Приработочные препараты

Обкатка (приработка) агрегатов таких транспортных средств, как двигатели внутреннего сгорания и элементы трансмиссии, обусловлена дефектами изготовления и сборки деталей и узлов (которые приводят к схватыванию и возможному появлению задира поверхностей трения), а также необходимостью выявления возможных скрытых дефектов изготовления.

Следует отметить, что большинство импортных авто­мобилей практически не нуждается в эксплуатационной обкатке, тогда как для отечественных такая операция заложена в технологическую документацию их изготов­ления и является необходимостью в связи с уровнем сбо­рочных и ремонтных работ. Например, ресурс капиталь­но отремонтированной техники в России в настоящее время составляет порядка 45—50% от ресурса новой.

Приработкой в соответствии с ГОСТ 23.002-78 назы­вается изменение геометрии поверхностей трения и фи­зико-механических свойств поверхностных слоев мате­риалов в начальный период трения, проявляющееся при постоянных внешних условиях и заключающееся в умень­шении силы трения, температуры и интенсивности из­нашивания. Приработку деталей производят на машино­строительных и ремонтных предприятиях в процессе стендовой обкатки, а также в автотранспортных и других предприятиях в период эксплуатационной обкатки.

Обкатка — заключительная технологическая опера­ция изготовления или ремонта двигателя. Качественное ее проведение позволяет уменьшить отказы в период эксплуатации и повысить ресурс. Так, например, для дизель­ного двигателя продолжительность обкатки составляет 30—40 моточасов, или около 5000 км пробега автомобиля. Проведение столь длительной обкатки не может быть оп­равдано экономически и не представляется технически необходимым фактором. Развитие машиностроения ука­зывает на необходимость ускорения этого процесса и со­кращения его в обозримом будущем до 2—3 мин, необхо­димых для контроля работоспособности изделия и выяв­ления возможных скрытых дефектов.

Следует также отметить, что практически любая раз­борка трущихся соединений приводит к необходимости обкатки (приработки) вновь собранного узла с потерей части межремонтного ресурса на приработочный износ и т. д.

Если проанализировать кривую межремонтного цик­ла (рис. 5), можно заметить, что применение приработоч-

Рис. 5. Кривые межремонтного цикла эксплуатации техники с применением (1) и без применения (2) приработочных присадок:

k — показатель наступления неработоспособного состояния (отказа)

объекта; И/пр — показатель завершения приработки объекта;

Гп — продолжительность штатной приработки (без приработочных

присадок); ГПо — продолжительность приработки с приработочной

присадкой; Тр — межремонтный ресурс объекта со штатной обкаткой

(без использования приработочных присадок); Гро — межремонтный ресурс

объекта, прошедшего обкатку с использованием приработочных присадок

ных препаратов позволяет сократить продолжительность этапа приработки с Ти до Гпо- Таким образом, можно продлить зону установившегося режима изнашивания (межремонтного ресурса) с ГР до ТР0. Увеличение межре­монтного ресурса, в зависимости от условий эксплуата­ции, может составить до 50%, что особенно заметно на дизельных двигателях.

Приработочные присадки и обкаточные технологии давно применяются на мотороремонтных и машино­строительных заводах, однако в розничной торговле лю­бительских препаратов не так много. Из любительских препаратов автохимии наиболее известны специальный приработочный состав Lubrifilm Diamond Run (Actex S.A., Швейцария), наноалмазная присадка для ускоренной об­катки двигателя Fenom Nanodiamond Green Run (OOO НПФ «Лаборатория триботехнологии», Россия) и приработоч­ные составы для топлива, двигателя и трансмиссии мар­ки Fenom Green Run той же «Лаборатории триботехноло­гии» (табл. 4).

Таблица 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: