Должен заметить, что шестишаговый рефрейминг у меня давным-давно как бы «ходит в связке» с техникой построения новой части. Логика моя здесь проста и — на мой взгляд — бесспорна. Шестишаговый рефрейминг освобождает человека от чего-то плохого. А что же (кто же?) тогда приведет его к че- му-то хорошему? Естественно, что лучше всего это сделает новая часть, которой мы и поручаем контролировать и осуществлять продвижение к желаемому. Обычно я немного видоизменяю процедуру построения новой части, делая ее более театрализованной и, как показывает практика, эффективной. Например, прошу клиента вспомнить любимого или просто известного кинорежиссера, встать с «клиентского» кресла, мысленно как бы оставив себя самого там и, пересев, перевоплотиться в этого самого кинорежиссера (абсолютное большинство моих пациентов перевоплощается в Эльдара Рязанова). А после, обращаясь к клиенту уже исключительно как к кинорежиссеру, прошу его придумать и мысленно «снять» (т. е. в общем-то просто вообразить) семь видеоклипов, в которых главным действующим лицом будет «вон тот человек» (я показываю рукой на пустующее клиентское кресло, а иногда даже «знакомлю» кинорежиссера с его будущим актером — им самим, но в другой позиции). Содержание клипов — способность или процесс, который мы хотим создать, причем действие в них должно развиваться последовательно и постепенно: от легких ситуаций, в которых эта способность или процесс проявляется, в первом клипе до «кульминационного» их воплощения в клипе седьмом (его я разрешаю «снять» как бы в недалеком будущем — кстати, все клипы диссоциированы, т. е. клиент как бы видит в них себя).
|
|
Когда клипы готовы, я проверяю их — не столько с точки зрения реализации «принципа реальности», сколько с позиции принятия их клиентом-режиссером (о том, что при этом я активно использую субмодаль- носги, наверное, можно и не говорить). И поблагодарив кинорежиссера и отправив его восвояси (разумеется, последнее происходит в воображении), перевожу клиента на его кресло и объясняю новую задачу: «сыграть» во всех видеоклипах самого себя. То есть глядя на ситуации клипов уже из своих глаз (ассоциированно) даже не просто просмотреть то, что там происходит, но еще и проделать все это — конечно, в сокращенной или урезанной форме (так я подключаю кинестетику). А еще — услышать или при необходимости даже воспроизвести «звуковое сопровождение» этих коротких фильмов о самом себе. Когда клиент завершает «проигрывание» клипов, я благодарю его, а затем восстанавливаю сигналинг (восстанавливаю потому, что уже установил его в ходе шестишагового рефрейминга). И, заручившись поддержкой.бессознательного (ему обязательно должно понравиться содержание видеоклипов — т.е. оно должно их принять), прошу его выделить из всего увиденного, услышанного и прочувствованного главное: некую квинтэссенцию нового качества или способности, обретение которого и составляет суть видеоклипов — то, что как бы красной нитью проходит через них. И после получения «подтверждения о выделении» просто прошу бессознательное клиента создать часть, которая отныне и далее будет отвечать за то, чтобы это самое обретение стало реальностью...
|
|
Работа с дисфункциональными паттернами. В дополнение к двум вышеизложенным, в работе с Единицами Сознания вы можете использовать еще одну психотехнологию — работу с дисфункциональными паттернами. Именно так М. Адамидес назвал свой в чем-то похожий на вышеописанные способ работы со структурами сознания, имевшими негативное содержание и оказывающими неэкологичное воздействие на жизнь человека (это и есть дисфункциональный паттерн). Я привожу здесь эту его технику потому, что в ней своеобразным и причудливым образом объединяется работа с единицами сознания и реимпринтирование.
Техника работы с дисфункциональными паттернами М. Адамидеса делается в семь этапов (По: В. Козлов. «Истоки осознания»).
• Определение паттерна, его локализации в физическом теле с одновременным описанием дисбаланса на уровне сознания. При этом стратегия может быть двоякой:
• от определения локализации в физическом теле к описанию на уровне дисбаланса сознания;
• от описания дисбаланса в сознании к определению локализации в физическом теле.
• Описание паттерна по модальностям (цвет, форма, фактура и т. д.) и вычленение того чувства, которое связано с паттерном.
• Определение того, когда (возраст, время) вы почувствовали и чувствовали этот симптом в своем теле.
• Описание ситуации, с которой связан симптом и отреагирование блока памяти на всех уровнях — ментальной, эмоциональной, телесной.
• Принятие симптома.
• Благодарность себе за хорошую работу и воз- вращение в «здесь и сейчас».
• Если проработанный дисфункциональный паттерн не является первопричиной, то вышеуказанные этапы раскручиваются еще раз в той же последовательности все глубже и глубже до отреагирования первопричины и полного исчезновения паттерна.
Упражнение 136.
- Попробуйте составить список частей, отвечающих за ваши неэкологичные поведение или эмоции, а после обдумайте (а если получится — то обсудите с соответствующей частью) намерения каждой из них — т. е. то, чего они хотят добиться — от вас или для вас с помощью соответствующей «отрицательной экологии».
Упражнение 137.
"♦Потренируйтесь в обнаружении мест локализации различных частей, отвечающих за те или иные области вашего состояния или поведения. Например, исследуйте с этой точки зрения свой страх (смелость), неуверенность в себе (уверенность), тоску (веселье) и прочее, прочее, прочее.
Упражнение 138.
■►Выделив область поведения или эмоций, которое вы считаете неэкологичными, обнаружьте отвечающую за нее часть и осуществите работу с ней по техникам
• шестишагового рефрейминга
• процессинга сущности.
Упражнение 139.
- Теперь, основываясь на том, что вы рефреймировали часть От, а вам нужна еще и часть К, создайте для этой области поведения или состояния новую часть, отвечающую за уже целиком и полностью экологичную реакцию.
Упражнение 140.
- Для какой-либо из своих частей попробуйте осуществить технику работы с дисфункциональным паттерном, обратив особое внимание на поиск и реимпринтирование ситуации, с которой связан симптом части.
• ОБЪЕДИНЕНИЕ И ВОЗВРАЩЕНИЕ СУЩНОСТЕЙ И ЧАСТЕЙ
|
|
«Душа — это колеснииа, влекомая двумя лошадьми — черной и белой. Они тянут в разные стороны и плохо подчиняются возниие».
А. Бушков
Дополнительная работа с сущностями и частями.
Всем вышеописанным работа с Единицами Сознания ради того, чтобы стать и быть хозяином своей жизни и судьбы, к сожалению или к счастью, не исчерпывается. К сожалению только лишь потому, что вы, возможно, к данному моменту немного подустали от «перепрограммирующей» возни с собственными холодайнами, субличностями, частями и сущностями. Ну а к счастью оттого, что иначе вы упустили бы целый ряд ограничений и возможностей управления своей жизнедеятельностью, в которых прямо и непосредственно задействованы Единицы нашего Сознания.
Первое из этих ограничений и возможностей связано с объединением частей, по каким-либо причинам расколовших вас на полярности — как бы две противоречащие друг другу половинки, одна из которых упорно толкает человека к чему-то хорошему, в то время как вторая ну никак не хочет отпускать его от чего-то плохого. Второе — с воссоединением с какой-либо отвергаемой вами частью себя, которую вы из самых лучших побуждений задвинули в собственную тень, откуда она периодически «подает голос», проявляясь в весьма неэкологичных эмоциях и поведении. Ну а третья — с возвращением утраченных частей, каковые по каким-либо, часто не зависящим от вас причинам, были потеряны вами на длинной жизненной дороге. Всем этим мы и займемся в этом, последнем, разделе шестой главы.
Техника объединения частей. Психотехнологии объединения частей (в чем-то похожая на синтез противоположностей) применяются во всех тех случаях, когда мы имеем дело с явной расколотостью человека на полярности — как бы две противоречащие друг другу части («трезвая» и «пьющая», «активная» и «пассивная»; «отдыхающая» и «работающая»; «смелая» и «трусливая» — список продолжите сами). Теоретическое описание этой проблемы лежит за пределами этой книги, поскольку нас здесь интересует только то, как именно можно интегрировать и перепрограммировать противоречащие друг Другу части. Однако вам следует отчетливо понимать, что сам факт возникновения какого-то намерения неизбежно может породить не только часть, которая его поддерживает, но и ту часть, которая просто никак не хочет «выходить из минуса» и «покидать свое болото». А буде вы еще и отвергаете эту свою «минусовую» часть, регулярно ее поругивая, и, наоборот, нахваливая то в себе, что хочет «прийти в плюс» (другую, полярную, часть), без объединения этих противоположностей вам ну никак не обойтись.
|
|
Р. Дилтс справедливо заметил, что основная техника возвращения целостности своего «Я» обычно выполняется несколько поверхностно. Во многом— вследствие поверхностности же ее представления. Поэтому я привожу здесь полный его (Р. Дил- тса) вариант описания техники объединения частей,
для интеграции конфликтных убеждений (помните этот важный момент в работе с убеждениями?). Данная техника Р. Дилтса представлена здесь в самом общем виде: для «побуждающей» и «тормозящей» частей (причем я сознательно заменил термин «возбуждающая» на «побуждающая» часть — исходя не из теории возбуждения и торможения, но из семантики и смысла.
• Определите конфликтующие убеждения или проблемы и физически обозначьте противоречащие друг другу части.
• Войдите в контакт с «побуждающей» частью самого себя и обратите внимание на чувства, связанные с ней. Это можно сделать, задав себе вопрос: «Чего такого я хочу, чего не делаю, чувствуя, что что-то мне мешает делать это?» Отметьте,