Результатом многолетних исследований стал тот факт, что трение теперь представляется не только как разрушительное явление природы. В определенных условиях оно может быть реализовано как самоорганизующийся созидательный процесс, что позволяет разработать новые методы технического сервиса машин, в том числе безразборного восстановления агрегатов и узлов техники в процессе их непрекращающейся эксплуатации.
Впервые термин «безразборное восстановление» официально применен и введен в 1993 году автором данной книги в связи с изобретением совместно с Г. К. Потаповым способа безразборного восстановления трущихся соединений. В дальнейшем, на основании теоретических предпосылок и проведенных исследований, автором данной книги сформулировано и в настоящее время интенсивно развивается самостоятельное научно-техническое направление — безразборный технический сервис машин и механизмов.
Следует признать, что аналогичные работы проводились и другими исследователями, но именовались по-разному: то металлоплакированием, то ФАБО-2, то способом обработки трущихся поверхностей и т. п.
|
|
Теоретическими предпосылками безразборного сервиса (восстановления) стали исследования по теории самоорганизации, предсказанной бельгийским физикохи-миком Ильей Пригожиным, а также научные открытия российских ученых. К ним относятся эффект пластифицирования поверхностей трения в присутствии поверх ностно-активных веществ (ПАВ), открытый П. А. Ребин-дером, явление избирательного переноса при трении (эффект безызносности), исследованное Д. Н. Гаркуно-вым и И. В. Крагельским, а также эффект аномально низкого трения, обнаруженный Е. А. Духовским, А. А. Силиным и другими.
Безразборный сервис транспортных средств является дальнейшим развитием исследований в данной области. Он стал широко применяться в многочисленных публикациях и нескольких монографиях по данному научно-практическому направлению. Под безразборным сервисом подразумевается комплекс технических и технологических мероприятий, направленных на проведение операций технического обслуживания и ремонта узлов и механизмов с применением передовых разработок автохимической промышленности и без проведения разборочно-сборочных операций.
К разработкам в области безразборного сервиса относятся не только присадки и добавки к различным автомобильным технологическим средам, но и самостоятельные препараты и технологии по их применению. Безразборный сервис может включать операции обкатки, диагностики, профилактики (сезонной подготовки), автохимического тюнинга, очистки и восстановления отдельных соединений, агрегатов и механизмов, а также автомобиля в целом.
|
|
Особое место занимают методы и средства частичного восстановления изношенных поверхностей трения узлов и агрегатов автомобиля в процессе непрекращающейся эксплуатации. Это признали даже производители смазочных материалов, начав выпуск специальных моторных масел для автотранспорта с пробегом более 100 тыс. км.
В классическом понимании процесс восстановления детали, соединения или машины в целом подразумевает проведение технических и технологических мероприятий, направленных на изменение геометрических размеров до номинальных или ремонтных, а также действий по воестановлению работоспособности до нормативных показателей. Однако проводить ремонтные работы имеет смысл, даже если наблюдается только частичное (неполное) выполнение этих требований.
Известные в настоящее время ремонтно-восстанови-тельные препараты (РВП) по компонентному составу, физико-химическим процессам взаимодействия с трущимися поверхностями, свойствам получаемых покрытий (защитных пленок), а также механизму функционирования в процессе дальнейшей эксплуатации автомобиля можно разделить на три основные группы: реметалли-занты (металлоплакирующие соединения), полимерсодер-жащие препараты и геомодификаторы.
К восстановителям (в основном по критерию повышения технико-экономических показателей обработанной техники) следует условно отнести также кондиционеры поверхности, слоистые добавки-модификаторы и нано-препараты.
В некоторых случаях РВП называют еще ремонтно-эксплуатационными препаратами (РЭП), что, на наш взгляд, более точно отражает их предназначение и заложенные функциональные свойства.
Практически все фирмы-производители препаратов подкапотной автохимии выпускают также добавки к трансмиссионным маслам и пластичные смазки-восстановители.
Все препараты различаются по способам применения (введения в трущиеся соединения). Большинство составов вводят в моторные и трансмиссионные масла, топливо или пластичные смазки. Некоторые препараты подают через систему питания (впускной трубопровод) в виде аэрозолей и добавок к топливно-воздушным смесям (так называемая специальная обработка). Ряд препаратов подается непосредственно в зону трения, например в цилин-дропоршневую группу.
Применение РВП определяется техническим состоянием автомобиля. При этом необходимость того или иного воздействия оценивается на основании результатов технической диагностики. По результатам диагностирования назначаются либо профилактические препараты более «мягкого» действия, либо препараты, обеспечивающие интенсивное воздействие на трущиеся соединения и агрегаты автомобиля.
Следует отметить, что иногда необходимость применения РВП обусловлена и рядом других причин (принудительных), например участием в соревнованиях, автопробегах или иных нештатных испытаниях (автохимический тюнинг).
Достаточно часто выпускаются РВП комплексного действия, например в одном флаконе имеются реметал-лизант и кондиционер металла, полимерсодержащий препарат и слоистая добавка. Встречаются препараты, разработчики которых заявляют о содержании в них практически всех ремонтно-восстановительных компонентов: тефлона, керамики, молибдена, а также каких-то полимерных и поверхностно-активных веществ (например, это относится к присадке в моторное масло ENGINE R263 японской фирмы AUG).