Кафедра «Социологии и социальной работы»

 

 

Ю.В. Мугиль

 

Технология социальной работы

 

Методические указания

по выполнению курсовой работы

для студентов направления 39.03.02

«Социальная работа»

 

 

Оренбург 2017

Составитель: к.с.н., доцент кафедры социологии и социальной работы ФГБОУ ВО ОГАУ Мугиль Ю.В.

Рецензенты: д.п.н., профессор кафедры общей и профессиональной педагогики ОГУ Каргапольцева Н.А.

к.с.н., доцент кафедры социологии и социальной работы ФГБОУ ВО ОГАУ Спасенкова С.В.

 

 

В настоящих методических рекомендациях изложены основные требования к содержанию и оформлению курсовой работы по дисциплине «Технология социальной работы» для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа», последовательность работ и особенности процедуры защиты.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...4

Цель и задачи курсовой работы……………………………………………….....6

Методические рекомендации по содержанию и защите курсовой работы…...7

Методические требования по оформлению курсовой работы …………….....11

Варианты тем курсовых работ………………………………………………….15

Приложения………………………………………………………………….......17

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Поскольку наша страна стремится к статусу социального государства на уровне мировых стандартов, основная задача вузов обучающих студентов, будущих сотрудников социальной сферы, освоение современных технологий в области социальной защиты и социальной работы с населением. В свою очередь, динамичное развитие общества, формируя потребность в развитии практики социальной работы с учетом специфики потребностей различных групп населения, определяет необходимость умения активного и гибкого применения специалистом по социальной работе эффективных технологий.

Дисциплина «Технология социальной работы» имеет ключевое значение для практической подготовки специалистов по социальной работе и позволяет приобрести знания теоретических основ технологий социальной работы с отдельными лицами и различными группами населения, а также разработки индивидуальной технологической траектории в социальной работе, необходимой для выполнения услуги.

Дисциплина «Технология социальной работы» включена в цикл профессиональных дисциплин базовой части. Изучается студентами очной и заочной форм обучения направления подготовки: 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата) в соответствии с учебным планом. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- основные технологии социальной работы и области их применения;

- основные технологии обеспечения социального благополучия, физического, психического и социального здоровья.

Уметь:

- соотносить психологические, экономические, социально-педагогические и медико-социальные технологии с концепциями и теориями психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы;

- основывать выбор технологий в соответствии с эффективной моделью теории и практики социальной работы, в том числе медико-социальной помощи;

- использовать социально-педагогические, медико-социальные и социально-психологические методы и технологии в практике социальной работы.

Владеть:

- навыками использования индивидуально-групповых технологий психосоциальной работы;

- современными технологиями организации психосоциальной, структурной комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи;

- коммуникативными технологиями в сфере социального обслуживания.

Целями освоения дисциплины «Технология социальной работы» являются:

- изучение особенностей технологии социальной работы как особого вида социальных технологий;

- углубление системы знаний о способах и методах выявления и решения социальных проблем общества, групп, индивида;

- выработка у будущих специалистов профессиональных умений и навыков

определения путей и способов организации помощи различным категориям клиентов;

- наполнение содержанием представления о технологических моделях социальной работы на различных уровнях социальной деятельности;

- овладение основными методами социальной работы с отдельными лицами и различными группами населения;

- овладение методикой непосредственно контактной социальной работы, проведения консультационных и профилактических мероприятий с объектами социальной работы;

- усвоение основных профессиональных технологий деятельности в органах и учреждениях социальной сферы;

- изучение опыта практической работы в организациях и службах социальной защиты и обслуживания населения в различных сферах жизнедеятельности и с различными лицами.

В процессе изучения курса «Технология социальной работы» студенты выполняют курсовую работу, представляющую собой самостоятельное исследование студента, подготавливающее к написанию дипломной работы. Особое внимание при изучении уделяется умению проанализировать литературу по данной дисциплине и изложить свое понимание проблемы по избранной теме курсовой работы.

Студенту предлагается реализовать следующие этапы:

1.Согласование темы курсовой работы с преподавателем.

2.Поиск и отбор научной литературы по теме курсовой работы.

3.Составление плана курсовой работы, отражающего основную идею работы, его согласование с преподавателем.

4.Написание теоретической части курсовой работы (Глава 1).

5.Поиск и анализ информации для написания практической части работы.

6.Написание практической части курсовой работы (Глава 2).

7.Написание введения, заключения, разработка рекомендаций. Оформление работы.

8.Подготовка материала для защиты курсовой работы (устного доклада).

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Целью выполнения курсовой работы по дисциплине «Технология социальной работы» является самостоятельное освоение технологической составляющей социальной работы, изучение алгоритма действий в различных жизненных обстоятельствах и условий применения методов социальной работы с различными группами населения. Цель курсовой работы достигается с помощью решения 3-5 задач, которые формулируются при ее выполнении.

Задачи курсовой работы:

1. Изучить материалы по рекомендуемой литературе в соответствии с выбранной темой курсовой работы.

2. Проанализировать основные теоретические понятия курса, а также сущность и содержание инструментария технологии социальной работы (общие и частные технологии социальной работы).

3. Ознакомиться с содержанием технологического компонента в соответствии с темой курсовой работы (например, анализ деятельности социального учреждения, реализующего технологии социальной работы применительно к конкретной выбранной группе населения).

4. Раскрыть содержание выбранной темы на основании изученных теоретических и практических знаний.

5. Предложить собственное видение поставленной проблемына основании разработки и проведения самостоятельного исследования либо авторского анализа уже имеющихся эмпирических данных.

6. Сделать заключение, сформулировать выводы и предложения по изучаемой теме курсовой работы.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО СОДЕРЖАНИЮ И ЗАЩИТЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа является одним из основных документов, подтверждающих усвоение студентом данной дисциплины в процессе самостоятельного изучения литературы, анализа собранного материала. Представляемая студентом работа должна быть обязательно датирована и зарегистрирована на кафедре социологии и социальной работы

Тема курсовой работы выбирается студентом самостоятельно или совместно с преподавателем из перечня предлагаемых тем. Ниже приведены примерные темы курсовых работ. По согласованию с преподавателем студент может выбрать для курсовой работы тему, не включенную в рекомендованный перечень. Тема курсовой должна быть актуальной в научном и практическом отношении. При выборе темы студенту следует иметь в виду, что она может стать основой будущего дипломного исследования.

Общий объем работы должен быть не менее 40 страниц машинописного текста без учета приложений.

Для грамотного логического изложения темы следует составить план выполнения работы. Структура курсовой работы должна иметь следующий вид (Приложение 2):

- титульный лист;

- оглавление (содержание);

- введение;

- основной текст работы (Глава 1, Глава 2);

- заключение (выводы и рекомендации);

- список литературы (использованных библиографических источников);

- приложение (если есть).

Разделы, кроме введения, заключения и приложения, имеют названия. Каждый раздел начинается с новой страницы. Все части работы должны быть логично взаимосвязаны. Курсовая работа может быть иллюстрирована таблицами, рисунками и схемами, как правило, помещенными в приложение. Приведение таблиц и схем в основном тексте допускается только при соответствующем оформлении. В этом случае после таблицы должно быть текстовое пояснение приведенных данных и их анализ (Приложение 3).

Во введении раскрывается актуальность темы, формулируются цель и задачи, объект и предмет исследования. Объектом изучения в курсовой может быть социальная категория, социальная группа либо социальный феномен (беженцы, безработные, инвалиды, социальная работа в организации, социальная работа в сельской местности, социальная защита пожилых). Предмето м исследования должны стать технологии социальной работы, реализуемые к изучаемой социальной категории (региональные, локальные, медико-социальные, финансово-экономические, технологии адаптации, диагностики, терапии и т.п.). Обоснование актуальности темы исследования, как правило, подкрепляется приведением статистических данных, свидетельствующих о необходимости ее теоретического и практического изучения. Должна быть сформулирована одна цель, не менее трех, но не более шести задач. При этом задачи в полной мере коррелируются со структурой работы. Особое внимание в указанной части работы следует обратить на определение основных понятий, используемых в работе. Поскольку курсовая по социальной работе выполняется на выпускном курсе, она должна обязательно содержать эмпирическое исследование. Во введении необходимо помимо теоретико-методологического обоснования представить эмпирическую базу исследования. Рекомендуемый объем введения – 2-3 страницы.

Структура работы должна соответствовать цели и задачам, которые заявлены во введении, и раскрывать тему курсовой работы. Основная часть состоит из теоретической и практической глав. Рекомендуется каждую главу составлять из двух параграфов. В теоретической части (Глава 1) раскрываются базовые определения, теоретические подходы к изучаемой проблеме, анализируется законодательная база. В практической части (Глава 2) представляется анализ деятельности одного или нескольких социальных учреждений, реализуемых рассматриваемые технологии социальной работы с конкретной группой населения. Проводится анализ используемых эмпирических данных. При разработке темы, целесообразным представляется ознакомление с зарубежным опытом применения технологии социальной работы, либо опытом разных регионов РФ. Сравнительный анализ используемых в России и зарубежных странах методов весьма дополнит содержательную часть курсовой работы. Главы и параграфы должны иметь названия, отражающие смысл и содержание изучаемой проблемы. Однако эти названия не должны дословно повторять общую тему курсовой работы.

Следует обратить внимание на симметрию структуры. Главы и параграфы должны иметь примерно одинаковый объем. Ценным является изложение собственного мнения по рассматриваемой проблеме. Обязательным является приведение промежуточных выводов в конце каждой главы. Выводы не должны превышать объем одной страницы.

Заключение должно быть кратким, содержать основные тезисы работы, выводы и рекомендации, сделанные автором. Содержание данного раздела должно исходить из основной части курсовой работы (Глава 1,2) и представлять собой обобщение наиболее значимых результатов и выводов, сформулированных в конце каждой главы. Необходимо показать, что сформулированные во введении цель и задачи решены. Объем заключения – 2-3 страницы.

В библиографическом списке приводятся все литературные и информационные источники, использованные при исследовании (монографии, учебные пособия, статьи, авторефераты диссертаций, статистические сборники, интернет сайты и т.п.). Количество источников должно быть не менее 25, предпочтительно использование литературы изданной не ранее пятилетнего срока с момента написания курсовой. При оформлении списка следует уделить особое внимание правильному библиографическому описанию источников и точности их выходных данных. Источники в списке литературы оформляются строго в алфавитном порядке в соответствии с правилами библиографического описания (с указанием автора, названия работы, места и года издания, количества страниц). Если в работе использованы нормативные акты, то их предлагается назвать в начале списка. Работы иностранных авторов приводятся после отечественных исследователей. Более подробное описание оформления списка указано ниже.

Цитирование источников обязательно сопровождается оформлением ссылки. Внутритекстовые ссылки на источник оформляются в конце страницы. Нумерация ссылок постраничная.

В разделе «Приложение» приводится вспомогательный материал, который при включении в основную часть перегружает текст: выдержки из официальных документов, извлечения из нормативно-правовой базы, образцы анкет, таблицы, схемы, иллюстрации. Каждое приложение должно быть пронумеровано в верхнем правом углу (Приложение 3).

Защита курсовой работы является обязательной формой проверки выполнения работы, цель которой - выявление знаний студента по избранной теме, самостоятельность мышления автора. Подготовка к защите заключается в формировании материала для устного доклада, представляющего собой краткое изложение автором основных положений работы. Защита состоит в коротком докладе студента по выполненной работе (7-10 мин.) и в ответах на вопросы. Вопросы задаются после выступления студента. Задавать вопросы по курсовой могут как преподаватель, так и студенты, присутствующие на защите.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа оформляется следующим образом:

- название шрифта Times New Roman;

- начертание обычный;

- размер 14 пт.

Курсовая работа открывается титульным листом, где указывается полное название ведомства, университета, факультета, выпускающей кафедры, фамилии автора, тема работы, место и год написания (Приложение 1). Титульный лист не нумеруется.

На втором листе, оформляется содержание. Нумеруется номером 2, страница, где помещается содержание с точным названием каждой главы и параграфов с указанием начальных страниц (Приложение 2).

Текст основной части курсовой работы в соответствии с планом делится на разделы (главы) и подразделы (параграфы).

Каждая новая глава начинается с новой страницы. Это же правило относится к другим основным структурным частям работы: введению, заключению, списку использованных источников, приложениям. Заголовки глав, а также слова «Введение», «Заключение», «Список использованных источников», «Приложение» размещаются на листе прописными (заглавными) буквами. При этом слово «Глава» перед ее номером не пишется. Заголовки параграфов (подразделов) печатаются регистром «как в предложениях» обычным шрифтом. Все заголовки выравниваются по центру.

Расстояние между заголовком и текстом параграфа, к которому текст относится, должно быть таким же, как в тексте. Расстояние между заголовком и текстом предыдущего параграфа, должно быть равно одному междустрочному интервалу.

Переносы слов в тексте и заголовках, их подчеркивание и выделение не допускаются.

Нельзя допускать разрыва заголовков глав, параграфов с текстом, т.е. помещать заголовки внизу одной страницы, а следующий за ним текст на другой.

Ссылки в курсовой работе, являясь обязательным элементом, сообщают точные сведения об использованных автором литературных и других источниках.

Список литературы приводится в алфавитном порядке. В список литературы включаются только те источники, которые цитировались или упоминались в работе, и на которые в работе оформлены ссылки (образец оформления списка используемых источников и ссылок - Приложение 4).

 

Список источников информации указывается в следующем порядке:нормативно-правовые акты, литература, интернет-источники.

Описание источников осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными ГОСТ.

Нормативные правовые акты располагаются в соответствии с их юридической силой:

- международные законодательные акты - по хронологии;

- Конституция РФ;

- кодексы - по алфавиту;

- законы РФ - по хронологии;

- указы Президента РФ - по хронологии;

- акты Правительства РФ - по хронологии;

- акты министерств и ведомств в последовательности - приказы, постановления, положения, инструкции министерства - по алфавиту, акты - по хронологии.

Страницы курсовой работы нумеруются арабскими цифрами. Номера страниц необходимо проставлять, начиная с оглавления, простым номером вверху страницы по центру. Порядковый номер помещается в середине верхнего поля.

Графический материал. Цифровой материал рекомендуется помещать в работе в виде таблиц. Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицыдолжны быть ссылки в тексте. Например, «... в Таблице 2 отражены» или ссылка на таблицу заключается в скобки: (Таблица 2).

Все таблицы должны иметь название, отражающее их содержание, и порядковую нумерацию, которая указывается над названием таблицы сверху с правой стороны. В тексте делаются ссылки на таблицу (например, «таблица 7»). Если таблица большая или для нее требуется много места, то после ссылки на таблицу ее помещают на следующей отдельной странице. Перенос таблиц с одной страницы на другую должен предусматривать наличие на следующей странице «шапки» таблицы или строки с нумерацией столбцов таблицы.

Весь графический материал (схемы, диаграммы, фотографии, чертежи и т.п.), расположенный по тексту работы, обозначается единым наименованием «Рисунок». В проекте (работе) проставляется общая порядковая нумерация всего иллюстративного материала, независимо от его характера, подписывается внизу изображения.

Таблицы, рисунки, фотографии, чертежи, схемы, графики, как в тексте, так и в приложениях, должны быть выполнены на стандартных листах форматом А4 или наклеены на стандартные листы белой бумаги. Подписи и пояснения к ним должны быть с лицевой стороны.

Приложения нумеруются. Каждое приложение следует начинать с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение». Приложение должно иметь содержательный заголовок, который начинается с прописной буквы.

Располагаются приложения в порядке появления ссылок на них в тексте.

При оформлении таблиц, рисунков, приложений целесообразно использовать одинарный междустрочный интервал.

Ссылки на источники, используемые в курсовой работе, оформляются в соответствии с ГОСТ 7.0.5 – 2008. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления. – Введ. 2009-01-01. – М.: Стандарт-информ, 2008. – 241 КБ, 19 с.

Различают библиографические ссылки:

- внутритекстовые, помещенные в тексте документа в круглые скобки.

Пример: (Федощев А. Г., Федощева Н. Н. Муниципальное право в схемах и определениях. М.: Юристъ, 2007. 162 с.);

- подстрочные, вынесенные из текста вниз полосы документа (в сноску).

Пример: 1 Тарасова В. И. Политическая история Латинской Америки. М., 2006. С. 305.;

- затекстовые, вынесенные за текст документа или его части (в выноску);

Пример: В тексте:

[10, с. 106]

В затекстовой ссылке:

10. Бердяев Н. А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. 175 с.

Совокупность затекстовых библиографических ссылок не является библиографическим списком, также помещаемым после текста документа и имеющим самостоятельное значение.

В библиографическом описании необходимо пользоваться шаблоном, четко соблюдая все знаки препинания или разделительные знаки, обозначая пробелы

Шаблон на составление описания книги с одним, двумя или тремя авторами имеет вид

(· – знак пробела):

 

ВАРИАНТЫ ТЕМ КУРСОВЫХ РАБОТ

1. Особенности методов и технологий социальной работы за рубежом.

2. Региональные технологии организации социальной работы.

3. Технологии социального и пенсионного обеспечения в социальной защите населения.

4. Социальная работа в организации: методы и технологии.

5. Технологии социальной работы в сельской местности.

6. Технологии профилактики профессионального выгорания сотрудников социальных служб.

7. Технологии социальной работы с беженцами.

8. Технологии социальной работы с безработными.

9. Технологии социальной работы с детьми группами "риска".

10.Технологии социальной работы с инвалидами.

11.Технологии социальной работы с многодетными семьями.

12. Технологии реабилитации военнослужащих, участвовавших в войнах и военных конфликтах

13. Технологии социальной работы с лицами, отбывавшими наказание в местах лишения свободы.

14.Технологии социальной работы в конфессиях.

15.Инновационные технологии социальной работы с пожилыми людьми.

16.Технологии социальной работы с различными типами семей.

17.Наркомания: проблемы профилактики и методы социальной работы.

18.Экономические аспекты методов и технологий социальной работы.

19.Социальная диагностика как технология социальной работы.

20.Проституция в призме методов и форм социальной работы.

21.Социальная профилактика и механизмы ее реализации.

22.Технологии социальной работы в наркологических службах.

23.Службы медико-социальной помощи.

24.Технологии социальной работы в социальных приютах для подростков.

25.Центр социальной помощи семье и детям как социальная служба.

26.Социальная адаптация как технология социальной работы.

27.Технологии работы кризисных центров для женщин.

28.Службы социальной реабилитации населения.

29.Технологии социальной опеки.

30.Социальное страхование как технология социальной работы.

31.Социальная экспертиза в социальной работе.

32.Консультирование как технология социальной работы.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Образец оформления титульного листа курсовой работы

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный аграрный университет»

 

Юридический факультет

 

Кафедра социологии и социальной работы

 

 

Курсовая работа по дисциплине «Технология социальной работы»

Технологии социальной опеки

(размер шрифта – 16 пт, без кавычек)

 

Выполнил студент

4 курса направления подготовки «социальная работа»

Фамилия Имя Отчество

Подпись________________

 

 

Научный руководитель

(уч.степень, звание и должность)

Фамилия Имя Отчество

Подпись___________________

 

 

Оренбург 201__г

Приложение 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: