Тема № 2: Стилистическая норма

План

1. Специфика стилистической нормы, ее историческая изменчивость.

2. Воспитание стилистической речевой культуры. Роль образцовой

литературной речи.

3. Стилистические ошибки, их разновидности и отличие от других

речевых ошибок.

4. О соотношении стилистических и речевых ошибок в школьной

практике и методике.

 

Главной формой существования национального языка является литературный язык. Нормы касаются всех сторон литературного языка, обеих форм его реализации – устной и письменной. Существуют нормы орфоэпические, нормы правописания – орфографические, пунктуационные, нормы словоупотребления, морфологические нормы, нормы образования и употребления словосочетаний, предложений. Эти нормы общеобязательны, им учат в школе.

Стилистическая норма относится к общеязыковой как частное к общему. Они не тождественны, но их нельзя и противопоставлять. Стилистическая норма связана со всеми стилями, поскольку включает сложившиеся в языковой практике закономерности отбора и организации стилистических средств во всех функциональных стилях. Но каждый стиль своеобразен т неповторим, ему присущи свои функционально-стилевые нормы, свои критерии правильности, точности и эстетичности.

В процессе обучения русскому языку, овладения им нередки грубые нарушения элементарных стилистических норм речи. Их можно назвать стилистическими ошибками. Стилистическая грамотность дается намного труднее.

Существуют различные классификации и группировки стилистических ошибок. Наиболее правильной, на наш взгляд, является классификация речевых ошибок, предлагаемая М.Н.Кожиной. Автор выделяет следующие виды стилистических ошибок:

- стилистические недочеты, связанные со слабым овладением ресурсами русского языка (бедность словаря, фразеологии, повторение в узком контексте одного слова, тавтология, употребление штампов, слов-паразитов и т.д.);

- ошибки, обнаруживающие недостаточно развитое языковое стилистическое чутье (погоня за красивостью, создание надуманных метафор, смешение разностильной лексики, неблагозвучие и т.д.);

- ошибки, связанные с нарушением норм функциональных стилей (широкое и немотивированное использование в одном стиле речи языковых средств, характерных, типичных для другого стиля);

- нарушение стилистических требований, связанные с широким контекстом (стилевое и эмоциональное несоответствие между названием, темой сочинения, избранным аспектом ее раскрытия, например тема требует эмоционального выражения, а содержании е – сухой пересказ).

Борьба за стилистическую грамотность связана с повышением общего уровня культуры речи, с овладением лексико-фразеологическими и грамматическими богатствами русского языка.

 

Литература

1.Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М.,1983.

2. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М.,2003.

3. Горшков А.И. Русская стилистика. М.,2001.

4. Горбачевич К.С.Нормы современного русского литературного языка. –

М.,1989.

Тема № 3: Стилистическая окрашенность языковых единиц

План

1. Понятие стилистической окрашенности средств языка.

Виды стилистической окрашенности: собственно стилистическая

окрашенность и экспрессивная окрашенность.

2. Стилистически нейтральные средства и их роль в

стилистической системе.

3. Литературно-нормированные и внелитературные слои языка.

4. Стилистическая синонимия как основа стилистической

системы языка.

 

Термин стилистическая окраска охватывает разнообразные виды окрашенности языковых единиц – слов, фразеологизмов, словосочетаний, грамматических форм, синтаксических конструкций, а также речевых высказываний и значительных по объему текстов.

Выделяют прежде всего собственно стилистическую окрашенность и экспрессивную окрашенность.

Собственно стилистическая окрашенность языковых единиц зависит от сферы употребления, от функционально-стилевой принадлежности, от принадлежности к активному или пассивному составу, а также от формы речевого общения.

Собственно стилистическая окрашенность редко встречается в чистом виде. Чаще она сопровождается дополнительными коннотативными значениями экспрессивности, эмоциональности и оценочности.

Экспрессивная окрашенность – это разновидность стилистической окраски, указывающая на характер и степень выраженности качественных или количественных признаков называемого предмета, явления, признака, действия. Экспрессивность – добавочное значение, сопровождающее основное предметно-логическое значение.

Экспрессивность иногда может сопровождаться эмоциональностью:

Хороший вкус – изумительный вкус, уходи отсюда – катись отсюда

К экспрессивности и эмоциональности очень часто может прибавляться и оценочный компонент, который выражает либо положительную, либо отрицательную оценку:

Смотреть – взирать и пялиться

Кушать – вкушать и жрать, наворачивать

Таким образом, добавочные компоненты могут накладываться на собственно стилистические значения. Стилистическая окраска может быть языковой, свойственной единицам языка, и речевой, возникающей на уровне речи, в определенном контексте. Речевую стилистическую окраску чаще приобретают нейтральные слова, употребленные в необычном значении, в новой функции (переносное значение слов, употребление одной грамматической формы вместо другой и т.д.).

Единицы русского языка обладают стилистической окраской, которая бывает двух видов и зависит от сферы употребления, функционально-стилевой принадлежности и формы речевого общения.

 

Литература

1.Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М.,1983.

2. Кожин А.Н. и др. Функциональные типы русской речи. М.,1982.

3. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М.,2003.

4. Горшков А.И. Русская стилистика. М.,2001.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: