Восприятие младшего школьника

В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры (например, 9 и 6). Хотя он может целенап­равленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются, так же, как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие, “бросающиеся в гла­за” свойства, - в основном, цвет, форма и величина. Для того, чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов, учитель должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению.

Если для дошкольников было характерно анализирующее восприя­тие, то в заключительной фазе младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это легко прослеживается при описании детьми картины. Недаром еще А.Бине и В.Штерн называли стадию восприятия рисунка в возрасте 2-5-ти лет стадией перечис­ления, а в 6-9 лет - стадией описания. Позже, после 9-10-ти лет, целостное описание картины дополняется логическим объяснением изображенных на ней явлений и событий (стадия интерпретации). Несмотря на то, что в этот период большое значение имеет нагляд­но-образное мышление, непосредственно воспринимаемое ребенком уже не мешает ему рассуждать и делать правильные выводы. Как извест­но, в 7-8 лет исчезают феномены Пиаже. И если раньше, в дошколь­ном возрасте, главным аргументом в отстаивании своего мнения у ребенка было: “Я это видел”, - то теперь интеллектуальные опера­ции позволяют ему судить о вещах без такой жесткой зависимости от наглядной ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: