Научно-исследовательская работа студентов

Основными задачами научно-исследовательской работы студентов являются следующие:
1. Ознакомление студентов с современным состоянием науки в определенной области, с основными подходами к научно-исследовательской деятельности в конкретных научных направлениях, с современными методами научного исследования, с конкретными теоретическими и практическими знаниями в соответствующих областях, с методами поиска научной информации.
2. Формирование навыков абстрактного мышления, умений находить научную или практическую проблему в потоке научной и технической информации, осуществлять постановку задач, планирование исследования, получение теоретического решения проблемы и экспериментальной проверки полученных результатов и выводов.
3. Направление студента на конечный практический результат и оформление результата научно-исследовательской работы, подготовка научного доклада, умение защитить полученный результат, вести взвешенную научную полемику.
Выделяют следующие виды научно-исследовательской работы студентов:
1. Учебная научно-исследовательская работа студентов, предусмотренная действующими учебными планами. К ней, прежде всего, принадлежат курсовые и дипломные проекты; также может быть включено написание рефератов по темам практических или семинарских занятий.
Дипломная работа – это организационная форма самостоятельной научно-исследовательской работы студентов, применяемая на завершающем этапе обучения в образовательном учреждении. Она заключается в выполнении студентами дипломных работ, на основании защит которых Государственная квалификационная комиссия выносит решение о присвоении студентам квалификации специалиста.
Дидактическими целями дипломного проектирования являются:
-расширение, закрепление и систематизация знаний, совершенствование профессиональных умений и навыков для решения конкретных производственных задач;
-развитие умений и навыков самостоятельного научного исследования;
-проверка и определение уровня подготовленности выпускников к самостоятельной работе в различных структурах и организациях.
Дипломная работа – это комплексная самостоятельная творческая работа, в ходе выполнения которой студенты решают конкретные профессиональные задачи, соответствующие профилю деятельности и уровню образования специалиста.
Дипломная работа выполняется по индивидуальному графику, который студент разрабатывает с помощью научного руководителя. График включает в себя основные этапы работы с указанием контрольных сроков получения задания, сбора материала в период преддипломной практики, выполнения отдельных частей работы и представления их на просмотр руководителю и консультантам, предъявления работы на рецензию и даты защиты.
Схематично можно отразить следующие этапы дипломного проектирования:
-Определение темы дипломной работы, в том числе ее утверждение;
-Назначение научного руководителя дипломной работы;
-Разработка плана-графика написания дипломной работы;
-Накопление и обработка необходимого материала;
-Проведение исследований, экспериментов и т.д.;
-Написание теоретической и экспериментальной части дипломной работы;
-Апробация исследований;
-Оформление дипломной работы;
-Представление дипломной работы на отзыв руководителю и рецензенту;
-Предзащита дипломной работы и допуск к защите;
-Защита дипломной работы на заседании Государственной аттестационной комиссии.
Научно-исследовательская работа сверх требований, предъявляемых учебными планами.

Это могут быть: предметные кружки (чаще всего при работе со студентами младших курсов). Это первый шаг в научно-исследовательскую работу – подготовка докладов и рефератов, которые потом заслушиваются на заседаниях кружка или на научной конференции. В начале учебного года на организационном собрании распределяются темы докладов и рефератов, преподаватель рекомендует литературу для каждой темы и продумывает план работы. Преподаватель оказывает помощь студентам: может прочитать 2-3 лекции о методах и способах научного исследования, о сборе материала, о работе над литературой, о пользовании научным аппаратом, также ознакомить студентов с научными направлениями работы преподавателей кафедры, чтобы студенты, в случае необходимости, могли обратиться к ним за помощью. Далее составляется график выступлений и начинается заслушивание готовых докладов. Подводятся итоги проделанной работы: конкурс докладов, участие в научных конференциях и предметных олимпиадах, встречи с учеными, публикация тезисов лучших работ в научных сборниках.
Проблемные кружки (похожи на предыдущие) могут объединять студентов разных факультетов, курсов. Главной может быть проблема, которой занимается научный руководитель кружка или любая другая, при этом проблема рассматривается более глубоко, с разных ракурсов.
Участие студентов в научных и научно-практических конференциях. Научные конференции включают в себя теоретические научные доклады, научно-практические – также теоретические научные доклады и обсуждение путей решения практических задач. Отмечаются лучшие доклады студентов. При этом преподаватель принимает во внимание следующие критерии оценки студенческих докладов: актуальность, теоретическая и практическая значимость, новизна и оригинальность представленных идей, четкость и конкретность содержания, логика изложения.

4. Организация преподавателем самостоятельной работы студентов.
При организации самостоятельной работы студентов преподавателю необходимо предусмотреть дидактическое, организационно – методическое и научно – методическое обеспечение.
Дидактическое обеспечение включает:
-умение формулировать частнодидактические цели самостоятельной работы студентов и знание путей их достижения;
-своевременное и последовательное включение самостоятельных работ в процесс усвоения знаний.
Организационно – методическое обеспечение включает:
-планирование самостоятельной работы студентов;
-определение общего фонда времени самостоятельной работы студентов;
-обеспечение учебной литературой и всеми необходимыми пособиями;
-осуществление контроля за самостоятельной работой студентов.
К научно – методическому обеспечению относится:
-обучение студентов методам самостоятельной работы над различными учебными материалами;
-овладение студентами культурой умственного труда, рациональными формами труда;
-методическое руководство самостоятельной работой студентов.
Для правильной и эффективной организации самостоятельной работы студентов большое значение имеют следующие условия:
-наличие учебно – методического комплекса по каждой дисциплине, включая описание курса в печатном и электронном виде, формы и средства контроля за уровнем освоения студентом заданий для самостоятельной работы с указанием содержания и сроков их проведения, справочник – путеводитель для студента на весь период обучения»
обеспеченность учебной литературой, дидактическими и учебно – методическими материалами, наличие их в библиотеках;
-выбор формы самостоятельной работы студентов в зависимости от целей и задач учебной дисциплины, степени сложности и востребованности практикой;
основные цели заданий для самостоятельной работы должны быть понятны студентам, доступны, учебные задания должны содержать элементы новизны и алгоритмы их выполнения;
обеспеченность компьютерной и телекоммуникационной техникой;
-самостоятельная работа студентов должна осуществляться с учетом индивидуализации заданий, а также с учетом уровня подготовленности и склонности каждого студента;
-применение инновационных технологий (совокупность технических средств, обеспечивающих свободный доступ студента к различным источникам информации и создающих оптимальные условия для использования электронных средств обучения;
-использование различных форм организации самостоятельной работы, позволяющих наиболее эффективно стимулировать познавательную активность студентов;
- оптимальная нагрузка студентов;
-система мониторинга самостоятельной работы должна иметь личностную, развивающую направленность и творческий характер, соединяться с самоконтролем, быть необходимой и полезной, прежде всего, самому студенту;
-внедрение междисциплинарных самостоятельных работ и проектов;
-развитие социальной инфраструктуры, улучшение условий быта и отдыха студентов и другие организационные, субъективные факторы.
Безусловно, качество и эффективность самостоятельной работы студентов зависит также и от тех заданий, которые даются преподавателем.
Студентам предлагается система разнообразных учебных, производственных, интеллектуальных заданий для самостоятельной работы, которые определяются характером самостоятельности и типом самостоятельной деятельности студента.
Выделяют четыре типа самостоятельной работы студентов.
Первый тип работ позволяет сформировать у студентов умение выполнять заданный алгоритм действий, распознавать полученную информацию или педагогическое явление при повторном их восприятии. Причем существенным здесь выступает то, что признаки явления должны быть ярко выражены, представлены в четком виде через задание и инструкцию к его выполнению. К этому типу относятся задания по образцу.
Второй тип работы позволяет сформировать умения воспроизведения усвоенной информации по памяти, на основе репродуктивного воспроизведения и частично самостоятельного поиска решения типовых учебно-познавательных задач. К этому типу относятся конструктивно-вариативные задания. Это могут быть задания на составление собственного варианта конспекта занятия, игры, информационного бюллетеня для родителей, методических рекомендаций воспитателям, родителям, проекта, модели и т.д.
Третий тип заданий позволяет студентам научиться решать нетиповые поисковые задачи на основе ранее накопленного опыта. Такие задания требуют выделения проблемы, ее формулировки, поиска и реализации способов решения. К этому типу относятся задания эвристического характера, например разрешение педагогических ситуаций.
Четвертый тип задания направлен на творческую деятельность, когда студенты способны глубоко проникать в сущность рассматриваемых объектов, устанавливать новые факты, преобразовывать их. К этому типу относятся исследовательские задания: на обобщение передового педагогического опыта, организацию наблюдения за отдельными педагогическими явлениями, анкетирование, тестирование педагогов, родителей, детей, сравнительный анализ полученных результатов, составление графиков, диаграмм, таблиц, разработку собственных нетрадиционных занятий с детьми, придумывание своих вариантов различных игр для детей.
В системе конкретного учебного предмета следует давать поочередно все типы заданий.
Управление педагогом самостоятельной деятельностью студентов включает в себя пять последовательных этапов:
-информационный этап ориентирует студентов на актуальное понимание главного при изучении конкретного параграфа, главы, учебного текста.
-операционный этап направлен на выполнение разнообразных заданий по усвоению полученной учебной информации.
-этап обратной связи осуществляется в виде ориентировочных указаний со стороны преподавателя и самоконтроля студента по их выполнению.
-контрольный этап предполагает выполнение студентом разнообразных контрольных работ, что позволяет преподавателю сориентироваться в степени усвоения материала, данного студентам в качестве заданий для самостоятельной работы.
-указательный этап позволяет педагогу в ходе проверки заданий для самостоятельной работы уяснить, какие из них вызвали наибольший интерес, трудности при выполнении, какие из заданий могут быть выполнены, какие нет.
В связи с этим алгоритм работы преподавателя будет следующий:
1. Разработка и выдача заданий. Здесь преподавателю придется выполнить ряд требований:
-система заданий для самостоятельной работы должна способствовать наиболее полной реализации принципов дидактики;
-содержание заданий по конкретной теме должно соответствовать конкретной триединой цели;
-содержание и методический аппарат задания должны обеспечивать познавательную деятельность студентов на всех уровнях познавательной самостоятельности: репродуктивном, частично-поисковом, творческом;
-индивидуализировать познавательную деятельность студентов;
-задания должны быть связанны с другими видами учебной деятельности для обеспечения эффективности познавательной деятельности студентов;
-система заданий должна реализовываться на основе задач постепенно возрастающей сложности и быть детерминирована системой частнодидактических целей;
-любое задание для самостоятельной работы должно помагать студентам приобрести, закрепить, применить, проверить полученные знания;
-при определении вида задания педагогу следует обратить внимание и на формы организации деятельности студентов: задание выполняется индивидуально, в микрогруппе, в диаде, коллективно;
-для обеспечения усвоения студентами знаний на уровне самостоятельно-творческого воспроизведения учебной информации задания для самостоятельной работы обязательно должны вводиться в изучение любой учебной дисциплины и на каждом этапе усвоения знаний по данному курсу;
-опосредованность типов, видов и форм самостоятельной работы студентов определяется дисциплиной, изучаемой темой, типом учебного занятия, подготовленностью студентов.
При выдаче заданий студентам преподаватель может использоваться такой алгоритм: тема (название), цель, содержание задания, методические рекомендации (инструкция) по выполнению.
2. Консультация по выполнению заданий, которая осуществляется в виде устного инструктажа, письменной инструкции, в качестве автоинструкции, которую дает себе сам студент в виде предписания. В любом виде инструкции должны быть указаны время, отведенное на выполнении заданий, система поощрений и штрафных санкций, требования к содержанию и эстетическому оформлению здания.
3. Коррекция познавательной деятельности студентов, которая осуществляется при повторной консультации, когда преподаватель помагает решить возникшие трудности при выполнении заданий, подсказывает новые направления работы. Особое значение здесь приобретает организация индивидуальной помощи преподавателя студентам.
Активизировать познавательную активность студентов может методика реконструкции педагогического опыта. Реконструкция как организация чего-либо на новых основаниях, как восстановление предполагает не простое копирование, дублирование имеющегося позитивного опыта, а его творческое преобразование на основе имеющихся документов, ретроспективных представлений. Методика содержит два этапа. Первый заключается в осознании конкретной практической задачи и поиске педагога, чей опыт окажется полезным для ее решения. Второй заключается в определении сути предстоящей реконструкции. Здесь нужно последовательно ответить на несколько вопросов: что натолкнуло на мысль о необходимости изменения; как могут быть определены практические задачи; какое решение было принято за основу дальнейшей работы; какие поправки надо внести в первоначальный замысел; какие результаты говорят положительном эффекте проделанной работы; какие выводы можно сделать на основе полученного опыта; при каких условиях полученный опыт может стать достоянием других?
4.Контроль, который осуществляется преподавателем в нескольких видах. Корректирующий выполняет функцию побуждения, а констатирующий направлен на проверку результатов самостоятельной работы студентов. В качестве методов контроля выделяют коллективный анализ результатов; самостоятельный анализ студентом своей работы с последующей коллективной проверкой и оценкой деятельности; самопроверку и самооценку студентом полученных результатов.

6. Алгоритм работы студента по реализации заданий для самостоятельной работы.
Алгоритм работы студента по реализации заданий для самостоятельной работы укладывается в несколько этапов.
Этап 1.
Цель: проектирование самостоятельной деятельности.
Действия:
- определение цели и задач;
- проектирование процесса выполнения: выделение этапов работы, затраты времени;
- выбор источников информации.
Результат: отбор приемов и средств для осуществления самостоятельной деятельности.
Этап 2.
Цель: усвоение и осмысление информации.
Действия:
- восприятие информации;
- поиск и выделение объектов информации в виде ключевых понятий, терминов, фактов и их трансформации применительно к содержанию задания для самостоятельной работы.
Результат: обобщение информации и ее анализ для дальнейшего использования.
Этап 3.
Цель: синтез новой информации.
Действия:
- конструирование новой информации на основе имеющихся данных;
- составление содержательной модели выполнения задания;
- оценка полученного результата.
Результат: выводы о качестве самостоятельной деятельности.
В процессе профессионального обучения студенту приходится очень часто работать с научной литературой. В связи с этим, можно говорить о некоторой специфичности этого вида деятельности студента.
Специфика работы с научной литературой.

Приступая к работе над научным текстом, важно обратить внимание на:
-заглавие работы;
-композицию;
-основные проблемы, затронутые автором;
-подтверждение позиции автора;
-выводы автора;
- к каким выводам можно прийти, что дает эта работа, в чем она убеждает, какие обобщения можно сделать.
Составление тезисов – одна из необходимых форм работы с научной и учебной литературой. Тезисы бывают краткими (одна мысль – одно предложение) и развернутыми, когда приводится мотивированная характеристика основной мысли.
Конспектирование – «извлечение» из прочитанного наиболее важного, с точки зрения студента, снабженное своими замечаниями.
К любому конспекту предъявляются определенные требования:
-обязательное указание фамилии и инициалов автора;
-точное название произведения (заглавие, подзаголовки);
Место, год издания, название издательства, страницы, откуда взяты цитаты или точное высказывания.
Реферирование – это процесс свертывания, уплотнения информации с целью получения краткого, сжатого изложения содержания статьи, книги, главы или нескольких работ по определенной теме и т.д.
В работе над рефератом необходимо:
- предварительно вычленить проблему или основные вопросы;
-выделить основные положения, которые доказываются автором;
-кратко обосновать личное отношение к проанализированному материалу, оценить его теоретическую и практическую значимость;
-составить план будущего реферата;
С научной литературой студент работает при выполнении курсовых, выпускных квалификационных (дипломных) работ, докладов, рефератов.
В процессе работы с научной литературой и выполнения разнообразных заданий для самостоятельной работы студент овладевает культурой самостоятельной деятельности. В педагогической литературе выделяют следующие составляющие культуры самостоятельной работы [2]:
1. Умение рационально организовать познавательную деятельность- выделить первоочередные задания, осмыслить учебную задачу и объем работы, наметить цель и составить график на день, неделю, семестр.
2. Умение создавать благоприятные условия деятельности – заранее подобрать необходимую литературу, сделать пометки и т.д.
3. Умение работать с книгой, справочником – понимать прочитанное, конспектировать, делать выписки, систематизировать материал, обобщать, выделять главное, анализировать факты и др.
4. Умение четко и грамотно выражать усвоенное в письменной и устной форме
5. Наличие собственного стиля работы – владение методами скорочтения, скорого письма, систематичность в работе и др.
6. Умение работать с техническими источниками информации.
7. Умение рационально запоминать информацию.
8. Умение мотивировать и стимулировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль.
Культура интеллектуального труда у каждого своя, субъективна и степень научной информационности: кто-то имеет привычку раз в неделю просматривать все периодические издания в читальном зале, беря на заметку самые современные идеи; кто-то ведет картотеку фундаментальных исследований с указанием сведений об авторе и направлениях его научных интересов; кто-то заносит в компьютер самое ценное, создавая серию тематических папок; кого-то интересуют технологии профессии, и он накапливает банк методов и приемов организации педагогического процесса; и т.д.
Для успешного осуществления самостоятельной работы студентов необходимы:
1) комплексный подход к организации самостоятельной работы по всем формам аудиторной работы;
2) сочетание всех уровней (типов) самостоятельной работы;
3)обеспечение контроля за качеством выполнения самостоятельной работы (требования преподавателя, консультации).
Самостоятельная работа студентов, выполняемая под контролем преподавателя, определяется как контролируемая самостоятельная работа. Педагогическая ценность контролируемой самостоятельной работы заключается в обеспечении активной познавательной деятельности каждого студента, ее максимальной индивидуализации с учетом психофизиологических особенностей и академической успеваемости, преследуя при этом цель: максимально содействовать развитию индивидуальности студента. Результаты самостоятельной работы студентов оцениваются непосредственно преподавателями, деканатом и кафедрами.

В качестве форм отчета о самостоятельной работе могут быть представлены:
-оценка устного ответа на вопрос, сообщения, доклада на семинарских занятиях;
-решение ситуационных задач по практико-ориентированным дисциплинам;
-конспект, выполненный по теме, изучаемой студентом самостоятельно;
-представленные тексты контрольной, курсовой работ и их защита;
-отчет о прохождении практики (дневник практики), отзыв и характеристика за подписью руководителя базы практики и куратора;
-тестирование, выполнение письменной контрольной работы по изучаемой теме;
-модульно-рейтинговая система оценки знаний студентов по блокам (разделам) изучаемой дисциплины, циклам дисциплин;
-успешная сдача текущих курсовых, цикловых и комплексных экзаменов и зачетов, в том числе государственного междисциплинарного комплексного экзамена по общепрофессиональным и специальным дисциплинам;
-защита выпускной квалификационной работы;
-статьи, тезисы выступления и др. публикации в научном, научно-популярном, учебном издании по итогам самостоятельной и научно-исследовательской работы, опубликованные по решению кафедры или факультета.
Таким образом, самостоятельная работа студентов является неотъемлемой составляющей образовательного процесса в среднем профессиональном учреждении; способствует повышению качества обучения, развитию творческих способностей студентов, способностей к непрерывному, непрекращающемуся образованию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: