Привлекаемых к специальной деятельности

 

Для того чтобы органы внутренних дел могли эффективно и компетентно выполнять свои функциональные обязанности в любой обстановке, необходимо их всесторонне обеспечить.

Всестороннее обеспечение включает в себя боевое, материально-техническое и тыловое обеспечение.

Боевое обеспечение

Боевое обеспечение заключается в организации и осуществлении мероприятий, направленных на повышение эффективности действий отдельных сотрудников, нарядов, групп и подразделений в ходе специальной деятельности по обеспечению общественной безопасности в условиях чрезвычайной обстановки.

Основные виды боевого обеспечения: разведка, радиоэлектронная борьба, защита от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и средств массового поражения, инженерное обеспечение, маскировка, обеспечение марша и охранение.

Разведка как вид обеспечения специальной деятельности ОВД в чрезвычайной обстановке – это действия отдельных сотрудников, служебных или специальных нарядов и групп, входящих в войсковые (тактические) силы с целью получить необходимую информацию о вооруженных и других особо опасных преступниках при подготовке и проведении специальных операций. Для ведения разведки отдельно выделяют силы (наряды, группы), например группу наблюдения.

В ходе выполнения своих служебных обязанностей личный состав наряда, группы, подразделения реально наблюдает развитие оперативной обстановки[25]. Это будет самая объективная информация о событиях на данный момент.

Своевременное обнаружение фактов, свидетельствующих об ухудшении обстановки (например, сбор толпы, проявление отдельных группировок), позволяет своевременно применить меры противодействия. Такой вид разведки во многом схож с войсковой разведкой[26].

При специальной деятельности эффективность такой разведки состоит в том, что информацию об изменении обстановки фиксируют непосредственно на месте возможного или происходящего события, а следовательно, и реакция по применению сил и средств будет своевременной. Оперативные данные существенно дополняют или подтверждают информацию, полученную непосредственно на месте события[27].

Сведения, полученные оперативным путем, позволяют выявить преступные намерения, конечные цели и способы их достижения, предполагаемую последовательность преступных действий, а также все то, что преднамеренно скрывается от правоохранительных органов (место и время преступных действий). Но когда преступные действия проявились, только с места событий можно получить самую достоверную информацию об обстановке (например, при захвате вооруженных преступников, возникновении массовых беспорядков). Данные, полученные в ходе развития событий, наблюдаются непосредственно, а оперативные данные проходят определенные этапы, прежде чем попадают к руководителям.

В зависимости от вида чрезвычайной обстановки разведка устанавливает: количество, вооружение, расположение или маршрут движения преступников и преступных групп, характер места или местности, где предстоит действовать, события и другие необходимые данные, важные для организации и проведения специальной операции по предотвращению или пресечению преступлений.

Разведка ведется непрерывно, активно, целеустремленно, своевременно и оперативно. Ее данные должны быть достоверными и точными.

По направлениям разведка подразделяется на тактическую, оперативную, радиоэлектронную. В отдельных случаях организуют радиационную, химическую, бактериологическую или иную разведку. Все зависит от события, обстановки.

Разведка также различается по способам ведения: наблюдение, подслушивание, поиск, засада и другие.

В ходе специальной деятельности весь личный состав следит за обстановкой и по ситуации докладывает обо всех ее изменениях своему непосредственному начальнику. При проведении специальных мероприятий поступающая информация анализируется руководителем, штабом или группой управления и доводится до исполнителей в виде принятого
решения.

Относительно новым видом получения информации для органов внутренних дел является радиоперехват и пеленгация работающих радиоточек преступных групп. Эта работа будет эффективной в случае обеспечения современными средствами радиоперехвата. Учитывая, что преступные группы имеют переносные радиостанции, технические средства их обнаружения должны быть также подвижными. Следует помнить, что преступные группы тоже ведут разведывательные действия, устанавливают подслушивающие устройства. В органах внутренних дел целесообразно вести контрразведывательную работу, в том числе по выявлению подслушивающих устройств в помещениях, служебном транспорте и т. д. Радиоэлектронная борьба постепенно занимает ведущее место в получении информации о количестве преступных групп, их вооружении, характере действий, психологическом состоянии и пр.

Следующим видом всестороннего обеспечения является маскировка. К ней прибегают как в повседневной работе, так и при специальной деятельности. Маскировка представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение скрытности проведения специальных действий в любых условиях обстановки, а также планов деятельности соответствующих руководителей. Она способствует достижению внезапности действий и сохранению боеспособности.

Маскировка осуществляется всем личным составом, участвующим в специальной деятельности, следующими способами: сокрытие истинных действий органов внутренних дел, демонстративные действия, имитация и дезинформация. Маскировка должна быть активной, правдоподобной, убедительной, разнообразной, проводиться своевременно и непрерывно.

Личный состав учат соблюдать правила светомаскировки, звуковой и радиотехнической маскировки, а также скрытому управлению силами и средствами ОВД.

Инженерное обеспечение для органов внутренних дел является новым видом всестороннего обеспечения при специальной деятельности.

Инженерное обеспечение – вид специальных действий подразделений, подготовка и выполнение комплексных инженерных мероприятий, осуществляемых в различных операциях. Она проводится с целью создать благоприятные условия для действий сил ОВД, затруднить оказание сопротивления преступниками, преступными группами.

Основными задачами инженерного обеспечения являются: инженерная разведка местонахождения преступников и прилегающей местности; обустройство инженерных заграждений для перекрытия вероятных путей движения преступников или создания затруднений им в этом; определение и при возможности обустройство путей совершения марша и маневра (подвоз и эвакуация) сил и средств ОВД; оборудование и содержание мест постоянного нахождения сил и средств (КПП), блок-постов, а также оборудование временных мест несения службы (заслон, засада); выполнение маскировочных работ; оснащение техническими средствами мест инженерного оборудования[28].

Особое внимание уделяют инженерному обеспечению при организации охраны и обороны объектов, обслуживаемых органами внутренних дел, а также зданий и сооружений, непосредственно принадлежащих им.

При организации инженерного обеспечения должны быть четко определены: характер, очередность и сроки инженерного обеспечения, основные и второстепенные направления оборудования, силы и средства, привлекаемые для инженерного обеспечения, оснащение их самих необходимыми ресурсами, порядок их использования и применения.

Повседневная деятельность ОВД практически не требует особого обустройства, поэтому такое понятие, как инженерная работа, применяется редко. Это касается в основном оборудования контрольно-пропускных пунктов.

Инженерное обеспечение имеет несколько направлений: оборудование постоянных постов и КПП; обеспечение при проведении специальных действий и специальных операций; обеспечение отдельных сотрудников для участия в специальной деятельности.

Детальная разработка инженерного обеспечения представляет собой определенный комплекс мероприятий с учетом имеющегося практического опыта организации и проведения специальных операций, а также действий ОВД в горячих точках (в том числе в Чеченской Республике) и на прилегающих к ним территориях. При этом целесообразно использовать опыт инженерного обеспечения войсковых сил Российской Армии, Федеральной пограничной службы, Федеральных железнодорожных войск.

Новой проблемой, которую приходится решать ОВД, является обеспечение при передислокации сил и средств, т. е. совершении марша.

Марш – это организованное передвижение сил и средств в колоннах на транспортных средствах и боевых машинах или в пешем порядке по дорогам и колонным путям в целях организованного прибытия к установленному времени в назначенный район (на указанный рубеж) в готовности к выполнению боевой задачи (специальной операции).

Марш организуют каждый раз при необходимости передислокации сил и средств, особенно вне обслуживаемой территории. Он представляет собой целый комплекс организационных, технических и других мероприятий, осуществление которых обеспечивает безопасное передвижение сил и средств по заданному маршруту с соблюдением времени и готовности в любой момент при необходимости вступить в бой с преступником, преступными группами.

Марш совершается для того, чтобы по прибытии в назначенный пункт или на указанный рубеж силы ОВД могли немедленно приступить к выполнению задач.

В органах внутренних дел необходимо готовить личный состав к совершению марша в любое время суток, в любых погодных условиях. Подготовка (организация) и совершение марша должны быть скрытными.

В прежние годы такой проблемы не существовало, так как необходимости в совершении маршей практически не было. Современная обстановка требует иного подхода к перемещению сил и средств в виде совершения марша со всеми вытекающими отсюда проблемами (организация, обеспечение, совершение и пр.).

Организация марша проходит таким образом, чтобы силы ОВД при передвижении имели соответствующее построение походного порядка, который должен полностью соответствовать замыслу предстоящих действий (при необходимости быстрое развертывание в боевой порядок и воздействие на нападающих на ходу и с ходу). Такой марш совершается в быстром темпе, как правило, колонной. При этом учитываются условия передвижения: видимость, состояние дороги (гололед, дождь, крутые подъемы и спуски), возможности транспортных средств и другие маршевые возможности.

Под маршевыми возможностями понимают способность сил и средств своим ходом в течение установленного времени преодолеть максимально возможное расстояние при сохранении высокой боеспособности и полной готовности к выполнению поставленной специальной задачи.

Охранение – комплекс мероприятий, проводимых ОВД во всех видах специальной деятельности при передвижении и расположении на месте с целью не допустить внезапного нападения противника, обезопасить личный состав и создать выгодные условия для деятельности сил органов внутренних дел. Охранение организовывают в любой обстановке. При специальной деятельности оно обеспечивает полную безопасность и сохранение сил и средств для выполнения специальных задач. Охранение осуществляется: на марше – походным охранением; при расположении на месте – сторожевым охранением; по подразделениям и объектам – непосредственным охранением; при ведении специальной деятельности – боевым охранением. Боевое охранение – такая форма организации службы, которая осуществляется в условиях вероятного нападения противника.

Кроме рассмотренных видов боевого обеспечения сил и средств ОВД в ходе специальной деятельности иногда возникает потребность в защите личного состава от средств массового поражения, химическое обеспечение. Эти виды обеспечения для ОВД являются новыми, нетрадиционными, требующими от сотрудников соответствующей подготовки[29].

Материально-техническое обеспечение

Материально-техническое и военное снабжение в системе МВД России организовывается в соответствии с законами, нормативными актами МВД РФ[30].

Существует понятие «материальные ресурсы». Они являются одним из основных направлений всестороннего обеспечения ОВД[31].

Под материальными ресурсами понимают: вооружение, боеприпасы, боевую и специальную технику, транспортные средства, средства связи, продовольствие, вещевое имущество и другие положенные по нормам материальные средства, а также продукцию производственно-технического назначения.

Техническое обеспечение заключается в организации и осуществлении мероприятий по содержанию (хранению) боевой и другой техники, оружия, боеприпасов и специальных средств, экипировки и поддержанию их в постоянной готовности к применению, а также по их восстановлению при повреждениях и своевременному пополнению[32].

Организация снабжения, хранение, учет и сбережение вооружения и боеприпасов, контроль за их наличием и состоянием в ОВД возложены на начальников и командиров. Начальники ХОЗО, службы вооружения несут ответственность за своевременное обеспечение личного состава ОВД положенным вооружением и боеприпасами. Своевременное получение, распределение, учет и обеспечение надлежащей сохранности и хранения вооружения и боеприпасов осуществляет непосредственный начальник (командир)[33].

В условиях чрезвычайной обстановки, особенно в условиях правового режима особого или чрезвычайного положения, изъятое, добровольно выданное и найденное оружие и боеприпасы сдают на склад ХОЗО[34].

Личный состав ОВД не может постоянно иметь при себе оружие (во время сна, приема пищи, отдыха при выводе из активных действий и пр.). Все оружие и боеприпасы хранят таким образом, чтобы их можно было быстро взять и, при необходимости, вступить в бой (например, снаряженные магазины пристегнуты к автоматам, которые в свою очередь стоят на предохранителе, а в подсумках еще два – три боекомплекта)[35].

Весь личный состав ОВД, включая руководителя, обязан твердо знать устройство, правила хранения, чистки, ухода, осмотра, подготовки к стрельбе и применения оружия, боеприпасов в пределах наставления по стрелковому делу, а также специальных средств, изучать опыт боевых операций в горячих точках. Это же относится к боевой и специальной технике.

Тыловое обеспечение

Следующим видом всестороннего обеспечения является тыловое обеспечение. Его организовывают и осуществляют в целях поддержания ОВД в боеспособном состоянии, создания условий для выполнения задач по восстановлению общественной безопасности в любых условиях обстановки. Оно должно включать материальное, медицинское, ветеринарное и финансовое обеспечение. Организующим звеном тылового обеспечения в ОВД являются хозяйственные подразделения.

Обеспечение производится в соответствии с Законом РФ от 28 мая 1992 г. «О поставках продукции и товаров для государственных нужд», Постановлением Правительства РФ от 27 августа 1993 г. № 638, согласно которому проводится обязательная закупка материально-технического и военного имущества МВД России по государственному и оборонному заказу.

Продовольственное обеспечение в МВД России производится в соответствии с Положением «О продовольственном обеспечении в ОВД России в мирное время»[36].

При выезде в район чрезвычайного положения питание организуется согласно Положению «Об обеспечении дополнительными продуктами питания военнослужащих внутренних войск МВД России при чрезвычайных обстоятельствах»[37]. Оно является дополнением ранее объявленному[38].

При специальной деятельности ОВД в районе правового режима чрезвычайного положения продовольственное обеспечение организует командир подразделения (старший оперативный начальник). Весь личный состав переводится на организованное питание при подразделениях вне зависимости от того, каким видом довольствия сотрудник обеспечивается. Во избежание отравления целесообразно, чтобы личный состав питался в своих столовых.

Горячее питание личного состава должно быть организовано в любых условиях выполнения задач. В рассматриваемой ситуации необходимо организовывать дополнительное питание.

Финансовое обеспечение производится на основании инструкции
«О порядке выплаты процентной надбавки за сложный и особый вид службы»[39].

Медицинское обеспечение организуется и проводится применительно к условиям боевых действий.

При необходимости раненых или больных направляют на стационарное лечение. Излечение также может производиться по месту постоянной дислокации органов внутренних дел.

Планирование обеспечения действий сил и средств при чрезвычайных обстоятельствах

Планирование обеспечения включает:

– планирование оперативно-розыскных мероприятий;

– планирование мероприятий по разведке;

– планирование мероприятий по инженерному обеспечению;

– планирование мероприятий по радиационной, химической и биологической защите;

– планирование морально-психологического обеспечения;

– планирование материально-технического обеспечения;

– планирование тылового обеспечения.

Для планирования оперативно-розыскных мероприятий по обеспечению действий группировки сил и средств создают временную специальную группу, которую возглавляет начальник управления (подразделения) криминальной милиции. В специальную группу включают представителей подразделений криминальной милиции. Она может входить в состав рабочего аппарата ОШ. Ее задачами являются:

– анализ прогнозируемого развития криминогенных ситуаций и определение общего объема задач;

– координация планирования действий подразделений службы криминальной милиции по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, могущих вызвать (вызывающих) наступление ЧО;

– обеспечение оперативного прикрытия лиц, сотрудничающих с органами внутренних дел на конфиденциальной основе;

– установление и поддержание взаимодействия с соответствующими подразделениями ФСБ России, ФАПСИ, участвующими в выполнении задач при возникновении ЧО;

– принятие мер по повышению активности деятельности подразделений органов внутренних дел, по оказанию содействия оперативным подразделениям в раскрытии преступлений;

– организация поиска дополнительных источников получения оперативных сведений, привлечение для выполнения этой задачи личного состава органов внутренних дел и средств массовой информации;

– сбор, обобщение, анализ полученной информации (при необходимости – проверка ее достоверности) и подготовка докладных записок руководителю ОШ.

Разведку организуют и проводят в целях получения достоверной информации о местонахождении, возможностях и действиях преступных групп (преступных организаций) и особенностях местности.

Основными задачами разведки являются:

– изучение и прогнозирование изменений обстановки в районах ЧО;

– своевременное выявление незаконных вооруженных формирований, диверсионно-террористических и иных преступных групп, их состава, вооружения, намерений и возможного характера действий.

Разведку организует руководитель специальной операции на направлениях действий групп для выявления изменений в обстановке при выполнении ближайшей и последующей задач.

Все виды разведки осуществляют в интересах совместных действий органов внутренних дел и внутренних войск. Разведку ведут в тесном взаимодействии с органами контрразведки и разведывательными подразделениями ВС РФ и Федеральной пограничной службы РФ. Планирование разведки является первостепенной обязанностью всех начальников (командиров) и органов управления (штабов).

Планирование разведки в органах внутренних дел и внутренних войсках направлено на обеспечение выполнения задач при ЧО и проведении специальных операций, а также поддержание взаимодействия при резких изменениях обстановки.

Инженерное обеспечение планируют в целях создания условий для поддержания необходимой готовности органов внутренних дел и внутренних войск к действиям при ЧО, успешного применения сил и средств, вооружения, боевой техники, повышения их защищенности, обеспечения рационального использования личного состава и создания благоприятных условий для выполнения поставленных задач, затруднения действий преступников (правонарушителей).

Планирование мероприятий по инженерному обеспечению организуют заблаговременно и уточняют в ходе выполнения задач.

Радиационную, химическую и бактериологическую защиту организуют и осуществляют в целях максимального снижения потерь личного состава органов внутренних дел и внутренних войск, обеспечения выполнения поставленных перед ними задач в обстановке радиационного загрязнения, химического и биологического заражения.

Задачами радиационной, химической и бактериологической защиты являются выявление и оценка масштабов и последствий аварий (разрушений) на радиационно и химически опасных объектах, защита личного состава от радиоактивных, токсичных и биологических веществ.

Мероприятия радиационной, химической и бактериологической защиты выполняются личным составом органов внутренних дел и внутренних войск, а наиболее сложные и специфические из них, требующие особой подготовки личного состава и специальных машин, – подразделениями РХБ защиты ВВ в тесном взаимодействии с соответствующими воинскими частями ВС РФ и МЧС России.

Планирование мероприятий РХБ защиты производят заблаговременно и непосредственно в ходе выполнения задач.

В органах внутренних дел и внутренних войсках вопросы РХБ защиты отражаются в отдельном разделе плана действий при ЧО.

Планирование мероприятий морально-психологического обеспечения осуществляют заблаговременно и уточняют в ходе выполнения задач. В органах внутренних дел и внутренних войсках вопросы морально-психологического обеспечения также отражаются в отдельном разделе плана действий при ЧО.

Вопросы обеспечения отражают в плане материально-технического и тылового обеспечения действий органа внутренних дел (образовательного учреждения МВД России) при ЧО, являющемся приложением к плану действий при ЧО.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: