Требования к оформлению. I. Теории происхождения языка

Задания по портфолио

I. Теории происхождения языка.

1. Найдите примеры, подтверждающие божественную теорию происхождения языка, в разных культурах и эпохах (можно обратиться к легендам и мифам разных культур, например) – 2-3 примера.

2. Звукоподражательная теория – приведите по 10 примеров звукоподражательных слов в РЯ/АЯ (можно и слова из других языков). Сгруппируйте их на основании определенных критериев. Представьте материал в виде таблицы.

3. Прослушайте выступление Александра Пиперски про искусственный язык эсперанто и ответьте на вопросы: https://postnauka.ru/video/63508

(время 10:39)

· Кто и когда придумал эсперанто?

· Как создавался эсперанто? Из каких языков были взяты кони? Приведите примеры.

· Особенности данного языка?

· Почему язык не стал языком международного общения?

· Подумайте, чем эсперанто отличается от других языков, например, русского, английского, китайского и др.

 

II. Свойства языкового знака.

 

1. Посмотрите видео https://www.youtube.com/watch?v=sFqHMYT5xvE, которое посвящено словам, недавно появившимся в языке. Выпишите примеры (10) + их значения. Найдите примеры использования этих слов, а также объясните появление их в языке. Кроме того, приведите свои собственные примеры неологизмов (7-10 примеров) и объясните причины появления этих слов в языке (на материале современного РЯ).

 

2. Найдите примеры окказиональных слов в сказке BFG Roald Dahl и их эквиваленты в русском переводе (7-10 примеров). (English - http://www.8novels.net/billion/b4918.html; http://booksee.org/book/1390280; русский - http://bookscafe.net/book/dal_roald-bdv_ili_bolshoy_i_dobryy_velikan-228751.html).

 

3. Найдите 5-7 архаизмов и 5-7 историзмов

- в РЯ (http://www.krupenichka.ru/ustarevshie-slova/slovar-ustarevshih-slov.html; http://slovar.kakras.ru/ и др.), дайте определения или современные эквиваленты, можно использовать картинки.

- в АЯ (http://phrontistery.info/archaic.html; https://en.oxforddictionaries.com/explore/archaic-words и др.), дайте перевод или современные эквиваленты, можно использовать картинки. (Можно использовать другие источники!)

 

 

III. Функции языка.

Проиллистрируйте следующие функции языка:

· экспрессивная функция (на материале РЯ/АЯ)

  РЯ АЯ  
Экспрессивные средства: - -      
       
       

 

· диакритическая функция (на материале РЯ/АЯ/другие языки; представьте в виде таблицы)

  РЯ АЯ   ….
новый звук        
новое слово        
новая форма слова        

 

· поэтическая функция (за основу нужно взять небольшой текст на русском языке и представить его в разных стилях).

 

IV. Язык и мышление. Теория лингвистической относительности.

1. Послушайте лекцию лингвиста Максима Кронгауза о Гипотезе лингвистической относительности, о влиянии языка на когнитивные способности и языке пираха - http://postnauka.ru/video/6759 (время 11:14) - и ответьте на следующие вопросы:

· Кто ввел понятие лингвистической относительности?

· Как гипотеза лингвистической относительности объясняет связь языка и мышления?

· И какие аргументы используют противники гипотезы?

· Выпишите примеры, подтверждающие данную теорию.

 

2. Приведите свои собственные примеры (5-7 примеров, любые языки).

 

3. Прослушайте выступление Владимира Плунгяна «Лексика языков мира» http://postnauka.ru/video/18012 - (время 12:31) и ответьте на следующие вопросы:

· Насколько разнообразна лексика языков мира?

· От чего зависят термины родства в языке?

· Какие существуют способы выражения глагола «любить» в языках?

· Какие существуют способы выражения частей тела в языках?

· Какие существуют способы выражения времени в языках?

· И как лингвисты подходят к изучению разнообразия лексики языков?

 

V. Фонетика. Фонология.

http://postnauka.ru/video/14284 (Фонетика языков мира, выступление л ингвиста Владимира Плунгяна о звуковой системе мира, артикуляции в языках и разнообразии произношения, от 07.07.2013, время 15:17), законспектируйте эту лекцию (основные моменты + примеры).

VI. Словообразование.

1. Выберите 2 темы (например, семья, образование, IT-технологии, экономика и др.) и найдите 7-10 новых слов по каждой теме, используя материалы сайта http://www.wordspy.com/. Кроме того, определите словообразовательную модель этих слов:

· аффиксация

· блендинг

· усечение

· аббревиация (акроним, инициализм / алфавитный тип)

· словосложение

· конверсия.

 

2. Прочитайте раздел книги Н. Прохоровой «Английская лексикология. English lexicology», посвященный сокращениям в английском языке (с. 46-52), и ответьте на следующие вопросы:

· С какого периода в истории английского языка возрастает продуктивность сокращений? Чем это обусловлено?

· На какие две большие группы можно разделить все сокращения?

· В каком типе слов и в каких жанрах наиболее распространена синкопа?

· Что такое акронимы, каково происхождение греческого термина «акроним», в чем его отличие сокращений алфавитного типа?

· В каком из двух языков – АЯ/РЯ – сокращения распространены больше и чем это может быть обусловлено?

 

VII.Типы словосочетаний.

Найдите в русских / английских текстах (блоги, журналы, художественная литература и др.) словосочетания, отвечающие следующим характеристикам (2-3 примера):

· атрибутивно-препозитивное с согласованием

· атрибутивно-препозитивное с примыканием

· атрибутивно-препозитивное с управлением

· атрибутивно-постпозитивное с управлением

· атрибутивно-постпозитивное с примыканием

· объектно-препозитивное с управлением

· объектно-постпозитивное с примыканием

Какой тип с/с самый распространённый в АЯ/РЯ и почему?

VIII.Слово.

1. Посмотрите следующее видео http://postnauka.ru/video/30017 (выступление Бориса Иомдина «Проблема многозначности слов», 15.08.2014, время 13:45) и ответьте на вопросы:

  • Какие слова более характерны для активного словаря: с одним значением или многозначные?
  • Как соотносятся частотность слова и количество его значений?
  • Почему многозначные слова представляют проблему для компьютерной лингвистики?
  • Приведите пример контекста, который помогает определить значение многозначного слова.
  • Приведите примеры многозначных слов в современном АЯ (5-7 примеров).

 

2. Приведите примеры метафоры и метонимии (на материале современной периодической или художественной литературы, 5-7 примеров).

 

IX.Системные отношения в языке.

1. Подберите различные типа антонимов в контексте употребления (из периодической или художественной литературы):

· градуальные

· комплементарные

· конверсивы.

 

2. Найдите синонимы и определите вид коннотаций (например, образа действия, степени, стилистическую коннотацию, коннотацию сопутствующих черт, коннотацию причины и др.):

1. to love 2. to walk 3. to look 4. to eat 5. to shake 6. meal   1. любить 2. ходить 3. смотреть 4. есть/питаться 5. трясти 6. еда

3. Найдите примеры эвфемизмов в современном РЯ в контексте употребления (7-10 примеров из периодической или художественной литературы). Укажите причины использования.

 

X.Этимология.

1. Определите этимологию следующих слов:

 

1. аптека 2. вокзал 3. дочь 4. ералаш 5. ерунда 6. здоровье 7. завет 8. кичиться 9. кольцо 10. магазин   11. май 12. манускрипт 13. новичок 14. окно 15. приключение 16. радуга 17. сказка 18. тарелка 19. халат 20. яблоко

(http://evartist.narod.ru/text15/001.htm - Семенов А.В. «Этимологический словарь Русского Языка»; http://fasmer-dictionary.info/ или https://vasmer.lexicography.online/ - Фасмер М. «Этимологический словарь Русского Языка» и т.д.)

2. Выберите 7-10 фамилий и найдите историю их происхождения (возьмите за основу фамилии ваших родственников и друзей).


Требования к оформлению

Титульный лист

ПОРТФОЛИО

По курсу «Введение в языкознание»

 

 

Выполнено:

Студентом / студенткой 1 курса

Ин-та иностранных языков

Гр.101

 

Москва

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: