Как вы относитесь к фразе: «Без утопии ничего не изменится в лучшую сторону»? Чушь ли это?

 

Нет, это не чушь.

«Без утопии ничего не изменится в лучшую сторону» – это прописная истина. Утопия просто означает, что мы не удовлетворены обществом, в котором живем; что мы ужасно раздражены правилами, навязанными нам насильно; что мы недовольны буквально всем. Утопия – это просто желание найти лучшее общество, лучшее человечество, лучшую систему образования, лучшее духовное единение, лучшие отношения между мужчиной и женщиной, между родителями и детьми.

Утопия – это отвращение к существующему положению дел.

Все заинтересованные лица с удовольствием поддержали бы, что сама идея утопии – полная чушь. Ведь они хотят, чтобы вы были довольны и удовлетворены, как быки, жующие траву – одну и ту же траву на протяжении всей своей жизни. Как если бы эти быки были рождены лишь для того, чтобы поедать траву и затем умирать.

Я вас сильно удивлю, если расскажу о некоторых фактах. Вы когда‑нибудь видели, как совокупляются животные? Тогда вы, должно быть, заметили, что они выглядят в этот момент крайне несчастными. Их состояние тяжело назвать эйфорией. Кажется, будто животные находятся в полном отчаянии, как если бы они делали это из необходимости, движимые лишь биологической силой. Животные просто вынуждены размножаться. Именно по этой причине, когда сезон размножения подходит к концу, самцы даже не смотрят в сторону самок, а те, в свою очередь, – на самцов. В сексуальном плане между ними больше нет ничего общего, а о дружбе не может быть и речи! Их совокупление – это вынужденная механика. Оно не имеет ничего общего с радостью и удовольствием. Зачем тогда они живут? Просто для того, чтобы есть траву и однажды умереть…

Все те, кто стремится использовать человечество в своих интересах, хотели бы, чтобы люди были кем‑то вроде быков. Чтобы они были довольны в своей бедности, своих болезнях, своей смерти, своих несчастьях, страданиях и муках. Никаких проблем, никаких наград, никаких усилий для того, чтобы сделать мир лучше, – поэтому эти люди продолжают беспрепятственно эксплуатировать вас, не испытывая даже чувства вины за это.

Священники, политики – вокруг множество паразитов. Весь их интерес состоит лишь в том, чтобы вы оставались в состоянии комы, лунатизма… Сонные, выполняющие определенную работу, но никогда даже не задумывающиеся о том, что все можно изменить в лучшую сторону… На протяжении тысячелетий эти люди убеждали всех, что такова жизнь, что с ней ничего не поделаешь. Ваша участь – страдание, ваша судьба – отчаяние. На то воля Божья, вы ничего не можете изменить. В Индии говорят, что даже листок не упадет с дерева без Божией на то воли. Так что же можем сделать мы?

Тот факт, что за десять тысячелетий Индия ни разу не столкнулась с революцией, – вовсе не случайность. Кроме того, эта страна имеет самую худшую социальную структуру: четверть индусов живут не лучше домашнего скота. Они – «неприкасаемые». Они стоят на ступень ниже животных. Даже животных не считают неприкасаемыми, но этих людей трогать нельзя. Если на вас упадет хотя бы тень такого человека, вам придется принять душ, чтобы очистить свое тело. Тысячелетиями «неприкасаемых» убеждали в том, что такова их участь и ничего с этим не поделаешь. За всю историю Индии никто и никогда не написал книги, подобной «Утопии» Томаса Мора. И вовсе не потому, что индусы вообще ничего не пишут – наоборот, они создали, возможно, самые значимые и объемные труды в мире. Однако во всей Индии вы не найдете ни одной книги, дающей хоть малейшую надежду на перемены, на революцию. Нет, этих слов нет и в помине.

Вот к чему стремятся во всем мире. Поэтому кто бы ни сказал, что утопия, что сама идея утопии – это полная чушь, знайте: он сам не понимает, о чем говорит. Он сам несет полную чушь.

Утопия, вне сомнения, есть крайняя необходимость.

Когда человечество, наконец, освободится от тюремных оков и плена, когда мы превратим утопию в реальность, тогда, возможно, необходимость в ней исчезнет. Но лично я так не считаю, потому что мы никогда не сможем достичь совершенства. Совершенство не есть часть бытия; все несовершенно. Да, мир становится лучше, с каждым днем приближаясь к совершенству, но он никогда не станет идеальным. И на то есть причина, очень важная причина: в то мгновение, когда что‑либо становится совершенным, оно умирает.

Совершенство – это смерть. Но обратное утверждение неверно. Я не говорю сейчас о том, что смерть – это совершенство, иначе любой умерший становился бы идеальным. Смерть – это не совершенство, но совершенство – это, несомненно, смерть, потому что, достигнув его, вы перестаете развиваться. Больше не к чему стремиться, некуда идти, нечего делать.

Человеческой энергии требуется постоянное движение. Она подобна реке, а не пруду. Пока река не достигнет океана, ей необходимо постоянно течь, изменяться, бежать по равнинам и горам.

Пруд же статичен. И заинтересованные лица хотят сделать общество прудом – водой, которая никуда не течет, которая просто испаряется со временем, умирает, оставляя после себя лишь грязь.

Жизненная энергия – это река, которая никогда не сливается с океаном, которая всегда ищет, которая всегда находит – и этот поиск бесконечен, потому что всегда можно найти что‑то еще.

Мне вспомнилась одна суфийская история.

 

Старый дровосек остался совсем один – его жена умерла, а они так и не успели обзавестись детьми. Чтобы прокормить себя (а дровосеку было, должно быть, около восьмидесяти), ему пришлось работать, не покладая рук: ходить в лес, рубить деревья и затем продавать их. Но заработанного хватало на то, чтобы едва сводить концы с концами.

Каждый день, проходя по лесу, дровосек встречал на своем пути суфийского мистика, сидящего под деревом. Согласно восточной традиции, он прикасался к стопам мистика, получал от него божественную энергию и шел работать.

И вот однажды мистику стало жаль бедного старика. Он произнес:

– Странный ты человек и к тому же напрочь лишенный любопытства. Ведь если зайти поглубже в лес, то можно обнаружить медный рудник. Поработав там всего один день, ты сможешь заработать себе на еду, которой хватит на целую неделю. А тебе приходится работать каждый день. Даже мне стало жаль тебя. Просто пройди немного вглубь.

Дровосек засомневался, потому что знал лес как свои пять пальцев… Но чем черт ни шутит? Возможно, мистик был прав, ведь он тоже бывал в чащобе. Да и, насколько помнил дровосек, мистик всегда сидел под деревом в этом лесу… Он решил просто попытаться, даже не будучи уверенным, что так оно и будет. Но он все‑таки обнаружил медный рудник и добыл достаточно меди, которой и, правда, хватило аж на целую неделю.

Теперь у него появился шанс отдохнуть. Вернувшись в лес через неделю, он выглядел намного лучше, здоровее и даже немного моложе. Дровосек прикоснулся к ногам мистика и произнес:

– В этот раз я прикасаюсь к твоим ногам не просто по традиции, я действительно очень благодарен тебе.

Мистик изумился:

– Так быстро? Ты дурак! Если зайти поглубже в лес, то можно обнаружить серебряный рудник. Поработав там всего один день, ты сможешь заработать денег, которых хватит на целый месяц.

Старик не мог поверить своим ушам – всю свою жизнь он жил в страданиях и несчастьях, когда богатство так близко. Но мистик уже доказал, что не врет. Кто знает – возможно, и сегодня он тоже был прав. А может, мистик просто шутил над ним или хотел одурачить, но, в любом случае, попытка – не пытка, подумал дровосек.

Он углубился в лес и обнаружил серебряный рудник. Дровосек воскликнул:

– Бог мой! Всю свою жизнь я потратил на то, чтобы резать древесину. Сначала – тяжелая работа, а потом – не менее тяжелая продажа. Так много дровосеков и такая большая конкуренция.

Он добыл себе серебра, которого и в самом деле хватило на целый месяц. Дровосек зажил в роскоши и комфорте. Через месяц он вновь пришел в лес и упал мистику в ноги со словами:

– Я действительно очень благодарен тебе и прошу прощения за те моменты, когда позволил сомнению закрасться в мою душу.

Мистик ответил ему так:

– Ты так и не понял меня. Зайди еще глубже в лес.

Старик удивился:

– Зачем? Я и так живу в роскоши!

Мистик сказал:

– Ты не знаешь, что такое роскошь. Еще чуть дальше, и ты обнаружишь золотой рудник.

Золотой рудник – это было выше понимания дровосека, но он все же пошел дальше в лес. На этот раз сомнений не было: этот человек действительно знал правду – рудник существует.

Когда дровосек нашел золото, мистик сказал ему:

– Этого вполне хватит на год. И, возможно, я ни разу не увижу тебя за все это время.

Дровосек ответил ему:

– Нет, иногда я буду приходить сюда просто для того, чтобы прикоснуться к твоим ногам. Ты чудо‑человек! Почему же ты продолжаешь сидеть здесь, если так много знаешь о том, где хранится золото и серебро?

В следующий раз, когда дровосек пришел к мистику, он выглядел совсем другим человеком: красивая одежда, красивая обувь – дровосек, определенно, стал моложе и здоровее. Он немного поправился, в то время как раньше напоминал скелет, обтянутый кожей.

Мистику понадобилось некоторое время, чтобы узнать его, чтобы понять, что этот мужчина и есть старый дровосек. И он спросил:

– Ну что, все отлично?

Дровосек ответил:

– Просто потрясающе! Но прошлой ночью я подумал… возможно, за этим всем есть что‑то еще.

Мистик произнес:

– Теперь, наконец, я сумел добраться до твоего сердца. Теперь у тебя есть надежда, теперь у тебя есть светлое будущее. Да, за этим есть кое‑что еще: алмазный рудник.

Дровосек воскликнул:

– Бог мой, почему ты не сказал мне об этом в первую очередь? Почему мне пришлось потратить столько времени на медь, серебро и золото?

Мистик ответил:

– Ты бы не поверил мне, ты бы не доверился мне. Ты бы никуда не пошел, если бы я сказал тебе об алмазах. Я был вынужден действовать постепенно. И вот сейчас ты сам дошел до того момента, когда решил спросить меня об алмазах, – а это хороший знак. Ты уже больше не удовлетворен тем, что имеешь, хотя ты живешь намного богаче, чем кто бы то ни было.

Дровосек сказал:

– Это правда. Я просто хочу попробовать еще раз.

Он пошел глубже в лес и обнаружил там алмазы. На обратном пути – а это случилось впервые – он прикоснулся к ногам мистика и сказал:

– Теперь я, возможно, вообще больше не приду. Этих алмазов хватит на всю мою жизнь. Именно поэтому я пришел, чтобы прикоснуться к твоим ногам.

Мистик произнес:

– Но за этим скрывается кое‑что еще.

Дровосек сказал:

– Нет, за алмазами ничего нет. Что может быть лучше алмазов? Как раз сейчас ты шутишь!

Мистик ответил:

– Поверь мне. Приди ко мне еще хоть раз. Алмазы – это не конец.

И на следующий день старик появился – он не мог уснуть всю ночь. У него было достаточно алмазов, чтобы прожить всю свою жизнь, купаясь в роскоши, но он все‑таки пришел. Мистик сидел с закрытыми глазами – впервые за все это время. Дровосек прикоснулся к его ногам, но мистик даже не шелохнулся, словно превратившись в статую.

Старик начал тормошить мистика. А затем спросил его:

– Что случилось? Ты же хотел показать мне что‑то.

Мистик произнес:

– Это я тебе и показываю прямо сейчас. За алмазами находится твоя суть… чуть глубже. Если ты не нашел рудник своей сути, то, считай, не нашел ничего.

Дровосек сказал:

– Теперь я понимаю, почему ты всегда сидишь здесь, под деревом, даже и не думая об алмазах. Теперь я буду сидеть рядом с тобой, под этим же деревом, до тех пор, пока не найду тот рудник, о котором ты говоришь. Это очень сложно. Раньше было легко – просто идти дальше и дальше. Теперь же ты изменил направление движения.

Пока дровосек и мистик в полной тишине сидели в лесу, и старик впитывал в себя своего учителя, его молчание, его суть, наполненную любовью, прошел весь день. И когда солнце уже шло к закату, мужчина изумился. Он открыл глаза и произнес:

– Ты должен был сказать мне раньше, ведь я так часто проходил мимо тебя. У тебя нет и капли сострадания. Я годами рубил деревья, тащил на своих плечах такой груз, а ты просто сидел здесь и наслаждался этим внутренним чувством, этой внутренней радостью, не сказав мне ни слова.

Мистик ответил:

– Ты бы не стал меня слушать. Сперва тебе нужны были алмазы. Теперь ты можешь идти домой, потому что источник твоего богатства – внутри тебя. Просто запомни одну вещь: иди, всегда иди и никогда не останавливайся. Никогда не останавливайся полностью, потому что полная остановка – это смерть.

 

Мы, возможно, способны создать нечто лучшее, чем то, к чему стремились все утопии мира. Но утопия всегда будет виднеться на горизонте, она будет казаться настолько близкой, будто ее можно достать рукой – прямо сейчас, в течение часа, – там, где земля соприкасается с небом. Но если вы погонитесь за горизонтом, он будет, наоборот, удаляться, и это расстояние будет всегда оставаться неизменным. В этом и заключается секрет развития и эволюции.

Чудо возможно, но ни одно чудо никогда не станет совершенством. Совершенство недостижимо, и это только к лучшему. Оно заставляет тебя двигаться вперед, оно поддерживает в тебе жизнь, оно заставляет тебя течь.

Я всеми руками и ногами за утопию, и я знаю, что утопии всегда будут меняться. Чего бы вы ни достигли, оно никогда не станет утопией – зато ею может стать что‑то другое. Иного пути нет. Человеческая эволюция многомерна, предела развития человеческого сознания просто не существует, оно должно всегда развиваться.

 

OSHO

 

Для получения более подробной информации посетите сайт www.OSHO.com

 

Это комплексный многоязычный сайт, где вы сможете найти книги Ошо, беседы с Ошо в аудио– и видеоформате, библиотеку архивных текстов Ошо на английском языке и на хинди, а также обширную информацию об Ошо‑Центре медитации и отдыха.

 

Веб‑сайты:

http://OSHO.com/resort

http://OSHO.com/allaboutOSHO

http://OSHO.com/shop

http://www.youtube.com/OSHO

http://www.oshobytes.blogspot.com

http://www.Twitter.com/OSHOtimes

http://www.facebook.com/pages/

OSHO.International

http://www.flickr.com/photos/oshointernational

 

Связаться с «OSHO International Foundation» можно по следующим адресам: www.osho.com/oshointernational, oshointernational@oshointernational.com

 

Об авторе

 

Книги Ошо не поддаются классификации. Его многочисленные беседы охватывают все темы – от поиска человеком смысла жизни до самых насущных социальных и политических проблем современного общества. Ошо не писал книг – его книги представляют собой аудио– и видеозаписи импровизированных устных обращений к слушателям со всего мира. Он говорил: «Помните: все, что я говорю, не только для вас… Я также беседую и с будущими поколениями».

Лондонская газета «Sunday Times» назвала Ошо одним из «тысячи создателей двадцатого века», а американский писатель Том Роббинс охарактеризовал его как «самого опасного человека со времен Иисуса Христа». Газета «Sunday Mid‑Day» (Индия) включила Ошо – наряду с Ганди, Неру и Буддой – в десятку людей, изменивших судьбу Индии.

Сам Ошо о своей работе сказал, что он помогает создавать условия для рождения человека нового типа. Он часто называл этого нового человека «Зорба‑Будда», который способен наслаждаться как земными радостями, подобно греку Зорбе, так и тихой безмятежностью, как Гаутама Будда.

Все беседы и медитации Ошо проникнуты мировоззрением, включающим в себя как вечную мудрость всех времен и народов прошлого, так и высший потенциал науки и технологии настоящего и будущего.

Ошо также известен своим революционным вкладом в науку внутренней трансформации. Его подход к медитации учитывает ускоренный темп современной жизни. Уникальные «Активные медитации» Ошо призваны, прежде всего, освободить тело и разум от стресса, чтобы затем было легче перенести в повседневную жизнь состояние покоя и свободного от мысли расслабления.

Существуют два автобиографических произведения автора:

«Автобиография духовно неправильного мистика» и «Проблески золотого детства».

 

Ошо‑Центр медитации и отдыха Ошо® meditation resort

 

Расположение. Расположенный в ста километрах к юго‑востоку от Мумбаи в процветающем городе Пуна, Индия, Ошо‑Центр медитации и отдыха является прекрасным местом для того, чтобы провести здесь отпуск. Центр протянулся более чем на сорок акров по живописной местности, являющейся жилым районом. Прекрасные сады и леса раскинулись на территории Центра.

Уникальность. Ежегодно Центр принимает тысячи посетителей из более чем ста стран. Единственный в своем роде, Центр предоставляет возможность получить уникальный личный опыт нового образа жизни – жизни в большей осознанности, радости и творчестве. Центр предлагает большой выбор часовых и годовых программ. Ничегонеделанье и отдых являются одной из них!

Все программы базируются на идее Ошо о «Зорбе‑Будде» – качественно новом человеке, который способен как творчески участвовать в повседневной жизни, так и расслабляться в тишине и медитации.

Медитации. Полное ежедневное расписание для каждого посетителя Центра включает в себя разные методы медитации – как активные, так и пассивные, как традиционные, так и революционные, в том числе «Активные Медитации» Ошо. Медитации проводятся в Аудиториуме Ошо – самом крупном зале для медитаций в мире.

Мульти‑институт. Индивидуальные занятия, курсы и семинары охватывают все: от творчества и искусства до холистических методов лечения, трансформации личности, проблем взаимоотношений, проживания важных жизненных этапов, духовного консультирования, эзотерических наук и дзен‑подхода к спорту и отдыху.

«Basho Spa». Роскошный спа‑салон «Basho», окруженный тропическими деревьями, предлагает отдых в бассейне под открытым небом. Просторные джакузи, сауны, тренажерный зал, теннисные корты – все это усиливает впечатление от потрясающе красивой обстановки салона, оформленного в уникальном стиле.

Кухня. Разнообразные кафе и рестораны на территории Центра предлагают вкусные вегетарианские блюда западной, азиатской и индийской кухни – большинство овощей выращены органическим способом на собственной ферме коммуны. Хлеб и торты пекут в собственной пекарне Центра.

Ночная жизнь. На территории Центра проводится много различных мероприятий – вам будет из чего выбрать. Танцы всегда находятся у посетителей в приоритете! Среди других популярных мероприятий – медитации под звездами в полнолуние, различные шоу, музыкальные представления и медитативные вечера. Либо вы можете приятно провести время, общаясь с отдыхающими в кафе «Plaza», или прогуливаться по садам, наслаждаясь сказочными видами.

Удобства. Вы можете приобрести все необходимые вещи и средства гигиены в «Галерее». Здесь вы также сможете купить разные товары, относящиеся к учению Ошо – их ассортимент очень велик. Кроме того, на территории «Галереи» находятся банки, туристические агентства, интернет‑кафе. Для тех, кто любит шопинг, Пуна предлагает большой выбор товаров, начиная с традиционных этнических индийских вещей и заканчивая продукцией знаменитых брендов.

Проживание. Вы можете выбрать проживание в элегантных номерах Пансиона Ошо или остановиться на более долгий срок в Гостиной Ошо (эту возможность предоставляет программа пакета услуг на территории Центра). Либо вам будут предложены такие варианты, как комнаты в отелях или посуточная аренда квартир.

www.osho.com/meditationresort

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: