Тема 2. Физиологические основы психических функций человека

Мотивационная характеристика темы: Психические процессы теснейшим образом связаны с интегративными физиологическими функциями высокоорганизованного головного мозга. Однако они не идентичны физиологическим процессам и не могут быть всесторонне охарактеризованы понятиями физиологии. Проблема взаимосвязи психических и физиологических процессов является ключевой в теории отражения действительности и связана с нерешенным до сих пор основным вопросом философии – соотношения материи и сознания.

Психика каждого человека уникальна. Знание и понимание физиологических причин индивидуальных особенностей психики и поведенческой деятельности пациента помогает клиницисту организовать адекватное лечение и повышает его эффективность.

Цель занятия: изучить физиологические основы психических функций человека, освоить методику определения объема внимания и кратковременной памяти, а также типа высшей нервной деятельности (темперамента) человека.

Основные вопросы: Понятие о психике и сознании. Современные представления о физиологических механизмах сознания. Механизмы внимания и его роль в процессе осознания информации. Физиологические механизмы мышления и его виды. Аналитическая и синтетическая деятельность коры больших полушарий. Динамический стереотип, его физиологическая сущность и значение. Особенности высшей нервной деятельности человека, понятие о первой и второй сигнальной системах. Речь как условный рефлекс высшего порядка. Формы и функции речи. Функциональная асимметрия мозга. Типы ВНД человека и животных, их классификация и характеристика. Память: понятие, виды и основные механизмы.

Для поддержания нормальной жизнедеятельности организм должен постоянно приспосабливаться (адаптироваться) к непрерывно изменяющимся условиям существования. В процессе адаптации достигается такой уровень активности, устойчивости и взаимодействия систем организма, его органов, тканей и клеток, а также механизмов регуляции и управления, который обеспечивает относительное постоянство внутренней среды и биологическую индивидуальность. Высшая форма адаптации высокоорганизованного живого существа - целенаправленная поведенческая деятельность, координирующей и контролирующей основой которой являются психические процессы.

Психика (греч. «psychikos» – душевный) – форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия с внешним миром и осуществляющая регуляторную функцию в их поведении.

Психика возникла на определенном этапе эволюционного развития живой природы в связи с формированием у живых существ способности к активному перемещению в пространстве. Ее основные функции – контроль и координация приспособительной поведенческой деятельности, которая направлена на удовлетворение потребностей организма, выражающих его зависимость от конкретных условий существования. Эти функции строятся на основе таких психических процессов как внимание, ощущения, восприятие, мышление и обучение, мотивации и эмоции.

Психические процессы обеспечивают построение субъективного образа реальной – объективно существующей действительности, которая воспринимается и осознается как обособленная от индивидуума. Субъективность отображения объективной реальности обусловлена индивидуальными особенностями функционирование головного мозга каждого субъекта. Предопределяясь особенностями деятельности головного мозга индивидуума, субъективная модель действительности не является абсолютно точной зеркальной копией реального мира.

Психическая деятельность человека определяется высоким уровнем потребностей, выходящим за пределы чисто биологических рамок. Во многом, она связана со способностью отвлекаться от реальной действительности - осуществлять переход от непосредственного чувственного восприятия, к абстрактной (воображаемой) действительности. Человеческая способность представить себе возможные последствия своих действий – высшая форма абстрагирования (отвлечения от объективной реальности), которая недоступна животным.

Основная трудность в объяснении психических процессов на основе физиологических механизмов деятельности головного мозга заключается в недоступности субъективных переживаний для прямой объективной регистрации. Психические процессы теснейшим образом связаны с обусловливающими их физиологическими функциями высокоорганизованного мозга, но не сводятся к ним полностью. Ощущения и восприятие, мышление и память, эмоции и мотивации не идентичны физиологическим мозговым процессам и, поэтому, не могут быть всесторонне охарактеризованы понятиями физиологии. Проблема взаимосвязи психических и физиологических процессов является ключевой в теории отражения действительности и связана с нерешенным до сих пор основным вопросом философии – соотношения материи и сознания.

Сознание представляет собой одно из самых сложных и загадочных проявлений интегративной деятельности высокоорганизованного мозга. В элементарном биологическом значении – это просто бодрствование с возможностью активного контакта с окружающей средой и адекватной реакцией на внешние события, т.е. то, что утрачивается во время сна и нарушается при некоторых аномальных состояниях. В этом смысле сознанием обладает не только человек, но и высокоорганизованные животные. В медицинской практике именно это содержание вкладывается в понятие сознания. Данная точка зрения предполагает существование различных уровней сознания – от глубокой комы до полного бодрствования.

Определенный уровень бодрствования относится к числу необходимых, но не достаточных условий «ясного» сознания – состояния мозга и высших психических функций, позволяющих в полном объеме осуществлять познавательные операции необходимые для адаптации в среде обитания. Различные формы мозговой деятельности, с которыми связана способность к осознанному восприятию действительности, сохраняют относительную независимость от уровня бодрствования. Низкий уровень бодрствования не исключает высокой активности приспособительной интегративной деятельности мозга и познавательной функции. Высокий уровень бодрствования, напротив, может сопровождаться их снижением. По-видимому, существует оптимальный уровень активности бодрствующего мозга, который обеспечивает наиболее эффективное осуществление функции сознания.

С точки зрения современной философии, сознание это специфически человеческая форма субъективного отражения действительности, представленная таким знанием, которое с помощью слов, математических символов, образов или художественных произведений может быть передано другим людям и поколениям.

Основная функция сознания – оперативная оценка информации в процессе психологического моделирования действительности необходимого для организации наиболее адекватного взаимодействия с факторами внешней среды путем императивного управления поведенческой деятельностью. Эта задача решается посредством кодирования субъективных переживаний абстрактными символами речи – главного средства межличностной социальной коммуникации. Кодирование мира внутренних переживаний речевыми символами делает его доступным мыслям и чувствам других людей, создавая единое информационное пространство, открытое для общения и накопления знаний. Благодаря способности передавать знания в речевой форме, каждое новое поколение людей получает возможность жить, используя накопленный тысячелетиями социальный опыт цивилизации, чем принципиально отличается от мира животных.

Сознание человека обеспечивает способность отделения себя («я») от других людей и окружающей среды («не я»). Человек стал неизмеримо богаче в своих возможностях воздействия на мир после того, как он оказался в состоянии не только чувствовать, воспринимать и мыслить, но и сознавать, что он есть индивидуальное существо, которое чувствует, воспринимает и мыслит.

Осознание объективной действительности существенно влияет на последующее развертывание мыслительной активности и поведенческой деятельности. Условием осознания информации может являться возникновение каких-либо препятствий в развертывании целенаправленного поведения. Поэтому сознание можно отнести к средствам экстремального управления поведенческой деятельностью, т.е. к регуляции в чрезвычайных условиях, когда другие механизмы оценки информации оказываются недостаточными.

Осознаются только биологически и социально значимые сигналы. При этом, основным психофизиологическим фактором, с помощью которого происходит отбор информации для осознания, является механизм избирательного фокусированного внимания - направленности и сосредоточенности психической деятельности на каком-либо текущем событии, предполагающем повышение уровня сенсорной, двигательной или интеллектуальной активности субъекта.

Ведущая роль в механизме направленности и сосредоточенности психической деятельности принадлежит активирующей системе мозга, включающей в себя структуры разного уровня, обеспечивающие неспецифическую и специфическую активацию коры больших полушарий. Активация коры больших полушарий характеризуется снижением порога восприятия и увеличением динамичности нервных процессов, что существенно облегчает осознание сигналов, поступающих в головной мозг.

Неспецифическая активация возникает в ответ на новизну, сложность и неопределенность события или на интенсивность сигнала (ориентировочный рефлекс), обеспечиваянепроизвольное внимание. Специфическая активация может иметь управляемый характер. Специфическая избирательная активация различных областей коры и их функциональное объединение, которые контролируются лобными отделами, лежат в основепроизвольного внимания.

Лобные отделы коры больших полушарий регулируют восходящие активирующие влияния ретикулярных структур мезэнцефального и диэнцефального уровней, а также лимбической системы, которые избирательно активируют те участки мозга, которые необходимы для анализа и осознания наиболее важной в данный момент времени информации, требующей принятия решения.

В процессе формирования целостного субъективного образа объективно существующей действительности нейроны активированных отделов головного мозга объединяются в единую систему. Организация такой системы обусловлена синхронизацией импульсной активности нейронов в диапазоне g-колебаний (35-70 Гц). Осознание значимых для организма событий происходит вследствие циклической реверберации возбуждений между корковыми и подкорковыми центрами головного мозга, которые функционально связываются друг с другом благодаря синхронизации разрядной деятельности нейронов.

Сенсорные сигналы, которые поступают в проекционную зону коры больших полушарий, приносят сюда неосознаваемую на данном этапе обработки информацию о реальных параметрах действующего стимула. Через ассоциативные зоны коры эта информация направляется в лимбико-гиппокампальный комплекс, который является морфофункциональной основой эмоций, мотиваций и памяти. Здесь происходит оценка значимости сенсорных стимулов, что осуществляется благодаря сопоставлению информации о реальных параметрах раздражителя с теми данными, которые имеются о нем в памяти (рис.2.1).

Сведения о значимости сенсорного сигнала из лимбико-гиппокампальных центров повторно поступают в проекционную зону коры, замыкая «кольцо ощущения». Здесь они интегрируются со следовым сенсорным возбуждением, которое содержит информацию о реальных физических характеристиках раздражителя. Синтез информации о реальных свойствах стимула и о его значимости на одних и тех же нейронах является причиной появления ощущения, т.е. материальные физиологические процессы обработки сенсорных сигналов порождают психологический феномен.

Таким образом, осознание события происходит вследствие циклической реверберации сигналов о физических свойствах раздражителей и их значимости по замкнутым нейрональным контурам. Любой сигнал должен пройти хотя бы один такой цикл обработки, чтобы стать осознанным. Значит, сознание дискретно. Оно подобно экрану, на который система мозга проецирует через определенные промежутки времени, как кинопроектор, кадры фильма. Наши чувства представляют нам мир отдельными порциями, а сознание отслеживает непрерывные изменения во внешней и внутренней среде с пропусками и пробелами. Интервал дискретности сознания зависит от продолжительности цикла обработки сигналов – периода квантования непрерывного процесса осознанного восприятия. Продолжительность таких периодов составляет около 200 мс.

На последующих этапах осознанное событие опознается. Опознание – это психический процесс, который заключается в категоризации - соотнесении параметров воспринимаемого объекта к одному из множества классов. Это происходит в результате интеграции его отдельных субъективных признаков-ощущений в единый образ в ассоциативных зонах, преимущественно, в передних отделах коры больших полушарий и сравнения совокупности его свойств с эталонами, хранящимися в памяти. На этом этапе у человека происходит передача сигналов в моторные речевые зоны левого полушария. Таким образом, довербальные (не связанные с функциями речи) стадии субъективного переживания кодируются речевыми символами, обеспечивающими использование хранящихся в памяти индивидуума знаний, которые накоплены поколениями людей. Это происходит через 300-500 мс после поступления сигнала в головной мозг, т.е. запаздывает примерно в два раза по сравнению со временем возникновения простых ощущений (200 мс).

Высшие формы приспособления к новым условиям существования и решение жизненных задач связаны со способностью к мышлению. Мышление – сложный вид мозговой деятельности, обеспечивающий целенаправленное использование, развитие и прирост знаний. Основные функции мышления - формирование общих субъективных представлений и понятий, а также суждений и умозаключений об объективной реальности.

Представление – это субъективный образ предмета или события, возникающий на основе прошлого опыта. Представления возникают в отсутствие относящихся к ним объектов, поэтому они обычно менее детальны, чем восприятия, но более обобщены: в них отражаются наиболее характерные особенности, свойственные целому классу сходных объектов.

Понятие – это форма знания, которая характеризуется обобщением представлений о предмете, основанном на раскрытии его более или менее существенных объективных связей и отношений. Усвоение понятия означает осознание его содержания и умение выделять существенные признаки. Через понятие происходит содержательное обобщение и совершается переход от представления к суждению.

Суждение – словесная форма отражения реальной действительности, благодаря которой чувственному опыту придается абстрактная всеобщность. С помощью общих представлений, понятий и производимых на их основе суждений человек может делать довольно сложные умозаключения.

Умозаключение – общезначимая словесная форма отражения действительности, благодаря которой на основе суждений могут быть выделены и обозначены предметы и их отношения. Необходимым условием правильности умозаключения является истинность его предпосылок. Выполнение этого условия достигается построением умозаключения в соответствии логическим законам и правилам.

Важнейшим нейрофизиологическим признаком мышления является конвергенция корковых связей к определенным нервным центрам коры больших полушарий – фокусам взаимодействия. Основная функция фокуса взаимодействия - информационный синтез, т.е. процесс, сходный с тем, который наблюдается при возникновении ощущений. Отличие от кольца ощущений заключается в том, что место сенсорного сигнала здесь может занимать информация об условиях решаемой задачи, а ведущая роль в процессе информационного синтеза принадлежит не проекционной, а ассоциативной коре.

В фокусе взаимодействия информация об условиях решаемой задачи сопоставляется с информацией, извлекаемой из памяти, и сигналами, поступающими из мотивациогенных центров. На основе происходящего в фокусе сопоставления сигналов достигается конечная цель мыслительного процесса – принятие решения. Субъективно это переживается как процесс рассуждения и нахождения ответа.

В зависимости от содержания решаемой задачи различают конкретные предметно-действенное и наглядно-образное мышление, имеющиеся у животных, а также характерное для психической деятельности только человека абстрактное словесно-логическое мышление. Особенностью предметно-действенного мышления является решение задачи с помощью реального, физического преобразования ситуации, апробации свойств исследуемых объектов. Наглядно-образное мышление связано с оперированием образами. При этом в процессе решения задачи происходит анализ, сравнение и обобщение различных образов и представлений о воспринимаемых явлениях и предметах.

У человека, кроме предметно-действенного и наглядно-образного мышления, существует высшая форма – абстрактное словесно-логическое мышление. Словесно-логическое мышление функционирует на базе языковых средств и характеризуется использованием понятий и логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения. Благодаря словесно-логическому мышлению человек может устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие ситуации в природе и обществе, на более высоком уровне обобщать образы действительности.

Фокусы информационного синтеза при конкретных формах мышления локализуются в ассоциативных зонах височной и теменной областей коры больших полушарий, тогда как с абстрактным словесно-логическим мышлением связаны ее лобные отделы.

Таким образом, в основе сложной интегративной деятельности высокоорганизованного мозга, обеспечивающего высшие формы приспособительного поведения, лежат функции анализа сенсорных сигналов и информационного синтеза.

Анализ сенсорных сигналов состоит в различении, дифференцировании и разделении поступающих в мозг афферентных возбуждений с учетом их сенсорной модальности, а также биологической и социальной значимости. Специфическая для коры больших полушарий форма анализа состоит в дифференцировании раздражителей по их сигнальному значению. Это достигается выработкой внутреннего торможения.

Информационный синтез сводится к связыванию, обобщению и объединению возбуждений, возникающих в различных участках мозга, благодаря взаимодействию, которое устанавливается между различными группами нейронов. Проявлением синтетической деятельности коры больших полушарий, в частности, является формирование системы временных связей, которые обеспечивают условнорефлекторное поведение.

Синтетическую деятельность больших полушарий, позволяющую объединить отдельные стимулы в целые комплексы, называют системной деятельностью головного мозга. Одним из элементарных проявлений системности в работе коры больших полушарий является динамический стереотип.

Динамический стереотип – это комплекс условных и безусловных поведенческих рефлексов, разворачивающихся в определенной, зафиксированной в коре головного мозга, временнóй последовательности, в которой окончание каждого предыдущего рефлекса является пусковым фактором для последующего.

Реагируя на пусковой стимул, организм воспроизводит всю последовательность условных и безусловных поведенческих рефлексов, составляющих динамический стереотип. При этом, следующие друг за другом поведенческие операции, осуществляются автоматически, что освобождает сферу сознания от необходимости непрерывного контроля за выполняемыми целенаправленными действиями. В результате, поведенческая деятельность (в том числе и трудовая у человека) становится более экономичной, менее утомительной, не требующей постоянной сосредоточенности внимания.

В случае изменения условий существования происходит перестройка временных связей и вырабатывается новый стереотип. После этого организм может реагировать на прежний пусковой сигнал по новому динамическому стереотипу.

Выработка и упрочнение динамического стереотипа человека лежит в основе навыка – способности автоматически и точно выполнять действия после многократного упражнения или тренировки. Другой разновидностью динамического стереотипа человека являются привычки – автоматизированные действия, выполнение которых стало потребностью в определенных условиях (например, чистить зубы по утрам и перед сном, мыть руки перед едой и т.п.). Чтобы выработать привычку, необходимо неуклонно, никогда не отступая от принятого решения, действовать желательным образом в определенных условиях. Когда привычка выработана, человек поступает определенным образом, а не иначе потому, что у него выработался динамический стереотип. Как и навыки, привычки могут быть полезными и вредными.

Аналитическая и синтетическая деятельность высших отделов ЦНС обеспечивает формирование временных связей, которые объединяют различные нервные процессы в единую сигнальную систему. Различают первую и вторую сигнальные системы, выражающие различные способы психического отражения действительности. ВНД человека основана на согласованном функционировании обеих сигнальных систем, тогда как у животных имеется только первая.

Первая сигнальная система – это совокупность нервных процессов, которые возникают в высших отделах ЦНС в результате действия на органы чувств конкретных природных предметов и явлений.

Благодаря первой сигнальной системе достигается конкретно-чувственное субъективное отражение окружающего мира и состояния самого организма, которые базируются исключительно на непосредственном восприятии действительности и реакции на натуральные условные раздражители.

Вторая сигнальная система – это совокупность нервных процессов, которые происходят в высших отделах ЦНС в результате сигнализации речевыми обозначениями природных предметов и явлений.

Вторая сигнальная система обеспечивает построение субъективной модели действительности с помощью обобщающих понятий, которые выражаются словами. Человек с его развитой второй сигнальной системой приобрел возможность оперировать в процессе мышления не только конкретными субъективными образами реальности, но и обозначающими их словами, содержащими смысловую информацию об объективной действительности. Это позволяет осуществлять переход от непосредственного чувственного восприятия к абстрактной (воображаемой) действительности, что дает людям огромное преимущество в познании мира, в использовании природных феноменов для удовлетворения биологических и социальных потребностей и является основным отличием психики человека от психики животных.

Ведущее значение в формировании второй сигнальной системы имеет речевая деятельность. Это обусловлено тем, что для организации связей второй сигнальной системы необходимо сочетание речевого обозначения природных предметов и явлений с их конкретными образами.

Речь – это способ символической передачи информации, базирующийся на комплексе условных рефлексов высшего порядка, с помощью которых человек может передать представления об окружающем мире другим субъектам в абстрактно-обобщенной форме.

У большинства животных существуют сигналы, с помощью которых они общаются. Птицы поднимают крик в случае опасности, и у них есть особые песни, с помощью которых они подзывают потенциальных половых партнеров. Пчелы в ульях исполняют особые танцы, благодаря которым они сообщают другим пчелам о направлении и расстоянии до источника нектара. У некоторых стадных обезьян существует более 20 сигналов, каждый из которых имеет значение для выживания группы в определенной ситуации. Такого рода сигналы есть и у человека. Однако во всех этих случаях такие сигналы не позволяют передать представления о том, чего нет в наличной ситуации. Они лишь запускают определенные врожденные поведенческие реакции, обеспечивающие выживание.

Передача информации от одного человека к другому осуществляется посредством специальных кодирующих знаковых систем, которые называются языковыми.

В зависимости от используемых знаковых систем различают вербальную и невербальную формы речи.

Вербальная речь в качестве кодовой системы использует слова – лексические единицы языка. Она может быть устной, произносимой или воспринимаемой на слух и письменной, реализуемой в форме текста, доступного для зрительного восприятия.

Невербальная речь базируется на трех основных кодирующих системах: кинестетической, паралингвистической, экстралингвистической.

Кинестетическая система речи использует для кодирования информации жесты, мимику и пантомимику. Паралингвистическая система использует вокализацию звуков: модуляцию тембра, диапазона и тональности. Экстралингвистическая система использует изменения темпа речи и включение в нее пауз.

Ведущей и наиболее значимой формой передачи информации между людьми является вербальная речь.

Выделяют шесть основных функций вербальной речи:

1) коммуникативная,

2) обобщающая,

3) понятийная,

4) абстрагирующая,

5) сигнальная,

6) регуляторная.

Коммуникативная функция речи связана с использованием слова как средства передачи информации при общении людей. Речь – это, прежде всего, средство общения, необходимое для вовлечения субъекта в социальную среду.

Обобщающая функция связана с тем, что слово связывает и объединяет отдельные конкретные свойства предмета или явления, участвуя в формировании обобщенного представления о них.

Понятийная функция заключается в том, что слово обеспечивает раскрытие существенных объективных связей и отношений между объектами и событиями, необходимое для их понимания.

Абстрагирующая функция обеспечивает возможность построение субъективной модели действительности, отвлеченной от конкретных свойств предметов или явлений. Способность оперировать абстрактными (отвлеченными) понятиями, служит основой словесно-логической мыслительной деятельности людей.

Сигнальная функция связана с тем, что слово, обозначая конкретные предметы и феномены, может вызывать те же поведенческие реакции, что и раздражители первой сигнальной системы, т.е. является «сигналом сигналов».

Регуляторная функция речи обусловлена способностью слова быть высшим регулятором поведения и психических функций. Говоря, человек неизбежно воздействует на поведение, сознание, мысли и чувства других людей.

Функция речи контролируется двигательными и акустическими центрами коры головного мозга. Двигательный центр речи, обеспечивающий устную речь, известный как центр Брока, расположен у основания нижней фронтальной извилины. При повреждении этого участка мозга наблюдаются расстройства двигательных реакций, обеспечивающих устную речь. Акустический (сенсорный) центр речи - центр Вернике, находится в задней трети верхней височной извилины. Повреждение этой области приводит к потере способности понимать смысл услышанных слов.

Языковые знания не передаются по наследству. Однако у человека имеются генетические детерминированные предпосылки к развитию речи. Они обусловлены определенными морфофункциональными особенностями, как центральной нервной системы, так и речедвигательного аппарата, которые отсутствуют у абсолютного большинства животных.

Человек осваивает кодирующую речевую систему в течение жизни. Какой язык он усвоит как родной, зависит от среды, в которой он живет, и условий воспитания. Существует критический период для освоения языка, который составляет от полутора до трех лет. После 10 лет способность к организации нейрональных сетей, необходимых для формирования центров речи, полностью утрачивается.

В 1799 году в лесу на юге Франции нашли мальчика, который жил там один. Этот ребенок, которого назвали Виктором, не был похож на человеческое существо ни в психическом отношении, ни физически. Он передвигался на четырех конечностях, питался как животное, кусал тех, кто к нему приближался. Мальчик был способен издавать лишь нечленораздельные звуки, не пытаясь вступать в общение со своим новым окружением, которое он рассматривал как препятствие к удовлетворению своих биологических потребностей. По мнению специалистов, поведение ребенка было следствием ранней и долгой изоляции от людей, они были убеждены, что путем надлежащего воспитания и обучения мальчика удастся адаптировать к обществу. Однако после пятилетних усилий исследователи были вынуждены признать, что им никогда не удастся достичь поставленной цели. К юношескому возрасту, Виктор научился понимать только несколько слов, мог прочитать некоторые из них, не представляя себе их значения.

Попытки приучить Виктора к общению потерпели полную неудачу: он так никогда и не смог научиться вступать даже в элементарные социальные отношения с людьми, а его сексуальное поведение было еще менее адекватным. Вплоть до смерти в возрасте 40 лет никаких заметных улучшений в его поведении не произошло.

Позднее, в разных странах находили и других таких детей. Большую часть этих «детей-волков» или «детей-газелей», обнаруженных в Индии, а также «мальчика-Тарзана», прыгающего с ветки на ветку, как обезьяна, в лесах Сальвадора, удалось перевоспитать. Чем моложе они были в тот момент, когда их находили и начинали с ними заниматься, тем легче удавалось вернуть их в общество людей. Все это подтверждает существование критического периода для обучения определенным социально значимым навыкам, не усваивающимся позднее, как в случае с Виктором, которого начали обучать лишь в 12 лет.

В эволюции человека развитие речи связано первоначально лишь с использованием, а затем развитием и качественным преобразованием имеющейся у животных функциональной межполушарной асимметрии.

Функциональная межполушарная асимметрия заключается в неравнозначности функций левого и правого полушарий. После открытия в левом полушарии у человека моторного центра речи Брока и сенсорного центра речи Вернике это полушарие стали рассматривать как доминирующее в отношении речевой функции и мышления.

Основные функции левого полушария:

1) организует вербальные формы мышления,

2) регулирует абстрактное мышление и логические функции,

3) обеспечивает осознаваемую произвольную регуляцию психических функций,

4) формирует вторую сигнальную систему,

5) функционирует по принципу индукции – сначала осуществляется анализ, а затем синтез информации.

Основные функции правого полушария:

1) организует невербальные формы мышления,

2) регулирует эмоционально-личностные процессы,

3) обеспечивает психическую деятельность на досознательном уровне,

4) формирует первую сигнальную систему,

5) функционирует по принципу дедукции – сначала осуществляется синтез, а затем анализ информации.

Установлено, что правое полушарие быстрее обрабатывает информацию, чем левое. Результаты пространственного зрительного анализа раздражителей в правом полушарии передаются в центр речи левого полушария, где происходят анализ смыслового содержания стимула и формирование осознанного образа. Передача межполушарных влияний осуществляется, главным образом, через мозолистое тело.

Левое полушарие специализируется на вербально-аналитических функциях, а правое – на образно-синтетических. Человек с преобладанием правого полушария предрасположен к созерцательности и воспоминаниям. Он тонко, глубоко чувствует и переживает, но медлителен и малоразговорчив, тяготеет к конкретным видам деятельности.

Человек с превалированием левого полушария склонен к теории, имеет большой словарный запас и активно им пользуется. Ему присуща двигательная активность, целеустремленность, высокая способность прогнозировать события.

В реализации любой функции участвуют оба полушария. Ни одно из них не может рассматриваться, как абсолютно доминирующее. Доминирование полушарий проявляется лишь относительным преобладанием активности одного из них на определенных этапах обработки информации.

Психика каждого индивидуума уникальна. Эта неповторимость связана как с биологическими, так и с социальными условиями развития личности. К биологически обусловленным особенностям психики относится темперамент.

Темперамент – это совокупность индивидуальных свойств психики и особенностей поведения, которые однотипно проявляются в разнообразных видах деятельности независимо от ее содержания.

Темперамент отражает врожденные динамические аспекты поведения. Поэтому особенности темперамента наиболее постоянны и устойчивы по сравнению с другими психическими характеристиками личности.

Создатель учения о темпераментах древнегреческий врач Гиппократ (V век до н.э.) утверждал, что люди различаются по соотношению четырех основных «соков» организма – крови, флегмы, едкой желчи и черной желчи.

Исходя из этого учения античный врач – Клавдий Гален (II век до н.э.) разработал первую классификацию темпераментов. В соответствии с гипотезой Галена тип темперамента зависит от соотношения в организме жизненно важных «соков» - крови, слизи и желчи.

Выделяют четыре типа темперамента:

1) сангвиник,

2) флегматик,

3) холерик,

4) меланхолик.

Для сангвиника (лат. «sanguis» –кровь), с преобладанием «горячей крови», характерны довольно высокая психическая и эмоциональная активность, богатая жестикуляция. Он подвижен, впечатлителен, быстро отзывается на окружающие события, сравнительно легко переживает неудачи и неприятности.

Флегматика (греч. «phlegma» – слизь), с преобладанием «охлаждающей слизи», отличает вялая поведенческая активность. Он медлителен, спокоен, хладнокровен. Ему трудно переключаться с одной деятельности на другую. Этот тип темперамента характеризуется постоянством чувств и настроений.

«Едкая желчь» обусловливает вспыльчивость и раздражительность холерика (греч. «chole» – желчь). Его поведение отличает высокий уровень активности, энергичность действий и стремительность движений.

Темперамент меланхолика (греч. «melas chole» – черная желчь) с преобладанием «черной желчи» отличается низким уровнем нервно-психической активности, высокой эмоциональной реактивностью, ранимостью. Меланхолик замкнут, склонен к тяжелым внутренним переживаниям при отсутствии серьезных причин.

Необходимо иметь в виду, что отмеченные типы темперамента представляют собой крайние классические типы, которые в чистом виде встречаются редко. У людей одного и того же типа темперамента степень выраженности его отдельных свойств может быть различной. Поэтому, хотя каждого человека можно отнести к определенному типу, индивидуальные различия между людьми бесконечно разнообразны.

Изучая условия выработки условных рефлексов и внутреннего торможения, И.П. Павлов установил, что типы темперамента зависят от особенностей ВНД. Выделено три принципа, лежащих в основе классификации типов ВНД, общих для человека и животных:

1) сила нервных процессов возбуждения и торможения,

2) уравновешенность нервных процессов,

3) подвижность нервных процессов.

Сила возбуждения отражает работоспособность нервной системы и проявляется в быстроте и прочности выработки условных рефлексов.

Сила торможения характеризуется функциональной работоспособностью нервной системы при реализации торможения и проявляется в способности к быстрой выработке дифференцировки.

Уравновешенность характеризует соотношение силы процессов возбуждения и торможения в высших отделах ЦНС.

Подвижность характеризует быстроту перехода от возбуждения к торможению и наоборот. Она проявляется различной способностью к переучиванию. Чем больше времени требуется, чтобы перейти от одного процесса к другому, тем более инертна ВНД.

На основании этих принципов И.П. Павлов выделил четыре типа ВНД, которые по основным характеристикам соответствуют классическим темпераментам:

1) живой тип – сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник),

2) спокойный тип – сильный, уравновешенный, инертный (флегматик),

3) безудержный тип – сильный, неуравновешенный с преобладанием возбуждения (холерик),

4) «оранжерейный» тип – слабый (меланхолик) (рис. 2.2).

В отличии от животных ВНД человека характеризуется согласованным взаимодействием первой и второй сигнальной систем. На этом основании И.П. Павловым были выделены три основных специфических для человека типа ВНД:

1) художественный,

2) мыслительный,

3) смешанный.

Художественный тип характеризуется преобладанием первой сигнальной системы (чувственно-образное «правополушарное» мышление). Люди этого типа в процессе мышления широко пользуются чувственными образами, охватывая действительность целиком, не дробя ее на части.

Мыслительный тип характеризуется преобладанием второй сигнальной системы (абстрактно-логическое «левополушарное» мышление). У людей мыслительного типа резко выражена способность отвлечения от действительности, основанная на стремлении к анализу.

Смешанный тип характеризуется уравновешенностью функционирования первой и второй сигнальных систем.

Большинство людей принадлежит к смешанному типу. И.П. Павлов считал, что крайние типы – художественный и мыслительный, служат «поставщиками» нервных и психиатрических клиник. Это обусловлено тем, что для некоторых лиц художественного типа характерна истерия, а для индивидуумов мыслительного типа – психастения (невроз, характеризующийся неуверенностью в себе, навязчивыми мыслями и страхами).

Принадлежность к тому или иному типу ВНД не означает оценку степени биологической приспособленности и социальной полноценности, т.к. все типы ВНД успешно выдержали проверку в процессе эволюционного отбора.

В осуществлении высших психических функций мозга важное значение имеет нейробиологическая память.

В настоящее время большинство специалистов считают память свойством материи фиксировать, сохранять и воспроизводить информацию о взаимодействии между объектами.

Основой появления жизни, характеризующейся самовоспроизведением и стремлением к стабилизации, является способность к активному воспроизведению информации. Способность живых существ воспринимать, сохранять и в последующем воспроизводить, вызываемые внешними воздействиями изменения их функционального состояния и структуры, называют биологической памятью.

Биологическая память относится к числу фундаментальных свойств живой системы. Формируя и сохраняя следы отражательной деятельности, живые существа используют их в текущем взаимодействии с окружающей средой для организации совершенной и адекватной приспособительной реакции.

В процессе эволюции последовательно организовались три формы биологической памяти: генетическая (филогенетическая), иммунологическая и нейробиологическая (онтогенетическая), которые реализуются на основе единого фундаментального механизма. Таким универсальным базисным механизмом всех форм памяти является взаимосвязь физиологических функций с генетическим аппаратом клеток.

Стабилизация и структурное самовоспроизведение живых существ связаны с генетической памятью. Генетической называют память биологического вида, благодаря которой воспроизводится вся структурно функциональная организация его представителей.

Сущность иммунологической памяти состоит в способности организма запоминать структуру генетически чужеродных агентов, узнавать их при повторной встрече и активировать механизмы защиты. Данная форма памяти представляет собой эволюционное развитие генетической памяти в сторону большей гибкости и индивидуальной реактивности.

Высшей формой является нейробиологическая память, которая появляется у живых существ, обладающих нервной системой.

Нейробиологическая память – это способность мозга воспринимать и хранить информацию в закодированном виде, а также воспроизводить ее без искажения для реализации адекватной целенаправленной поведенческой деятельности.

В зависимости от обусловливаемой формы поведения память подразделяется на видовую (генотипическую) и индивидуальную (фенотипическую).

Видовая память обеспечивает хранение информации о врожденных поведенческих реакциях – безусловных рефлексах, инстинктах, импринтинге, способствующих приспособлению и выживанию вида.

Индивидуальная память обеспечивает закрепление опыта, приобретенного в процессе жизнедеятельности особи. Она составляет основу индивидуального адаптивного поведения, формируемого в результате обучения.

В процессе восприятия, обработки и хранения информации требуется ее кодирование - преобразование в сигнал наиболее пригодный для передачи по определенному сенсорному каналу для установления соответствия между сообщением и используемой системой символов.

По характеру информационного кода – способу представления информации, различают четыре формы памяти:

1) образная,

2) эмоциональная,

3) условнорефлекторная,

4) словесно-логическая.

Образная память обеспечивает запоминание, хранение и воспроизведение ранее воспринятого субъективного образа предметов и явлений действительности.

В зависимости от сенсорного канала, по которому информация поступает в головной мозг, выделяют шесть видов образной памяти:

1) зрительная,

2) слуховая,

3) обонятельная,

4) осязательная,

5) вкусовая,

6) смешанная.

Память, связанная с обонянием, вкусом и осязанием развита у человека в меньшей степени, чем зрительная и слуховая. Наиболее эффективна смешанная память.

Эмоциональная память обеспечивает сохранение информации о субъективных переживаниях, которые сопровождали происходившие ранее в данной ситуации события. Эмоциональная память характеризуется быстротой формирования, непроизвольностью запоминания и воспроизведения информации. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, сопровождавшихся в прошлом отрицательными эмоциями.

Условнорефлекторная (процедурная) память проявляется в закреплении, сохранении и воспроизведении условных двигательных и секреторных реакций или заученных привычных движений спустя длительное время после их образования. Большое значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования практических и трудовых навыков.

Словесно-логическая (семантическая) память сохраняет и воспроизводит словесные сигналы, которые отражают действительность с использованием отвлеченных понятий и причинно-следственных (логических) конструкций, обеспечивая передачу основного смысла информации. Словесно-логическая память – специфически человеческий способ обработки информации в отличие от образной, эмоциональной и условнорефлекторной памяти, которые в простейших формах имеются и у животных. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память человека становится ведущей по отношению к ним. Именно этому виду памяти принадлежит основная роль в усвоении знаний в процессе учебной деятельности.

В зависимости от целей деятельности память подразделяется на непроизвольную и произвольную. Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель сохранить в памяти или вспомнить, называется непроизвольной памятью, а в случаях, когда такая задача ставится - произвольной.

На основе непроизвольной памяти без специальных усилий формируется основная часть жизненного опыта. Часть непроизвольной памяти, содержащая информацию, о событиях, связанных с определенным временем, называется эпизодической. Эта память находится в состоянии непрерывного изменения и хранит разного рода автобиографические данные.

Эпизодическая информация часто преобразуется или становится недоступной для извлечения. Широкий доступ к ней открывается в особых условиях: при электростимуляции мозга, во время гипноза и некоторых других состояниях организма, например, при гипертермии. Несмотря на затрудненность извлечения, непроизвольная память непрерывно участвует в реализации адекватной целенаправленной поведенческой деятельности, действуя в основном в сфере подсознания.

В онтогенезе раньше организуется непроизвольная память. Произвольная память формируется постепенно посредством взаимодействия с окружающей средой при непосредственном влиянии функции речи. Овладение произвольным припоминанием происходит сначала через предметы, а затем через слова.

По длительности хранения информации память подразделяется на сенсорную, кратковременную (первичную) и долговременную (вторичную). Данные виды памяти являются различными этапами в единой цепи последовательных процессов, которые обеспечивают восприятие, сохранение и воспроизведение информации, поступающей в головной мозг.

Первый этап – сенсорная (перцептивная) память. В зависимости от сенсорного канала поступления информации, перцептивная память может быть зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой и осязательной. Наиболее важное значение у человека имеют два вида перцептивной памяти - зрительный (иконическая память) и слуховой (эхоическая память) сенсорные отпечатки.

Сенсорный отпечаток – это непосредственный электрофизиологический след от всякого воздействия на нервную систему, продолжающийся при отсутствии реального раздражителя. Он удерживает точную и полную картину действительности, которая воспринимается рецепторами. Механизм сохранения отпечатка связан с кратковременным следовым последействием в периферических, проводниковых и центральных звеньях анализаторов.

Емкость сенсорной памяти ограничена только объемом информации, поступающей от рецепторов. Однако наибольшая часть этой информации не может быть воспроизведена, что связано с кратковременностью сохранения сенсорного отпечатка. Длительность сохранения зрительных образов обычно составляет 0,1-0,5 с, слуховых – до 2 с. В то же время, встречаются люди (эйдетики), чаще всего дети, период сохранения сенсорного отпечатка у которых может составлять десятки минут и даже часы.

Сенсорная память человека не зависит от воли и не может контролироваться сознательно. Непосредственный отпечаток действительности является начальным этапом переработки информации, обеспечивающим эффективное функционирование других видов памяти. Организм в соответствии со своими потребностями выбирает из сенсорного отпечатка наиболее значимые сигналы, которые направляются в кратковременную память.

Кратковременная память формируется за счет отбора и преобразования приоритетной информации сенсорного отпечатка. Ее объем - минимальное число предъявленных элементов, которые можно безошибочно припомнить, составляет 7±2. Элементами передачи информации, воспринимаемой человеком, могут быть цифры, буквы, слова, предложения, формулы, идеи. После однократного предъявления человек способен сохранить в кратковременной памяти 8 цифр, 7 букв или 6 не связанных смыслом слов. Наиболее эффективна передача информации с помощью идей и фундаментальных понятий. Длительность хранения информации в кратковременной памяти 10-30 секунд. Доступ к считыванию и воспроизведению информации очень быстрый.

Механизм кратковременной памяти связан с циркуляцией (реверберацией) возбуждения в нейрональных ловушках. Такое возбуждение характеризуется особым кодом нейронных разрядов – в структуре межимпульсных интервалов и последовательности импульсов (в паттерне разрядной деятельности) содержится информация о воспринимаемом объекте или событии. Необходимым условием функционального объединения нейронов, которые кодируют поступающую в головной мозг конкретную информацию, является синхронизация их биоэлектрической активности в низкочастотном диапазоне t-ритма.

Таким образом, процесс кратковременного сохранения следа сводится к формированию совозбуждающихся систем нейронов, имеющих специфический пространственно-временной рисунок биоэлектрической активности, в котором закодирована поступающая в головной мозг информация.

Электрофизиологическая реверберации возбуждения связывает области головного мозга, которые участвуют в обработке поступающего сигнала. Она обеспечивает поддержание достаточно высокого уровня активности элементов нейронной сети, кодирующих входящую информацию. Многократная повторная активация синапсов при реверберации возбуждения в нейрональной ловушке ведет к увеличению амплитуды и длительности постсинаптических потенциалов, возникает облегчение от употребления - достаточно длительное повышение проводимости синапсов.

Важную роль в повышении проводимости центральных синапсов играют нейропептиды. Они выполняют нейротрансмиттерную функцию, обеспечивая передачу сигнала через синаптические щели, участвуют в регуляции выброса медиаторов, изменяют чувствительность постсинаптических мембран в тысячи раз. Поскольку регуляторные нейропептиды более стабильны (период полураспада превышает минуту), чем медиаторы, создаются условия для длительного поддержания высокой активности нейронов.

Среди нейропептидов, влияющих на процессы памяти, выделяют адренокортикотропный гормон (АКТГ) и его фрагменты, вазопрессин и окситоцин, энкефалины и эндорфины. В зависимости от вида, регуляторные пептиды способны не только улучшать, но и ухудшать память.

Введение АКТГ улучшает память у животных и человека. Эффект зависит от интенсивности обучения, он ослабевает по мере увеличения интервала времени между обучением и введением пептида. Сходным с АКТГ, влиянием на обучение и память обладает меланоцитстимулирующий гормон, который ускоряет обучение, улучшает память у человека и облегчает воспроизведение выработанных условных рефлексов у животных.

Вазопрессин улучшает зрительную и вербальную память человека. Его эффект опосредован через обменные процессы. Под влиянием вазопрессина возрастает проницаемость гематоэнцефалического барьера для оротовой кислоты - предшественника РНК, повышающего надежность сохранения навыков. Своеобразным антагонистом вазопрессина является окситоцин, который нарушает сохранение выработанных навыков у животных и человека.

Опиоидные пептиды – эндорфины и энкефалины, активно участвуют в формировании, хранении и извлечении следа памяти. Они замедляют угашение условных рефлексов и улучшают их сохранение, однако ухудшают формирование ассоциативных связей. Угнетающее действие опиоидов прогрессивно снижается при увеличении интервала между завершением обучения и временем введения нейропептида.

Не вызывает сомнений факт взаимодействия нейропептидов и классических медиаторов. Это взаимодействие играет существенную роль в механизмах памяти и проявляется в модификациях влияния регуляторных пептидов на ассоциативные процессы при изменениях функционального состояния нейромедиаторных систем. Для нормальной организации памяти, безусловно, важно оптимальное взаимодействие различных биохимических систем головного мозга.

Воздействия, которые отражаются на проводимости в синаптических межнейронных контактах, а значит, приводят к нарушениям электрофизиологических процессов памяти, называются амнестическими. Кратковременная память может разрушаться под влиянием мозговой травмы, наркоза, гипоксии, электрошока. При этом наблюдается ретроградная амнезия – потеря памяти на события, которые предшествовали амнестическому воздействию. Однако воспоминания о событиях, предшествующих воздействию травмирующего фактора, при этом сохраняются.

Кратковременную память, которая используется человеком для непосредственного осуществления умственной деятельности или организации целенаправленного поведения, называют оперативной (рабочей) памятью. Она позволяет обрабатывать информацию во время мыслительной или исполнительной деятельности. Оперативная память необходима для считывания нужной для осуществления текущей сознательной деятельности информации из зон ее постоянного хранения. Ведущую роль в организации оперативной памяти играют префронтальные области коры больших полушарий, где информация об условиях решаемой задачи сопоставляется с сигналами, поступающими из мотивациогенных центров и информацией, извлекаемой из долговременной памяти.

Долговременная память формируется путем отбора наиболее важных сигналов из кратковременной памяти. Она удерживает в течение длительного периода времени (может всю жизнь) огромный объем информации. Доступ к информации, хранящейся в долговременной памяти, может быть как быстрым, так и медленным, в зависимости от частоты ее использования.

Процесс перехода информации из кратковременной памяти в долговременную называется консолидацией памяти. Консолидация обусловлена синтезом макромолекул и структурными изменениями, которые обеспечивают стабилизацию сдвигов проводимости синапсов и мембранных свойств, что способствует сохранению (фиксации) межнейрональных связей, возникающих на основе функционального объединения нейронов. Результатом консолидации является формирование энграммы – структурно-функционального объединения нейронов различных участков головного мозга, обеспечивающих запечатление объекта или явления и сохранение информации о субъективном отношении к ней индивидуума.

Формирование энграммы памяти обусловлено многократной реверберацией возбуждения в нейрональных сетях, которая ведет к активации генетического аппарата, составляющих их нейронов. Это обеспечивает стимуляцию генетически детерминированного синтеза нуклеиновых кислот, поддерживающих сборку нейроспецифических белков, которые встраиваются в клеточные мембраны, увеличивая зоны синаптических межнейрональных контактов и их количество. Одновременно стимулируются глиальные клетки, повышающие эффективность синаптической передачи за счет миелинизации нервных волокон. В результате формируются стабильные специфические межнейрональные связи, которые фиксируют поступающую информацию.

Продолжительность периода консолидации составляет от нескольких часов до суток. В этот период амнестические факторы, стирающие кратковременную память, не способны нарушить уже начавшийся процесс консолидации следа. Однако введение на этом этапе ингибиторов синтеза белков, специфически блокирующих различные стадии формирования стабильных связей между нейронами головного мозга, препятствуют переходу кратковременной памяти в долговременную.

Концепция, связывающая механизмы долговременной памяти с генетически детерминированными изменениями проводимости в межнейрональных сетях, не является единственной. Существует точка зрения, согласно которой обучение и память обусловлены кодированием при помощи качественных изменений структуры информационных макромолекул – РНК, ДНК и мозгоспецифических белков памяти, которые избирательно повышают чувствительность нейронов к определенной конфигурации импульсов. Известны опыты с «переносом молекул памяти» у морских червей – планарий. У планарий, накормленных взвесью тканей обученных червей, без специального обучения в ответ на действие условного раздражителя проявляется характерная условнорефлекторная оборонительная реакция. Опыты на планариях нашли подтверждение в экспериментах по переносу навыков с помощью химических веществ, содержащихся в экстрактах мозга обученных особей, и у других видов животных.

Однако, данные о наличии стимулирующего влияния экстракта мозга обученных доноров на способность к обучению у реципиентов не достаточно убедительны. Попытки многочисленных лабораторий повторить эти опыты оказались безуспешными. В настоящее время считается, что гипотеза молекулярного кодирования индивидуального опыта не имеет прямых фактических доказательств. Принимающие участие в формировании ассоциативных связей информационные макромолекулы и белки специфичны лишь по отношению к функциональному изменению участвующих в этом процессе синапсов, но неспецифичны по отношению к содержанию информации.

Таким образом, при формировании долговременной памяти динамично-временные параметры биоэлектрического следа в головном мозге преобразуются в стабильно-структурные изменения. В этом причина ее устойчивости и существенное отличие от сенсорной и кратковременной памяти, в основе которых лежат электрофизиологические процессы.

В основе организации сохранения информации лежит принцип распределенности энграммы: след памяти не ограничен определенным участком, он распределен по всему головному мозгу. Отдельные элементы энграммы могут располагаться в различных структурах мозга, и в первую очередь в тех из них, которые участвуют в восприятии и обработке поступающей информации.

Согласно голографической теории памяти, в организации энграммы принимают участие белковые молекулы, резонирующие частоты которых когерентны частотам воспринятого сигнала. Энграмма распределяется по всему мозгу точно так же, как распределяется по фотопластинке информация при формировании физической голограммы - объемного отображения объекта. Каждый отдельный элемент голограммы отражает ее состояние в целом. Поэтому, при опознании даже одного из элементов энграммы быстро, за счет резонанса, воспроизводится вся информация об объекте или событии.

Больше всего, память страдает при повреждении таламуса, базальных ядер, миндалины, гиппокампа, а также височных, теменных и лобных долей коры головного мозга. При поражении мозжечка нарушается процедурная память, обеспечивающая сохранение моторных условнорефлекторных связей и навыков. Однако, за счет высокой пластичности нервных центров, способность к обучению не исчезает даже при разрушении обширных участков мозга, а нарушения памяти при этом незначительны.

Способность воспринимать, сохранять и воспроизводить информацию является результатом согласованной работы всех отделов головного мозга. Поэтому единый специализированный центр организации и управления процессами памяти отсутствует. Практически во всех структурах мозга имеются элементы, прямо или косвенно участвующие в организации основных процессов памяти, к которым относятся запоминание (получение, восприятие), сохранение, воспроизведение (извлечение, считывание) и забывание (утрата) информации.

Запоминание – процесс восприятия, кодирования и преобразования поступающей информации в такие формы, которые наиболее благоприятны для ее сохранения и последующего воспроизведения.

Запоминание может быть произвольным и непроизвольным. Непроизвольное запоминание – поступление информации в память без заранее поставленной задачи. Это простое запечатление объекта или события без использования мнемической деятельности – специальных приемов, направленных на запоминание изучаемого материала. Произвольное запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой цель сохранить в памяти необходимую информацию. Оно представляет собой особую сложную умственную деятельность с использованием мнемических приемов.

По приемам запоминания различают логическую и механическую произвольную память. Логическая память предполагает осмысленное заучивание материала при раскрытии логических, причинно-следственных связей в нем, выделении главного и второстепенного. Если материал не подвергается смысловой обработке, то заучивание будет механическим.

Более эффективно осмысленное запоминание. Основными условиями продуктивности произвольного осмысленного запоминания являются:

1) составление плана запоминаемого материала,

2) сопоставление вновь поступающей информации с уже имеющимися в памяти знаниями,

3) систематизация материала,

4) повторение материала.

Осмысление изучаемого материала достигается, прежде всего, выделением в нем главных мыслей и группированием их в виде плана. Составление плана обеспечивает сопоставление отдельных частей учебного материала, уточнение порядка и внутренней взаимосвязи рассматриваемых в нем вопросов. Каждый пункт плана – это обобщенный заголовок логически завершенной части предмета изучения. Переход от одной части плана к другой – логическая последовательность основных мыслей материала.

Сопоставляя вновь поступающую информацию со старыми знаниями, человек систематизирует новый материал - включает его в уже имеющуюся у него систему ассоциативных связей памяти. Установление связей между элементами запоминаемой информации и сведениями по изучаемому вопросу, которые имеются в памяти, является необходимым условием прочного запоминания.

Эффективность запоминания во многом зависит от повторения, позволяющего увеличивать время обработки поступающей в память информации. Повторения особенно полезны в первые часы и дни после первичного ознакомления с учебным материалом, до тех пор, пока в головном мозге не укрепятся новые межнейрональные связи. Субъективным критерием упрочнения таких связей является воспроизводимость заученного. Поэтому очень важно после заучивания попытаться воспроизвести изучаемый материал. Такие попытки помогают выявить прочность и степень запоминания.

Воспроизведение учебного материала может производиться после полного заучивания или в его процессе (в виде пересказа) с целью самоконтроля. Заучивание, сопровождаемое многократным воспроизведением, намного эффективнее, чем многократное чтение без самоконтроля.

Физиологическая основа запоминания – процессы консолидации памяти. Следствием консолидации является формирование структурной энграммы, которая обеспечивает долговременное сохранение – удержание в памяти информации, поступившей в процессе заучивания. О сохранении заученного материала можно судить по способности к воспроизведению информации.

Воспроизведение – это процесс, который обеспечивает доступ к энграмме и считывание с нее информации (актуализацию следа памяти).

Информация извлекается из памяти путем припоминания или узнавания. Припоминание – это произвольное, преднамеренное воспроизведение, когда человек имеет цель вспомнить и применяет для этого определенные волевые и мыслительные усилия. Узнавание не требует волевых усилий и происходит в момент восприятия на основе ассоциаций. Порог припоминания материала выше, чем для его узнавания.

Физиологической основой воспроизведения является реактивация (актуализация) нервных связей, образовавшихся ранее при восприятии информации. Актуализация следа памяти связана с активацией гиппокампа, который обеспечивает синхронизацию импульсной активности нейронов, составляющих распределенную по всему мозгу энграмму, в диапазоне t-ритма (4-8 Гц). Префронтальная кора больших полушарий в режиме оперативной памяти обеспечивает считывание и осознание информации с «оживленного» гиппокампом следа памяти.

Хранящийся в долговременной памяти материал может обновляться под в


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: