминает право ребенка на возможность быть усынов­ленным в своей стране в приоритетном порядке (аналогичная норма закреплена в ст. 124 СК РФ).

По итогам проверки Генеральной прокуратуры в 45 субъектах РФ, организованной в 2005 г. в связи со значительным "ростом количества иностранных усыновлений российских детей, было установлено, что в последние два года темпы роста иностранных усыновлений начали во многих субъектах превышать внутрироссийское усыновление. Прокуро­рами установлены многочисленные нарушения законов в деятельности различных органов, которые обязаны обеспечивать приоритет россий­ского усыновления, но не делают этого. В нарушение ст. 122 СК РФ информация о детях, оставшихся без попечения родителей, направляется в органы опеки и попечительства и в государственный банк данных таких детей несвоевременно. К примеру, в Свердловской области в 2005 г. несвоевременно представлены в государственный банк данных сведения о 841 таком ребенке. Аналогичные факты выявлены в Чувашской рес­публике, Костромской, Новосибирской, Томской и ряде других областей. Изучением анкет детей установлено, что в Красноярском, Приморском краях, Владимирской, Тверской, Ярославской областях в них отсутству­ют сведения о мерах, принятых к устройству детей в российскую семью. Деятельность органов опеки и попечительства по-прежнему сведена к подбору детей только тем российским гражданам, которые сами обра­тились с такой просьбой. Работа по подбору детям родителей не ведется. В г. Москве в 2005 г. иностранными гражданами усыновлено 113 россий­ских детей. При этом в Департаменте образования в отношении 106 из них отсутствуют сведения о конкретных лицах из числа российских граждан, которым эти дети предлагались для усыновления. Установлены факты внесения в анкеты сфальсифицированных сведений о мерах, принимаемых по устройству детей в российские семьи. Установлено, что в Приморском, Красноярском краях, Свердловской, Владимирской, Ивановской, Пермской, Псковской и других областях наряду с экскур­сионными турами организовывались поездки, основной целью которых являлось знакомство детей с потенциальными иностранными усынови­телями. Российские дети без какого-либо документального оформления неделями проживали в семьях иностранцев, а потом ими же усыновля­лись, что противоречит требованиям законодательства о международном усыновлении. Для устранения выявленных нарушений закона Гене­ральной прокуратурой внесено представление министру образования и науки РФ.

Согласно ст. 21 Конвенции установлено, что усыновление в дру­гой стране может рассматриваться в качестве альтернативного спо­соба ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невоз­можным. При этом государства-участники должны обеспечить, что­бы в случае усыновления ребенка в другой стране применялись такие же гарантии и нормы, которые применяются в отношении усынов­ления внутри страны.

Россией подписана, но пока не ратифицирована Конвенция о за­щите детей и сотрудничестве в области международного усыновления 1993 г.

Конвенция определяет, что усыновление может иметь место только в том случае, когда компетентными властями государства происхожде­ния: 1) установлено, что ребенок может быть усыновлен; 2) определено после надлежащего рассмотрения возможностей устройства ребенка в государстве происхождения, что межгосударственное усыновление наи­лучшим образом отвечает интересам ребенка; 3) приняты меры к обес­печению того, чтобы компетентные власти, ответственные за усыновление, дали свое согласие свободно, в надлежащей правовой форме и в пись­менном виде и такое согласие не было получено с помощью какого бы то ни было платежа или компенсации. Принимая во внимание возраст и степень зрелости ребенка, компетентные власти обязаны обеспечить надлежащее информирование ребенка о последствиях его согласия на усыновление. При этом должны быть учтены желание и мнение ребенка. Усыновление может состояться в том случае, когда властями прини­мающего государства: 1) определено, что потенциальные усыновители заслуживают доверия и обладают соответствующими качествами; 2) га­рантировано, что с потенциальными усыновителями проведены необхо­димые консультации; 3) установлено, что ребенку позволено или будет позволено постоянно проживать в данном государстве. В Конвенции определены функции центральных инспекций и уполномоченных орга­низаций, создаваемых для контроля над международным усыновлением, требования к процедуре международного усыновления, признания госу­дарствами последствий усыновления.

Семейный кодекс России ввел судебный порядок усыновления при соблюдении ряда условий: необходимость получения разре­шения на усыновление, наличие у усыновителя условий для содер­жания детей, близость языка и культуры и др. Как и ранее действо­вавший КоБС РСФСР, Семейный кодекс РФ допускает возможность усыновления детей - граждан РФ иностранцами. Иностранному усыновлению посвящена ст. 165 СК РФ, а также ряд специальных нормативных актов, среди которых постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. (в ред. от 10 марта 2005 г.) «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осущест­вления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ и Правил постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без граж­данства».

Большинство континентальных европейских государств, традици­онно открытых для иностранных усыновителей, подчиняют иност­ранное усыновление личному закону усыновителя. Логика данного подхода заключается в том, что иностранный усыновитель, как пра­вило, увозит ребенка в свою страну, поэтому необходимо соблюдение требований, прежде всего соответствующего иностранного законода­тельства. В США, напротив, применимое право к международному усыновлению - это право страны суда. Однако во всех странах законом страны суда определяются императивные требования к усыновлению: необходимость получения согласия со стороны усыновляемого, до­стигшего определенного возраста (от 10 до 21 года); особые требо­вания к возрасту усыновителей (от 18 до 50 лет); наличие разницы в возрасте между усыновляемым и усыновителем (от 10 до 30 лет); запрет на усыновление единственным усыновителем ребенка противо­положного пола; запрет усыновления лицами, уже имеющими детей, и даже признание усыновления недействительным в случае последу­ющего рождения в семье ребенка.

Россия следует подходу стран континентального права: согласно ст. 165 СК РФ усыновление в России иностранными гражданами российских детей производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель. Если иностранный усыновитель состоит в браке с российским гражданином, то усыновление российского ребенка производится в порядке, установленном для граждан РФ. В некоторых договорах о правовой помощи по гражданским и семейным делам усыновление может регулироваться также законодательством государства, в котором усы­новитель имеет свое постоянное местожительство.

Однако во всяком случае при международном усыновлении должны соблюдаться требования ст. 124-133 СК РФ (за искл. абз. 8 п. 1 ст. 127, абз. 5 ст. 130): 1) усыновление допускается в отношении не­совершеннолетних детей и только в их интересах; 2) усыновление братьев и сестер разными лицами допускается только в случаях, когда усыновление отвечает интересам детей; 3) усыновление детей ино­странцами допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников; 4) усыновитель должен соответствовать требо­ваниям, указанным в ст. 127-128 СК РФ.

Должен быть соблюден порядок усыновления: 1) постоянно прожи­вающие за пределами РФ российские граждане, а также иностранцы, не являющиеся родственниками детей, могут усыновлять российских детей по истечении трех месяцев со дня включения сведений о таких детях в государственный банк данных о детях, оставшихся без по­печения родителей; 2) дела об установлении усыновления детей рассматриваются судом с обязательным участием самих усыновите­лей, прокурора, а также органов опеки и попечительства, которые представляют заключение об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка.

Однако, прежде чем дело дойдет до судебного заседания об уста­новлении усыновления, иностранные кандидаты в усыновители долж­ны представить в компетентный российский орган ряд документов: заявление с просьбой о подборе ребенка на усыновление с указанием своих данных и данных о ребенке, которого они хотели бы усыно­вить; заключение компетентного органа государства своего граждан­ства об условиях их жизни и возможности быть усыновителями; письменное обязательство о постановке на учет в консульском уч­реждении РФ усыновляемого ребенка и др.

Порядок усыновления, в том числе порядок международного усы­новления, регламентируется гл. 24 ГПК РФ. В данной главе отражены некоторые особенности международного усыновления: иностранцы подают заявление об усыновлении в суд субъекта РФ (российские граждане - в районный суд). Наряду с документами, требуемыми для российских граждан, иностранные усыновители должны также представить заключение компетентного органа государства их гражданства или постоянного места жительства об условиях их жизни и о возмож­ности быть усыновителями, а также разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребен­ка в это государство и его постоянное жительство на территории этого государства. Документы иностранных усыновителей должны быть легализованы и переведены на русский язык (перевод должен быть нотариально удостоверен).

Практика показывает, что нарушения при международном усы­новлении достаточно часты.

Так, в 1998 г. Санкт-Петербургский городской суд вынес решение об удочерении американскими гражданами дагестанской девочки Айзанат при ее живой матери и при отсутствии ее согласия на удочерение. Мать узнала об удочерении своего ребенка только тогда, когда судья известил ее о вынесенном решении телеграммой. В данном конкретном случае не было правовых оснований еще в период внесудебной подготовки дела передавать сведения о девочке потенциальным усыновителям. Дееспо­собная мать не была лишена родительских прав, место ее нахождения всем было известно. Она имеет высшее педагогическое образование, воспитывает без мужа еще двоих детей. Третий ребенок родился вне брака. Поэтому до разрешения вопроса признания маленькой Айзанат дагестанскими родственниками мать решила временно поместить ее в Санкт-Петербургский дом ребенка, о чем и указала в своем заявлении. Суд в процессе рассмотрения дела о международном усыновлении не привлек ни мать девочки, ни других близких родственников к участию в процессе.

Посредническая деятельность по усыновлению детей запрещена. Однако такой посреднической не считается деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государ­ствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории РФ в силу международного договора или на основе принципа взаимности (ст. 216.1 СК РФ).

В этой связи постановлением Правительства РФ от 28 марта 2000 г. утверждено Положение «О деятельности органов и органи­заций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории РФ и контролю за ее осуществлением» (действует в ред. от 10 марта 2005 г.). В соответствии с Положением деятель­ность иностранных организаций по усыновлению детей осущест­вляется на территории РФ через их представительства, решение об аккредитации которых принимает Министерство образования РФ по согласованию с рядом российских министерств.

В Положении перечислены основания для отказа в аккредитации, в том числе наличие негативной информации о деятельности иност­ранной организации или ее представительства. Представительства представляют соответствующим российским органам документы об иностранных кандидатах в усыновители для подбора ребенка на усы­новление, оказывают необходимую помощь в оформлении усыновле­ния, направляют в соответствующие российские органы отчеты об условиях жизни детей в семьях усыновителей и т.п.

Иностранцам при усыновлении ребенка, являющегося граждани­ном РФ и проживающего за пределами РФ, необходимо получить предварительное разрешение на усыновление от властей того субъек­та РФ, на территории которого ребенок или его родители проживали до выезда за пределы территории РФ.

В связи с участившимися фактами насилия над российскими детьми, усыновленными иностранными гражданами, Генеральной прокуратурой РФ в 25 субъектах РФ организованы и проведены проверки исполнения требований законов в деятельности представительств иностранных агентств, занимающихся усыновлением, и органов власти и управления России, работающих с ними. Проверками установлены многочисленные нарушения закона в этой сфере, что, в свою очередь, является условием, способствующим усыновлению детей недобросовестными иностранными гражданами. В нарушение требований гл. 19 СК РФ и изданных в его развитие постановлений Правительства РФ деятельность указанных представительств на территории России Министерством образования РФ надлежащим образом не организована и контроля за ней не осущест­вляется. В частности, по состоянию на 12 мая 2005г. на территории России в установленном порядке было аккредитовано только одно предста­вительство. У остальных 86 представительств сроки аккредитации истек­ли. Прокурорами установлены факты наделения региональных предста­вителей агентств полномочиями, выходящими за рамки действующего законодательства. В частности, сотрудникам агентства «Зе Эдопшн Рисорс сентер, инк.» (США) в нарушение закона предоставлялось право запрашивать и получать в официальных органах и организациях по каждому усыновляемому ребенку полную и подробную информацию о состоянии его здоровья, умственном и физическом развитии, условиях жизни и воспитания, производить его видео- и фотосъемку в детском учреждении. Кроме того, установлены факты совмещения руководите­лями государственных и муниципальных образовательных учреждений их должностей с работой в иностранных представительствах по усынов­лению. В некоторых личных делах усыновленных детей обнаружены документы, свидетельствующие о различного рода поборах за услуги, оказываемые усыновителям представителями агентств по усыновлению. Вопреки п. 16 постановления Правительства РФ от 28 марта 2000г. № 268 иностранные представительства несвоевременно направляют в со­ответствующие органы субъектов РФ отчеты об условиях жизни и вос­питания детей в семьях усыновителей, подготовленные компетентным органом государства, на территории которого проживает усыновленный ребенок.

 

Контрольные вопросы

1. Каков основной метод регулирования семейных отно­шений с иностранным элементом в международном частном праве?

2. Правом какого государства регулируются форма и ус­ловия заключения брака по законодательству России и зарубежных стран?

3. В суды какого государства целесообразно предъявлять иск о взыскании алиментов, если между государства­ми отсутствует договор о взаимном признании и ис­полнении судебных решений?

4. Закону какого государства подчиняется международ­ное усыновление?

 


Глава XVIII


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: