Тема: Стилистическая окраска языковых средств

Задание 1. Подготовьте ответы на вопросы

1. Лексическое значение слова.

2. Коннотативное значение языковой единицы.

Задание 2. Укажите функционально-стилистическую принадлежность и экспрессивно-эмоциональную окраску синонимов.

1) «Запали лампу», - говорит он. Хозяйка зажигает лампу и подает врачу.

2) Никогда не пытайтесь прикрыть недостатки своих знаний хотя бы и

самыми смелыми догадками и гипотезами.

3) Обеды, ужины мы называли пищей, а комната для нас жилплощадью была.

4) Кошевой отремонтировал старую веялку и починил конскую упряжь.

5) Я ни о чем не спрашивала, мы ничего никогда не выпытывали друг у

друга.

6) Словно сговорились молодые поэты бухаться на колени перед родниками своего детства, иначе говоря, «припадать к истокам». Так и видишь здоровых молодых людей, которые вдруг хлопаются на землю и хвастают своей любовью к родным купелям.

Задание 3. Исправьте предложения, заменяя слова с различной стилистической окраской их нейтральными синонимами.

1) Сержант тут же кликнул ребят и помчался к очагу пожара.

2) Даже такие жуткие темпы развития теплоэнергетического хозяйства не

поспевают за растущими потребностями города.

3) Мы усекли все указания и подключились к работе.

4) Они искренне посмеивались над предложением прихватить для работы

ночные часы.

5) Погода очутилась в сильном разладе с календарем.

6) За последнее время пешеходы стали какими-то одержимыми.

Литература

1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1983.

2. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М., 2003.

3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 2004.

4. Голуб И.Б.Сборник упражнений по стилистике современного русского

языка. М.,2000.

5. Горбачевич К.С.Нормы современного русского литературного языка. М.,

1989.

 

Практическое занятие 3

Тема: Функциональные стили современного русского литературного

Языка

Задание 1. Подготовьте ответы на вопросы:

1. Принципы классификации функциональных стилей.

2. Вопрос о художественном стиле в лингвистике.

Задание 2. Определите, к какому функциональному стилю принадлежит текст. Назовите основные стилевые черты каждого стиля.

Текст 1

Особенно красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна раскрашенных клёнов, осин. Медленно кружась в воздухе, падают с берёз пожелтевшие листья. От дерева к дереву протянуты тонкие серебристые нити липкой паутины. Тихо в осеннем лесу. Шелестит под ногами опавшая сухая листва. Кое-где краснеет шапка позднего подосиновика. Тонко просвистит рябчик, прокличут высоко в небе пролетающие косяком журавли.

Ещё зелёный, роняя спелые жёлуди, стоит на краю леса старый развесистый дуб. Но уже оголились вершины берёз. На темном фоне сплошного елового леса отчётливо видны яркие краски клёнов и осин. Уже облетели, плавают на воде лёгкие пожелтевшие листья ив. Хорошо в осеннем цветистом лесу, долго не хочется уходить из него, прощаться с золотыми, осенними днями

Текст 2

Испокон веку хлеб был не просто едой. Он был мерилом не только общественного благосостояния, но и мерилом человеческой совести. Хлебом-солью встречали друзей. За хлеб бились с врагами насмерть. Хлебом, как именем матери, клялись. Хлеб был продуктом, вызывавшим особое, можно сказать, святое чувство. За хлеб, который был нужен умирающим от голода детям рабочих Москвы, Петрограда, Поволжья в годы революции, отдавали свои жизни сотни людей.

Сегодня вопрос о хлебе, конечно, не стоит как вопрос о жизни и смерти. Но всё же он нам должен быть не менее дорог, чем отцам нашим и детям. Здесь, думается, нужна умная, доходящая до сердца человека пропаганда высокой нравственной ценности труда хлебороба, мукомола, пекаря. Ведь чтобы хлеб стал хлебом и дошёл к нашему столу, чтобы мы могли купить буханку или батон, трудятся представители почти 120 специальностей: селекционер, механизатор, химик, машиностроитель, летчик сельхозавиации и заготовитель, работник хлебозавода…

Конечно же, не зачерствели души наших людей, и в подавляющем большинстве своём они высоконравственно относятся к хлебу. Как-то в годовщину великой нашей Победы в одном из парков Ульяновска раздавали (а не продавали) людям печёный хлеб. Это был не тот обычный хлеб, какой мы привыкли видеть в магазине, в столовой, дома. Это были буханки того самог7о блокадного ленинградского хлеба, который только напоминал собой хлеб и истинная ценность которого была в своё время равна ценности жизни. Люди молодые и старые подходили, бережно, как святыню, брали этот хлеб, пробовали его. Многие плакали. Эти слёзы шли из глубины потрясённого человеческого сознания, из глубины души…

Текст 3

Апельсин, лимон, лайм, грейпфрут, мандарин – всё это цитрусовые, у которых «мякоть» образуется из волосков, расходящихся во все стороны от семян. Эти волокна, или пузырьки мякоти, вздутые и сочные, придают плоду его характерную консистенцию. Родина цитрусовых – Восток. Сладкие апельсины и лимоны впервые стали выращивать в Китае, лайм – в Индии, апельсины появились на Западе только в 17 веке. Грейпфрут, как полагают, имеет гибридное происхождение.

У большинства цитрусовых в пищу идёт волокнистая мякоть, а кожура снимается, хотя цитрон и некоторые другие виды выращивают главным образом ради корки. Корка цитрусовых плодов содержит крошечные резервуары масла. Апельсиновые и лимонные корки придают плотность и запах мармеладу, их можно засахаривать и использовать при производстве конфет, а также для придания определенного запаха пирожным и кексам.

Литература

1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1983.

2. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М., 2003.

3. Кожин А.Н. и др. Функциональные типы русской речи. М.,1982.

4. Горшков А.И. Русская стилистика. М.,2001.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: