Препарат | Производитель, страна | Назначение | Состав, комментарий |
Fenom | ООО НПФ «Лаборатория триботехно-логии», Россия | Улучшение мощностных, экономических и экологических показателей двигателей, повышение качества и ускорение приработки деталей, уменьшение уровня шумов и вибраций | Многофункциональный кондиционер металла. Концентрированный синтетический продукт |
Продолжение табл. 9
Препарат | Производитель, страна | Назначение | Состав, комментарий |
Verylube Turbo | XK «ХАДО» (торговая марка -Verylube), Украина | Защита от износа и перегрузок, увеличение мощности и ресурса двигателя, снижение расхода топлива и вредных выбросов | Полностью синтетический многоатомный полимер, пакет концентрированных присадок |
Energy Release | t Energy Release Products Corp., США | Повышение компрессии, продление срока службы двигателя и агрегатов трансмиссии, экономия топлива и смазочных материалов, снижение шума и т. д. | Желеобразное вещество, содержит комплекс органических и синтетических компонентов на основе хлоро-парафинов |
SMT-2 | SMT Perfomence Products Corp., США | Повышение компрессии, продление срока службы двигателя и агрегатов трансмиссии, экономия топлива и смазочных материалов, снижение шума и т. д. | Желеобразное вещество, содержит комплекс органических и синтетических компонентов на основе хлоро-парафинов |
Oel additive № 2025 | Концерн Lubrichim (торговая марка Auto Plus), Швейцария, Бельгия, Испания | Снижение износа деталей, потерь на трение, избыточного потребления топлива, замедление окисления масла и предотвращение образования черных смолистых отложений | Антифрикционная и противо-износная присадка к маслу — многоцелевой концентрат антифрикционного кондиционера металла |
Продолжение табл. 5
|
|
Препарат | Производитель, страна | Назначение | Состав, комментарий |
Estocada Metall Conditioner | SCT —Vertribs GmbH (торговая марка — Mannol), Германия | Очистка двигателя, снижение потерь на трение, повышение износостойкости деталей, снижение расхода топлива и масла, облегчение холодного пуска, оптимизация показателей выхлопа | Добавка в моторное масло. Упрочняет металлические поверхности поршневых колец и гидрокомпенсаторов. Не создает кислотных отложений |
MotorProtect | Liqui Moly GmbH, Германия | Средство для долговременной защиты двигателя. Направлено на снижение износа, расхода топлива и смазочных материалов, повышение мощности двигателя и более легкий запуск | Синтетическая добавка в моторное масло. Образует на поверхностях трения пленку, содержащую соединения молибдена |
Слоистые добавки
Следующую группу препаратов можно объединить понятием слоистые добавки. В состав препаратов, отнесенных к данной группе, входят элементы с низким усилием сдвига между слоями: дисульфиды молибдена (MoS2). вольфрама (WS2), тантала (TaS2) и ниобия (NbS2), диселе-ниты молибдена (MoSe2), титана (TiSe2) и ниобия (NbSe2). трисульфид молибдена (MoS3), графит (С), нитрид бора (BN — белый графит) и др.
|
|
Рассмотрим механизм восстановительного (в основном, антифрикционного и противоизносного) действия слоистых добавок на примере химического строения графита и дисульфида молибдена, которые аналогичны и для других материалов подобной структуры. Слово «графит» происходит от греческого корня «гра-фо» — пишу, так как этот материал издавна служил для изготовления грифелей карандашей и т.д. Примерно с XV века графит стал применяться для изготовления тиглей. В XVI веке началась добыча графита в Англии, где его использовали для карандашных грифелей. Интересно, что графит долгое время совсем не отличали от другого твердосмазочного материала — молибденита. Древние греки обычно путали молибденит с графитом, а иногда и со свинцом (от греч. «молибдос» — свинец).
Сегодня графит находит применение в самых разнообразных сферах человеческой деятельности: от изготовления все тех же карандашных грифелей до блоков замедления нейтронов в ядерных реакторах.
Атомы углерода в кристаллической структуре графита связаны между собой прочными ковалентными связями и формируют шестиугольные кольца, образующие, в свою очередь, прочную и стабильную сетку, похожую на пчелиные соты. Сетки располагаются друг над другом слоями. Расстояние между атомами в вершинах правильных шестиугольников равно 0,142 нм, между слоями — 0,335 нм. Слои слабо связаны между собой (рис. И). Такая структура определяет специфические свойства графита: низкую твердость и способность легко расслаиваться на мельчайшие чешуйки, что обусловило его применение в различ-
Рис. 11. Схема кристаллической решетки графита
ных смазочных материалах в качестве противозадирного и противоизносного элемента.
Приведенная модель не является полной, так как некоторые факты не позволяют описать весь механизм смазочного (защитного) действия графита только слоистой структурой. Например, сила трения при применении графита на сухом воздухе выше, чем при высокой влажности; в атмосфере азота сила трения существенно выше, чем на воздухе, причем в сухом азоте выше, чем во влажном, а в восстановительной среде смеси газов графит вообще не обладает хорошей смазочной способностью. Таким образом, наличие пленки влаги или оксидных пленок ж поверхностях трения — необходимое условие для проявления графитом своих максимальных смазочных свойств,
Одним из первых использовал графит в качестве твер дой смазки выдающийся российский механик-самоучк< Иван Петрович Кулибин (1735—1818) — изобретатель мно жества различных механизмов, автор «зеркального фонаря: (прототипа прожектора), семафорного телеграфа и т. л Находясь на службе российской императрицы Екатерины II он был обязан изготовить ее величеству плавный и бес шумный дворцовый лифт. Для этого лифта необходим! были особые смазочные материалы, так как распростра ненные в то время смазки из растительного масла, сал или дегтя не могли использоваться из-за неприятного отдающего «деревней и мужиками» запаха. Применены Кулибиным твердой смазки из графита позволило успеш но решить эту деликатную проблему.
В 1812 году Генри Томас Хардакр запатентовал в Анг лии смесь графита и свиного жира в пропорции 1:4 дл получения пластичного смазочного материала.
В настоящее время ультрадисперсный графит входи в состав практически всех смазочных материалов, вы пускаемых известной бельгийской компанией Marly по маркой Black Gold, технологического партнера гоно «Формулы-1», Ford, Renault и ряда российских автосоре! нований. Например, полностью синтетическое моторнс
|
|
Рис. 12. Слоистая структура дисульфида молибдена
масло Black Gold Bio Carat специально разработано для использования в автоспорте. Оно содержит уникальную коллоидную смазку, основанную на графите, а также до 65% эстеров и, по данным производителя, резко снижает трение и износ трущихся соединений, увеличивает мощность двигателя и снижает расход топлива.
Кристаллическая решетка дисульфида молибдена (рис. 12) подобна решетке графита: между атомами молибдена и серы имеются достаточно сильные связи, в то время как расстояние между слоями серы больше. Благодаря этому дисульфид молибдена может надежно работать при отрицательных температурах, а также в вакууме. Однако при температуре 538 °С молибденит превращается в триоксид, являющийся абразивным материалом.
История известной немецкой фирмы Liqui Moly GmbH тесно связана с этим химическим соединением. Даже название фирмы является производным от Liqui (сокращенно — жидкость) и Moly (сокращенно — молибден).
Однажды немца Ханса Хенле в магазинчике на одной из военных баз армии США в послевоенной Германии заинтересовал жестяной бутылек, продававшийся под торговой маркой Liqui Moly. В нем содержалась специальная жидкая смесь для добавки в моторное масло, которая должна была защищать авиадвигатель от повреждений в случае внезапной потери масла. Основой этой смеси был дисперсионный порошок темно-серого цвета — дисульфид молибдена (MoS2), который и придавал продукту эти удивительные защитно-смазывающие свойства. При попадании в масляный бак снаряда или пули противника или при утечке масла дисульфид молибдена какое-тс время «смазывал» двигатель самолета, позволяя n^OTaiv благополучно приземлять поврежденные машины.
В 1955 году Хенле выкупил права на торговую марю Liqui Moly и патент на вещество «дисульфид молибдена» В марте 1957 года была основана компания Liqui Mol^ GmbH. Дисульфид молибдена стал составной частью раз личных продуктов фирмы: Kfz 1 (масляная присадка) Kfz 2 (присадка в трансмиссионное масло), Kfz 3 (уни версальная смазка), Kfz 4 (монтажная паста). Продукт! компании, содержащие различные соединения дисуль фида молибдена, и сейчас занимают одно из значитель ных мест в линейке продукции фирмы.
|
|
Наиболее известны специальные молибденсодержа щие смазки для высоких механических и термически нагрузок в шарнирах карданов и равных угловых скорс стей. Многоцелевая смазка Molybden эффективна при дер ствии ударных нагрузок, устойчива к окислению и, чт наиболее важно, способна защищать смазываемые детал от коррозии даже в случае попадания в смазку воды.
Достаточно известно моторное масло Mannol Molibde немецкой фирмы SCT GmbH, содержащее дисульфу молибдена и широко представленное в сети магазине России, реализующих смазочные материалы.
Еще одну слоистую добавку — нитрид бора (BN), ш белый графит, — получают, прокаливая технический бс или оксид бора в атмосфере аммиака. Это белый, пох< жий на тальк порошок, но его сходство с тальком — чи то внешнее. Намного больше и глубже сходство аморс ного нитрида бора с графитом: одинаковое построен] кристаллических решеток; оба вещества с успехом пр меняют в качестве твердой высокотемпературной смазк Известное сходство с углеродом проявляет и сам бор, а не только его соединения с азотом. Это не должно удивлять. Бор и углерод — соседи в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, оба элемента — неметаллы, мало отличаются размеры их атомов и ионов. Главное следствие этого сходства — быстрое развитие химии бороводородов, которая, по мнению многих ученых, со временем станет «новой органикой». Напомним, что просто «органика», органическая химия, — это, по существу, химия углеводородов и их производных.
В автохимии в настоящее время к известным препаратам, содержащим нитрид бора, относятся керамическая антифрикционная добавка Ceramic Engine Protector производства голландской фирмы Petromark Automotive Chemicals BV, добавка на эстеровой основе VX 500 бельгийской фирмы SWF s.a./n.v., СегаТес немецкой фирмы Liqui moly GmbH и др.
В работах по трибологии указывается, что ряд йодистых комплексов также имеет слоистую структуру. В то же время йодистые соединения уменьшают количество и твердость нагаров на поршнях и головках цилиндров за счет перевода твердых оксидов металлов под действием йода в йодиды, имеющие слоистую структуру, меньшую твердость и кислотность.
Известен еще целый ряд так называемых светлых твердых добавок к смазочным материалам. Как правило, это соединения на основе цинка (сульфиды ZnS, фториды CaF, фосфаты Zn3(PO4)2, оксиды ZnO и гидрооксиды Zn(OH)2), кальция (гидрооксид Са(ОН) и ортофосфат Са3(РО4)2), а также железа (пирофосфат Fe2P2O7 и др.).
При работе слоистый материал заполняет (сглаживает) микронеровности поверхностей трения, вследствие чего до 50% снижается коэффициент трения и износ обработанных поверхностей. Данные присадки (модификаторы) необходимо вводить при каждой замене масла, так как при работе двигателя на чистом масле происходит интенсивное вымывание частиц графита (дисульфида молибдена и т. д.) из микронеровностей и вынос их из зоны трения. Диаметр частиц должен быть больше максимальной высоты микронеровностей, то есть параметра шероховатости поверхностей, чтобы разделять трущиеся поверхности. Для этого в западных фирмах дисульфид молибдена и графит перемалываются в шаровых мельницах несколько суток, а затем тщательно калибруются (просеиваются).
Для стабилизации дисперсий слоистых материалов (предотвращения их оседания в фильтрах маслосистем) приходится дополнительно вводить в смазочные материалы сульфонаты, алкилфеноляты, эфиры, кетоны, сополимеры этилена и пропилена, полимеризованное растительное масло, фталиевый ангидрит, танин, церизин. Все это перегружает пакет присадок базового смазочного материала.
Характеристики наиболее известных слоистых добавок даны в табл. 10.
Применение слоистых препаратов в качестве добавок, а также готовых моторных масел, содержащих слоистые составляющие, имеет ряд особенностей:
1.Применение препаратов на основе дисульфида мо
либдена не рекомендуется в маслах, содержащих цинк и
кальций в базовом масляном пакете присадок, так как
возможно их взаимодействие и выпадение в осадок.
2.Применение дисульфидмолибденовых присадок, а
также многих ремонтно-восстановительных препаратов
значительно увеличивает сульфатную зольность мотор
ных масел, превышая допустимые нормы.
3.Как уже не раз отмечалось, необходимо учитывать,
что частицы, введенные в смазочный материал в виде до
бавок (взвесей), могут быть центрифугированы фильтра
ми тонкой очистки и коленчатым валом. Это приводит к
забиванию каналов коленчатого вала. То же самое, кста
ти, может случиться при использовании реметаллизантов
и геомодификаторов.
Добавки, масла и смазки этого класса (Black Gold,
Mannol Molibden, Motor Protect, Getriebeoil Additiv, Molyb-
den и др.) имеют черный или темно-серый цвет вследствие Таблица 10