Спасающий Заблудших,
Приносящий Пользу,
Облеченный Властью,
Старающийся Изо Всех Сил,
Распоряжающийся Всеми,
Отступающий, Но Исправляющийся, Преуспевающий, А Затем Терпящий Неудачу, Ничего Никогда Не Добивающийся,
Ищущий Клад,
Сводящий Людей С Ума,
Кончающий Жизнь Самоубийством,
Несущий Свой Крест,
Откладывающий На Черный День,
Основывающий Империи,
Вызывающий Жалость,
Поступающий Чрезвычайно Осмотрительно, Упускающий Возможность,
Сожалеющий О Том Что Живет,
Легко Всего Добивающийся.
Думаю, что при прочтении этого списка кое-где у вас как бы екнуло сердце и вы узнали фразу, описывающую главную тему вашего психологического сценария. Но если вы хотите разобраться с этим самым своим собственным сценарием более глубоко, будет лучше, если, выбрав время, вы проделаете следующие рекомендованные М. Джеймс и Д. Джонгвард упражнения техники анализа психологического сценария.
• Культурный и семейный сценарий
• Вообразите, что Вы движетесь назад во времени. Кто быт Ваши предки семьдесят пять лет ши сто пятьдесят лет назад?
• Влияет ли на Вас каким-либо образом Ваше культурное наследство (в Ваших половых ролях, в работе, в стремлении к образованию)?
• Вспомните хотя бы одну тему, которой Вы следуете теперь, и которая определяется культурным сценарием.
• Вспомните Ваши настоящие жизненные сцены Включают ли какие-либо из них субкультурные сценарии?
• Вспомните драматические роли семьи, в которой Вы выросли. Не повторяете ли Вы какие-либо из них сейчас? Какие роли Вы изменили?
• Личный сценарий
Невербальные сообщения Вашего сценария
Прочтите все упражнение, перед тем как выполнить его.
Закройте глаза и попытайтесь увидеть самые ранние выражения лиц, которые Вы можете припомнить. Если возникают только части лица, такие, как глаза или рот, вглядитесь в них повнимательнее. Чьи лица Вы увидели?
Теперь попытайтесь вспомнить невербальные сообщения, полученные Вами от родителей через их действия (подзатыльник, сжатый кулак, сердитый шлепок, нежный поцелуй).
• Какие приятные и неприятные чувства возникли у Вас?
• Какие сообщения передавались Вам через выражения лиц и телесные действия?
Словесные сообщения Вашего сценария
Представьте себе, что Вы опять ребенок. Прислушайтесь снова к тем словам, которые говорились
о Вас в Вашей семье. Что говорилось:
• о Вашей ценности
• о Вашем лице
• о Вашей сексуальности
• о Ваших способностях
• о Вашем уме
• о Вашей морали
• о Вашем здоровье
• о Ваше будущем
• Произносите фразы, которые Вы вспомнили и которые отражают, что думал про вас каждый из родителей.
• Связана каким-либо образом Ваша нынешняя самооценка с мнением Ваших родителей о Вас?
Ролевые отождествления
Вспомните несколько последующих дней и Ваши отношения с различными людьми. Не играли ли вы какую-либо из трех драматических ролей — Жертвы, Преследователя, Спасителя?
• Менялась ли Ваша роль при смене обстоятельств?
• Играли ли Вы одну роль чаще, чем остальные?
• Не были ли исполняемые Вами роли похожи на персонажей Ваших любимых мифов, сказок, притч и т. п.?
Вообразите, что Ваша жизненная драма исполняет-, п r D ~ ^ ^ г.
^ ^ 1 По: Г. Вебер «Кризисы любви. Системная психотера-
ся на сцене. пия Берта Хеллингера».
На сцене
• Это комедия, фарс, сага, мелодрама, трагедия или что?
• Содержит ли Ваша пьеса сценарную тему? Ет да, то на что она направлена, на успех или неудачу, является ли она конструктивной, деструктивной или непродуктивной?
• Будьте зрителем Вашей пьесы. Станете ли Вы аплодировать, плакать, свистеть, смеяться, уйдете спать, захотите получить обратно деньги за билет или поведете себя как-нибудь по-другому?