План
1. Специфика стилистической нормы, ее историческая изменчивость.
2. Воспитание стилистической речевой культуры. Роль образцовой
литературной речи.
3. Стилистические ошибки, их разновидности и отличие от других
речевых ошибок.
4. О соотношении стилистических и речевых ошибок в школьной
практике и методике.
Главной формой существования национального языка является литературный язык. Нормы касаются всех сторон литературного языка, обеих форм его реализации – устной и письменной. Существуют нормы орфоэпические, нормы правописания – орфографические, пунктуационные, нормы словоупотребления, морфологические нормы, нормы образования и употребления словосочетаний, предложений. Эти нормы общеобязательны, им учат в школе.
Стилистическая норма относится к общеязыковой как частное к общему. Они не тождественны, но их нельзя и противопоставлять. Стилистическая норма связана со всеми стилями, поскольку включает сложившиеся в языковой практике закономерности отбора и организации стилистических средств во всех функциональных стилях. Но каждый стиль своеобразен т неповторим, ему присущи свои функционально-стилевые нормы, свои критерии правильности, точности и эстетичности.
|
|
В процессе обучения русскому языку, овладения им нередки грубые нарушения элементарных стилистических норм речи. Их можно назвать стилистическими ошибками. Стилистическая грамотность дается намного труднее.
Существуют различные классификации и группировки стилистических ошибок. Наиболее правильной, на наш взгляд, является классификация речевых ошибок, предлагаемая М.Н.Кожиной. Автор выделяет следующие виды стилистических ошибок:
- стилистические недочеты, связанные со слабым овладением ресурсами русского языка (бедность словаря, фразеологии, повторение в узком контексте одного слова, тавтология, употребление штампов, слов-паразитов и т.д.);
- ошибки, обнаруживающие недостаточно развитое языковое стилистическое чутье (погоня за красивостью, создание надуманных метафор, смешение разностильной лексики, неблагозвучие и т.д.);
- ошибки, связанные с нарушением норм функциональных стилей (широкое и немотивированное использование в одном стиле речи языковых средств, характерных, типичных для другого стиля);
- нарушение стилистических требований, связанные с широким контекстом (стилевое и эмоциональное несоответствие между названием, темой сочинения, избранным аспектом ее раскрытия, например тема требует эмоционального выражения, а содержании е – сухой пересказ).
Борьба за стилистическую грамотность связана с повышением общего уровня культуры речи, с овладением лексико-фразеологическими и грамматическими богатствами русского языка.
|
|
Литература
1.Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М.,1983.
2. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М.,2003.
3. Горшков А.И. Русская стилистика. М.,2001.
4. Горбачевич К.С.Нормы современного русского литературного языка. –
М.,1989.
Тема № 3: Стилистическая окрашенность языковых единиц
План
1. Понятие стилистической окрашенности средств языка.
Виды стилистической окрашенности: собственно стилистическая
окрашенность и экспрессивная окрашенность.
2. Стилистически нейтральные средства и их роль в
стилистической системе.
3. Литературно-нормированные и внелитературные слои языка.
4. Стилистическая синонимия как основа стилистической
системы языка.
Термин стилистическая окраска охватывает разнообразные виды окрашенности языковых единиц – слов, фразеологизмов, словосочетаний, грамматических форм, синтаксических конструкций, а также речевых высказываний и значительных по объему текстов.
Выделяют прежде всего собственно стилистическую окрашенность и экспрессивную окрашенность.
Собственно стилистическая окрашенность языковых единиц зависит от сферы употребления, от функционально-стилевой принадлежности, от принадлежности к активному или пассивному составу, а также от формы речевого общения.
Собственно стилистическая окрашенность редко встречается в чистом виде. Чаще она сопровождается дополнительными коннотативными значениями экспрессивности, эмоциональности и оценочности.
Экспрессивная окрашенность – это разновидность стилистической окраски, указывающая на характер и степень выраженности качественных или количественных признаков называемого предмета, явления, признака, действия. Экспрессивность – добавочное значение, сопровождающее основное предметно-логическое значение.
Экспрессивность иногда может сопровождаться эмоциональностью:
Хороший вкус – изумительный вкус, уходи отсюда – катись отсюда
К экспрессивности и эмоциональности очень часто может прибавляться и оценочный компонент, который выражает либо положительную, либо отрицательную оценку:
Смотреть – взирать и пялиться
Кушать – вкушать и жрать, наворачивать
Таким образом, добавочные компоненты могут накладываться на собственно стилистические значения. Стилистическая окраска может быть языковой, свойственной единицам языка, и речевой, возникающей на уровне речи, в определенном контексте. Речевую стилистическую окраску чаще приобретают нейтральные слова, употребленные в необычном значении, в новой функции (переносное значение слов, употребление одной грамматической формы вместо другой и т.д.).
Единицы русского языка обладают стилистической окраской, которая бывает двух видов и зависит от сферы употребления, функционально-стилевой принадлежности и формы речевого общения.
Литература
1.Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М.,1983.
2. Кожин А.Н. и др. Функциональные типы русской речи. М.,1982.
3. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М.,2003.
4. Горшков А.И. Русская стилистика. М.,2001.