Значимость сенсорных ощущений для человека

Я. А. ЯНУШКО

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

ДЕТЕЙ

РАННЕГО ВОЗРАСТА

Года

МОСКВА

ИЗДАТЕЛЬСТВО «МОЗАЙКО – СИНТЕЗ»

ПРЕДИСЛОВИЕ

Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания — запо­минание, мышление, воображение — строятся на основе об­разов восприятий, являются результатом их переработки. По­этому нормальное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие. Восприятие — это непосредст­венное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира.

Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств(глаз, ушей, чувствительных рецепторов ко­жи, слизистойрта и носа). Но наличие органов чувств — это лишь предпосылка для восприятия окружающего мира. Для полноценного сенсорного развития необходима трени­ровка органов чувств с самого рождения, только в этом слу­чае у ребенка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсив­ности.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и раз­личных явлениях окружающего мира.

Существуют следующие виды сенсорных ощущений: зритель­ные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые.

 

Факторы, влияющие на развитие восприятия

Уровень чувствительности к сенсорным раздражителям у разных людей существенно различается. Это зависит от сле­дующих факторов:

• наследственности. Например, абсолютный слух, особая чувствительность к запахам или вкусовым ощущениям явля­ются врожденными;

• состояния органов чувств. Если орган чувств поврежден в результате заболевания, травмы или врожденной аномалии, то чувствительность будет снижена или полностью отсутст­вовать;

• развития органов чувств и восприятия. Врожденные спо­собности человека воспринимать различные внешние раздра­жители посредством органов чувств развиваются как в про­цессе спонтанного изучения мира, так и в ходе специального обучения. И то и другое подразумевает предоставление для восприятия разнообразных сенсорных раздражителей. Напри­мер, тонкий вкус лучше разовьется у того человека, который с детства употреблял в пишу разнообразные продукты и изы­сканные блюда.

Значимость сенсорных ощущений для человека

Ребенка необходимо знакомить со всем разнообразием сен­сорных ощущений. Но при этом нельзя не признать, что сен­сорные отпущения имеют разное значение для человека. Не­возможно представить себе жизнь без зрительных (визуальных) ощущений, ведь большая часть информации воспринимает­ся человеком посредством органов зрения. С помощью зре­ния человек воспринимает внешние признаки предметов ок­ружающего мира, их удаленность друг от друга и расположение в пространстве, читает, смотрит кино и т. д. Слух (аудиоошущения) также очень важен для человека. С его помощью че­ловек воспринимает и различает разнообразные звуки, опре­деляет их источник и направление, слушает музыку и т. д. Жизнь без зрения или слуха делает человека инвалидом, по­тому что он не может вести полноценную жизнь.

Различные осязательные ощущения, обоняние и вкус так­же важны для человека, но они не являются доминантны­ми. Обоняние дарит человеку возможность насладиться при­ятными запахами фруктов, приправ, цветов, парфюмерии: вкус позволяет ощутить разнообразные вкусовые качества пищевых продуктов. Однако если вкус и обоняние недостаточно развиты, это не мешает жизни, хотя и значительно обедняет ее.

 

Сенсорные эталоны

Научить ребенка обследовать предметы и различать их свой­ства еще недостаточно для полноценного развития восприя­тия. Необходимо уметь определять отношение выявленных свойств данного предмета к свойствам других предметов. Для этого существуют мерки, с помощью которых можно срав­нивать предметы. Поэтому, приступая к описанию этапов сен­сорного развития ребенка, нельзя не остановиться на поня­тии «сенсорный эталон».

Сенсорные эталоны — это общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета вы­ступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и на­сыщенности, в качестве эталонов формы — геометрические фигуры, в качестве эталонов величины — метрическая систе­ма мер (в повседневной жизни величина часто определяется на глаз способом сравнения одного объекта с другим, то есть это свойство является относительным). В слуховом воспри­ятии эталонами являются звуковысотные отношения, фоне­мы родного языка, музыкальные ноты и др. Во вкусовом вос­приятии выделяют четыре основных вкуса (соленый, сладкий, кислый, горький) и их сочетания. В обонятельном восприя­тии имеет место узкоспециальное деление запахов на слад­кие и горькие, свежие, легкие и тяжелые запахи и т. п.

В процессе восприятия ребенок накапливает зрительные, слуховые, осязательные, двигательные,вкусовые, обонятель­ные образы. Закрепить образы предметов, сделать их более четкими ребенку помогают слова. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ре­бенка и через некоторое время после восприятия предмета. Для этого достаточно произнести соответствующее слово-на­звание.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: