double arrow

Тема 13. Эпоха Петра I: направления «европеизации» страны.


Вопросы по теме:

1. Предпосылки реформ Петра I.

2. Внешняя политика. Северная война и ее итоги.

3. Петровские преобразования и их итоги:

А) Военные;

Б) государственное управление;

В) социальные;

Г) экономические;

Д) культурный переворот.

4. Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I (1725–1762 гг.)

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

Реформа, империя, коллегия, Сенат, Синод, посессионные крестьяне, приписные крестьяне, Северный союз.

Рекомендуемая литература

1. Арсланов Р.А., Блохин В.В. История отечества с древнейших времен до конца ХХ века. В 2-х ч. Ч.2. – М.: Поматур, 2002. 2.Арсланова О.В. Поурочные разработки по истории России.– М.: ВАКО, 2005. 3.Волобуев О.В. Россия и мир. – М.: Дрофа, 2002
4.Гринин Л. Е. История России. - Волгоград: Учитель, 1994 5.Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2005.215.  
6.Сахаров А.Н. История России. – М.: АСТ, 2001.  
   

Словарь терминов по теме

Империя– монархическое государство, главой которого является император. Империями обычно назывались государства, расширяющие свои территории за пределы длительно устойчивых границ; господствовавшие над народами других стран; имевшие колониальные владения. Россия была провозглашена империей в 1721 году после победы над Швецией в Северной войне и заключения Ништадтского мира.

Коллегии– С 1715 г. центральные учреждения в России, ведавшие отдельными отраслями государственного управления. В своей деятельности подчинялись императору и Сенату. Коллегии (См. в словаре статью «Реформа государственного управления») отличались от приказов более четким разделением функций. Введение коллегий явилось важным этапом в оформлении дворянско-чиновничьей абсолютной монархии в России.

Посессионные крестьяне - крепостные крестьяне, закреплённые за мануфактурой, фактически это были крепостные рабочие.

Приписные крестьяне - государственные крестьяне, отрабатывающие подушную подать на заводах

Реформа -( франц. reforme, от лат. reformo — преобразовываю), преобразование, изменение, переустройство к.-л. стороны обществ. жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры.

Северный союз – анти шведская коалиция России, Дании, Саксонии и Польши. Заключен в 1699 году. Распался в начале Северной войны 1700-1721 гг. Потерпев поражение, Дания вышла из войны в 1700 году, Польша и Саксония - в 1706 году. После Полтавской битвы 1709 года возобновлен с участием Пруссии (1713 г.).

 

Сенат – государственный орган управления, имеющий в разных странах исторически различные функции. В России был учрежден в 1711 году. Он стал высшей исполнительной и судебной инстанцией, обладавшей и значительными законодательными полномочиями.

Синод– собрание духовных лиц, управляющих делами церкви. В России был учрежден в 1721 г. по указу Петра I в ходе церковной реформы в качестве высшего органа по делам русской православной церкви вместо патриаршества.

Задания для самоконтроля

1. Петр I во время своего правления:

А) опирался на поддержку представителей сословий;

Б) ввел подворное обложение;

В) издал Манифест о вольности дворянства;

Г) открыл в Москве и Петербурге общедоступные библиотеки.

2. Дочь Петра I Елизавета оказалась на российском престоле

А) по завещанию;

Б) по требованию участников крестьянского восстания;

В) по приглашению Верховного тайного совета;

Г) в результате дворцового переворота.

3. О последствиях каких военных действий историк С.М. Соловьев написал такие строки: «Война эта, окончившись таким блистательным миром для России, изменяла положение Европы: подле Западной Европы для общей деятельности с нею явилась новая Европа, Восточная, что сейчас же отразилось в европейском организме…».

А) о Северной войне;

Б) о Крымской войне;

В) о Прутском походе;

Г) о Ливонской войне.

4. Благодаря поддержке гвардейских полков в середине XVIII века к власти пришли

А) Павел I и Пётр I;

Б) Иван VI и Миних;

В) Екатерина I, Елизавета, Екатерина II;

Г) Пётр II, Пётр III.

5. К нововведениям Петровской эпохи можно отнести:

А) учреждение орденов и медалей;

Б) празднование Нового года;

В) введение начального образования для низших сословий;

Г) создание русской письменности

6.Назовите не менее трех задач, решения которых добивался Петр 1, начиная Северную войну. Назовите не менее трех сражений Северной войны, в которых русская армия и флот одержали победы.

7.. Почему период, последовавший за правлением Петра I, получил название эпохи дворцовых переворотов? Кто, по Вашему мнению, решал судьбу страны с 1725 по 1762 г.

8. Охарактеризуйте масштабность реформ Петра І.

 

Тема 14. Россия во второй половине XVIII века. Вопросы по теме: 1. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. 2. Правление Павла I. 3. Внешняя политика России во второй половине XVIII в. КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ Просвещенный абсолютизм, Уложенная комиссия, Жалованная грамота городам, Жалованная грамота дворянству, секуляризация. Рекомендуемая литература: 1. Алексеев С.И. Истор ия России с древнейших времен до нашихдней в схемах и таблицах : учебное пособие - М.: Вентана-Граф, 2012.- 320 с. 2. В.И Буганов,П.Н.Зырянов «История России конец 17-18 в», учебник. Словарь терминов по теме Жалованная грамота городам - документ, выдававшийся высшей властью в России о предоставлении каких-либо прав или льгот (основы самоуправления). Жалованная грамота дворянству -свод сословных привилегий. Просвещенный абсолютизм – это политика, сочетавшаяся принципы абсолютной монархии с некоторыми идеями французских просветителей, а именно введение монархической власти в рамки законности, забота монарха о подданных в соответствии с этими законами и ликвидация наиболее устаревших феодальных институтов. Секуляризация - ослабление власти церкви за счет обмирщения сознания и обращения государством церковной собственности в светскую власть. Уложенная комиссия -собрание всероссийских сословных представителей, созванное Екатериной II в 1767-1769 для кодификации законодательства. Задания для самоконтроля 1.В результате дарования Екатерины II «Жалованной грамоты дворянству»: А) служба для дворян стала обязательной; Б) были созданы земства, руководимые дворянством; В) были учреждены ассамблеи; Г) был закреплен широкий круг привилегий дворянства. 2) Что из названного относится к достижениям внешней политики Екатерины II? А) Вхождение в состав Российской империи Финляндии; Б) вхождение в состав Российской империи Царства Польского; В) получение Россией выхода в Черное море; Г) получение Россией выхода в Балтийское море. 3) Одна из причин ликвидации Запорожской Сечи: А) опасность казачества для правительства как организованной силы; Б) казачество было правительству больше не нужно; В) участие казачества в восстании Е.Пугачева; Г) казаки претендовали на власть на территории Украины. 4) Эпоха Екатерины II вошла в историю как: А) имперская эпоха; Б) эпоха просвещенного абсолютизма; В) бироновщина; Г) эпоха великих перемен. 5) Укажите первый научный центр Российского государства. А) Московский государственный университет; Б) Академия наук; В) Адмиралтейство; Г) инженерная академия. 6. Назовите основные задачи политики «просвещенного абсолютизма», проводимой Екатериной II (не менее трех задач). Приведите не менее трёх примеров этой политики. 7. Назовите основные итоги внешней политики России во второй половине XVIII века (не менее трех итогов). Приведите примеры (не менее трех) военных триумфов России этого периода времени. 8. Выполните задания на соотнесение: 1) соотнесите определения, термины и понятия, относящиеся к теме государственное устройство в России в 18 веке:
1. Высший государственный орган, подчиненный императору. Губерния
2. Высший государственный орган по делам церкви. Коллегия
3. Высшее должностное лицо в уезде. стряпчий
4. Лицо, принятое на службу от определенного числа дворов. рекрут
5. Орган городского управления в России с 1720г. Магистрат
6. Объединение городских ремесленников. Ревизия
7. Основная административно-территориальная единица в России. Сенат
8. Перепись податного населения в России. Синод
9. Судебный чиновник, исполняющий обязанности прокурора. Капитан-исправник
10. Центральное учреждение, ведавшее отраслями управления. 9. Сравните реформы Петра І и Екатерины Великой. Цех

 

 

Сейчас читают про: