Характеристики нанопрепаратов для моторных масел

Препарат Производитель, страна Назначение Состав, комментарий
«Ретурн Металл» Предприятие «Петров», Россия Безразборное восстановле­ние соедине­ний двигателя, снижение тре­ния и износа Маслораство-римый ком­плекс пластич­ных металлов
«Стрибойл» НТЦ «Конверс-Ресурс», Россия Улучшение технических характеристик, снижение вредных вы­бросов двига­теля Нанодисперс-ный антифрик­ционный и про-тивоизносный состав
RemeTall Fine Metall Powders, Россия Восстановле­ние и защита от износа трущихся поверхностей, повышение ресурса дви­гателя Нанодобавка на основе нанопорошков металлов
«Супротек-Атомиум» ООО НПТК «Супротек», Россия Безразборное восстановле­ние трущихся поверхностей, снижение вредных вы­бросов Нанодобавка к смазочным материалам на основе различных наночастиц
«Формула АВ» ООО НПП «SintA», Украи­на Введение в смазочный материал защитно-восстанови­тельных доба­вок Ультрадис­персные алма­зы в смазочных материалах
Препарат Производитель, страна Назначение Состав, комментарий
Fenom Old Chap OOO НПФ «Лаборатория триботехно-логии», Россия Образование защитной плен­ки, восстанов­ление подвиж­ности поршне­вых колец, снижение интенсивности изнашивания, коэффициента трения, рас­хода топлива, масла и т. д. Содержит синтетическую полимолеку­лярную основу, наноразмер-ные комплексы органосорбен-та, полученные по золь-гель технологии
Renom Engine NanoGuard ООО НПФ «Лаборатория триботехно-логии», Россия Повышение ресурса и улучшение энергоэконо­мических показателей двигателя, образование нанострукту-рированной защитной плен­ки (твердой смазки) Добавка в мо­торное масло любого типа. Содержит нанокомпонент NanoJell-C® (дисперсия неабразивных наноалмазов и наночастиц политетра­фторэтилена в сложных полиэфирах), антиоксиданты

Рассмотрим данную группу препаратов на примере приработочного состава Fenom Nanodiamond Green Run производства отечественной фирмы «Лаборатория трибо-технологии».

Fenom Nanodiamond Green Run (Green Run в перево­де с англ. — «приработка») — состав на базе неабразив­ных наноалмазов (диаметром 4—6 нм) и кластерного уг­лерода, содержащий дополнительно смесь диэфиров и антиоксидантов в высококачественной синтетической основе. Препарат используется в составе масла и обеспе­чивает ускоренную и качественную приработку пар тре ния после ремонта агрегатов, при обкатке новых автомо­билей или при технологической обкатке агрегатов на ма­шиностроительных предприятиях.

Состав изменяет реологические свойства масла и реа­лизует безабразивную трибохимическую приработку не за счет скалывания и разрушения микрошероховатостей поверхностей трения, а посредством пластифицирования, деформирования (вдавливания) и наклепа микровыступов шероховатости поверхности. При этом в период обкатки обеспечивается экономия до 8% топлива и до 10% мотор­ного масла.

Научно-производственная фирма «Лаборатория три-ботехнологии» впервые в мире разработала препарат на основе наноразмерных комплексов органосорбента, по­лученных по золь-гель технологии из бентонитовых глин.

Препараты получили наименование рекондиционеры (от англ. reconditioner — реставратор), объединив понятия кондиционирования (нормализации состояния) и латин­ской приставки «ре» — возврат, что в комплексе обозна­чает препарат, способствующий возвращению условий трения и изнашивания к нормальному состоянию.

Бентонитовые глины называются по наименованию форта Бентон, расположенного в штате Вайоминг (США), где в конце прошлого века начали первую промышлен­ную добычу таких глин. В дальнейшем практический ин­терес к бентонитовым глинам значительно возрос, и их месторождения были разведаны почти на всех континен­тах. Так, монтмориллонит — главнейший минерал бенто­нитовых глин — получил название от города Монтморил-лон (Франция), вблизи которого был впервые обнаружен.

Бентонитами следует называть тонкодисперсные гли­ны, не менее чем на 60—70% состоящие из минералов группы монтмориллонита. Они обладают высокой свя­зующей способностью, адсорбционной и каталитической активностью.

Более точную качественную характеристику природ­ных бентонитов по одним только результатам их химиче- ского анализа дать весьма затруднительно. Для сравни тельно чистых бентонитов содержание отдельных компо нентов, в частности, оксидов кремния и алюминия, и ш молекулярное соотношение являются характеризующие признаком.

Общие свойства бентонитовых глин — дисперсность, хорошая адсорбционная способность, набухаемость, свя­зующая способность и другие характеристики. Дисперс­ность характеризует размер частиц в дисперсных системах, которые состоят из множества мелких частиц (дисперсной фазы), распределенных в однородной (дисперсной) среде. По размерам частиц различают грубодисперсные и высо­кодисперсные системы.

Бентониты являются важным видом минерального сырья, широко применяющимся в промышленности, ме­дицине, сельском хозяйстве и многих других отраслях. Бентониты используются в практике глубокого бурения (для изготовления высококачественных глинистых буро­вых растворов), в литейном производстве и при окомкова-нии железорудных концентратов (в качестве превосход­ного связующего материала), в нефтеперерабатывающей, энергетической, химической и пищевой промышленно­сти (в качестве адсорбентов и катализаторов), в строи­тельной и керамической промышленности, в сельском хозяйстве (при изготовлении комбикорма и других це­лей), медицине и автохимии.

Органобентонит стал универсальным структурообра-зователем различнейших масляных сред. Он одновремен­но является загустителем масел, повышая их вязкость, термостойкость и термостабильность различных систем, при этом органобентонит может работать в агрессивных средах, в том числе и средах с любой минерализацией, а также значительно повышает устойчивость различных масел. С помощью органобентонита можно создавать системы из компонентов, которые в обычных условиях несовместимы, например удержать в воде или масле спе­циальные вещества или химические элементы — носите­ли определенных заданных свойств Для получения органобентонита используют бенто­нитовые глины. Предлагаемые к использованию глины обогащаются, перерабатываются и выпускаются в виде бен­тонитовых порошков с дисперсностью частиц 10—500 нм.

При получении рекондиционеров проводится моди­фикация бентонитовой глины фторуглеродным ПАВ, то есть получаются наночастички глины с поверхностью, аналогичной тефлоновой (рис. 17).

Группа препаратов на основе бентонитового нанораз-мерного органосорбента разработки НПФ «Лаборатория триботехнология» Old Chap (в переводе с англ. — старый друг), выпускается для применения в двигателях, меха­нических коробках передач и гидроусилителях руля авто­мобилей с пробегом более 100 тыс. км. Препараты обес­печивают повышение несущей способности (прочности) смазочного слоя в зоне контакта трущихся поверхностей, особенно с повышенными зазорами вследствие износа.

 
 

В последнее время этой же фирмой выпущен новый рекондиционер марки Fenom Tensei, который разработан специально для японских автомобилей (с учетом особен­ностей их эксплуатации и старения) с пробегом более 100 тыс. км — для снижения темпа износа двигателя улучшения эксплуатационных и ресурсных характеристик. Препарат компенсирует недостатки в диагностике и тех­ническом обслуживании автомобилей. Fenom Tensei изго­товлен с применением химических материалов компании Ciba Specially Chemicals Inc. (Швейцария) — мирового лидера в производстве компонентов пакетов присадок для масел. Препарат включает беззольные противоизнос-ные компоненты Irgalube, антиоксиданты Irganox, дезакти-ваторы металлов Irgamet, реологические добавки Arglube, моющие компоненты и синтетическую основу. Компонен­ты созданы с помощью молекулярной инженерии и пред­ставляют собой беззольные соединения, предназначенные для эффективной защиты двигателя и моторного масла в широком диапазоне нагрузок, скоростей и температур. Порядок применения рекондиционеров:

1.Прогреть двигатель.

2.Залить препарат (флакон объемом 250 мл) в систе­
му смазки двигателя.

3.Оставить двигатель работать на холостом ходу в те­
чение 10—20 мин.

После этого автомобиль можно эксплуатировать в штат­ном режиме. Рекондиционер добавляется в моторное масло любого типа из расчета одна упаковка на 3,5—5,0 л масла. Рекомендуется заливать препарат в новое моторное мас­ло, через две смены масла.

Самые последние разработки «Лаборатории триботех-нологии» в области ремонтно-восстановительных нано-препаратов — Renom Engine NanoGuard, присадка к мотор­ному маслу, и Renom Gear Nano Guard, присадка к транс­миссионному маслу.

Renom Engine Nano Guard повышает ресурс и улучша­ет энергоэкономические показатели бензинового двига­теля и дизеля. Содержит современные нанокомпоненты Nano Jell-(У, формирующие защитную пленку (наност-руктурированную твердую смазку), которая эффективно снижает износ деталей и трение. Смесь неабразивных на-ноалмазов и наночастиц политетрафторэтилена с повы­шенной поверхностной энергией {Hi-Energy PTFE) нахо- дится в масле в виде нанокапсул. В работающем двигате­ле при температурах до 500 °С нанокапсулы образуют на металлических поверхностях устойчивую к истиранию «сверхскользкую» фторопластовую пленку, армирован­ную наноалмазами. Эта пленка равномерно заполняет все неровности металла, снижает трение, обладая свойствами твердой смазки и надежно защищая трущийся узел от из­носа. Для применения присадки необходимо прогреть двигатель, энергично встряхнуть флакон, залить присад­ку в двигатель и дать поработать двигателю на холостом ходу в течение 10 мин. Добавляется присадка в моторное масло любого типа из расчета одна упаковка на 4—6 л масла.

В Московском государственном агроинженерном уни­верситете имени В. П. Горячкина разработан ряд металло-плакирующих нанопрепаратов, среди которых металлопла-кирующая присадка-восстановитель «Ретурн Металл» — современная разработка в области самоорганизующихся наноструктур и «эффекта безызносности». Присадка пред­ставляет собой полностью маслорастворимые (металло-органические) нанокомплексы размером менее 100 нм на углеводородной основе.

Механизм действия данных препаратов заключается в активации входящих в их состав нанокомплексов кине­тической и потенциальной энергией трения. При этом из активных компонентов препаратов и частиц износа на трущихся поверхностях формируется нанокристалли-ческая самовосстанавливающаяся защитная пленка с ми­нимальным коэффициентом трения и интенсивностью изнашивания. Препараты обеспечивают устранение на-но- и микродефектов поверхностей трения и восстанов­ление их работоспособности. Разработки наиболее эф­фективны в условиях граничного трения, при высоких нагрузках и скоростях скольжения, повышенной темпе­ратуре трения и «масляном голодании», характерных для изношенных трущихся соединений техники с боль­шим сроком службы, в режимах приработки и при пере­грузках Эти нанопрепараты позволяют:

•значительно повысить износостойкость деталей;

•сократить продолжительность и улучшить качество
приработки поверхностей трения;

•эффективно повысить задиростойкость и снизить
питтинг контактирующих поверхностей в тяжело нагру­
женных парах трения;

•понизить температуру работающих узлов, уровень
шума и вибрации.

Присадка «Ретурн Металл» также может применяться в качестве добавки к смазочно-охлаждающим техниче­ским средам для повышения качества металлообработки и значительного увеличения срока службы металлорежу­щего инструмента.

Замечания к данной группе:

1.Для препаратов этой группы актуальны вопросы,
связанные с центрифугированием их фильтрами тонкой
очистки (центрифугами) и коленчатыми валами; ста­
бильностью в смазочных материалах, особенно на изно­
шенных двигателях; возможностью внедрения твердых
наночастиц в менее твердые поверхности и последующе­
го микрорезания дорогостоящего контротела, например
коленчатого вала и т. д.

Нанотехнологии несут в себе ряд реальных и потен­
циальных опасностей. Так, в 2002 году американские орга­
низации — Агентство по защите окружающей среды (ЕРА)
и Национальное управление по аэронавтике и исследова­
нию космического пространства (NASA), а также Между­
народная неправительственная группа по защите прав че­
ловека в технологическую эру (ETC Group) — заявили, что
вдыхание нанотрубок (на сегодня — базового строительно­
го наноматериала), которому случайно подверглась группа
астронавтов, привело к заболеванию легких. Такие угле­
родные трубки весьма схожи по негативному воздействию
с обычной сажей. Кроме того, частицы наноустройств лег­
ко могут проникать в организм (в клетки через поры их
стенок) и накапливаться в органах. Последствия такого
воздействия пока недостаточно изучены, но следует ожи­
дать, что вряд ли они окажутся позитивными Рекомендации по безразборному восстановлению двигателя

Выявленные неисправные или вызывающие опасение свечи (выгорание или эрозия электродов, трещины или разрушение изолятора), естественно, необходимо заменить. После этого пустить двигатель. Если низкая компрессия была обусловлена плохим уплотнением в поршневых коль­цах, то компрессия сразу увеличится: у дизельного двига­теля до 2,5—3,0 МПа (28—30 кгс/см2), у бензинового — до 0,9—1,0 МПа (9—10 кгс/см2). При этом дизельный двига­тель, если его температура около 0 °С и выше, запустится даже со всеми неработающими свечами накаливания.

Состояние цилиндропоршневой группы можно опре­делять пневмотестером К-272М по расходу воздуха через диагностируемый цилиндр. Падение давления на дроссе­ле характеризует техническое состояние цилиндра.

Для общего диагностирования автомобилей, тракторов и других транспортных средств можно применять перенос­ной комплект КИ-13901Ф, размещаемый в чемоданчике.

Способы введения ремонтно-восстановительных пре­паратов (РВП) могут быть различны и зависят как от ме­ханизмов действия препаратов, так и от их агрегатного состояния. Например, такие маслорастворимые препара­ты, как металлоплакирующие присадки и кондиционеры, вводятся в приготовленные к заправке или уже заправ­ленные в автомобиль топливо и смазочные материалы. Порошковые препараты (реметаллизанты, геомодифика­торы) могут вводиться непосредственно в зону трения (например, через свечные отверстия или в подшипники качения и т. д.). Полимерсодержащие препараты иногда вводятся методом «специальной обработки» — введением аэрозолей в топливно-воздушные смеси.

С другой стороны, в настоящее время можно выделить две основные системы применения РВП (как и проведе­ния всего технического сервиса и ремонта транспортных средств):

•планово-предупредительную;

в зависимости от технического состояния. Планово-предупредительная система заключается в про­ведении работ безразборного сервиса в зависимости от наработки (пробега автомобиля). Такая система техниче­ского обслуживания и ремонта долгое время существова­ла в Советском Союзе, а в настоящее время используется санкт-петербургской фирмой «ИКС» при применении РВП. Система направлена, главным образом, на профилактику и предупреждение высокой интенсивности изнашивания и возникновение отказов, но ее применение не всегда достаточно экономически обосновано.

Наиболее прогрессивна методика (система) безраз­борного сервиса в зависимости от технического состоя­ния автомобиля, при которой необходимость того или иного воздействия оценивается на основании результатов технической диагностики. В этом случае можно выбрать либо профилактические препараты более «мягкого» дей­ствия, либо препараты, обеспечивающие более интенсив­ное воздействие на трущиеся соединения и агрегаты ав­томобиля.

Следует отметить, что иногда необходимость приме­нения РВП обусловлена и рядом других — принудитель­ных причин, например участием в соревнованиях, пробегах или иных нештатных испытаниях (автохимиче­ский тюнинг).

Также РВП могут применяться в качестве вспомога­тельных безразборных средств при сезонном техниче­ском обслуживании и в ряде других случаях, которые мы рассмотрим подробнее.

Весь процесс (цикл) изнашивания детали, как и вооб­ще функционирования соединения или машины в целом между капитальными ремонтами, можно разделить во времени на три этапа (периода) развития процессов или эксплуатации объекта (рис. 18):

•период приработки изделия;

•период нормативной работы (установившегося про­
цесса изнашивания);

зону аварийной эксплуатации (катастрофического
изнашивания).

Рис. 18. Межремонтный цикл эксплуатации техники в условиях применения ремонтно-восстановительных технологий:

Wotk — показатели наступления неработоспособного состояния (отказа)

объекта; WB — показатели объекта после безразборного восстановления;

7в — точка безразборного восстановления; Тр — межремонтный ресурс

объекта в обычных условиях эксплуатации; Грв — межремонтный ресурс

объекта после применения РВП

В настоящее время для каждого из этих периодов, в зависимости от решаемой задачи (технического состоя­ния автомобиля, условий эксплуатации и ожидаемых ре­зультатов), современные наука и техника предлагают ряд эксклюзивных технологий применения РВП при безраз­борном сервисе, в том числе в процессе непрекращаю­щейся эксплуатации, что не менее важно. К основным технологиям относятся:

1.Приработка (обкатка) агрегатов нового или капи­
тально отремонтированного автомобиля.

2.Профилактика износа и поддержание работоспо­
собности узлов автомобиля.

3.Автохимический тюнинг двигателя.

4.Технологии безразборного восстановления.

Известно, что вследствие особенностей функциони­рования определенные группы восстановителей могут проявлять свои максимальные качества в одних условиях и быть менее эффективны в других. Иногда они вообще

бесполезны и даже вредны, особенно если нарушаются рекомендации по их применению или если они использу­ются не по назначению.

На основании имеющихся теоретических положений в области трибологии и химмотологии, а также накоп­ленных знаний по исследованию и внедрению различных технологий безразборного сервиса рассмотрим подроб­нее целесообразность и эффективность применения ре-монтно-восстановительных технологий при эксплуата­ции автомобильной техники.

Рис. 19. Экспресс-диагностика цилиндропоршневой группы (замер максимального давления на такте сжатия-компрессии)

Шаг 1. Один из важнейших элементов безразборного сервиса — диагностирование (рис. 19), включая определе­ние технического состояния машины, выявление скрытых неисправностей в ее агрегатах и системах без их разборки. На основании полученных результатов обосновывается тот или иной способ воздействия или применения ре-монтно-восстановительных технологий.

Для этих целей могут применяться стационарные, пере­движные, переносные и встроенные бортовые средства диагностирования. Стационарные средства диагностиро­вания предназначены для контроля большого числа па­раметров (до 150 и более) на станциях технического об­служивания (СТО), ремонтных предприятиях и мастер­ских хозяйств.

Наиболее простой способ определения технического состояния цилиндропоршневой группы (ЦПГ) двигате­ля—с помощью компрессометра по давлению, развивае­мому в цилиндре в конце такта сжатия.

Чтобы определить значение компрессии в автомобиле, необходимо приобрести компрессометр марки МТП-1МБ, 179 УХЛ4, МТ-1 модели 88801 (для бензиновых двигате­лей) или КИ-5973 (для дизелей). Пределы измерений ком­прессии (максимального давления в цилиндре на такте сжа­тия) для бензиновых двигателей составляют К = 0—1,6 МПа, для дизельных —- К = 0—4,0 МПа.

Шаг 2. Перед введением восстановителей в смазоч­ные материалы необходимо проверить состояние уплот­нений ремонтируемого агрегата. Исправное состояние уплотнительных устройств и различных защитных кожу­хов — одно из главных условий длительной и надежной работы машины. Потери масел из-за течи могут привести к выносу части компонентов восстановителя и снижению ожидаемых результатов воздействия. Попадание влаги в большинство металлоплакирующих и молибденсодержа-щих материалов приводит не только к значительному сни­жению их смазочных свойств, но и к повышению корро­зионных процессов в трущихся соединениях, что наибо­лее нежелательно в различных подшипниковых узлах ходовой части автомобиля. В связи с этим неисправные уплотнения, защитные кожухи и чехлы следует обязатель­но заменить исправными или (лучше) новыми.

Шаг 3. Необходимо провести очистку (промывку) сис­темы смазки двигателя, картера коробки передач и рас­пределительных коробок, мостов и т. дПри подготовке к введению консистентных смазок-восстановителей требуется тщательно очистить заправоч­ные полости от остатков старой смазки, которая может содержать абразивный материал, частицы износа и влагу.

Шаг 4. После замены воздушного, топливного и мас­ляного фильтров (рис. 20) заправить свежее моторное масло до нижнего уровня (по щупу-указателю), оставив часть на приготовление композиции с восстановителем и последующий долив.

Если после контрольного пробега 500—1000 км мас­ло стало черным (за исключением случаев применения слоистых материалов), желательно повторить очистку систем двигателя, тем более что промывочные жидкости после фильтрации, отстаивания в течение 7—10 дней и удаления осадка могут применяться повторно три-четыре раза.

Шаг 5. Препараты перед введением должны иметь плюсовую температуру (не менее +20 °С) для полного их удаления из упаковки и легкости введения.

Рис. 20. Замена масляного фильтра

Рис. 21. Композиция смазочного материала и препарата вводится в двигатель после тщательного перемешивания

Категорически запрещается подогрев препаратов на открытом огне, электроплитке и т. д. В этих целях исполь­зуйте выдержку в теплом месте или поставьте флакон (тубу, пузырек, канистру) с препаратом под струю горя­чей воды или воздуха.

Шаг 6. Непосредственно перед введением препарата в канистру с остатком нового масла флакон необходимо тщательно встряхивать в течение 2—3 мин.

Шаг 7. Полученную композицию смазочного мате­риала и препарата необходимо тщательно перемешать (3-4 мин) и только затем ввести в двигатель (рис. 21). Препарат может быть введен непосредственно в двигатель без предварительного смешивания с маслом (рис. 22). Операции по введению тефлоновых препаратов целесо­образней производить на холодном двигателе, чтобы максимально уменьшить возможность преждевременной полимеризации ПТФЭ во время заливки.

Шаг 8. После введения препарата пустить двигатель и осуществить контрольный пробег на расстояние 10—15 км или оставить его поработать минимум 30 мин.

При применении различных восстановителей в меха­нических коробках передач для более равномерного на

Рис. 22. Введение ремонтно-восстановительного препарата (безразборное восстановление двигателя)

несения покрытия на контактные поверхности зубчатых колес необходимо в период обработки проехать на авто­мобиле задним ходом на расстояние 250—300 м.

Шаг 9. «Обработанный» препаратом автомобиль дол­жен эксплуатироваться какое-то время до получения бо­лее высоких технико-экономических показателей (табл. 12). При длительном хранении компоненты восстановителей могут расслоиться, отложиться не в том месте, а получен­ные покрытия — подвергнуться коррозии и т. д. Напри­мер, если интенсивная эксплуатация автомобиля зимой не планируется, отложите безразборное восстановление работоспособности автомобиля на весну.

Шаг 10. Не следует увеличивать рекомендуемую изго­товителем дозировку вводимых препаратов, что может привести к прямо противоположным результатам. Следу­ет руководствоваться прилагаемыми инструкциями.

Операции безразборного восстановления двигателей внутреннего сгорания наиболее целесообразно проводить на станциях технического обслуживания, где специали­сты контролируют процесс обработки с полным диагно­стированием двигателя и выдают гарантию правильного применения препарата. Однако ввиду достаточной про­стоты применения препарата процесс обработки может быть осуществлен как на СТО, так и в обыкновенном га­раже или на автостоянке.

Таблица 12

Результаты безразборного восстановления работоспособности отечественной автомобильной техники

 

Марка автомобиля Пробег, тыс. км Средняя компрессия в цилиндрах, МПа Эффект, (<Кд-Кп)/Кд) 100, %
    ДО препарата, Кд после применения препарата, Кп  
ВАЗ-2102   0,59 0,64 8,5
ВАЗ-2104   0,83 0,91 9,6
ВАЗ-21063     1,29 18,4
ВАЗ-21063   0,76 0,99 30,3
ВАЗ-21051   1,00 1,16 16,0
ВАЗ-21073   0,96 1,10 14,6
ВАЗ-21081   0,87 0,95 9,2
ВАЗ-21093   0,96 1,10 11,5
ВАЗ-2110   1,08 1,16 7,4
ВАЗ-2123   0,97 1,09 12,1
СеАЗ-1111   1,25 1,49 19,2
СеАЗ-1111   1,10 1,50 36,4
ГАЗ-31029   0,65 0,81 15,8
ЗиЛ-130   0,78 0,85 8,9
ЗиЛ-131   0,50 0,75 50,0

Чаще всего непосредственно после обработки скоро­стные характеристики автомобиля (выбег, разгон и др.) начинают улучшаться на 10—25%. При дальнейшей экс­плуатации продолжается восстановление изношенных поверхностей трения и других технико-экономических

Рис. 23. Изменение компрессии К двигателя

автомобиля СеАЗ-1111 в зависимости от пробега S

после безразборного восстановления

характеристик агрегата. Достигнутые показатели увели­чиваются до 1,5—5,0 тыс. км пробега и остаются более-менее стабильными до пробега около 15 тыс. км, а затем начинают постепенно снижаться, частично сохраняясь до 30—50 тыс. км, по некоторым данным — до 80 тыс. км пробега (рис. 23).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: