Внимание младшего школьника

В младшем школьном возрасте развивается внимание. Без доста­точной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учеб­ному материалу, удерживает его длительное время, переключает с одного вида работы на другой. По сравнению с дошкольниками млад­шие школьники гораздо более внимательны. Они уже способны кон­центрировать внимание на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание. Для них внешние впечатления - сильный отвлекающий фактор, им трудно сосредоточиться на непонятном сложном материале. Их внимание отличается небольшим объ­емом, малой устойчивостью - они могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10-20 минут (в то время как подростки - 40- 45 минут, а старшеклассники - до 45-50 минут). Затруднены распре­деление внимания и его переключение с одного учебного задания на другое.

В учебной деятельности развивается произвольное внимание ре­бенка. Первоначально следуя указаниям учителя, работая под его постоянным контролем, он постепенно приобретает умение выполнять задания самостоятельно - сам ставит цель и контролирует свои действия. Контроль за процессом своей деятельности и есть, собс­твенно, произвольное внимание ученика.

Разные дети внимательны по-разному: раз внимание обладает различными свойствами, эти свойства развиваются в неодинаковой степени, создавая индивидуальные варианты. Одни ученики имеют ус­тойчивое, но плохо переключаемое внимание, они довольно долго и старательно решают одну задачу, но быстро перейти к следующей им трудно. Другие легко переключаются в процессе учебной работы, но так же легко отвлекаются на посторонние моменты. У третьих хоро­шая организованность внимания сочетается с его малым объемом.

Встречаются невнимательные ученики, концентрирующие внимание не на учебных занятиях, а на чем-то другом - на своих мыслях, да­леких от учебы, рисовании на парте и т.д. Если такой ребенок смотрит в учебник, он не видит правило и упражнение, а целенап­равленно изучает текст или рисунок, не имеющий отношения к сегод­няшнему уроку. Внимание этих детей достаточно развито, но из-за отсутствия нужной направленности они производят впечатление рас­сеянных. Для большинства невнимательных младших школьников харак­терны сильная отвлекаемость, плохая концентрированность и неус­тойчивость внимания.

Развитие личности младшего школьника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: