В среднем профессиональном учебном заведении

Лекция

Самостоятельная работа студентов

в среднем профессиональном учебном заведении

План.
1. Содержание самостоятельной работы, основные функции. Требования, предъявляемые к самостоятельной работе студентов.
2. Виды самостоятельной работы студентов.
3. Домашние задания, как вид самостоятельной учебной работы студентов.
4. Научно-исследовательская работа студентов.
5. Организация преподавателем самостоятельной работы студентов.
6. Алгоритм работы студента по реализации заданий для самостоятельной работы.

 

1. Содержание самостоятельной работы, основные функции. Требования, предъявляемые к самостоятельной работе студентов.
Самостоятельная работа
- это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа – это любая организованная преподавателем активная деятельность обучающихся, направленная на достижение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний.
Роль самостоятельной работы студентов (СРС) в их познавательной деятельности чрезвычайно велика, поэтому не случайно ей уделяется большое внимание преподавателями. Самостоятельная работа, по утверждению многих ученых, воспитывает сознательное отношение самих студентов к овладению теоретическими и практическими знаниями, прививает привычку к напряженному интеллектуальному труду.
Основные навыки и умения самостоятельной работы должны сформироваться еще в средней школе. Однако, как показывает практика, этого, как правило, не происходит. Попадая в новые условия обучения после школы, многие студенты не сразу адаптируются к ним, теряются в выборе приемов самостоятельной работы. До 70 % студентов 1-го курса не используют прием систематизации материала для его лучшего понимания (А. Рубаник, Г. Большакова, Н. Тельных). По данным М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбовича, 45 % студентов признают, что не умеют правильно организовать самостоятельную работу; 66 % - вообще не умеют распределить свое время; 85 % - не думают, что его можно распределять. При некотором умении самостоятельно работать студенты отмечают, что медленно воспринимают материал на слух; также при чтении и конспектировании учебных текстов. Прием, осмысление, переработка, интерпретация и фиксирование необходимой учебной информации вызывает у них затруднение, что говорит о несформированности у студентов психологической готовности к самостоятельной работе.
Проблема формирования навыков самостоятельной работы у студентов перерастает в проблему предварительного повышения учебной мотивации, воспитания интереса к учению. Поэтому одна из основных задач преподавателя – помочь студентам в организации их самостоятельной работы.
Самостоятельная работа студентов бывает, как внеаудиторной, так и аудиторной.

Обычно под внеаудиторной СРС понимается домашняя работа.

Аудиторная СРС может выполняться на лекциях (10-15 мин.), на практических и лабораторных занятиях.

Самостоятельная работа студентов может включать в себя:
-подготовку к аудиторным занятиям (лекциям, практическим, семинарским, лабораторным занятиям) и выполнение соответствующих заданий;
-самостоятельную работу над отдельными темами учебных дисциплин в соответствии с учебно-календарными планами;
-подготовку к практикам и выполнение предусмотренных ими заданий;
-выполнение письменных контрольных и курсовых работ;
-подготовку ко всем видам контрольных испытаний, в том числе зачетам и экзаменам;
-подготовку к итоговой государственной аттестации, в том числе выполнение выпускной квалификационной работы;
-работу в студенческих научных обществах, кружках, семинарах и др.;
-участие в работе факультативов, спецсеминаров и т.п.;
-участие в научной и научно-методической работе кафедр и факультетов образовательного учреждения;
-участие в научных и научно-практических конференциях, семинарах, конгрессах и т.д.;
-другие виды деятельности, организуемые и осуществляемые ССУЗом (вузом), факультетом или кафедрой.
Самостоятельная деятельность выполняет ряд функций, к которым относятся:
-развивающая, поскольку именно самостоятельная деятельность способствует повышению культуры умственного труда, приобщению к творческим видам деятельности, обогащению интеллектуальных способностей студентов;
-информационно-обучающая. Учебная деятельность студентов на аудиторных занятиях, не подкрепленная самостоятельной работой, становится малорезультативной;
- ориентирующая и стимулирующая функции позволяют придать процессу обучения так называемое профессиональное ускорение, выражающееся в том, что в ходе самостоятельной деятельности у студентов не только развиваются интеллектуальные способности и повышается культура умственного труда, но и формируется умение видеть горизонты прогресса педагогической науки;
-воспитывающая функция тоже проявляется в самостоятельной деятельности, поскольку личность специалиста, его профессиональные качества развиваются, формируются, а иногда и корректируются в процессе непосредственного выполнения того или иного вида задания для самостоятельной работы;
педагогической коррекции, поскольку организация самостоятельной деятельности студентов есть определенное отражение всего педагогического процесса в образовательном учреждении;
-исследовательская функция выводит студентов на новый уровень профессионально-творческого мышления;
- практическая реализация функций самопобуждения и самоуправления;

- познавательная.
Требования к самостоятельной работе студента:
-быть проделанной лично студентом или являться самостоятельно выполненной частью коллективной работы;
-представлять собой законченную разработку или законченный этап разработки, в которых раскрываются и анализируются актуальные проблемы изучаемой дисциплины и соответствующей сферы практической деятельности;
-демонстрировать достаточную компетентность автора (студента) в раскрываемых вопросах;
-иметь учебную, научную и (или) практическую направленность и значимость;
-содержать определенные элементы новизны.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: