Ремонтно-восстановительные препараты

Результатом многолетних исследований стал тот факт, что трение теперь представляется не только как разру­шительное явление природы. В определенных условиях оно может быть реализовано как самоорганизующийся созидательный процесс, что позволяет разработать новые методы технического сервиса машин, в том числе безраз­борного восстановления агрегатов и узлов техники в про­цессе их непрекращающейся эксплуатации.

Впервые термин «безразборное восстановление» офи­циально применен и введен в 1993 году автором данной книги в связи с изобретением совместно с Г. К. Пота­повым способа безразборного восстановления трущихся соединений. В дальнейшем, на основании теоретических предпосылок и проведенных исследований, автором дан­ной книги сформулировано и в настоящее время интен­сивно развивается самостоятельное научно-техническое направление — безразборный технический сервис машин и механизмов.

Следует признать, что аналогичные работы проводи­лись и другими исследователями, но именовались по-разному: то металлоплакированием, то ФАБО-2, то спо­собом обработки трущихся поверхностей и т. п.

Теоретическими предпосылками безразборного сер­виса (восстановления) стали исследования по теории са­моорганизации, предсказанной бельгийским физикохи-миком Ильей Пригожиным, а также научные открытия российских ученых. К ним относятся эффект пластифи­цирования поверхностей трения в присутствии поверх ностно-активных веществ (ПАВ), открытый П. А. Ребин-дером, явление избирательного переноса при трении (эффект безызносности), исследованное Д. Н. Гаркуно-вым и И. В. Крагельским, а также эффект аномально низ­кого трения, обнаруженный Е. А. Духовским, А. А. Сили­ным и другими.

Безразборный сервис транспортных средств является дальнейшим развитием исследований в данной области. Он стал широко применяться в многочисленных публи­кациях и нескольких монографиях по данному научно-практическому направлению. Под безразборным сервисом подразумевается комплекс технических и технологиче­ских мероприятий, направленных на проведение опера­ций технического обслуживания и ремонта узлов и меха­низмов с применением передовых разработок автохими­ческой промышленности и без проведения разборочно-сборочных операций.

К разработкам в области безразборного сервиса отно­сятся не только присадки и добавки к различным автомо­бильным технологическим средам, но и самостоятельные препараты и технологии по их применению. Безразбор­ный сервис может включать операции обкатки, диагно­стики, профилактики (сезонной подготовки), автохими­ческого тюнинга, очистки и восстановления отдельных соединений, агрегатов и механизмов, а также автомобиля в целом.

Особое место занимают методы и средства частичного восстановления изношенных поверхностей трения узлов и агрегатов автомобиля в процессе непрекращающейся эксплуатации. Это признали даже производители смазоч­ных материалов, начав выпуск специальных моторных масел для автотранспорта с пробегом более 100 тыс. км.

В классическом понимании процесс восстановления детали, соединения или машины в целом подразумевает проведение технических и технологических мероприятий, направленных на изменение геометрических размеров до номинальных или ремонтных, а также действий по воестановлению работоспособности до нормативных показа­телей. Однако проводить ремонтные работы имеет смысл, даже если наблюдается только частичное (неполное) вы­полнение этих требований.

Известные в настоящее время ремонтно-восстанови-тельные препараты (РВП) по компонентному составу, физико-химическим процессам взаимодействия с трущи­мися поверхностями, свойствам получаемых покрытий (защитных пленок), а также механизму функционирова­ния в процессе дальнейшей эксплуатации автомобиля можно разделить на три основные группы: реметалли-занты (металлоплакирующие соединения), полимерсодер-жащие препараты и геомодификаторы.

К восстановителям (в основном по критерию повы­шения технико-экономических показателей обработанной техники) следует условно отнести также кондиционеры поверхности, слоистые добавки-модификаторы и нано-препараты.

В некоторых случаях РВП называют еще ремонтно-эксплуатационными препаратами (РЭП), что, на наш взгляд, более точно отражает их предназначение и зало­женные функциональные свойства.

Практически все фирмы-производители препаратов подкапотной автохимии выпускают также добавки к транс­миссионным маслам и пластичные смазки-восстанови­тели.

Все препараты различаются по способам применения (введения в трущиеся соединения). Большинство соста­вов вводят в моторные и трансмиссионные масла, топли­во или пластичные смазки. Некоторые препараты подают через систему питания (впускной трубопровод) в виде аэрозолей и добавок к топливно-воздушным смесям (так называемая специальная обработка). Ряд препаратов по­дается непосредственно в зону трения, например в цилин-дропоршневую группу.

Применение РВП определяется техническим состоя­нием автомобиля. При этом необходимость того или иного воздействия оценивается на основании результатов техни­ческой диагностики. По результатам диагностирования назначаются либо профилактические препараты более «мягкого» действия, либо препараты, обеспечивающие интенсивное воздействие на трущиеся соединения и агре­гаты автомобиля.

Следует отметить, что иногда необходимость приме­нения РВП обусловлена и рядом других причин (прину­дительных), например участием в соревнованиях, авто­пробегах или иных нештатных испытаниях (автохимиче­ский тюнинг).

Достаточно часто выпускаются РВП комплексного действия, например в одном флаконе имеются реметал-лизант и кондиционер металла, полимерсодержащий пре­парат и слоистая добавка. Встречаются препараты, разра­ботчики которых заявляют о содержании в них практи­чески всех ремонтно-восстановительных компонентов: тефлона, керамики, молибдена, а также каких-то поли­мерных и поверхностно-активных веществ (например, это относится к присадке в моторное масло ENGINE R263 японской фирмы AUG).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: