Не быть. не сближаться. не быть значимым. не быть ребенком

(не иметь его в себе и не проявлять в поведении)

Не взрослеть...не добиваться успеха

j

...не быть собой...не быть здоровым...не быть нормальным ... не принадлежать.

А теперь аффирмируйте эти прямые предписания, заменив на противоположные те из них, которые оказались для вас «родными и близкими».

Обратные предписания родителей. Теперь, когда вы пусть в первом приближении, но разобрались с прямыми родительскими предписаниями, познакомьтесь с феноменом предписаний обратных. Это уже сообщения истинного Родителя — то бишь данного родительского эго-состояния, которые, однако, все равно могут ограничивать ребенка и препятствовать его взрослению и гибкости. Обычные обратные предписания, которые так любят давать своим чадам родители, можно рассматривать как модели или способы достижения успеха, завещанные и заповеданные нам родителями (всем нам, детям — всеми родителями). Будь лучшим, Радуй других, Будь сильным, Пытайся (старайся) и Спеши.

В транзактном анализе их еще называют драйверами. Однако в анализе факторов успешной судьбы я не собираюсь глубоко вторгаться в теорию драйверных процессов. Достаточно (для работы с собственной судьбой) понять только две вещи.

Первое — что это действительно «рецепты счастья», но, увы, совершенно негодные и способные сделать только одно: превратить человека в побежденного. Потому что быть лучшим просто невозможно; всегда радовать других значит забыть про себя; быть сильным везде (не расслабляясь) чревато ранней смертью от перенапряжения; пытаться и стараться вовсе не значит быть успешным (вспомните «кипучего лентяя слесаря Полесова); а спешить (торопиться) в действительности нужно только при ловле блох и когда голым идешь в баню...

И второе — что все это в сути своей убеждения, а значит, их можно запросто заменить на другие, более экологичные, формулировки которых придуманы психологами уже давным-давно.

Драйвер Разрешение

Будь лучшим Ты и так уже достаточно хорош

Радуй других Радуйся сам

Будь сильным Открыто говори о своих проблемах

И желаниях

П ытайся (старайся) П росто делай

Спеши Не торопись

Помимо этого существуют культурные, расовые, религиозные и даже половые обратные предписания, которые в этом случае становятся нормами (типа пресловутого «удел женщины — кухня, ребенок и церковь»). В принципе, они как бы менее вредны, чем вышеописанные прямые предписания. Более того — обратные предписания могут даже как-то освобождать от прямого предписания (например, при прямом «не будь» и обратном «будь лучшим» человек может холить и лелеять эту свою силу, спасая себя от суицида — хотя обычно к «не будь» добавляют «старайся» или «много работай»). Но, во- первых, прямые предписания все-таки сильнее обратных и в вышеописанном случае «накачиваемая» и накапливаемая сила такого человека будет весьма и весьма депрессивной. Во-вторых же, некоторые прямые и обратные предписания могут настолько противоречить друг другу (представьте, как соотносятся между собой «не взрослей» и «старайся» с «много работай» или «не приближайся» и «радуй других»), что человек попадает в капкан двойного стандарта, который, по мнению Г. Бейтсона, ведет к шизофрении и расщеплению личности.

Предписания и решения. Однако обратите внимание на очень важное положение. Для того, чтобы родительские предписания «заработали», вы должны их принять. Ибо властны это сделать — либо принять, либо отбросить. Здесь М. и Р. Гуддинги высказывают свое, отличное от Э. Берна мнение (которое я целиком и полностью разделяю), ибо утверждают, что ни одно предписание не «вживляется в ребенка подобно электроду», как считал Берн. Более того, утверждают они: многие предписания вообще никогда не давались! Ребенок просто придумал, изобрел и/или неверно интерпретировал что-то, и таким образом сам дал себе предписание. Например, смерть брата может вызвать у маленького человечка уверенность, что это его вредность или ревность, а не какая-то там непонятная пневмония убили брата. И, обуреваемый чувством вины, он дает себе предписание «Не будь». Или (опять-таки по Гулдингам), в случае, когда умирает любимый отец, его сын или дочь могут решить впредь избегать чреватой болью потери близости. И чтобы в будущем избежать страданий, подобным тем, что причинила ему(ей) смерть отца, дать себе предписание «Не сближайся». На самом деле он(она) программирует себя на следующее: «Я никогда больше не полюблю, а значит, не буду испытывать боли». При этом несмотря на весь родительский гнет ребенок все-таки может не поверить предписанию и даже просто отбросить его. Например, из-за осознания патологии передающего предписание («Моя мать — сумасшедшая, и неважно, что она говорит»). Или вследствие встречи с кем-нибудь, кто оспаривает предписание, и веры в этого человека («Родители меня не любят, зато учитель меня любит»). Однако в любом случае он(она) принимает воистину судьбоносные решения — часто совершенно паталогические. Так вот, М. и Р. Гулдинги составили очень интересный список некоторых патологических решений, принимаемых в ответ на предписания.

«Не будь». «Я умру, и затем вы меня полюбите». «Я докажу вам, даже если это убьет меня» а также: «Я не умею решать». «Мне нужен кто-нибудь, кто бы решал за меня». «Мир так страшен... Я, вероятно, сделал ошибку». «Я слабее других людей». «Я никогда больше не буду ничего решать».

«Не взрослей». «Ладно, я останусь маленьким» или «беспомощным», или «недумающим», или «несексуальным». Это решение часто буквально проявляется в движениях, голосе, манерах, поведении, когда, например, подобным образом закомплексованная женщина избегает всего, что может подчеркнуть ее сексуальность, а пятидесятилетний мужчина шастает в подростковых курточках и джинсиках.

«Не будь ребенком». «Я больше ничего не попрошу, я сам о себе позабочусь». «Я всегда буду заботиться о них». «Я никогда не буду развлекаться». «Я больше не выиграю». «Я побью тебя, даже если это убьет меня». «Я покажу вам, даже если это убьет меня». «Неважно, насколько я хорош, я должен быч сделать все еще лучше, поэтому я буду чувствовать растерянность (стыд, вину)».

«Не сближайся». «Больше я никогда никому не буду доверять». «Я больше никогда ни с кем не буду сближаться». «Я никогда не буду сексуальным» (плюс все ограничения на физическую близость).

«Не будь здоров» или «нормален». «Я сумасшедший». «Моя болезнь здесь самая серьезная, и я могу умереть от нее» (плюс запрет на использование телесных или мыслительных процессов).

«Не будь собой» (своего пола). «Я покажу им, что я так же хорош/хороша, как и любой/любая мальчик/девочка», «Неважно, как сильно я буду стараться, я никогда не угожу». «Я настоягцая девочка, только с пенисом». «Я настоящий мальчик, хоть и выгляжу как девочка». «Я притворюсь мальчиком/девочкой». «Я никогда не будут так счастлив». «Мне всегда будет стыдно».

«Не будь значимым». «Никто никогда не позволит мне сказать или сделать что-нибудь». «Здесь все главнее меня». «Я никогда ничего не буду стоить». «Я могу стать значимым, но никогда не проявлю этого».

«Не принадлежи». «Я никогда не буду никому принадлежать» или «ни к какой группе», или «Ни к какой стране», или «Никто меня никогда не будет любить, потому что я никому не буду принадлежать».

А еще возможны также и смешанные решения о мыслях и чувствах.

«Не думай». «Я глупый». «Сам я не могу принимать решения». «Я не умею сосредоточиться».

«Не думай об этом». «Думать о сексе плохо, лучше я буду думать о чем-нибудь другом» (этим человеком может овладеть навязчивое состояние), «Лучше я не буду никогда об этом упоминать (чем бы «это» ни было — быть приемным ребенком или иметь не отца, а отчима) или думать об этом». Или «С математикой у меня туго» (или с физикой, или со стряпней, или с футболом — зависит от того, какие были получены предписания).

«Не думай так, как ты думаешь, думай так, как я думаю». «Я всегда неправ». «Я не открою рта, пока не узнаю, что думают остальные».

Аналогичны решения в ответ на предписания по поводу чувств:

«Не чувствуй». «Эмоцииэто потеря времени». «Я ничего не чувствую».

«Не чувствуй так». «Я больше не буду такать». «Я не буду злиться... злость может быть смертельно опасна».

«Не чувствуй так, как ты чувствуешь, чувствуй так, как я чувствую». «Я не знаю, что я чувствую». Именно такие люди спрашивают других: «Что я должен чувствовать? Что бы вы чувствовали на моем месте?»

Несколько раз перечитайте вышеприведенный список решений. Нет ли среди них тех, которые буквально всколыхнули вас, воскресив память детства? Если да (а должно быть — да), выпишите их все, «переверните» и аффирмируйте, превратив в решения, которые больше не будут ограничивать вашу жизнь.

|- — —

Упражнение 106.

^Попробуйте как бы по-вспоминать, какие-такие предписания давали вам в детстве ваши родители.

— ' ■ ■

Упражнение 107.

- Проанализируйте списки прямых предписаний М. и Р. Гулдингов, определите те, которые были даны лично вам и измените их посредством, например, техники аффирми- рования.

1 11 I..—- -g^L-U... — — ■■■'■

Упражнение 108.

- Определите свои собственные «формулы успеха» (обратные предписания) и также переделайте их в разрешения.

СЦЕНАРИИ ЖИЗНИ И СУДЬБЫ

«Весь мир — театр. Все люди в нем — актеры. V них свои есть выходы, уходы. И каждый не одну играет роль».

В. Шекспир

Что такое сценарий. Своеобразным конечным результатом Родительского Программирования обычно выступает сценарий и именно этот психологический феномен мы сейчас и рассмотрим. М. Джеймс и Д. Джонгвард1 отмечают в связи с этим, что «...психологический сценарий имеет поразительное сходство с театральным сценарием. И в том, и в другом есть список исполнителей, определены диалоги, действия, сцены, темы и сюжеты, которые движутся к кульминации и оканчиваются занавесом. Психологический сценарий — это план действий жизненной драмы личности, который предписывает, где личность подойдет к концу своей жизни и каким путем она будет к нему идти. Эта драма исполняется личностью неосознанно, хотя некоторые и могут случайно ее осознать.

Сценарий личности может походить на сентиментальную драму, фантастическое приключение, трагедию, сагу, фарс, роман, веселую комедию или скучную пьесу, которая надоела актерам и нагоняет сон на зрителей. Различные драмы в различной степени могут быть конструктивными, деструктивными или непродуктивными, то есть никуда не ведущими.

Драма жизни начинается с момента рождения. Сценарий записывается в состоянии Я Ребенка через трансакции (взаимодействия — С. К.) между родителями и ребенком. По мере своего роста дети приучаются играть различные роли — героев, героинь, злодеев, жертв, спасителей — и неосознанно ищут тех, кто играет дополнительные роли.

Когда они становятся взрослыми, то исполняют свои сценарии в контексте того социального окружения, в котором живут и которое имеет собственные драматические формы... Личности следуют сценариям, нации следуют сценариям... Жизнь каждой личности — это единственная в своем роде драма, которая может включать элементы семейного и культурного сценариев. Взаимодействие этих сценариев влияет на жизненную драму каждой личности и тем самым разворачивается в истории народа».

Прошу прощения за длинную цитату, но мне не хотелось своими словами пересказывать то, что сказано удивительно точно и недвусмысленно. И все, что остается добавить, так это то, что ваш собственный сценарий складывается не только из Родительского Программирования — в нем, например, очень большую роль играют сюжеты любимых или поразивших ваше воображение в детстве сказок. И еще — что в создании вашего личного сценария участвуют: национальные сценарии (например, «Мы, евреи,

• вечно гонимые люди»);

субкультурные сценарии (например, «Мы работяги, и нам не до высоких рассуждений») и

семейные сценарии (например, «Мы, Ивановы, никогда не высовывались»).

Возникновение личностного сценария. Так что же это за зверь такой — личностный сценарий? По наиболее общему определению2 — неосознанный (скорее, неосознаваемый) жизненный план, базовый сюжет которого мы пишем в раннем детстве (еще до того, как научились говорить!), в основном оформляем к семи годам, а в юности немного пересматриваем и окончательно утверждаем («принимаем в третьем чтении»). Это в высшей степени бессознательное образование (без специального анализа мы совершенно не осознаем, что слепо, верно и неуклонно следуем сценарию) имеет начало, середину и конец, и мы устраиваем нашу жизнь таким образом, что неуклонно движемся к некой финальной сцене, которую определили в детстве. Сценарий жизни человека может быть интересным или скучным, героическим или позорным, комичным или трагичным. И, конечно же, в нем присутствуют положительные герои и героини наряду со злодеями и второстепенными персонажами.

Этот неосознанный план жизни достигает кульминации в избранном финале: финальной сцене, именуемой расплатой. И при проигрывании сценария мы бессознательно выбираем поведение и контексты (условия и обстоятельства), которые приближают нас к этой самой расплате. И еще это было бы хорошо и нормально, если бы все сценарии по, так сказать, чисто качественному показателю, не делились бы на сценарии благополучников (выигрывающих в этой жизни, или победителей), середняков (не выигрывающих, но и не проигрывающих) и не- благополучников (проигрывающих, или побежденных) — об этом я, кстати, уже писал, хотя и несколько с другой точки зрения — расплатой проигрывающих (да и середняков тоже) обычно выступает одиночество, истощение, болезнь, самоубийство и/или убийство (если не верите, пересмот- рите-ка передачу «Как уходили кумиры», из которой

наглядно следует, что расплаты — финальные сцены сценариев — наших звезд были просто страшными... Такая вот получается «ириска» — совсем даже не вкусная.

Как формируется сценарий? Ну, конечно же, под чутким влиянием наших родителей, которые своим поведением и действиями (ими, а не словами) формируют у нас ту самую, уже известную вам базовую экзистенциальную позицию в осях:

Я благополучен Я неблагополучен

Другие благополучны Другие неблагополучны

Мир благополучен Мир неблагополучен.

Именно принятая ребенком базовая экзистенциальная позиция («макрокарта») и является основой для формирования личностного (жизненного) сценария.

Теория банальных сценариев. Если воспользоваться уже знакомой вам четырехклеточной (с исключением позиции по поводу мира) матрицей и основными положениями теории банальных сценариев К. Штайнера, получится следующее («+» в схеме соответствует позиции благополучия, а «-» — неблагополучия).

Я+ Другие+ Я ” Другие “
БП: «Живи и радуйся» ИС: «Я буду жить и радоваться» ДВ: Изменения БП: «Не будь» ИС: «Без любви» ДВ: Самоубийство
Я+ Другие" ЯДругие"
БП: «Не сближайся» ИС: «Без чувств» ДВ: Убийство БП: «Ум бесполезен» ИС: «Без ума» ДВ: Сумасшествие

Сначала разберемся в основных понятиях. В вышеприведенной схеме под базовым предписанием (БП) понимается некое Главное Послание родителей ребенку (или своеобразная квинтэссенция всех их посланий). Под исходным сценарием (ИС) — некая болванка (черновик или заготовка) того самого неосознанного Жизненного плана (сценария), выраженная одной емкой фразой. А под дверь выхода (ДВ) — некая форма промежуточного (а иногда и окончательного) финала-расплаты, одновременно выступающая излюбленной формой решения нерешаемых проблем («Если все и дальше будет так плохо, я — изменюсь, покончу в собой, кого-

нибудь убью, сойду с ума: нужное подчеркнуть).

Из вышеприведенного следует, что вообще-то благополучный сценарий могут обрести только те, кто вопреки родителям (чаще всего) или благодаря их героическим усилиям (крайне редко) приобрели экзистенциальную позицию «Я благополучен и другие благополучны». Потому как именно им (и в результате их принятия) родители дали удивительное предписание на жизнь: «Просто живи и радуйся!» (обратили внимание: «просто живи и радуйся», а не, скажем, «много и тяжело работай», как большинству из нас). В результате эти люди принимают удивительно здоровую основу личностных сценарием «Жить, живя и радуясь» («Я просто буду жить и радоваться»). Отчего даже дверью выхода для них — и только для них — становится простая идея: «Если что-то не так, МНЕ надо измениться». Почему только для них? Да потому, что все остальные придерживаются совсем другой философии, ехидно сформулированной нашим Львом Толстым: «Надо меняться — это всегда о других, а не о себе...» И согласны, в случае наличия проблемы, менять все и вся, кроме главной причины ее возникновения: самого себя... Итак, только люди с исходным «Я+ Другие4'» способны обрести сценарий благополучника. С остальными дела обстоят куда как хуже, потому что «человеки» с экзистенциальной позицией «Я~ Другие», как правило, «стартуют в жизнь» с убийственным напутствием «Не будь» (здоровым, счастливым, успешным — в общем, перечитайте предшествующий раздел). Причем дают это самое предписание родители никогда не прямо, но почти всегда косвенно: в форме описанного в «Основных идеях и посылках» обусловливании. Например, напомню, что предписание «Не будь здоровым» косвенно, но очень даже легко, дается родителями чаду следующим образом. Пока ребенок здоров, на него никто не обращает внимание. Но стоит ему заболеть, как над ним начинают любовно кудахтать, кормя всяческими вкусностями, не только папа и мама, но и все бабушки и дедушки. И тогда ребенок (точнее — его бессознательное) как бы смекает: вот он — универсальный рецепт счастья! Чтобы тебя любили, надо (достаточно) быть больным! (т.е. не быть здоровым). А буде одной из главных задач дитяти в первые годы жизни является как раз поиск способов получения любви и внимания со стороны значимых других (и просто других — как говаривал французский психоаналитик Ф. Лакан, главным желанием человека является желание быть желанным...), способ этот закрепляется в сценарии «Без любви» (еще бы — ведь получается, что просто так никто тебя любить

не будет — чтобы любили, надо не быть,

а постоянно делать это невозможно). И отныне и во веки веков, до самой своей смерти или успешного перепрограммирования этот человек будет добиваться (именно так: не получать, а добиваться) любви других, болея едва ли не всеми известными современной науке болезнями. А если любви окажется (покажется) недостаточно, станет хроником и уж точно завершит свой сценарий (и жизнь) финальной сценой «Любящие(!) друзья и родственники у смертного одра безнадежно больного меня». А это в сути своей есть скрытое и только лишь растянутое во времени самоубийство. К каковому в качестве двери выхода из проблем вообще тяготеют представители славного (вообще-то не очень, так как сам таким был когда-то) племени «Яг Другие*». Только не надо падать в обморок по поводу вышеупомянутого самоубийства как двери выхода. Это вовсе не значит, что, столкнувшись с серьезной проблемой, человек немедленно начнет искать веревку, табурет, крючок и кусок мыла (желательно в хорошем состоянии). Самоубийство может быть ну очень растянутым во времени и совершаться в любой из сфер жизни человека. Например, почти имманентно свойственной «дорогим россиянам» алкоголизм (или явная к нему склонность) является прекрасным способом долговременного и не лишенного приятности самоубийства. Сразу во всех сферах: социальной, ибо опустимся на дно; профессиональной, поскольку с работы точно выгонят; семейной, так как жена, скорее всего, уйдет; и, конечно же, физической, буде организм долго не выдержит, а если и протянет, то, скорее всего, ноги...

Экзистенциальная позиция «Я+ Другие» на первый взгляд как бы даже дает куда как больше возможностей для формирования сценария благопо- лучника (неслучайно почти все наши богатые бура- тин ки «стартуют в жизнь» именно из нее). Вот только расплата у них отнюдь не благополучная: чаще болезни от перенапряжения (гипертония, ишемия, нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта) и одиночество (либо в семье, либо даже в социуме — особенно если обманутые собрались с силами и таки отправили тебя в места не столь отдаленные...). А все потому, что базовое предписание родителей «Не сближайся» можно действительно выполнить, только исходя из сценария «жизнь без чувств» (живя без них и тем будучи обреченным на одиночество). Ну а если кто-либо все же пожелает приблизиться, создав тем самым проблему, всегда остается дверь выхода: убийство. Нет, и здесь поймите меня правильно. Предпочтение позиции «Я+ Другие» к данной двери выхода вовсе не значит, что подобный человек сам убьет кого-то (хотя большинство киллеров живут по этой макрокарте) или наймет убийцу (хотя большинство заказчиков происходят как раз из тех, кто живет по принципу «Я благополучен — Другие неблагополучны»). Нет, убивают они проще и изощренней — своих контрагентов и поставщиков — срывами сроков оплаты выполненного и уже поставленного. Своих подчиненных — бесконечными придирками. Своих домочадцев — беспощадным брюзжанием и головомойками. И, как говорится, «и так далее, и тому подобное».

Наконец, последняя из четырех экзистенциальных позиций — «Я- Другие» безусловно, чревата возникновением сценария неблагополучника и проигрывающего (свою, собственную жизнь — как бы

■ч

побежденного этой жизнью). В банальном ее варианте все это происходит (и исходит) из-за базового предписания родителей «Ум бесполезен» (напоминаю, что оно может быть запросто и спокойно дано папой и мамой, которые, например, в силу собственной неполноценности — не обязательно умственной — не любят своего ребенка именно тогда, когда он этот самый ум демонстрирует). В результате несчастное дитя принимает в качестве исходного сценарий «Жизнь без ума» и буквально становится идиотом, точнее, человеком с низким практическим (для реальной жизни) и теоретическим (для обдумывания оной) интеллектом. Это все те, кто постоянно покупаются на посылы шарлатанов и лохотронщи- ков: за бесценок продают свои квартиры; и глупо отдают собственные жизни в угоду тому, что они даже не понимают... Потенциальные бомжи: обитатели трущоб и ночлежек, для которых дверь выхода в виде сумасшествия является не только расплатой, но и блаженным исходом...

Что можно еще добавить к теме сценария? Да ничего особенного, кроме некоторых итоговых положений.

• Сценарий — это план жизни.

• Сценарий ведет к расплате (финалу)

• Человек (ребенок) в общем-то сам принимает решение о сценарии.

• Сценарий подкрепляется родителями.

• Сценарий лежит вне пределов осознания.

• Мы запросто искажаем реальность с целью «оправдания» своего сценария.

• Сценарное решение представляет собой наилучшую стратегию ребенка с целью выживания в мире, который часто кажется ему враждебным и даже угрожающим жизни.

• Сценарные решения принимаются в соответствии с эмоциями ребенка и его способом тестирования ситуации.

• Сценарии по содержанию делятся на три группы благополучника (выигрывающего, или победителя), середняка (не выигрывающего, но и не проигрывающего) и неблагополучника (побежденного).

И еще одно, что следует добавить уже в контексте наших воззрений на успех как благополучие. Во- первых, анализируя собственный сценарий, вы должны очень четко учитывать, что как благополучие может быть и общим, и частным, так и сценарии могут описывать как жизнь в целом, так и жизнедеятельность в ее сферах. И можно быть, скажем, благопо- лучником (победителем) в любви и сексе, но полным неблагополучником (побежденным) во всем остальном (здоровье, взаимоотношениях, работе и деньгах). Во-вторых, сценарии жизни для трех ее уровней могут весьма существенно различаться, и можно даже предположить, что переход с уровня на уровень возможен только в случае изживания или завершения сценария. Да и вообще следует очень хорошо понять и запомнить, что лучшим сценарием жизни является отсутствие любого сценария...

О переделке макрокарт. Все вышесказанное выглядит весьма драматично и, конечно же, требует переделки макрокарт. Каковую (переделку) можно достаточно легко сделать, если воспользоваться техникой переоформления негативной составляющей базовых макрокарт.

Расслабьтесь любым известным вам способом.

Теперь, пребывая в релаксации, попробуйте ответить на следующие вопросы: попробуйте в том смысле, что ответ этот вы не должны сознательно искать или, упаси вас боже, конструировать он должен как бы сам возникнуть в вашей голове, всплыв из глубин вашего бессознательного.

Какова ваша первая самая негативная мысль о самом себе?

Какова ваша вторая самая негативная мысль о самом себе?

Какова самая негативная мысль вашей мамы о вас?

Какова самая негативная мысль вашего папы о вас?

Какова самая негативная мысль о вас, пришедшая из детства из общения со сверстниками и взрослыми?

Какова самая негативная мысль о вас в школе, где вы учились?

Какова еще одна самая негативная мысль о вас значимых людей из вашего периода взросления?

Исходя из этих семи (или меньшего числа) мыслей, составьте бескомпромиссное суждение о самом себе: «Я на сегодняшний день». Это суждение и представляет собой негативную часть эпистемологической составляющей вашего сценария в части представлений о самом себе неспецифический закон, который неумолимо и непреклонно управляет вашей жизнью.

Приведу простой воображаемый пример построения подобного «сценарного суждения». Предположим, что при ответе на первый вопрос в голове некоего воображаемого субъекта всплыла мысль «Неудачник». При ответе на второй — «Никчемная личность». При ответе на третий — «Умрешь под забором!» При ответе на четвертый — «Плохо кончишь!» При ответе на пятый — «Слабак». А вот при ответе на шестой и седьмой вопросы из глубин его памяти почему-то ничего не всплыло (если это не подсознательный блок, то значит ему хоть здесь повезло...).

Итоговое суждение «Я на сегодняшний день» в этом случае может выглядеть следующим образом:

«Я никчемная личность, слабак и неудачник, который плохо кончит и умрет под забором».

Ничего себе «ириска» — простите, сценарий? Но ведь именно он — это самое суждение — и составляет основу Думающей части мозга этого воображаемого субъекта! И повсеместно-повседневно реализуется в его поведении, деятельности и общении... Стоит ли тогда удивляться, если жизнь данного человека сложится самым неудачным образом, ибо он до тех пор, пока не изменит свой сценарий, будет оставаться Рожденным Проигрывать.

Как изменить сценарий и стать Выигрывающим? Об этом чуть далее, поскольку мы разобрались только лишь с представлениями о себе. Так что пойдем дальше — по аналогичной схеме.

Продолжая пребывать в релаксации, ответьте на еще одну серию вопросов:

Какова ваша первая самая негативная мысль о других людях (людях вообще)?

Какова ваша вторая самая негативная мысль о других людях (людях вообще)?

Какова самая негативная мысль о других людях (людях вообще) вашей мамы?

Какова самая негативная мысль о других людях (людях вообще) вашего папы?

Какова самая негативная мысль о других людях (людях вообще), пришедшая из детства из вашего общения со сверстниками и взрослыми?

Какова самая негативная мысль о других людях (людях вообще), бытовавшая в школе, где вы учились?

Каковая самая негативная мысль о других людях (людях вообще) запомнилась вам из общения со значимыми людьми из вашего периода взросления?

Исходя из этих семи (или меньшего числа) мыслей составьте бескомпромиссное суждение о других людях: «Люди в общем и целом».

Предположим, что при ответе на первый вопрос у нашего «испытуемого» всплыло «Все люди сволочи!»; на второй — «Думают только о себе»; на третий — «Каждый блюдет свой интерес»; на четвертый — «Никому нельзя верить», на пятый — «Они всегда обижают»; на шестой — «Лохи недоношенные», а на седьмой — «Смеется тот, кто смеется последним». Итоговое суждение «Люди в общем и целом» в этом случае может принять следующий вид:

«Люди это лохи и сволочи, которые думают только о себе и блюдут каждый свой интерес. Они всегда обижают, так что никому нельзя верить, и хорошо еще, что смеется тот, кто смеется последним».

Стоит ли удивляться, прочитав эту часть сценария нашего гипотетического субъекта, что у него совсем нет друзей, зато имеется куча врагов, часть из которых ему уже отомстили за эти самые воззрения, и что не так давно от этого человека ушла четвертая жена! Однако и это еще не все о сценарии. Остается, как вы, наверное, поняли, представления об окружающем мире.

Все так же релаксируясъ, ответьте на последнюю серию вопросов:

Какова ваша первая самая негативная мысль об окружающем вас мире?

Какова ваша вторая самая негативная мысль об окружающем вас мире?

Какова самая негативная мысль об окружающем мире вашей мамы?

Какова самая негативная мысль об окружающем мире вашего папы?

Какова самая негативная мысль об окружающем мире, пришедшая из детства из вашего общения со сверстниками и взрослыми?

Какая самая негативная мысль об окружающем мире бытовала в школе, где вы учились?

Какова самая негативная мысль об окружающем мире значимых людей из вашего периода взросления?

Опять-таки представим, что (коротко) ответы нашего гипотетического субъекта были следующими: «Дерьмо», «Неуютное место» (оба ответы его), «Послаблений не будет» (мама); «Если не ты его, то он тебя» (папа) и «Планета наша для счастья не оборудована» (кто-то из детства), а более ничего так и не всплыло. Тогда итоговое ваше суждение «Окружающий мир» можно сформулировать так:

«Окружающий мир это дерьмо и неуютное место, поскольку планета наша для счастья не оборудована, и если не ты его, то он тебя. А послаблений не будет»

В принципе, эпистемологическое ядро сценария налицо. Можно, конечно, добавить серию вопросов о жизни, судьбе и тому подобном, но это уже вы можете сделать сами. Мы же перейдем к технике изменения эпистемологического сценария, которая делается следующим образом.

Посчитайте количество суждений в каждом «блоке» вашего сценария.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: