O Глава 1
Проблема снижения трения и изнашивания трущихся поверхностей возникла много раньше появления колеса. Решалась она по-разному, в основном повышением твердости контактирующих поверхностей или их разъединением специальными средами — смазочными материалами.
В Египте примерно в 2400 году до н. э. при транспортировке египетского каменного колосса с использованием деревянных салазок между полозьями салазок и деревянными болванами применялся особый смазочный материал, предположительно содержащий воду и ил из реки Нил, в который добавляли немного оливкового масла (рис. 1).
Имеются сведения о дошедших до нас опорах колодезных воротов времен бронзового века (V век до н. э.) с обнаруженными остатками оливкового масла, которое наши предки применяли для снижения трения и избавления от неприятного скрипа при подъеме воды.
Видно, и им было известно, что достаточно ввести в зону контакта совсем небольшое количество смазочного материала, как сила трения в этом месте может снизиться в 10 раз, а износ поверхностей трения уменьшится до 1000 раз. Не следует забывать, что все это должно было приводить к уменьшению работ по ремонту почти во столько же раз
|
|
Рис. 1. Транспортировка египетского каменного колосса с применением смазочного материала
Плиний Старший еще в 23—79 годах н. э. составил список некоторых растительных и животных масел, применяемых в качестве смазочных материалов.
Русский ученый Н. П. Петров в своей работе, вышедшей в 1883 году и удостоенной Ломоносовской премии Российской академии наук, писал: «Расходы на топливо для машин, считающихся у нас в России десятками миллионов, заслуживают самого серьезного внимания. Увеличение расхода на топливо на 5—10% может оказаться следствием неудовлетворительных условий смазывания, а это выразится в народном хозяйстве потерями миллионов рублей. Таковы теперь причины, заставляющие наших техников обратить свое внимание на правильный выбор смазочных материалов».
В настоящее время различают следующие группы смазочных масел (по назначению): моторные, индустриальные, трансмиссионные, турбинные, компрессорные, приборные и некоторые другие масла более узкого специального назначения. Наиболее масштабной по объему производства и ассортименту является группа моторных масел: для бензиновых двигателей, дизелей и моторов, работающих на газовом топливе. К этой же группе относятся универсальные масла, применяемые в двигателях разной конструкции. В группу индустриальных масел для промышленного оборудования входят масла для гидравлических систем (гидравлические жидкости), направляющих скольжения, шпинделей, зубчатых передач и др. Трансмиссионные масла подразделяются на масла, используемые для смазывания механических, гидромеханических и гидростатических передач.
|
|
В настоящее время все чаще используются специальные смазочные материалы, свойства которых обусловлены особенностями эксплуатации. При этом повышаются характеристики основных свойств, зависящих от увеличения температур эксплуатации масел, нагрузок на механизмы и т. п.
Товарные масла состоят из базовых масел (основ) нефтяного или синтетического происхождения (иногда их смесей), в которые вводятся специальные присадки, улучшающие те или иные свойства основы. Для этих же целей используют и твердые порошкообразные добавки, улучшающие антифрикционные свойства масел.
Ранее функциональные свойства многих масел оценивали в основном по их вязкостно-температурным характеристикам и смазочной способности. В настоящее время требования к эксплуатационным свойствам масел значительно расширились и ужесточились, что и сделало необходимым введение большого количества разных показателей свойств масел. В общем случае смазочные масла должны обладать целым комплексом характеристик:
•оптимальными вязкостно-температурными свойст
вами, обеспечивающими подвижность масла при низких
температурах и важными для создания прочной смазоч
ной пленки на рабочих поверхностях узла трения в широ
ком диапазоне температур;
смазывающими свойствами, обеспечивающими ми
нимизацию трения и различных видов изнашивания;
•высокой устойчивостью к окислению, предотвра
щающей значительное изменение химического состава
смазочных масел в процессе их работы;
•моющими свойствами, влияющими на снижение
склонности масел к образованию различного состава
смолистых отложений на рабочих поверхностях и в сма
зочной системе;
•низкой коррозионной активностью;
•удовлетворительными защитными свойствами, по
зволяющими маслу предохранять металл от атмосферной
коррозии.
Смазочные масла также должны обладать высокими теплоотводящими свойствами, низкой испаряемостью, пенообразующей способностью, не вступать в соединение с водой (эмульгироваться), не оказывать отрицательного влияния на уплотнительные материалы, не быть токсичными, не подвергаться биоповреждениям, не изменять своих свойств при хранении и регенерации, легко транспортироваться, не вызывать загрязнения окружающей среды и т. д.
Несомненно, немаловажный фактор длительного и эффективного срока службы автомобильной техники -не только высокое качество ее эксплуатации, технического обслуживания и ремонта, но и качество применяемых топливно-смазочных материалов (ТСМ) и таких препаратов автохимии, как присадки и добавки.
Так, смазочные материалы передовых нефтяных компаний, например ChevronTexaco, позволяют эксплуатировать двигатели без ремонта до 1,6 млн км пробега (1 млн миль): в 1989 году был зарегистрирован такой безремонтный пробег у двигателя Caterpillar 3405B, работающего на маслах ChevronTexaco, а в 1996 году — у моторов Cummins и Detroit Diesel. Другая известная корпорация, ExxonMobil, для демонстрации возможностей своих синтетических моторных масел Mobil 1 в течение четырех с половиной лет испытывала на форсированных режимах автомобиль BMW-325i, меняя масло через каждые 10 тыс. км пробега, в соответствии с требованиями завода-изготови теля. После наработки в 1 млн миль разборка и микрометраж деталей двигателя показали, что износ всех деталей оказался в допусках, установленных заводом-изготовителем при выпуске новых автомобилей.
Оптимальные сроки замены моторного масла традиционно вызывают достаточно острые дискуссии. Так, например, в Извещении лаборатории ТСМ Волжского автомобильного завода № 46708 от 21 января 2002 года рекомендуется осуществлять замену масла группы «Стандарт» на автомобилях ВАЗ, выпущенных до 1 октября 2000 года и эксплуатирующихся в зимнее время преимущественно в городе, через 5—7 тыс. км пробега. При этом автолюбители, как правило, меняют моторное масло на своих «Жигулях» и «Ладах» гораздо реже: в одном из номеров журнала «За рулем» описывался случай, когда моторное масло без последствий проработало на «Жигулях» 50 тыс. км. В 2002 году в Московском автомобильно-дорожном институте защищалась докторская диссертация, в которой доказывалась возможность эксплуатации отечественной автомобильной техники без полной замены моторного масла до 70 тыс. км пробега. В качестве профилактической меры предлагалось доливать в смазочную систему композицию из используемого в двигателе моторного масла и металлоплакирующих присадок. К слову сказать, защита диссертации оказалась неудачной — диссертационный совет не оценил столь «революционных» взглядов.
|
|
Следует отметить, что приведенные выше результаты по пробегу двигателей на моторных маслах производства ChevronTexaco и ExxonMobil получены на одних из лучших по качеству двигателей в мире, которые с самого начала эксплуатировались только на высококачественных смазочных материалах. В этих случаях нет необходимости говорить об использовании каких-либо дополнительных присадок и добавок к маслам. А если говорить о российской технике или сильно изношенной импортной, представленной на нашем рынке, простая замена моторного масла, пусть даже самым лучшим и дорогостоящим, не решит проблемы поддержания автомобиля в работоспособном состоянии.
В связи с этим отметим, что изначально различные препараты для применения в качестве каких-либо добавок к топливно-смазочным материалам были созданы, в первую очередь, для повышения их противоизносных и антифрикционных свойств, то есть для профилактики износа и поддержания техники в работоспособном состоянии. Большинство из этих добавок и сейчас выпускается для этих целей.
|
|
Вместе с принятыми и широко распространенными основными показателями моторных масел (противоизнос-ными, защитными, диспергирующими, стабилизирующими, вязкостно-температурными, антиокислительными, про-тивопенными и др.) в настоящее время введены и новые: демпфирующие, противопиттинговые, антикоррозионные, противозадирные и др. В целях придания маслам всех вышеперечисленных показателей разрабатываются новые технологии производства базовых масел и присадок к ним.
При эксплуатации машин и механизмов происходят значительные химические и физические изменения масел — изменения их состава и свойств, что влияет на эксплуатационные свойства. Для предотвращения подобных изменений в большинство смазочных масел вводят специальные вещества и композиции. В зависимости от состояния и растворимости в масле эти вещества получили разные названия. Органические маслорастворимые продукты называют присадками, они составляют самую распространенную группу (табл. 1). Твердые нерастворимые вещества, как правило, неорганического происхождения, называют антифрикционными добавками. Ряд полимер-содержащих композиций именуют модификаторами. Имеются также кондиционеры и рекондиционеры металла.
При производстве моторных масел применяют различные функциональные присадки: моющие (3—15%, а иногда и более), диспергирующие (1—2%), антиокислительные и противоизносные (до 2%), антикоррозионные (до 1%), вязкостные, депрессорные, антипенные и защитные. Их ассортимент и количество зависят от назначения моторного масла.
Таблица 1
Некоторые функциональные присадки, используемые в смазочных маслах
Присадки | Химические соединения | Обозначение выпускаемых присадок |
Моющие (детергенты) | Сульфонаты, феноляты, салицилаты различных металлов (кальция, бария, магния и др.) | MACK, ACK, ПМС А, С-150. АСБ |
Диспергирующие (дисперсанты) | Моно- и бис-сукциними-ды, эфиры янтарной кислоты | Днепрол |
Антиокислительные | Тиофенолы, ароматические и алифатические амины, дитиофосфаты и дитиокарбаматы различных металлов (цинка, бария, сурьмы и др.) | Ионол, Агидол-2, ИХП-21ВНИИНП-354 |
Вязкостные (загущающие) | Полиизобутилен, сополимеры олефинов, по-лиметакрилат, винипол, сополимеры | КП-10, ПМАВ-1, ПМА В-2 |
Депрессорные | Полиметакрилат, кальциевая соль алкилфе-нола, бариевая соль биссульфидалкил-фенола | ПМАД, АзНИИ-ЦИАТИМ-1 |
Противоизносные и противозадирные | Дитиофосфаты металлов, сульфиды (дисульфиды) и их производные, фосфаты, эфиры трихлорметилфосфоно-вой кислоты | АБЭС, КИНХ-2, Л3-23к, ОТП, Хлорэф-40, Фриктол |
Антифрикционные | Металлические мыла, дитиофосфаты и дитио-карбоматы молибдена и их производные, дисульфид молибдена, графит | МКФ-18, ПАФ-4, Фриктол |
Продолжение табл. 1
Присадки | Химические соединения | Обозначение выпускаемых присадок |
Защитные (ингибиторы коррозии) | Нитрованные масла, сукцинимид мочевины | АКОР-1СИМ, НМ07 |
Противопенные | Силоксаны | ПМС 200А |
С помощью органических и металлоорганических присадок, имеющих более сотни наименований, повышают смазочную способность, устойчивость масел к окислению, абсолютное значение вязкости. При этом одновременно снижают зависимость вязкости от температуры, температуру застывания, коррозию металлических поверхностей, отложения нагаров на деталях двигателя и т. д. По функциональному действию присадки разделяют на противоизносные, антифрикционные, антиокислительные, вязкостные (загущающие), депрессорные, противопенные и др.
В основном присадки вводят в масла в небольших количествах: от долей до нескольких процентов (в композициях их общая концентрация может доходить до 15% и более). Исключение составляют вязкостные присадки, которые могут добавляться в количестве до 20—30%, что, естественно, очень значительно изменяет изначальные свойства базовых масел. В то же время большое количество вводимых присадок приводит к тому, что незначительное изменение баланса, например, вследствие попадания в масло топлива, влаги, а также окисление при работе существенно снижает стабильность масел. Поверхностно-активные вещества (ПАВ) присадок теряют свои свойства, вступая в реакцию с влагой и топливом. В результате не только снижается эффективность их применения, но и ухудшаются трибологические свойства базовых смазочных масел.
По химическому составу присадки к смазочным материалам представляют собой производные различных ор-ганических соединений — алкилфенолов, аминов, дитио-фосфорных, дитиокарбаминовых, салициловых кислот и ряда других веществ. Присадки состоят из молекул одной или нескольких полярных и одной или нескольких неполярных групп. Полярные группы обусловливают адсорбцию молекул поверхностно-активных присадок на границе между маслом и металлом. По группе активной (полярной) составляющей присадки подразделяют на серо-, фосфор-, кислород-, хлор-, азот- и борсодержащие. Неполярные группы (алкильные радикалы, нафтеновые или ароматические кольца и их сочетания) определяют растворимость присадок в маслах.
Многие базовые присадки являются техническими продуктами, представляющими собой раствор активного компонента в масле или другом растворителе. В таком виде под различными условными названиями и индексами выпускаются производные мочевины, сульфонаты, сукцинимиды, эфиры фосфорной кислоты и другие присадки.
Рассмотрим основные группы присадок к смазочным маслам несколько подробнее.
Для предотвращения или уменьшения образования лаковых отложений и осадков на преимущественно горячих металлических рабочих поверхностях и предупреждения пригорания поршневых колец в моторные масла вводят моющие {детергенты) и диспергирующие (диспергенты) присадки. Также они служат для повышения коллоидной стабильности масла (удерживания в его объеме примесей органического и неорганического характера, например сажи, нагара, частиц солей свинца размером порядка 0,04 мкм, которые могут составлять до 10%).
Моющие присадки блокируют агломерацию асфаль-тенов в твердые частицы (нагар) размером 0,6—1,5 мкм. Таким образом, они препятствуют повышению вязкости масла, а также возникновению и росту отложений на металлических поверхностях (шлама), чем значительно снижают абразивный износ деталей двигателя Моюще-диспергирующие присадки условно делят т зольные и беззольные. В молекулах зольных присадок со держатся полярные группы, которые адсорбируются т частицах окисления масла, препятствуя росту этих частичек и отложению их на рабочих поверхностях. Тем самьш предотвращается образование отложений и лаков на деталях двигателя. Зольные моющие присадки повышенной щелочности служат для нейтрализации кислот, оксидов азота, ди- и триоксидов серы (что особенно важно у дизелей), образовавшихся при окислении масла в процессе эксплуатации двигателя. Это достигается за счет значительной щелочной реакции моющих присадок.
При производстве отечественных моторных масел, как видно из табл. 1, применяют детергенты трех классов: алкилфеноляты, сульфонаты и алкилсалицилаты щелоч-но-земельных металлов. В нормальных солях содержится стехиометрическое количество металлов, соответствующее щелочности кислот, а щелочные (высокощелочные, суперщелочные, гиперщелочные) соли включают значительное количество оксидов металлов, гидроксидов, карбонатов и т. п. в коллоидно-дисперсной форме. Моющие присадки, содержащие соли металлов, долгое время соответствовали предъявляемым к ним требованиям даже при очень высоких температурах цилиндропоршневой группы. Эти присадки составляют основную часть композиций присадок в моторных маслах. В последнее время, однако, наблюдается их уменьшение вследствие повышения доли беззольных дисперсантов и антиокислительных присадок.
Реакции окисления, протекающие в масле при высоких температурах в присутствии атмосферного воздуха, приводят к окислению (старению) смазочного материала.
В оптимально очищенных минеральных маслах изначально содержатся природные сернистые и азотные ингибиторы, обеспечивающие стабильность и срок службы масел, но не отвечающие необходимым требованиям \ моторных и трансмиссионных масел. К тому же сера, яв ляясь эффективным ингибитором окисления, оказыв значительное корродирующее действие. Соединения, содержащие серу и фосфор, значительно эффективнее, чем составы лишь с одним из этих веществ. Последние применяются, главным образом, в виде ингибиторов для моторных масел.
Для предотвращения каталитического ускорения автоокисления углеводородных масел под действием ионов металлов и сплавов, особенно цветных (меди, марганца, кобальта), ионы должны связываться в комплексы и осаждаться в виде нерастворимых соединений металлов. Для этих целей в смазочные масла добавляются антиокислительные присадки, которые отвечают за стабильность химического состава масла, особенно при высоких температурах.
Соединения селена (диалкилселенид) также могут применяться в качестве ингибиторов, так как имеют хорошие антиокислительные свойства в синтетических маслах при температуре до 270 °С. Однако они применяются довольно редко из-за коррозионной активности по отношению к меди, алюминию, серебру (иногда — к стали и чугуну), а также высокой стоимости.
Вязкостные (загущающие) присадки (модификаторы вязкости) добавляют в смазочные масла для повышения их вязкости и индекса вязкости при нагреве. Такие масла называют загущенными. Загущающие присадки в сочетании с присадками, улучшающими трибологические свойства моторных масел, позволяют создавать энергосберегающие масла.
В то же время масла с загущающими присадками, как и масла без этих присадок, постепенно теряют свою вязкость (загустевают). Это происходит не только в результате испарения самых низкокипящих фракций (температура в картере двигателя может достигать 180 °С), но и механической, а также термохимической деструкции (окисления) полимерных молекул загущающих присадок на мелкие фрагменты, эффективность которых значительно снижается.
В отличие от незагущенных масел, вязкость которых зависит от температуры смазочного материала и рабочего давления, загущенные масла обладают способностью изменять свою вязкость в зависимости от напряжения сдвига и градиента скорости сдвига. Загущенные масла проявляют временное падение вязкости с увеличением скорости сдвига, например, между поршнем и стенками цилиндра двигателя. Некоторые вещества (резиновый клей, густотертая краска, битум и др.) называют «разжижаемыми сдвигом», а их вязкость — «кажущейся», так как чем ниже температура базового масла при определенном градиенте скорости сдвига, тем сильнее снижается вязкость. Загущающие присадки на основе полиметакрилатов ПМА В-1, ПМА В-2 и «Дизакрил» представляют собой масляные растворы эфиров метакрилатовой кислоты и масел синтетических жирных спиртов. Молекулы полиметакрилатов при низкой температуре, когда масло достаточно вязкое, находятся в скрученном состоянии и мало влияют на вязкость. С ростом температуры они расправляются, повышая вязкость (рис. 2). Полимеры компенсируют значительную потерю вязкости самого масла при повышении температуры. Таким образом повышается индекс вязкости масла.
Поэтому загущенные масла наряду с высоким индексом вязкости, обеспечивающим минимальные потери мощности на трение и экономию топлива при повышенных температурах, обладают хорошей текучестью при низких температурах, способствуют легкому и быстрому пуску двигателя в холодное время года и не образуют большого количества нагара.
Как видите, смазочные материалы должны иметь высокую несущую способность, чтобы выдерживать большие сдвиговые и нормальные нагрузки. Для обеспечения этих свойств
Рис. 2. Молекула полиметакрилата при различных температурах масла
в моторные масла (для снижения износа пар трения кулачок-толкатель), трансмиссионные масла (особенно для гипоидных передач, имеющих конические шестерни со спиральными зубьями), гидравлические жидкости и сма-зочно-охлаждающие среды добавляют противозадирные присадки.
Вязкостные свойства масел в нормальных условиях эксплуатации не отражают их характеристик при высоких нагрузках и скоростях скольжения, когда толщина смазочного слоя не обеспечивает надежного разделения трущихся поверхностей от непосредственного контакта. В этом случае наблюдается режим граничной смазки, что приводит к контакту микровыступов шероховатостей металлических поверхностей, резкому нагреву (температурным «вспышкам») контактируемых участков (до 1500 °С), их свариванию и последующему разрушению (скалыванию).
За счет выделяющейся в зоне контакта энергии противозадирные присадки вступают во взаимодействие с поверхностями трения, образуя защитные соединения с металлами. При нормальных режимах эксплуатации они являются твердыми веществами на поверхностях трения, но при высоких температурах резко снижают предел текучести, обеспечивая скольжение металлических поверхностей относительно друг друга. В результате не происходит сваривания микровыступов трущихся поверхностей и, следовательно, повышения их интенсивности изнашивания. При этом вязкость масла во многом определяет прочность масляной пленки.
Фосфор, сера и хлор — основные элементы многих противозадирных присадок, которые вступают в реакции с металлами в условиях повышения температуры и давления с образованием на поверхности трения защитных пленок химических соединений. Эти присадки оказывают противозадирное, антикоррозионное и антиокислительное действие и поэтому особенно широко применяются в моторных маслах. На их основе выпускаются ремонтно восстановительные препараты любительской автохимии, получившие название «кондиционеры металла», которые будут рассмотрены ниже.
Поскольку затраты на производство смазочных масел возрастают пропорционально обеспечению для них низкотемпературных свойств, депарафинизация масел проводится частично лишь до температуры застывания (около -15 °С). При отрицательных температурах из смазочного масла выделяются //-парафины (одна из групп предельных углеводородов, называемых также парафиновыми) в виде игл и пластин, что приводит к потере текучести (подвижности) масла и затрудняет низкотемпературный запуск двигателя. Форма и размер образовавшихся кристаллов парафина зависят от вида масла и его фракционного состава. При этом из маловязких масел выделяются крупные кристаллы, а из высоковязких — микрокристаллические парафины. Наличие в масле парафиновых углеводородов обусловливает, в первую очередь, его застывание. Подвижность масла теряется из-за образования кристаллической структуры парафиновых углеводородов. Для дальнейшего понижения температуры застывания и, соответственно, повышения работоспособности масла предназначены депрессорные присадки, которые модифицируют кристаллические структуры твердых углеводородов с сохранением подвижности масла.
Наиболее распространены следующие депрессорные присадки к моторным, трансмиссионным и гидравлическим маслам: АзНИИ (препарат алкилирования нафталина хлорированным парафином в присутствии хлорида алюминия); АзНИИ-ЦИАТИМ-1 (дисульфид алкилфено-ла с гидроксидом бария); АФК (алкилфенол с гидрокси-дом кальция); ПМА Д (30-40%-ный раствор полимеров эфиров метакриловои кислоты и синтетических жирных первичных спиртов в индустриальном масле); Депресал (модифицированный препарат алкилирования фенола хл орпарафинами). Депрессорные присадки применяются при концентрациях 0,05—1,00% и более эффективны в маслах парафинового, чем нафтенового основания.
Применение в качестве базовых масел высокоочи-щенных нефтяных основ, полученных гидрогенизацион-ным способом, а также ряда синтетических разработок позволяет значительно улучшить низкотемпературные свойства выпускаемых масел (уверенный запуск двигателей при температурах —40...50 °С) и уменьшить потери на трение при гидродинамическом режиме смазывания. В то же время, наряду с положительными свойствами таких масел, отмечается ухудшение их антифрикционных и противоизносных свойств.
Для повышения трибологических свойств смазочных материалов (минимизации потерь на трение, снижения интенсивности изнашивания и температуры трущихся поверхностей) в масла вводят также антифрикционные и противоизносные присадки. Эффективность их действия зависит от химического строения присадки и химического состава масляной основы. В качестве антифрикционных присадок применяют различные препараты, описанные в разделе «Ремонтно-восстановительные препараты».
Антифрикционные присадки (модификаторы трения) входят в состав энергосберегающих моторных масел. Эти присадки обеспечивают гарантированную экономию топлива за счет снижения механических потерь на трение и соответствующего повышения коэффициента полезного действия двигателя. Такие присадки образуют на поверхностях трения многослойные адсорбционно-хемосорб-ционные пленки «сэндвичной структуры» с диффузией легирующих металлов присадки в трущиеся поверхности деталей. Наиболее эффективны модификаторы трения при граничном режиме трения, существующем, например, между компрессионными поршневыми кольцами и цилиндрами вблизи верхней мертвой точки. Достоинством твердых нерастворимых добавок к смазочным материалам является также то, что они достаточно эффективны как при низких, так и при высоких температурах.
Под воздействием кислорода, воды и других агрессивных веществ металлические поверхности подвергаются коррозии (коррозионному изнашиванию). Таким образом, главная задача при защите от коррозии заключается в предотвращении контакта этих веществ с металлическими поверхностями. Следует иметь в виду различия между атмосферной коррозией (например, при хранении машины в условиях влажного и теплого климата и т. п.) и коррозией под воздействием различных агрессивных веществ, в том числе образующихся в работающем двигателе — главным образом, соединений хлора и брома (при сжигании этилированного бензина) или серы (при сжигании дизельного топлива). К тому же противозадирные присадки, содержащиеся, например, в трансмиссионных маслах, при высоких температурах приобретают коррози-онно-активные свойства, вследствие чего в эти масла необходимо вводить противокоррозионные присадки {ингибиторы коррозии).
Недостатком ингибиторов коррозии является то, что они существенно снижают несущую способность масел вследствие конкурентного взаимодействия ингибиторов коррозии и антифрикционных присадок с металлическими поверхностями. При этом благодаря наличию природных ингибиторов неочищенные масла или масла неглубокой очистки обеспечивают определенную защиту от атмосферной коррозии, тогда как защитные антикоррозионные свойства чистых минеральных масел неэффективны от атмосферной коррозии, поскольку молекулы кислорода и воды свободно диффундируют через масляную пленку и взаимодействуют с металлом. Так как коррозия — это, главным образом, следствие электрохимических реакций, то и предотвратить ее можно посредством создания (нанесения) специального защитного слоя, препятствующего контакту влаги и кислорода с металлом. Эффективные ингибиторы должны обладать высокой адгезией к металлической поверхности и создавать пленку, непроницаемую для кислорода и влаги. Различаются ингибиторы физического и химического механизма действия. Первые представляют собой молекулы с длинными алкильными цепями и полярными группами, способные адсорбироваться на металлических поверхностях, создавая защитные слои. Химические ингибиторы реагируют непосредственно с металлом поверхности трения с образованием защитных химических соединений, изменяющих электрохимический потенциал поверхности.
Противопенные (антипенные) присадки предназначены для предупреждения образования пены и быстрого ее разрушения в масле, особенно при аэрации масла в процессе эксплуатации. Механизм действия этих присадок основан на снижении поверхностного натяжения на границе раздела жидкость — воздух. К противопен-ным присадкам относятся фосфорсодержащие соединения, фторированные углеводороды, эфиры и соли жирных кислот, а также силоксановые полимеры. Наиболее известна противопенная присадка на основе полиметил-сипоксана (ПМС-200А), которая широко применяется в различных маслах в концентрации 0,007—0,005% (массовая доля).
Свойства и функции присадок к смазочным маслам не ограничиваются одним заложенным в них действием. Антифрикционные присадки оказывают влияние на про-тивозадирные и противоизносные свойства масел, моющие — на антиокислительные, и наоборот. В то же время в рамках каждой группы эффективность присадок может заметно изменяться как в зависимости от концентрации и состава присадки, так и от концентрации компонентов, ее составляющих, а также от типа и химического состава базового масла.
Возрастающие требования к качеству масел привели к необходимости создания композиций многофункциональных присадок, которые повышают многие эксплуатационные свойства масел. При составлении композиций Таблица 2
Характеристика некоторых пакетов масляных присадок
Показатель | СамОйл7311 | СамОйл 7321 | ВДС-941Н | К-47 | К-48 | |
Марка А | Марка Б | |||||
Кинематическая вязкость при 100 °С, мм2/с, не более | ||||||
Щелочное число, мг КОН/г, не более | 130-170 | |||||
Доля активных элементов, % масс, не менее | ||||||
кальций | 2,5 | 4,30 | 3,1 | 7,2 | 3,2 | |
цинк | 1,1 | 1,05 | 0,6 | 2,5 | 2,6 | |
фосфор | - | - | 0,95 | 0,6 | 2.2 | 2,3 |
бор | - | - | - | - | 0,012 | 0,012 |
Доля примесей, % масс не менее | ||||||
механические примеси | 0,08 | 0,08 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
вода | 0,15 | 0,15 | 0,15 | 0,1 | следы | |
сульфаты | 11-15 | |||||
Температура вспышки в открытом тигле, °С, не ниже |
присадки не просто механически смешиваются, а химически взаимодействуют. Поэтому усиливаются базовые или проявляются новые качества присадок.
Для упрощения хранения, транспортировки и облегчения смешивания базовых масел с присадками выпускают пакеты присадок, в состав которых входят не только вязкостные и депрессорные присадки. При необходимости их вводят в масло дополнительно. Изменяя дозирование пакета присадок, можно приготавливать масла с различным уровнем эксплуатационных свойств. Пакеты присадок обычно содержат до 15 компонентов. Их вводят в масло в концентрации до 12% (массовая доля).
Характеристики некоторых отечественных пакетов присадок приведены в табл. 2. Применительно к моторным маслам осваивается производство пакетов присадок К-471, К-483, К-484.
От характера взаимодействия присадок друг с другом (в случае композиции) и полярными компонентами масла зависит восприимчивость (или приемистость) масел к присадкам и взаимное ослабление (антагонизм) или взаимное усиление (синергизм) функционального действия присадок при их совместном применении. Антагонизм или синергизм действия смеси двух присадок зависит от их взаимодействия друг с другом, на которое влияют внешние факторы — температура, влажность и т. п. (табл. 3). Например, на взаимодействие молекул присадок влияют продукты окисления масел и вода, которая может вызывать гидролиз присадок.
Итак, присадки, используемые в маслах, могут проявлять синергетические или антагонистические свойства, усиливающие или ослабляющие их действие по основному функциональному направлению. Например, наличие детергентов влияет на эффективность действия дитио-фосфатов цинка как противоизносных присадок. Влияние на эффективность действия присадок оказывает и состав масляной основы Таблица 3