Автомобильные товарные бензины производятся путем смешения различных компонентов, полученных прямой перегонкой, крекингом, риформингом, коксованием, алкилированием и другими методами переработки нефти и нефтяных фракций.
Для автомобильных бензинов одним из значимых эксплуатационных свойств является горючесть, которая определяется энергетическими свойствами и детонационной стойкостью, характеризуемой октановым числом (табл. 19). Коэффициент весомости горючести в интегральном показателе качества бензина равняется 0,26, энергетические свойства составляют 0,42, а детонационная стойкость — 0,58. При этом удельная теплота сгорания любого углеводородного топлива не превышает 44 МДж/кг.
Таблица 19 Октановое число основных марок бензина | ||||
Марка бензина | ГОСТ или ТУ | Октановое число | ||
моторный метод | исследовательский метод | |||
А-72 | ГОСТ 2084-77 | не нормируется | ||
А-76 | ГОСТ 2084-77 | не нормируется | ||
А-80 | ТУ38.001165-87 | |||
Аи-91 | ТУ38.1011225-89 | 82,5 | ||
А-92 | ТУ38.001165-87 | |||
Аи-93 | ГОСТ 2084-77 | |||
Аи-95 | ГОСТ 2084-77 | |||
Аи-98 | ГОСТ 2084-77 | |||
Бензины, полученные каталитическим крекингом и ри-формингом, имеют высокое октановое число (до 95 ед. по исследовательскому методу). К высокооктановым компонентам бензинов относятся изооктан, алкилбензин, толуол, изопентан.
|
|
Высокая детонационная стойкость бензина может быть обеспечена уже на нефтеперегонном заводе за счет использования в качестве базовых бензинов наиболее высокооктановых вторичных продуктов переработки нефти или увеличения их доли в товарных бензинах, но это приведет к повышению себестоимости производства. Полностью соответствующий нормативам бензин А-95 у нас в стране практически не выпускается, поэтому производители бензинов в большинстве случаев идут путем введения дополнительных высокооктановых компонентов, вовлекаемых в товарные бензины, и применения антидетонационных присадок (табл. 20 и рис. 27). При добавлении 15—40% высокооктановых компонентов к базовым сортам топлива получают бензины с более высокой детонационной стойкостью
Таблица 20
Антидетонационные присадки и добавки к автомобильным бензинам
ноимвновонив | Допустимая концентрация |
Ферроцены | |
«ФеРОЗ» | До 0,02% |
АПК | До 0,3% |
«Феррада» | До 1,3% |
МАФ | До 3,5% |
«Октан-Максимум» | До 37 мг Fe/л |
Марганцевые антидетонаторы | |
«Хайтек-3000» | До 50 мг Мп/л |
Метил-ЦМТ (метил-циклопента-диенилтрикарбонил) | До 50 мг Мп/л |
Анилиновые (ОЧИ = 280 - 320) | |
«АВТОЭМ Б» | До 0,5 % Мп, 90,5 % монометил-анилина (ММА) |
Беззольная высокооктановая добавка (БВД) | 30% кислородосодержащих соединений, 70% ММА |
«Биодэн» | 35% кислородосодержащих соединений, 65% ММА |
«Марка А» | 90% кислородосодержащих соединений, 8,5% ММА |
Спирто- и эфирсодержащие (ОЧИ = 135-140) | |
Метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ) | 10-15% |
Этанол | 5-10% (Бензины Е-5, Е-7, Е-10) |
Метанол | 5-10% |
Изобутиловый спирт | 5-10% |
|
|
Высокооктановые добавки
спиртовые ;
анилиновые офирсодержацие
нитрометановые
Рис. 27. Классификация октан-корректоров (бустеров)
Данный вид топливных присадок основан на изобути-лене и одноатомных спиртах нормального и изостроения. Их синтез осуществляется на цеолитсодержащих алюмосиликатах. Получаемая композиция топлива состоит из бензиновой базы каталитического крекинга и 10% добавки.
Все чаще для производства неэтилированного бензина с низкой упругостью паров по Рейду (давлением насыщенных паров) и низким содержанием вредных веществ в отработавших газах находят применение различные эфи-ры, например алкиловые — метил-третбутиловый эфир (МТБЭ), этил-трет-бутиловый эфир (ЭТБЭ) и др. Международный нефтехимический концерн Shell выпускает экологически чистый бензин, содержащий 5,5% МТБЭ, углеводородную основу и моющую присадку, а энергетическая корпорация Chevron (США) предложила добавлять в базовый бензин 4—15% (в объемных долях) алкилата, представляющего собой смесь 40—60% МТБЭ, 20—30% изо-пропилового спирта и 20-30% метанола (МеОН). В этом случае удалось повысить октановое число до 129 пунктов по исследовательскому методу и до 117 — по моторному. На основании полученных исследований в настоящее время ведется разработка экологически чистого бензина, включающего использование МТБЭ как основного компонента в производстве бензина с высоким октановым числом Однако производство МТБЭ будут сокращать, хотя он без следа сгорает в двигателе и может причинить вред здоровью только в случае непосредственного попадания в организм человека. Дело в том, что МТБЭ легко проникает в грунтовые воды и имеет неприятный запах. Он обнаружен в малых количествах во многих источниках водоснабжения.
Также при производстве бензинов применяется метод получения метил-трет-С4-С5-алкиловых эфиров как компонента высокооктанового бензина. Синтез осуществляется за счет реакции МеОН с соответствующим изоолефи-ном при молекулярном соотношении (0,3—0,5): 1 в прямоточном реакторе при 40—800 °С и давлении 0,5—0,7 МПа.
Кислородсодержащими высокооктановыми присадками являются также этиловый и метиловый спирты (этанол и метанол). Они обладают хорошей стабильностью. Топливо на основе этанола содержит 85—95% (в объемных долях) МеОН, 3-15% (в объемных долях) воды, 0,0005-0,0010% солей щелочных металлов, 0,01—0,05% фтористых поверхностно-активных веществ (ПАВ) и красителя.
Метанол и этанол в ряде стран уже давно используются в качестве моторного топлива (перспективы применения и способы синтеза жидкого топлива на их основе — см. ниже).
Повышение эксплуатационных свойств различных видов топлива может быть достигнуто путем введения различных металлсодержащих антидетонаторов. При этом большое значение имеет дисперсность частиц металла: чем они меньше, тем эффективнее их применение, что открывает широкие перспективы использования, металлических на-номатериалов в качестве добавок к различным видам топлива. Полезный эффект достигается также при применении в составе добавок современных моющих компонентов, химических нанокатализаторов и регуляторов горения топлива. Чаще используют многокомпонентные композиции, при этом каждый компонент выполняет свою функцию. Известно, что для полного сгорания 1,0 кг бензина требуется 14,8 кг воздуха (окислителя), а для полного сгорания 1,0 кг дизтоплива — 14,3 кг воздуха. Такое соотношение топлива и воздуха называют стехиометрическым. Состав топливно-воздушной смеси (ТВС) определяется коэффициентом избытка воздуха а, который равен отношению массы воздуха, поданного в цилиндр на такте впуска, к массе воздуха, теоретически необходимой для полного сгорания поданного в цилиндр топлива.
|
|
При нормальных условиях сгорание бензиновой ТВС происходит в диапазоне изменения а = 0,8-1,1. У дизельных двигателей верхнего предела коэффициента избытка воздуха нет, а нижний предел лежит в области 1,6. Изменение коэффициента в сторону увеличения называется «обеднением» ТВС, а в сторону уменьшения — «обогащением» ТВС.
У нормально работающей свечи юбка центрального электрода светло-коричневая. Количество нагара и отложений на электродах в этом случае минимально, следы моторного масла отсутствуют. Все это говорит о нормальной работе данного цилиндра, экономичном расходе топлива и отсутствии выгорания масла с картера двигателя.
Если цвет центрального электрода — от светло-серого до белого, это указывает на работу двигателя на «бедной» ТВС. Эксплуатация двигателя в таких условиях может стать причиной значительного перегрева свечи и возможного ее оплавления. Это указывает также на перегрев камеры сгорания, что в дальнейшем может привести к прогару выпускных клапанов.
Обнаружение на центральном электроде бархатисто-черного нагара указывает на «богатую» ТВС, что может являться следствием неправильной регулировки карбюратора (в карбюраторном двигателе) или неисправности инжектора (во впрысковом двигателе), а также засорения воздушного фильтра. В первом случае необходимо отрегулировать карбюратор или проверить работу инжектора, а во втором — заменить воздушный фильтр Если на центральном электроде свечи обнаружен красный (кирпичного цвета) налет, в бензине, которым вы заправляетесь, повышенное содержание железосодержащих (ферроценов и их производных) или марганецсодер-жащих антидетонационных добавок.
Ферроцен — это железоорганическое соединение, в молекуле которого атом железа связан сразу со всеми атомами углерода. Он хорошо растворим в органических растворителях, термически стабилен.
|
|
Регулирование процесса горения соединениями ферроцена основано на образовании каталитически активных частиц при разложении «сэндвичевой» системы ферроцена (нуль-валентного железа, а-оксида железа, органических радикалов), что способствует дополнительному разветвлению цепных реакций горения и окислению молекул топлива атомарным кислородом. Из присадок к топливу на базе ферроценов наиболее известны ФК-4, ДАФ, ДАФ-2 и «ФеРОЗ», разработанные на Ачинском нефтеперерабатывающем заводе.
Однако применение этих железосодержащих антидетонационных добавок к бензинам ограничивается концентрацией, соответствующей содержанию железа менее 37 мг/л. Более высокие концентрации приводят к износу деталей двигателя и снижению работоспособности свечей зажигания. На электродах свечей образуются соединения оксидов железа. Красный налет — это соединения железа (то есть токопроводящего материала). Результаты контроля качества бензина часто свидетельствуют о превышении допустимой концентрации. Это делается с целью увеличения октанового числа бензина в ущерб другим эксплуатационным качествам. Когда слой (нагар) данного металла достигнет определенных величин, свечи перестанут нормально работать, поскольку произойдет пробой изолятора. При этом следует отметить, что токопроводящие соединения с помощью омметра при комнатной температуре не фиксируются, так как дорожки из чистого железа, образующиеся на изоляторах при высоких температурах при выключенном двигателе быстро окисляются, и омметр указывает, что свечи исправны.
Длительное время наиболее популярными антидетонаторами в нашей стране являлись тетраэтилсвинец РЬ(С2Н5)4 или тетраметилсвинец РЬ(СН3)4. Их действие заключается в обрыве цепных реакций с получением свободных активных радикалов.
Свободные радикалы имитируют окисление углеводородов, обычно стабильных в отсутствии тетраэтилсвинца. Образующиеся гидроперекиси способствуют более мягкому горению. Тем самым предотвращается или значительно снижается детонационное сгорание рабочей смеси. Однако одновременно формируется ряд оксидов, которые, выходя с отработавшими газами, наносят большой вред экологической среде, так как свинец и его соединения являются канцерогенными веществами.
В чистом виде тетраэтил- и тетраметилсвинец не применяют, поскольку они вызывают освинцовывание деталей двигателя, то есть происходит отложение продуктов сгорания (свинца и его оксидов) в камере сгорания, на днище поршня, клапанах, свечах и др., что может привести к отказу двигателя.
Тетраэтилсвинец (тетраметилсвинец) добавляется в бензин в виде этиловой (метиловой) жидкости, в состав которой, кроме этой присадки, входят выноситель, антиокислитель, наполнитель и краситель.
Этиловая жидкость — бесцветная, маслянистая, плотностью 1650 кг/м3. Она нерастворима в воде, но растворима в бензине и органических растворителях, кипит с разложением при температуре 200 °С, легко воспламеняется и горит. Бензины, в которые добавлена этиловая жидкость, называют этилированными.
Для этилирования бензина используют этиловые жидкости марок Р-9 и П-2, которые различаются выносите-лем. Содержание тетраэтилсвинца в этиловых жидкостях составляет 54—58%, выносителя — 33—35%, остальное — наполнитель (авиационный бензин Б-70). Выноситель до бавляют для удержания соединений свинца в газообразном состоянии. В качестве выносителя свинца используют органические галлоидные соединения углеводородов (бромистый этил, монохлорнафталин, дибромэтан).
Присадки, содержащие свинец, обладают наибольшей токсичностью, которая с ростом эффективности только увеличивается. В связи с высокой токсичностью отработавших газов автомобилей на этилированных бензинах, применение последних в крупных городах с интенсивным автомобильным движением и в курортных зонах России запрещено.
В перспективе планируется полный переход на производство и применение только неэтилированных бензинов. По ТУ 38.401-58-285—01 промышленность выпускает противоизносную присадку для неэтилированного бензина, предназначенную для защиты седла клапана двигателя от износа.
В качестве альтернативы этиловой жидкости и ферроценов для повышения детонационной стойкости бензинов также используют соединения марганца, магния, меди и других металлов с высоким энергетическим потенциалом (табл. 21).
Таблица 21
Энергетический потенциал металлов, применяемых в октан-корректорах
Металл | Потенциал ионизации, ЭВ | Металл | Потенциал ионизации, эВ |
Калий | 4,34 | Свинец | 7,42 |
Натрий | 5,14 | Марганец | 7,43 |
Барий | 5,21 | Никель | 7,63 |
Литий | 5,39 | Магний | 7,64 |
Кальций | 6,11 | Медь | 7,72 |
Хром | 6,76 | Кобальт | 7,86 |
Молибден | 7,20 | Железо | 7,87 |
Олово | 7,31 | Цинк | 9,39 |
Антидетонационные присадки, содержащие спирты изостроения, при производстве бензинов применяются в России на нефтеперерабатывающем заводе в Литвинове. Используется два основных компонента: продукты риформинга и продукты спиртов изостроения, дополненные обработанным после риформинга бензином из процесса гидрокрекинга вакуумного дистиллята нефти
Известны также марганцевые соединения, применяющиеся для этих целей, например «Хайтек-3000» и ме-тил-ЦМТ (метил-циклопентадиенилтрикарбонил), разработанные российской нефтяной компанией «Лукойл». Отложения от них менее стойки и могут быть удалены обыкновенными очистителями.
К недостаткам медьсодержащих присадок следует отнести склонность к образованию отложений в двигателе, поскольку их производные окисляют компоненты топлива и загрязняют оксидами агрегаты топливной системы.
Для металлсодержащих присадок, используемых в различных видах бензинового и дизельного топлива, подбираются соответствующие гели-растворители, которые обеспечивают полное смешивание компонентов.
В России и за рубежом при производстве высокооктановых бензинов широко применяют добавки на основе n-метиланилина (например, монометиланилин (ММА), АДА и экстралин, разработанные на Комсомольском и Ачинском нефтеперерабатывающих заводах).
Во время Второй мировой Ьойны немецкие истребители Messerschmitt Bf.lO9E-7/Z стали первыми самолетами, оснащенными системой форсажа, необходимого для кратковременного достижения максимальной тяги, который обеспечивался благодаря применению закиси азота (N2O) — бесцветного газа со слабым приятным запахом и сладковатым привкусом (известного как «веселящий газ»). Более 150 лет он используется в медицине в качестве наркоза (впервые был получен английским химиком Джозефом Пресли). При длительном вдыхании закись азота вызывает чувство эйфории и веселья, которые переходят в тошноту и дезориентацию.
Известно, что в цилиндре двигателя сгорает не чистое топливо, а топливно-воздушная смесь. Для горения бензина необходим окислитель (кислород). Так вот, при температуре 300 °С закись азота разлагается на азот и кислород. При этом выделяется в 2,5 раза больше кислорода, чем содержится в том же объеме подаваемого в камеру сгорания воздуха. Это позволяет существенно увеличить количество высвобождаемой энергии, а следовательно развиваемую двигателем мощность. Применение закиси азота может дать прирост мощности до 30%.
В авиации, с приходом реактивных двигателей, надобность в подобных системах отпала. Впрочем, еще долгое время после Второй мировой войны система форсажа оставались государственной тайной. Только с 1970 года закись азота стала применяться в гоночных автомобилях. Она выпускалась в стационарных баллончиках, а те, в свою очередь, устанавливались на автомобиль в качестве дополнительной системы питания двигателя.
В условиях высоких нагрузок и скоростей гоночных трасс эти и другие подобные препараты проходили интенсивные эксплуатационные испытания, а затем, если показывали хорошие результаты, попадали в розничную торговлю для широкой продажи уже в качестве профилактических или автотюнинговых средств.
Примером такой разработки может служить серия любительских препаратов под торговой маркой NOS (Nitrous Oxide Systems), выпускаемых американской химической компанией Permatex Inc. Составы содержат новейшие разработки на основе соединений азота: Nitrometan (нитро-метан) и Powertane (закись азота).
Октан-корректоры (табл. 22) рекомендуется иметь в хим-мотологической аптечке автомобиля и применять в качестве профилактического средства для двигателя и топливной системы через 3—5 тыс. км, а также в случае возможного применения топлива ненадлежащего качества или при подготовке автомобиля к техническому осмотру.
Таблица 22
Характеристики октан-корректоров бензина
Препарат | Фирма-производитель, страна | Назначение |
«Октан плюс» | НПП «Астро-хим», Россия | Повышение октанового числа на 3-5 ед., устранение шумов и детонации, снижение расхода топлива и токсичности выхлопа, продление срока службы цилин-дропоршневой группы |
Продолжение табл. 22
Препарат | Фирма-производитель, страна | Назначение |
«Октан плюс» | НПО «Поликом» (торговая марка LAVR next), Россия | Восстановление детонационных свойств бензина, нормализация процесса горения, повышение мощности двигателя, снижение токсичности выхлопа |
Нанотюнинг топлива Street Racing | НПФ «Лаборатория трибо-технологии», Россия | Увеличение мощности двигателя и динамики автомобиля, снижение расхода топлива и токсичности выхлопа, стабилизация работы двигателя |
Усилитель мощности Energy | Химический концерн «ХАДО» (торговая марка Verylube), Украина | Повышение мощности двигателя, энергоотдачи топлива и снижение вредных выбросов |
Octane Boost & Cleaner | Hi-Gear Products Inc., США | Увеличение октанового число на 5-6 ед., устранение детонации, снижение расхода топлива и токсичности выхлопа |
Super Octane Treatment | JetGo Auto Products, США | Повышение октанового числа на 4-6 ед. |
NOS® Octane Booster Racing Formula | Permatex Inc., США | Повышение октанового числа на 7 ед., увеличение мощности, очистка и смазывание топливной системы |
Speed Benzin-Zusatz | Liqui Moly GmbH, Германия | Повышение качества бензина за счет повышения антикоррозионных и очищающих свойств двигателей с непосредственным впрыском топлива (CDI, FSI и др.) |
Speed Tec | Liqui Moly GmbH, Германия | Повышение мощности и крутящего момента двигателя за счет более активного сгорания, обеспечение моющих свойств топлива |
Additif Pour Essense | Energie 3000, Франция | Повышение октанового числа бензина, обеспечение стабильной работы двигателя |
Содержимое флакона заливается в почти пустой бак перед полной заправкой топливом. При этом октан-корректор бензина в режиме интенсивного городского движения (в области невысоких частот вращения коленчатого вала двигателя и нагрузок, при которых двигатель работает 70—90% времени) способствует увеличению эффективности горения топлива и крутящего момента двигателя, а также снижению расхода топлива (до 12%), стабилизации холостого хода и снижению токсичности отработавших газов.
При относительно низких частотах вращения коленчатого вала двигателя (до 2500—3000 мин"1 в диапазоне нагрузок 0,28—0,80 МПа) снижение удельного эффективного расхода топлива достигает 3—12% при одновременном уменьшении выбросов углеводородов (СН) на 6-70% и оксида углерода (СО) — на 5—80%. На повышенных скоростных режимах работы двигателя (более 3500 мин"1) и при полностью открытой дроссельной заслонке влияние препарата на энерго-экономические показатели двигателя незначительно. Однако на этих режимах получено снижение эмиссии углеводородов на 50% и более.
В связи с особенностями действия препарата на процесс горения можно прогнозировать наибольшую его эффективность в условиях городского движения, где необходимы частые ускорения автомобиля.
Графическое изображение технической эффективности автохимической тюнинговой обработки представлено на рис. 28. Необходимость проведения подобной обработки чаще всего продиктована не столько низкими свойствами применяемого топлива или состоянием двигателя, сколько преобладанием скоростного движения в условиях города, повышением мощности двигателя при спортивном стиле езды и т. д. Удлинение или сохранение межремонтного ресурса двигателя и автомобиля в этих случаях чаще всего не является обязательным требованием, поэтому показанием к такой обработке служит не техническое состояние двигателя или автомобиля в целом, а субъективные факторы. В связи с этим автохими
Рис. 28. Графическая иллюстрация автохимического тюнинга автомобиля:
И/отк ~ показатель наступления неработоспособного состояния (отказа) объекта; И/т — показатель объекта после одноразового автохимического
тюнинга; AW — эффективность автохимического тюнинга; 7т — точка
проведения операций автохимического тюнинга; Гтр — межремонтный
ресурс двигателя после автохимического тюнинга
ческий тюнинг осуществляется задолго до наступления состояния, характеризующегося положением W0TK — показателем отказа (при котором объект становится неработоспособным).
Так, по данным А. Ю. Шабанова, специалиста Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, простым химическим антифрикционным тюнингом двигателя можно получить результат, сравнимый по величине с эффектом от использования стандартных процедур спортивной доводки двигателя — доработки каналов головки блока цилиндров, замены фаз газораспределения и т. д. Антифрикционная доработка, проводимая параллельно с классическим тюнингом, отлично работает на снижение механических потерь в двигателе.
Лабораторные исследования и эксплуатационные испытания различных октан-корректоров, проведенные рядом авторов, показали, что применение октан-корректоров позволяет повысить октановое число топлива до 7 ед., увеличить мощность двигателя на 5—7 кВт, а крутящий
момент — на 10—15 Нмм. Все это дает возможность использовать такие препараты безразборного сервиса, как высокоэффективные любительские средства автохимического тюнинга автомобиля.
Эффективность мероприятий автохимического тюнинга зависит также от начального технического состояния автомобиля, применяемого препарата, технологии введения добавок, качества проведения ремонтно-восстанови-тельных работ и т. п.
Следует иметь в виду, что химический состав высокооктановых бензинов, поступающих в продажу и соответствующих отечественным стандартам, не обеспечивает сохранения их потребительских свойств в течение длительного срока хранения. В частности, октановое число таких бензинов постепенно снижается. А, например, бензины с ферроценовыми добавками крайне нестабильны (после суток хранения начинается их выпадение в осадок). Кстати говоря, наибольшая вероятность заправиться таким бензином существует в пятницу или предпраздничные дни, когда наблюдается наибольший спрос, чем и пользуются некоторые фирмы. Особенно это касается областных контейнерных заправок, имеющих малые объемы продажи топлива и выживающих за счет относительно низкой цены.
Если вы всегда заправляетесь на одной или нескольких конкретных АЗС, лучше подыскать более добросовестную фирму (владельца автозаправочной станции). При этом нет гарантии, что на другой заправке вы не столкнетесь с теми же проблемами, так как данное явление получило достаточно широкое распространение (особенно в Москве и Подмосковье).