Гражданские процессуальные правоотношения и их субъекты

Перечень планируемых результатов обучения по теме № 2 соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Индекс компетенции Перечень компонентов
ОПК-1 Знать:нормативно-правовые акты, определяющие основные понятия, категории гражданского процессуального права. Уметь:использовать знания основных понятий, категорий, институтов гражданского процессуального права. Владеть:понятийным аппаратом данной отрасли права.
ПК-4 Знать:нормативные правовые акты, регулирующие институт гражданского процессуального права. Уметь:квалифицированно применять нормативные акты при решении правовых ситуаций. Владеть:навыками анализа нормативных правовых актов в сфере гражданского и гражданского процессуального законодательства.

Вопросы для подготовки к занятию:

 

1. Понятие и основания возникновения гражданских процессуальных правоотношений. Их объект и содержание.

2. Субъекты гражданских процессуальных правоотношений. Их классификация и общая характеристика.

3. Процессуальное соучастие. Замена ненадлежащего ответчика. Процессуальное правопреемство.

4. Участие в гражданском процессе прокурора, государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и отдельных граждан, защищающих права других лиц.

5. Особенности участия органов внутренних дел в гражданском судопроизводстве.

 

Методические рекомендации для подготовки к занятию

При подготовке к занятию по второй теме особое внимание следует уделить суду как обязательному участнику гражданских процессуальных отношений, его руководящей роли.

Также необходимо уяснить, что помимо суда существуют две группы субъектов, отличающихся друг от друга наличием/отсутствием заинтересованности в исходе гражданского дела. Лица, участвующие в деле (истец, ответчик и др.), заинтересованы в исходе дела, а лица, оказывающие содействие в осуществлении правосудия (свидетель, эксперт и др.) – не имеют такой заинтересованности.

Особая роль в гражданском процессе принадлежит прокурору, в связи с чем обучающиеся должны рассмотреть две формы его участия.

 

Темы докладов рефератов и сообщений

1. Формы участия прокурора в гражданском судопроизводстве.

2. Органы внутренних дел как субъекты гражданского процесса.

 

Задача № 1.

Слесарь НПО «Автоматика» Ильин обратился с заявле­нием о взыскании заработной платы за время выполнения сверхуроч­ных работ в комиссию по трудовым спорам (администрация предпри­ятия в выплате заработной платы за время выполнения сверхурочных работ отказала). Комиссия требования Ильина удовлетворила, обязав предприятие выплатить указанную заработную плату. Администрация предприятия, не согласившись с решением комиссии, обратилась с иском в суд.

Определите участников процесса.

Задача № 2.

Якупова обратилась в суд с иском о признании недействи­тельным брака, заключенного между ее отцом - Якуповым и Артемь­евой, так как Артемьева на момент регистрации брака состояла в заре­гистрированном браке с Поповым. В судебном заседании Артемьева заявила, что Якупова — ненадлежащий истец, поскольку не является субъектом спорного правоотношения.

Оцените доводы Артемьевой.

Вариант: изменится ли решение задачи, если отец Якуповой умер?

Задача № 3.

Петров (17 лет), управляя по доверенности мотоциклом, принадлежащим его матери Котовой, совершил наезд на Дымова, также ехавшего на мотоцикле. В результате столкновения Дымову причинены легкие телесные повреждения, а его мотоцикл разбит и восстановлению не подлежит. Дымов предъявил иск к Котовой о возмещении ущерба. Суд иск удовлетворил.

Дайте оценку действиям суда. Определите участников процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: