К обеспечению общественной безопасности

 

Управлению ОВД при специальной деятельности присущи черты руководства обществом в целом. Это обусловлено характером, назначением ОВД, определяемым существующими общественными отношениями, своеобразием развития нашего общества, политикой государственных органов власти. Управленческая деятельность по обеспечению общественной безопасности осуществляется высшими органами государственной власти.

Управление специальной деятельностью следует рассматривать в комплексе, как определенную систему. Известно, что управление любой сложной динамической системой представляет собой одно из важных ее свойств – без управления не может существовать сама система. Органы внутренних дел в целом также являются сложной системой, составные части которой взаимосвязаны с другими внешними факторами, определяющими актуальность рассматриваемых направлений деятельности, в том числе с экономикой, политикой, идеологией и т. д. В свою очередь, МВД, УВД, горрайорганы также являются сложным управляемым организмом. Следует учесть, что управляемые системы ОВД динамичны, особенно при их специальной деятельности. В зависимости от обстановки может изменяться структура сил ОВД, привлекаемых к специальной деятельности. Управление в органах внутренних дел разделяется на внутреннее и внешнее.

Каждая из управляемых систем (МВД, УВД, РОВД) имеет специфические особенности, свои возможности при проведении специальной деятельности. Вместе с тем во всех управляемых системах есть много общих черт.

Общим требованием к управлению специальной деятельностью ОВД является получение максимальных результатов при наименьших затратах сил и средств в обеспечении общественной безопасности.

Понятие управления специальной деятельностью ОВД

Под содержанием управления понимают совокупность взаимосвязанных функций, осуществляемых органами управления для того, чтобы воздействовать необходимым образом на объект управления и добиться конечной цели.

В соответствии с функциями строится структура органов управления. Четкое определение функций имеет основополагающее значение при управлении.

Содержание государственно-управляющих воздействий составляют социальные нормы, правила, рекомендации, указания, действия, призванные поддержать на определенном уровне или развивать в объективно обусловленном и научно обоснованном направлении общественную жизнедеятельность. Управленческое воздействие органов внутренних дел по цели значительно уже и ограничивается, как правило, действиями, призванными обеспечить общественную безопасность, используя для этого определенные способы, формы, методы и приемы управления.

Механизм органов внутренних дел в его управленческом аспекте представляет собой одно из важнейших организационных проявлений сущности государственного управления.

Государственное управление осуществляется с целью совершенствования организационной структуры ОВД и обеспечивает их целостность (под единым руководством), активность и инициативу. Все другие управленческие действия проводятся конкретными должностными лицами начальствующего и рядового состава органов внутренних дел.

Управленческие воздействия органов внутренних дел при чрезвычайной обстановке по используемым формам, методам, средствам отличаются от управления в повседневной деятельности, однако имеют много общего с ним.

Управление ОВД при специальной деятельности в чрезвычайной обстановке следует рассматривать как:

– систему государственно-управляющих воздействий, в которой заключено содержание управленческой деятельности органов внутренних дел;

– государственно-правовую деятельность;

– социальное управление;

– механизм функционирования ОВД в тех проявлениях, которые связаны с реализацией государственно-управляющих воздействий, и обеспечением управленческой активности определяет в итоге их организационную структуру.

В то же время государственно-управленческая деятельность ОВД поддерживается в жизнеспособном и активном состоянии их организационной структурой.

Социальная природа деятельности органов внутренних дел и форма управления придают особые, качественно новые характеристики управляющим воздействиям, организационной структуре и управленческой деятельности органов внутренних дел при чрезвычайной обстановке.

Отличительной особенностью управления ОВД при специальной деятельности является то, что личный состав подразделений (групп, нарядов) и работники органов управления (руководители, начальники, командиры, члены оперативного штаба и др.) постоянно подвергают свою жизнь опасности. Это требует колоссального напряжения духовных и физических сил, поэтому для достижения поставленных целей при чрезвычайной обстановке огромное значение имеет формирование высоких морально-психологических качеств у руководителей (командиров) и всего личного состава. Следовательно, управление в ОВД – сознательное и волевое воздействие на систему органов внутренних дел и ее структурные подразделения с целью повышения эффективности их функционирования для решения стоящих задач.

Непрерывное, настойчивое добывание и изучение данных обстановки является одним из важнейших и трудоемких процессов управления ОВД при специальной деятельности. От полноты собранных данных и, главное, от глубины их анализа в значительной степени зависит и принятие начальником (командиром) правильного решения.

Руководители (командиры) и оперативные штабы должны непрерывно воздействовать на подчиненные силы и средства в целях максимальной реализации всех возможностей подразделений, групп, нарядов для эффективного решения поставленных задач.

Основная цель теории управления ОВД – исследование закономерностей и принципов, присущих управлению (обобщение опыта практической деятельности руководителей (командиров) и оперативных штабов, осуществляемой в ходе руководства ОВД), и его совершенствование, в том числе с использованием новейших технических средств.

Непременными элементами структуры управляемой системы являются объект, субъект и средства управления.

Субъектом управления (носителем управленческой функции) в системе ОВД выступает начальник (руководитель), а также оперативный штаб, функционирующий во время восстановления правопорядка как орган управления. В широком смысле под объектом управления понимают сотрудников ОВД, организованных во внештатные подразделения, группы, наряды в период чрезвычайной обстановки для решения конкретной задачи. В качестве средств управления по отношению к сотруднику ОВД (субъекту) всегда выступают оружие и специальные средства, используемые при специальной деятельности.

Общим для всех управляемых систем является то, что управляющий орган (или субъект управления) и объект управления должны находиться в заранее обусловленной подчиненности (зависимости). Они сами и возникающие между ними связи и отношения образуют динамическую структуру, составляют две ее части – управляющую и управляемую. Применительно к ОВД такая зависимость проявляется в определенной степени подчинения личного состава. Управление происходит путем отдачи приказов и распоряжений нижестоящей инстанции. Вместе с тем каждая командная инстанция является подчиненной по отношению к вышестоящей.

Система управления специальной деятельностью включает: непосредственную работу начальника (руководителя) по управлению силами и средствами; работу его заместителей, оперативного штаба (если он предусмотрен для данных сил и средств), группы управления (если она предусмотрена для данного подразделения) и каждого командира (начальника) низового звена (заканчивая старшим наряда).

Управление силами и средствами – целенаправленная деятельность оперативных начальников (командиров подразделений, старших нарядов) по организации и всесторонней подготовке сил и средств для выполнения задачи, а также руководству ими в ходе выполнения оперативно-боевых задач.

Основой управления является решение командира (начальника).

Сущность процесса управления – постоянный анализ руководителями нарядов, подразделений, органов внутренних дел оперативной обстановки, принятие обоснованных решений, своевременное доведение конкретной задачи до подчиненных и контроль за исполнением.

Важнейшие требования: твердость, гибкость, высокая оперативность, непрерывность и скрытность.

Твердость управления заключается в принятии обоснованного решения и настойчивом стремлении начальника (командира) к точному и своевременному выполнению подчиненными поставленной перед ними задачи в любой обстановке. Выполняя задачу старший наряда, руководитель, командир подразделения, начальник органа внутренних дел не должны отказываться от принятого решения при первых же затруднениях. Однако руководство подчиненными должно быть и гибким.

Гибкость управления предполагает способность командира или начальника своевременно отреагировать на изменяющуюся обстановку, быстро корректировать прежние или принимать новые решения и ставить подчиненным новые задачи.

Высокая оперативность управления заключается в быстром и своевременном принятии решения и доведении его до исполнителей. Это требование особо актуально в современных условиях, так как приобретает принципиальное значение в связи с быстрыми и резкими изменениями обстановки, которые часто возникают при выполнении личным составом органов внутренних дел оперативно-боевых задач.

Непрерывность управления – такое состояние дел, при котором командир или начальник постоянно поддерживает с подчиненными связь, непосредственно руководит их действиями, владеет обстановкой и оказывает непосредственное влияние на ход выполнения задачи.

Скрытность управления заключается в сохранении от преступников, враждебных элементов или противника в тайне всех мероприятий по подготовке и выполнению оперативно-боевых задач. Это особенно важно при проведении операции по ликвидации диверсионных групп противника. Любая неосторожность, расшифровка своих действий немедленно используется диверсантами в своих интересах.

Практика руководства силами и средствами при выполнении оперативно-боевых задач показывает, что выполнение всех перечисленных требований является проблемой, требующей для своего разрешения соблюдения ряда принципов, особенно единоначалия, централизации и предвидения.

Сущностью единоначалия является единовластие начальника (старшего наряда, командира подразделения, руководителя органа) по управлению подчиненными силами и средствами в ходе подготовки и выполнения оперативно-боевых задач, которые ему даются на основе прав, предоставленных законами, уставами и приказами начальников.

Принцип единоначалия находит особо четкое выражение в том, что только командир (начальник) несет полную ответственность за успешное выполнение боевой задачи и только он имеет право принимать решения и давать команды или приказы.

В неразрывной связи с принципом единоначалия находится принцип централизации управления. Его сущностью является объединение вышестоящей инстанцией действий подчиненных нарядов или подразделений и сосредоточение их усилий по единому замыслу для достижения общей цели. При этом старший начальник не только ставит задачи подчиненным, но и указывает способы их выполнения.

Предвидение как принцип управления подчиненными при выполнении боевой задачи заключается в способности руководителя органа, командира подразделения или начальника наряда заранее определить возможные изменения в обстановке и наиболее вероятный ход развития событий.

Необходимость предвидения вытекает из самой сущности вооруженной борьбы, в которой каждая сторона стремится всеми мерами скрыть свой замысел, добиться внезапности и успеха. По этой причине при выполнении боевых задач лишних сведений о преступниках, враждебных элементах или противнике не бывает. Наоборот, их всегда недостаточно, а некоторые являются недостоверными и даже ложными. Тем не менее недостаток сведений не освобождает руководителя операции или соответствующего начальника наряда от обязанностей своевременно принимать обоснованные решения.

Способность предвидения базируется на умении сотрудников ОВД пользоваться диалектическим методом мышления, правильно анализировать обстановку и делать обоснованные выводы, а также на понимании основ войсковых действий в борьбе с вооруженными или другими особо опасными преступниками, диверсионными группами или десантами противника. Умение предвидеть является свидетельством общего тактического мастерства и зрелости руководителя (начальника). Кроме того, правильное предвидение немыслимо без точных расчетов, хорошо налаженной разведки, без глубокого знания ухищрений, применяемых преступниками, тактики диверсионно-разведывательных групп (ДРГ) и десантов противника.

При выполнении боевой задачи нарядом, подразделением, оперативно-войсковой группой (отрядом) управление подчиненными осуществляется одним лицом – их командиром (начальником).

Командиры (начальники) могут для этого создавать группы управления из нескольких посыльных, которых используют для доведения до подчиненных распоряжений и передачи команд (сигналов), контроля за ходом выполнения боевой задачи. Группа управления должна иметь надежную радиосвязь со своим командиром (начальником).

Иные условия складываются при проведении операций. Здесь одному человеку невозможно охватить все вопросы, поэтому создают небольшие по составу оперативные штабы. Основная задача оперативного штаба – оказание помощи руководителю операции в проведении всех мероприятий, направленных на успешное выполнение боевой задачи.

В ходе специальной деятельности управление подчиненными осуществляется путем устных или письменных боевых приказов, распоряжений, команд, сигналов. При этом используют следующие средства управления: радиосвязь, телефонную связь, сигнальные устройства и посыльных. Радио является основным средством связи в звене от наряда (отделения) и выше.

Важным свойством управляемых систем является наличие в них обратной связи, т. е. обязательность получения управляющими инстанциями сведений о том, в какой обстановке, положении и состоянии находятся управляемые объекты. В ОВД порядок получения сведений об управляемых объектах в ходе специальных операций регламентируется требованиями руководящих документов: уставов, приказов, наставлений и инструкций.

Отсутствие единого непрерывного процесса управленческого воздействия усложняет действия руководителей по управлению силами и средствами ОВД в целях решения конкретных задач, достижения определенных результатов.

При возникновении условий чрезвычайной обстановки, увеличении направлений и видов специальной деятельности, вовлечении значительных сил и средств функция управления становится главной для начальников (руководителей) ОВД всех степеней. Ее основная задача состоит в направлении подчиненных подразделений (групп, нарядов) на решение боевых задач.

Управление силами и средствами ОВД при специальной деятельности характеризуется очень высокой степенью социальной ответственности, которая возлагается на руководителей (начальников, командиров), оперативные штабы, на каждое звено и каждого участника этого процесса. Ошибки управления могут привести не только к необоснованным затратам сил и средств, но и гибели сотрудников ОВД и граждан.

Определяющим элементом управления органами внутренних дел является решение руководителя (командира). Его подготовке и воплощению подчинена вся деятельность органов управления. Все другие процессы организуются, исходя из принятого решения, и направлены на его выполнение.

Принятие решения – сложный и трудный процесс, ибо связан с пониманием огромной ответственности за судьбы людей. В процессе принятия решения выделяют два этапа: первый – выработка заблаговременного решения (для подготовки личного состава, планирования специальной деятельности и т. п.); второй – выработка решения по непосредственным действиям при возникновении чрезвычайной обстановки.

В свою очередь, в процессе принятия решения по непосредственной деятельности при возникновении чрезвычайной обстановки обычно сочетаются два начала: объективное (всесторонний и точный учет всех факторов чрезвычайной обстановки) и субъективное (опыт, знания и интуиция руководителя (командира).

Начальники (командиры) всех степеней обязаны принимать четкие и обоснованные решения, максимально соответствующие складывающейся обстановке, твердо проводить их в жизнь, навязывать преступным элементам свою волю, создавать выгодную для своих сил и средств обстановку. Это требует от начальника (командира) и оперативного штаба знания закономерностей, присущих специальной деятельности вообще и каждому виду конкретной обстановки в частности.

Основными мероприятиями (элементами), определяющими содержание управления, являются: планирование специальной деятельности ОВД; поддержание постоянной боевой готовности к выполнению поставленных задач; организация боевой и психологической подготовки; обеспечение высокого морально-психологического состояния личного состава; непрерывное настойчивое добывание и изучение данных обстановки, анализ и обобщение этих данных; принятие решения; доведение задач до подчиненных; сосредоточение сил и средств в районе действий и подготовка их к выполнению конкретно поставленных задач; организация и поддержание непрерывного взаимодействия; организация обеспечения сил и средств всех необходимых для специальной деятельности; организация связи, пунктов управления, охраны и др.; контроль за готовностью сил и средств к выполнению своих задач и оказание им необходимой помощи; изучение и обобщение опыта подготовки и ведения специальных операций ОВД.

Управление представляет собой определенную последовательность действий руководителя (командира). Эти действия являются отдельными частями управленческого процесса, который вполне допустимо расчленять на ряд относительных и вместе с тем взаимосвязанных элементов. Системная зависимость и взаимообусловленность различных управленческих элементов придают самому управлению характер непрерывного осуществляющего процесса.

 

 

Организация управленческой работы руководителя

Управление специальной деятельностью ОВД складывается из отдельных этапов. Известно, что система управления с точки зрения технологии ее функционирования включает три основные фазы:

1) сбор и передача информации об управленческом объекте;

2) анализ информации;

3) выдача управляющих рекомендаций в той или иной форме[24].

Прежде чем поставить перед подразделениями ОВД задачу, начальник или оперативный штаб (управляющие органы) собирают сведения о состоянии оперативной обстановки, метеоусловиях и т. д. Затем обобщают, оценивают и анализируют полученные сведения с точки зрения выбора наиболее эффективного способа выполнения задачи, поставленной вышестоящим начальником (руководителем, командиром). На этом этапе руководитель вырабатывает решение в соответствии с конкретной обстановкой. На основании принятого решения отдается приказ или распоряжение подчиненным руководителям (начальникам), т. е. ставятся задачи, осуществляется подготовка сил и средств к конкретным специальным действиям. В ходе этой подготовки органы управления постоянно контролируют действия подчиненных подразделений, групп, нарядов. С началом специальных действий на основе новой информации и уточнения задач этапы (фазы) работы по управлению повторяются до того момента, пока не будет решена поставленная задача. Следовательно, управление органами внутренних дел при их специальной деятельности носит циклический характер, причем все фазы в этом цикле повторяются непрерывно. Именно поэтому необходима непрерывность управления.

Организация и методы работы органов управления при специальной деятельности определяются уровнем управления, количеством сил и средств, объемом выполняемых задач. Начальник УВД субъекта Федерации должен эффективно использовать организационно-аналитическую группу оперативного штаба. Начальник базового РОВД, которому поручено самостоятельно проводить специальные операции, осуществляет управление через своих заместителей, группу управления и соответствующих руководителей групп, подразделений и нарядов. Таким же образом должны осуществлять управление равные ему и вышестоящие руководители.

Работа начальника любого уровня (старшего наряда, командира группы, подразделения, начальника РОВД, УВД и др.) по управлению силами и средствами можно разделить на индивидуальную, работу с личным составом по общей подготовке, работу с подчиненными и приданными силами в ходе специальной деятельности, работу после ее завершения.

Управление силами и средствами при специальной деятельности ОВД представляет собой комплекс мер и мероприятий, которые не могут быть выполнены одним человеком. Однако основная роль все же принадлежит руководителю как единоначальнику, который в конечном итоге принимает решение. В некоторых случаях решение может вырабатываться коллегиально, но окончательно оно принимается руководителем. Этим определяется ответственность в управлении.

Управленческая деятельность руководителя ОВД любого уровня складывается из отдельных общепринятых элементов. К ним относятся:

– уяснение задачи;

– отдача предварительного распоряжения;

– производство расчета (расчета марша, сил и средств, времени);

– оценка обстановки;

– рекогносцировка;

– принятие решения;

– доклад принятого решения старшему оперативному начальнику;

– доведение приказа до исполнителей;

– организация взаимодействия;

– организация всестороннего обеспечения;

– осуществление контроля за подготовкой к конкретным действиям;

– управление силами и средствами в ходе действий;

– организация деятельности после завершения специальной операции (см. приложение 4).

Рассмотрим более подробно содержание каждого элемента. Руководитель любого уровня, прежде чем приступить к процессу выработки решения по специальной деятельности, обязан уяснить задачу. Уяснение задачи происходит при получении ее от старшего оперативного начальника. Она может быть поставлена устно, а начиная с начальника РОВД и выше – письменно, в виде приказа или выписки из него. Так, начальник УВД субъекта Федерации уясняет свою задачу по планированию специальной деятельности как алгоритм, а при возникновении чрезвычайной обстановки – от предполагаемого вида специальной деятельности. Начальник РОВД уясняет свою задачу, исходя из приказа (или выписки из него в части, его касающейся) начальника УВД субъекта Федерации.

Особого анализа требует динамика развития чрезвычайной обстановки (зарождение кризисной ситуации, ее обострение, возможный масштаб, способы, формы и интенсивность действий противника), ее социально-политический аспект (силы в районе, приведшие к чрезвычайной обстановке), этнические группы в регионе, религиозные концессии и их роль в регионе, экономический фактор в кризисной ситуации, территориальные вопросы, направленность морально-политической подготовки вооруженных формирований, силовой аспект чрезвычайной обстановки (численный состав незаконных вооруженных формирований, наличие у них вооружения и боевой техники, основные силы, дестабилизирующие обстановку, формы, способы и тактика их действий), особенности природных, климатических и других условий в районе чрезвычайной обстановки.

Получив приказ, начальник обязан уяснить конечную цель предстоящих действий, замысел вышестоящего руководителя, возможные способы действий подчиненных ему сил и средств, роль и место своего подразделения или группы при проведении специальной деятельности, конкретную задачу для подчиненных ему сил, порядок их взаимодействия с другими силами, время готовности и начала действий, порядок представления донесений и информации, всестороннего обеспечения, сигналы оповещения, управления и способ организации связи.

Конечной целью предстоящих действий является восстановление государственного, общественного порядка и общественной безопасности. Исходя из наличия сил и средств, возможностей обстановки, конечная цель специальной деятельности того или иного органа внутренних дел, подразделения, может быть иной, например предотвратить массовые беспорядки. Как ни парадоксально, но практика показывает, что ставить такую цель для каждого ОВД в отдельности невозможно, указанные действия проводят только общими усилиями под руководством старшего оперативного начальника. Для базового горрайоргана цель должна излагаться четко: предотвратить беспорядки, а в случае их возникновения – пресечь путем проведения специальной операции. С этой задачей базовый РОВД обязан справиться.

В каждом конкретном случае старший оперативный начальник определяет четкую конечную цель деятельности подчиненных – от отдельного органа внутренних дел до подразделений, групп, нарядов. Замысел предстоящей специальной деятельности обусловливается возможностями сил и средств органа внутренних дел.

При планировании своей деятельности руководитель уточняет, какие мероприятия и действия необходимо провести для обеспечения или восстановления правопорядка. Сюда относятся оперативные, режимные, следственные, организационные, политические, профилактические, а также отдельные специальные войсковые (тактические) действия либо действия скоординированных по целям, задачам, времени и месту и объединенных под единым командованием сил и средств сводного отряда.

При планировании необходимо, чтобы каждый руководитель знал задачу подразделения на ступень выше с тем, чтобы он мог наряду с выполнением своей задачи при необходимости проявлять инициативу. Так, командир подразделения должен знать в целом роль и задачи горрайоргана в планируемой операции. Руководителю подразделения, выделяемого от РОВД в оцепление, требуется информация обо всех силах и средствах, выделяемых горрайорганом для этой деятельности.

Для уяснения задачи при планировании важно четко понять порядок взаимодействия с другими подразделениями, группами и нарядами, который определяется в соответствии с задачами, временем и местом проведения специальных действий. Его организуют на всех уровнях. Заранее при планировании требуется уточнить время начала всех мероприятий и специальных войсковых действий.

При планировании специальной деятельности учитывают время, необходимое для сбора личного состава, его экипировки, совершения марша и т. д.

При уяснении задачи уточняют сигналы оповещения подразделений управления в ходе подготовки и проведения специальной деятельности. Проверяют схему связи со старшими оперативными начальниками, приданными и подчиненными подразделениями на всех этапах специальной деятельности.

Предварительное распоряжение по планированию специальной деятельности отдают после уяснения задачи. При этом исходят из следующих условий: заблаговременная подготовка и наличие времени на ее проведение (планирование и подготовка сил и средств к рассматриваемой деятельности); необходимость немедленного осуществления специальной деятельности в сложившейся чрезвычайной обстановке (например, при проведении специальных мероприятий и тактических действий по предотвращению и пресечению массовых беспорядков); отсутствие достаточного времени на организацию специальных мероприятий и т. д.

Такими распоряжениями могут быть: порядок работы с документами организационно-аналитической группы оперативного штаба; подготовка данных для выработки предварительного решения (наличие сил и средств, состояние боевого, материально-технического и тылового обеспечения). Варианты предварительного решения: объявление срочного сбора личного состава сводного отряда; выдача необходимой экипировки и спецсредств, обеспечение транспортом и спецтехникой; уточнение общей обстановки и маршрутов выдвижения сил и средств и др.

В зависимости от занимаемой должности руководителя, места и его роли в специальной деятельности, количество отдаваемых им распоряжений может быть различным. При хорошей предварительной подготовке их число незначительно, эффективность действий высока. Всю основную работу по выработке конкретного решения целесообразно выполнять заблаговременно, проекты готовить на стадии планирования.

Руководитель производит следующие расчеты:

– сил и средств;

– объема управленческой работы;

– времени на совершение марша (расчет марша) в предполагаемое место проведения специальных действий;

– транспортных средств, вооружения, другого всестороннего обеспечения.

Расчет необходимо производить заблаговременно при планировании специальной деятельности.

При необходимости данные расчета уточняются.

Уяснение обстановки включает в себя оценку:

– противодействующих сил (например, численность предполагаемой или реальной толпы при массовых беспорядках);

– общей оперативной обстановки;

– местности и местных условий;

– своих сил;

– оценку времени года и суток, погодных условий
(см. приложение 5).

Рекогносцировку (если это возможно) организуют при выработке решения заранее, а также в случае возникновения необходимости проведения специальной деятельности.

Принятие решения составляет основу всей работы руководителя (командира) по подготовке сил и средств к действиям. При принятии решения учитывают:

– предполагаемые или реальные данные о противнике и обстановке;

– общую задачу сил, приданных старшему оперативному руководителю;

– замысел организации и проведения специальной операции и последовательность предстоящих действий;

– задачи подчиненных подразделений и нарядов;

– построение боевых порядков (подразделений и нарядов) и тактику их действий;

– вопросы взаимодействия, связи, управления (см. приложение 6).

В зависимости от уровня руководителя (управления) решение оформляют в письменном виде или излагают устно. Письменные решения готовят, начиная с начальников горрайоргана и выше, вне зависимости, проводят ли они операцию самостоятельно или только выделяют необходимые силы и средства в состав сводного отряда. Письменное решение оформляют в виде отдельного документа как акта управления.

Работу руководителя по подготовке к принятию решения удобно представить в виде графических схем, которые наглядно демонстрируют последовательность и содержание его деятельности. При проведении специальной операции решение уточняют, исходя из обстановки.

Принятое решение докладывают старшему оперативному начальнику непосредственно либо с использованием технических средств связи. Старший оперативный начальник уточняет, а затем утверждает решение своих подчиненных.

Утвержденное решение обязательно для исполнения нижестоящими руководителями (начальниками). Его оформляют в виде приказа. Приказ руководителя (начальника) является основным элементом управленческой деятельности при подготовке и проведении специальных действий или операций. В этот период отдают распоряжения, которые конкретизируют общий приказ, направляют деятельность сил и средств. Необходимо указать, что приказ повторяет содержание принимаемого решения. В нем не должно быть двоякого смысла. Его доводят до исполнителей полностью или в части, их касающейся. В ходе подготовки и проведения специальной операции приказы отдают при помощи технических средств связи в виде телефонограммы. Приказы, касающиеся решения конкретных задач, отдают устно. До непосредственных исполнителей приказы доводят полностью. В момент получения приказа командир уясняет свою задачу.

В приказе отражают краткие выводы из оценки обстановки, общую задачу сил и средств, в состав которых входит конкретное подразделение (наряд), замысел специальных действий (специальной операции) и последовательность их проведения. Руководитель ставит задачу подчиненным и приданным силам, указывая при этом рубежи развертывания и районы расположения сил и средств, порядок всестороннего обеспечения, сигналы управления и оповещения, порядок применения специальных средств и оружия, представления донесений; время готовности к выполнению задачи, место расположения командно-наблюдательного пункта, оперативного штаба.

Организация взаимодействия начинается с момента уяснения задачи. При выработке решения этому вопросу следует уделять должное внимание, так как в ходе специальной деятельности выполнение общей задачи часто зависит от каждого сотрудника. Поэтому необходимо отрабатывать взаимодействие (взаимопомощь) внутри нарядов, подразделений, групп, а также между ними.

Специальные мероприятия и тактические действия должны быть согласованы по целям, времени и месту проведения. В случае нарушения взаимодействия оно должно быть восстановлено. Согласовывают взаимодействия по применению сил, спецсредств, техники, а также вооружения.

Организацию всестороннего обеспечения производят с момента планирования специальной деятельности и продолжают после ее завершения. Как элемент управления она представляет собой своевременное обеспечение личного состава подразделений и групп всем необходимым для ведения специальной деятельности.

Одним из важных элементов управления является осуществление контроля за подготовкой к конкретным действиям. Контроль дает возможность руководителю быть осведомленным о степени боевой готовности личного состава к конкретным действиям. Выделяют два этапа: первый – контроль за планированием и общей подготовкой к специальной деятельности; второй – контроль за подготовкой к конкретным действиям или проведению специальной операции. Старший оперативный начальник также производит контроль за подготовкой соответствующих документов.

Проведение командно-штабных учений с привлечением личного состава является процессом не только подготовки (обучения), но и средством осуществления контроля за его боеготовностью. Посещение и проведение занятий тоже контролируется. Контроль за подготовкой к конкретным специальным действиям производит начальник либо представители оперативного штаба.

Таким образом, управление силами и средствами по обеспечению общественной безопасности представляет собой систему мероприятий, требующих заблаговременного четкого планирования и строго последовательного выполнения плана. Оно осуществляется постоянно при повседневной деятельности, в форме подготовки личного состава ОВД к специальной деятельности и продолжается в условиях чрезвычайной обстановки. Соблюдение всех установленных требований позволяет осуществить реальное управление силами и средствами ОВД при обеспечении общественной безопасности.

Органам внутренних дел на современном этапе развития предстоит выработать и практически осуществить систему мер, охватывающих основные пути совершенствования управления, внедрение прогнозирования, поиск более гибких организационных структур, конкретизацию функциональных структур органов, подразделений, групп, отвечающих современной обстановке. Для этого целесообразно создание долговременной, всесторонне обеспеченной программы. Планирование необходимо начинать с обоснованной программы подготовки кадров, разработки новых информационно-поисковых систем, внедрения технических средств в управление, изучения проблем научной организации труда.

Система управления

Система управления силами и средствами при чрезвычайных обстоятельствах включает в себя органы управления, пункты управления, средства управления (средства связи, системы автоматизированного управления, электронную организационную технику). Органами управления при резком осложнении оперативной обстановки и кризисных ситуациях являются дежурная часть и оперативный штаб (ОШ).

Дежурная часть до сбора состава ОШ самостоятельно принимает необходимые решения, отдает соответствующие распоряжения нарядам с последующим докладом начальнику органа внутренних дел в соответствии с «Наставлением по организации деятельности дежурных частей системы органов внутренних дел Российской Федерации» (Приказ МВД России от 26.02.2002 г. № 174 дсп).

При введении чрезвычайного положения (ЧП) организация и управление действиями привлекаемых сил и средств органов внутренних дел осуществляется ОШ органа внутренних дел, который подчиняется коменданту территории, где введено ЧП.

Для координации действий сил и средств, обеспечивающих режим ЧП, в составе комендатуры указом Президента РФ может быть создан объединенный оперативный штаб (ООШ) из представителей органов, обеспечивающих режим ЧП.

ООШ руководит комендант территории, на которой введено ЧП.

ОШ создаются в МВД России, ГУ МВД России по федеральным округам, в МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, горрайорганах внутренних дел.

Организационная структура, персональный состав и должностные обязанности членов ОШ определяются начальником соответствующего органа внутренних дел и объявляются его приказом. Для обеспечения работы при ОШ может создаваться рабочий аппарат (группа).

ОШ возглавляет руководитель органа внутренних дел, а заместителями назначаются его штатные заместители, командир воинской части (подразделения) внутренних войск, дислоцированного на территории обслуживания. Исходя из оперативной обстановки и масштабов чрезвычайных обстоятельств руководитель ОШ может делегировать свои полномочия одному из своих заместителей.

Членами ОШ по взаимной договоренности могут назначаться руководители отраслевых подразделений органов внутренних дел, представители органов государственной власти, органов местного самоуправления, силы и средства которых привлекаются к действиям при выполнении задач на территории обслуживания.

Последовательность действий руководителя ОШ, его заместителей и членов определяются исходя из общих положений работы с учетом особенностей возникновения ЧО, местных условий и конкретных задач, решаемых при ЧО.

При получении данных о резком осложнении оперативной обстановки ОШ должен:

– обеспечить сбор и уточнение информации;

– оценить и спрогнозировать возможный ход развития ситуации;

– отдать предварительные распоряжения на приведение сил и средств в состояние готовности к действиям;

– организовать управление группами оперативного построения;

– обеспечить взаимодействие с вышестоящим ОШ, а также с иными привлекаемыми органами исполнительной власти при привлечении их сил и средств;

– информировать руководство соответствующих органов внутренних дел о складывающейся обстановке;

– подготовить предложения и расчеты для принятия решения;

– оформить решение руководителя ОШ, довести их до личного состава и обеспечить контроль за их реализацией;

– организовать перегруппировку сил и средств, их оперативно-служебное, служебно-боевое применение;

– подготовить донесение в вышестоящий ОШ (орган внутренних дел).

В ходе выполнения оперативно-служебных (служебно-боевых) задач, возникших в связи с резким осложнением оперативной обстановки, ОШ должен:

– обеспечить непрерывное управление, устойчивую и своевременную связь с подчиненными подразделениями и взаимодействующими органами;

– осуществлять сбор сведений об обстановке, анализировать поступающую информацию и готовить предложения по использованию (перегруппировке) сил и средств;

– принимать меры к обеспечению подчиненных подразделений необходимыми материально-техническими средствами;

– готовить донесения о результатах выполнения задач;

– доводить принимаемые решения до личного состава и контролировать их выполнение;

– поддерживать взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления;

– информировать взаимодействующие органы об изменении обстановки и необходимости проведения дополнительных совместных мероприятий.

Непосредственную подготовку ОШ к деятельности организует его руководитель.

Для работы ОШ и управления подразделениями в различных условиях разворачиваются пункты управления – центр оперативного управления (ЦОУ), запасной пункт управления либо дублирующий и вспомогательные пункты управления. Основным пунктом управления при выполнении задач ЧО является ЦОУ. Его разворачивают непосредственно в здании органа внутренних дел, как правило, вблизи помещений дежурной части. Предназначенное для ЦОУ помещение заблаговременно готовят и оборудуют всем необходимым (автоматизированными рабочими местами, различными средствами связи, оргтехникой, местами организации жизнедеятельности).

Для управления группировкой сил непосредственно на местности, выполнения отдельных задач и руководства специальными операциями выделяются временные пункты управления (ВПУ).

Скрытность мероприятий обеспечивается путем использования установленных позывных, переговорных таблиц, кодированных карт. При этом использование открытых каналов связи при выполнении стоящих задач допускается только для передачи сигналов оповещения, сообщений о происшествиях, а также управлении подразделениями (силами) без раскрытия замысла действий.

Радиоданные, позывные узлов связи, пунктов управления и должностных лиц органов внутренних дел, ключевые документы и другие данные по связи, как правило, разрабатывают заблаговременно и рассылают в подчиненные органы внутренних дел. В ходе планирования связи в перечисленные документы могут вноситься уточнения.

В целях управления элементами группировки сил составляют схему управления и связи, где отображают пункты управления, между которыми организуется связь, виды связи на информационных направлениях и какими средствами связи они обеспечиваются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow