Практическое занятие 8

Тема: Характеристика разговорно-бытового стиля

Задание 1. Подготовьте ответы на вопросы:

1. Сфера функционирования разговорного стиля.

2. Отличительные особенности разговорного стиля.

Задание 2. Прочитайте письмо А.С.Пушкина к П.А.Плетнёву. Отметьте специфические средства разговорного стиля в тексте письма. Найдите устаревшие слова и выражения, характерные для разговорной речи пушкинской эпохи.

 

31 августа 1830 г. Из Москвы в Петербург.

Хорош!.. не хотел со мною проститься и ни строчки мне не пишешь. Сейчас еду в Нижний, т.е. в Лукоянов. В село Болдино, - пиши мне туда, коли надумаешь.

Милый мой, расскажу тебе всё, что у меня на душе: грустно, тоска, тоска. Дела будущей моей тёщи расстроены. Свадьба моя отлагается день от дня далее. Между тем я хладею,, думаю о заботах женатого человека, о прелести холостой жизни. К тому же московские сплетни доходят до ушей невесты и её матери – отселе размолвки, колкие обиняки, ненадёжные примирения – словом, если я не несчастлив, по крайней мере, не счастлив. Осень подходит. Это любимое моё время – здоровье моё обыкновенно крепнет – пора моих литературных трудов нарастает – а я должен хлопотать о приданом да о свадьбе, которую сыграем бог весть когда. Всё это не очень утешно. Еду в деревню, бог весть, буду ли там иметь время заниматься и душевное спокойствие, без которого ничего не произведешь, кроме эпиграмм на Каченовского.

Так-то, душа моя. От добра добра не ищут. Чёрт меня догадал бредить о счастии, как будто я для него создан. Должно было мне довольствоваться независимостию, которой обязан был я богу и тебе. Грустно, душа моя, обнимаю тебя и целую наших.

(А.С.Пушкин. Полн. Собр. Соч.: в 10 т. – т.10. – С.304).

Задание 3. Установите плеоназмы, тавтологию, разговорно-просторечные и диалектные слова. Исправьте предложения.

1) Маяковский беспощадно боролся с безнравственными аморальными явлениями.

2) Внезапность и неожиданность в переходах от одного вопроса к другому нужно считать отрицательной стороной данной работы.

3) Люди начали понимать, что причиной их рабского существования является существующий строй.

4) Ломоносов рос любопытным мальчиком.

5) Она выгнала из закута белоноздрего теленка, припустила его к матери.

6) Егерь быстро схоронился в кустах.

7) Мальчики сшибали шишки палками.

8) Отоспавшись, Хлестаков стал принимать чиновников.

9) У меня, знаешь, батько с матерью давно померли, я ещё малым хлопчиком был.

10) Роса испарилась, и стало маленько сухо.

Литература

1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1983.

2. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М., 2003.

3. Кожин А.Н. и др. Функциональные типы русской речи. М.,1982.

4. Горшков А.И. Русская стилистика. М.,2001.

Материалы по контролю и оценке знаний:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: