Задания по портфолио
I. Теории происхождения языка.
1. Найдите примеры, подтверждающие божественную теорию происхождения языка, в разных культурах и эпохах (можно обратиться к легендам и мифам разных культур, например) – 2-3 примера.
2. Звукоподражательная теория – приведите по 10 примеров звукоподражательных слов в РЯ/АЯ (можно и слова из других языков). Сгруппируйте их на основании определенных критериев. Представьте материал в виде таблицы.
3. Прослушайте выступление Александра Пиперски про искусственный язык эсперанто и ответьте на вопросы: https://postnauka.ru/video/63508
(время 10:39)
· Кто и когда придумал эсперанто?
· Как создавался эсперанто? Из каких языков были взяты кони? Приведите примеры.
· Особенности данного языка?
· Почему язык не стал языком международного общения?
· Подумайте, чем эсперанто отличается от других языков, например, русского, английского, китайского и др.
II. Свойства языкового знака.
1. Посмотрите видео https://www.youtube.com/watch?v=sFqHMYT5xvE, которое посвящено словам, недавно появившимся в языке. Выпишите примеры (10) + их значения. Найдите примеры использования этих слов, а также объясните появление их в языке. Кроме того, приведите свои собственные примеры неологизмов (7-10 примеров) и объясните причины появления этих слов в языке (на материале современного РЯ).
|
|
2. Найдите примеры окказиональных слов в сказке BFG Roald Dahl и их эквиваленты в русском переводе (7-10 примеров). (English - http://www.8novels.net/billion/b4918.html; http://booksee.org/book/1390280; русский - http://bookscafe.net/book/dal_roald-bdv_ili_bolshoy_i_dobryy_velikan-228751.html).
3. Найдите 5-7 архаизмов и 5-7 историзмов
- в РЯ (http://www.krupenichka.ru/ustarevshie-slova/slovar-ustarevshih-slov.html; http://slovar.kakras.ru/ и др.), дайте определения или современные эквиваленты, можно использовать картинки.
- в АЯ (http://phrontistery.info/archaic.html; https://en.oxforddictionaries.com/explore/archaic-words и др.), дайте перевод или современные эквиваленты, можно использовать картинки. (Можно использовать другие источники!)
III. Функции языка.
Проиллистрируйте следующие функции языка:
· экспрессивная функция (на материале РЯ/АЯ)
РЯ | АЯ | |
Экспрессивные средства: - - | ||
· диакритическая функция (на материале РЯ/АЯ/другие языки; представьте в виде таблицы)
РЯ | АЯ | …. | |
новый звук | |||
новое слово | |||
новая форма слова |
· поэтическая функция (за основу нужно взять небольшой текст на русском языке и представить его в разных стилях).
IV. Язык и мышление. Теория лингвистической относительности.
1. Послушайте лекцию лингвиста Максима Кронгауза о Гипотезе лингвистической относительности, о влиянии языка на когнитивные способности и языке пираха - http://postnauka.ru/video/6759 (время 11:14) - и ответьте на следующие вопросы:
|
|
· Кто ввел понятие лингвистической относительности?
· Как гипотеза лингвистической относительности объясняет связь языка и мышления?
· И какие аргументы используют противники гипотезы?
· Выпишите примеры, подтверждающие данную теорию.
2. Приведите свои собственные примеры (5-7 примеров, любые языки).
3. Прослушайте выступление Владимира Плунгяна «Лексика языков мира» http://postnauka.ru/video/18012 - (время 12:31) и ответьте на следующие вопросы:
· Насколько разнообразна лексика языков мира?
· От чего зависят термины родства в языке?
· Какие существуют способы выражения глагола «любить» в языках?
· Какие существуют способы выражения частей тела в языках?
· Какие существуют способы выражения времени в языках?
· И как лингвисты подходят к изучению разнообразия лексики языков?
V. Фонетика. Фонология.
http://postnauka.ru/video/14284 (Фонетика языков мира, выступление л ингвиста Владимира Плунгяна о звуковой системе мира, артикуляции в языках и разнообразии произношения, от 07.07.2013, время 15:17), законспектируйте эту лекцию (основные моменты + примеры).
VI. Словообразование.
1. Выберите 2 темы (например, семья, образование, IT-технологии, экономика и др.) и найдите 7-10 новых слов по каждой теме, используя материалы сайта http://www.wordspy.com/. Кроме того, определите словообразовательную модель этих слов:
· аффиксация
· блендинг
· усечение
· аббревиация (акроним, инициализм / алфавитный тип)
· словосложение
· конверсия.
2. Прочитайте раздел книги Н. Прохоровой «Английская лексикология. English lexicology», посвященный сокращениям в английском языке (с. 46-52), и ответьте на следующие вопросы:
· С какого периода в истории английского языка возрастает продуктивность сокращений? Чем это обусловлено?
· На какие две большие группы можно разделить все сокращения?
· В каком типе слов и в каких жанрах наиболее распространена синкопа?
· Что такое акронимы, каково происхождение греческого термина «акроним», в чем его отличие сокращений алфавитного типа?
· В каком из двух языков – АЯ/РЯ – сокращения распространены больше и чем это может быть обусловлено?
VII.Типы словосочетаний.
Найдите в русских / английских текстах (блоги, журналы, художественная литература и др.) словосочетания, отвечающие следующим характеристикам (2-3 примера):
· атрибутивно-препозитивное с согласованием
· атрибутивно-препозитивное с примыканием
· атрибутивно-препозитивное с управлением
· атрибутивно-постпозитивное с управлением
· атрибутивно-постпозитивное с примыканием
· объектно-препозитивное с управлением
· объектно-постпозитивное с примыканием
Какой тип с/с самый распространённый в АЯ/РЯ и почему?
VIII.Слово.
1. Посмотрите следующее видео http://postnauka.ru/video/30017 (выступление Бориса Иомдина «Проблема многозначности слов», 15.08.2014, время 13:45) и ответьте на вопросы:
- Какие слова более характерны для активного словаря: с одним значением или многозначные?
- Как соотносятся частотность слова и количество его значений?
- Почему многозначные слова представляют проблему для компьютерной лингвистики?
- Приведите пример контекста, который помогает определить значение многозначного слова.
- Приведите примеры многозначных слов в современном АЯ (5-7 примеров).
2. Приведите примеры метафоры и метонимии (на материале современной периодической или художественной литературы, 5-7 примеров).
IX.Системные отношения в языке.
1. Подберите различные типа антонимов в контексте употребления (из периодической или художественной литературы):
· градуальные
· комплементарные
· конверсивы.
|
|
2. Найдите синонимы и определите вид коннотаций (например, образа действия, степени, стилистическую коннотацию, коннотацию сопутствующих черт, коннотацию причины и др.):
1. to love 2. to walk 3. to look 4. to eat 5. to shake 6. meal | 1. любить 2. ходить 3. смотреть 4. есть/питаться 5. трясти 6. еда |
3. Найдите примеры эвфемизмов в современном РЯ в контексте употребления (7-10 примеров из периодической или художественной литературы). Укажите причины использования.
X.Этимология.
1. Определите этимологию следующих слов:
1. аптека 2. вокзал 3. дочь 4. ералаш 5. ерунда 6. здоровье 7. завет 8. кичиться 9. кольцо 10. магазин | 11. май 12. манускрипт 13. новичок 14. окно 15. приключение 16. радуга 17. сказка 18. тарелка 19. халат 20. яблоко |
(http://evartist.narod.ru/text15/001.htm - Семенов А.В. «Этимологический словарь Русского Языка»; http://fasmer-dictionary.info/ или https://vasmer.lexicography.online/ - Фасмер М. «Этимологический словарь Русского Языка» и т.д.)
2. Выберите 7-10 фамилий и найдите историю их происхождения (возьмите за основу фамилии ваших родственников и друзей).
Требования к оформлению
Титульный лист
ПОРТФОЛИО
По курсу «Введение в языкознание»
Выполнено:
Студентом / студенткой 1 курса
Ин-та иностранных языков
Гр.101
Москва