Домашние задания, как вид самостоятельной работы студентов

Своеобразной формой организации самостоятельной работы студентов являются самостоятельные занятия студентов по выполнению домашних заданий. Они представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучающихся и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучающийся в зависимости от своих способностей и конкретных условий, что требует от него не только умственной, но и организационной самостоятельности. Домашняя учебная работа – это самостоятельная учебная деятельность студентов, дополняющая занятие и являющаяся частью цикла обучения.

Ее особые функции состоят в развитии умений самостоятельно учиться, определять задачи и средства работы, планировать учение. Она развивает мышление, волю, характер обучающегося. Главное назначение ее состоит в закреплении знаний и умений, полученных на занятии, отработке навыков, усвоении нового материала.

Ученые выделяют следующие условия успешности домашней работы:

- наличие у студентов навыков самостоятельной работы,

- педагогическое руководство,

- контроль за выполнением домашних заданий.

Последнее требует целесообразного дозирования, ограничения объема домашних заданий, четкой формулировки задач и рекомендаций к выполнению, своевременной проверки и оценки.

 

В средних профессиональных учебных заведениях используют следующие виды домашних заданий в зависимости от поставленной цели:
1. Цель – первичное овладение знаниями (усвоение нового материала).

Виды домашних заданий:

чтение учебника, первоисточника, дополнительной литературы; составление плана текста, конспектирование прочитанного, графическое изображение структуры текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; наблюдения.
2. Цель – закрепление и систематизация знаний.
Виды домашних заданий:

работа с конспектом лекции, повторная работа над материалом учебника, первоисточника, дополнительной литературы; составление плана ответа на специально подготовленные вопросы; составление таблиц, графиков, схем; изучение нормативных документов; ответы на контрольные вопросы; подготовка к выступлению на семинаре; рефераты и доклады, составление библиографии.
3. Цель – применение знаний, формирование умений.
Виды домашних заданий:

решение задач и выполнение упражнений по образцу; выполнение расчетно-графических, проектировочных работ, ситуационных производственных задач, подготовка к деловым играм; подготовка курсовых, дипломных проектов; опытная работа.
Наряду с домашними заданиями, общими для всех студентов, могут применяться индивидуальные задания. Индивидуальные домашние задания чаще даются с целью восполнения пробелов, имеющихся у студентов в усвоении учебного материала. Также индивидуальные домашние задания можно предлагать студентам, которые проявляют особый интерес к той или иной учебной дисциплине. Такие задания не только стимулируют развитие творческих способностей студентов, но и содействуют обмену знаниями на учебных занятиях, создают творческую атмосферу, радость интеллектуального общения.
Индивидуализация домашних заданий может быть осуществлена путем частичной индивидуализации общего для всей учебной группы задания, применения вместо (или помимо) фронтальных заданий индивидуальных или групповых домашних заданий, использования наряду с обязательными домашними заданиями также необязательных (желательных) заданий.
Преподаватель должен правильно определить объем и содержание домашнего задания, сообщить студентам, как следует выполнять задания, какими приемами и методами пользоваться, какова методика самостоятельной работы. Здесь очень важны систематические указания преподавателя и демонстрация образцов выполненного задания, а также упражнения студентов в применении тех или иных методов самостоятельной работы.
Наряду с общими указаниями важное место имеет инструктаж, ориентирующий студентов на самостоятельную работу по конкретному материалу. Внимание студентов обращается, прежде всего, на объем работы, который следует выполнить; на повторение ранее изученного; на методы работы, которые целесообразнее использовать; на организацию самоконтроля. Также при выполнении домашней работы стоит учитывать, что одни учебные дисциплины требуют для освоения большого объема времени, а другие – регулярной работы (ежедневной). При освоении первых преобладает осмысление, а вторых – запоминание или накопление эффекта воздействия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: