Тема № 6: Официально-деловой стиль

План

1. Функции и сфера употребления официально-делового стиля.

2. Подстили и жанры официально-делового стиля.

3. Языковая специфика официально-делового стиля.

 

Официально-деловой стиль функционирует в сфере административно-правовой общественной деятельности. Он реализуется в текстах законов, приказов, указов, распоряжений, договоров, различных документов, в деловой переписке учреждений. Официально-деловой стиль обслуживает два рода деятельности – законодательство и делопроизводство.

В официально-деловом стиле реализуются две функции языка – информативная и волюнтативная. Языковое выражение воли и речевое воплощение регулировочной функции права оказываются своеобразными в этой сфере общения, являясь важнейшими стилевыми чертами.

Основными экстралингвистическими чертами являются: точность изложения, не допускающая возможности инотолкования, детальность изложения; стереотипность, стандартизированность, долженствующе-предписывающий характер изложения. Кроме того, к деловым текстам предъявляются и такие требования, как содержательная полнота, точность, ясность, лаконичность.

Официально-деловой стиль в зависимости от предназначения текстов делится на три подстиля: собственно законодательный, дипломатический и административно-канцелярский. Собственно-законодательный подстиль употребляется в написании законов, указов, уставов, уголовных и гражданских актов. Дипломатический подстиль используется в написании различных международных документов (соглашений, коммюнике, конвенций, меморандумов, нот и др.), отличающихся выраженной эмоциональностью и экспрессивностью.

Административно-канцелярский подстиль характерен распоряжениям, приказам, актам, а также различным деловым бумагам.

Лексика стиля отличается замкнутостью, в нее не допускаются иностилевые вкрапления, в ее составе могут быть только единицы нейтрального и книжного пластов. Фразеологизмы стиля отличаются стремлением к стандартизации, лишены образности и эмоциональности. Широко используются специальные слова и выражения, термины.

Морфологическими особенностями официально-делового стиля является использование большого количества существительных, называющих отвлеченные понятия, лиц по признаку, действию, отношению, по должности, званию, профессии и т.д. Кроме того, отмечается широкое использование инфинитива, форм настоящего времени в значении настоящего предписания, будущего времени в значении долженствования, предписания.

Для делового синтаксиса характерно широкое использование сложных синтаксических конструкций, в полной мере отражающих последовательность фактов, причины и мотивы действий. Простые предложения часто осложняются однородными членами предложения, употребляются безличные, неполные и инфинитивные предложения со значением императивности, необходимости.

Т.О., официально-деловой стиль представляет собой замкнутую языковую систему средств, направленных на реализацию информативной и воздействующей функций.

 

Литература

1.Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М.,1983.

2. Кожин А.Н. и др. Функциональные типы русской речи. М.,1982.

3. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М.,2003.

4. Салагаев В.Г. Культура делового общения. Деловая риторика. Деловые

документы: Учебное пособие. – А.: Раритет, 2000.

 

Тема № 7: Публицистический стиль

План

1. Сфера функционирования и языковые функции средств

публицистического стиля. Соотношение экспрессии и стандарта.

2. Характеристика основных подстилей и жанров публицистического

стиля.

3. Специфика языковых средств публицистического стиля.

 

Публицистический стиль обслуживает сферу общественных отношений: политико-идеологических, общественно-экономических, культурных и т.д.

Основной чертой этого стиля является сочетание экспрессивности и стандарта. Этот признак объясняется двумя языковыми функциями: информационно-содержательной и функцией эмоционального воздействия. Требование осуществления воздействия на массового читателя (слушателя) создает такую специфическую особенность, как эмоционально-экспрессивный характер, а требование быстроты передачи информации создает такую его особенность, как стандарт.

Основными стилевыми чертами публицистического стиля можно назвать, императивность, повышенная эмоциональность, открыто выраженное оценочное отношение к сообщаемому факту.

Отличительная особенность публицистического стиля – его многожаноровость.

Подстили публицистического стиля выделяются в зависимости от разнообразия средств массовой информации. Самым старым и наиболее распространенным является газетно-публицистический подстиль, затем радиожурналистский подстиль, тележурналистский и ораторский подстиль. Особое положение в публицистическом стиле отводится ораторской речи, речи публичной, обращенной к многочисленной аудитории. В ней особо ярко выражена направленность на убеждение, воздействие на умы и чувства людей, на побуждение их к активным действиям.

В области фонетики отличительными чертами является использование нейтрального и книжного стилей произношения, богатства и разнообразия интонаций.

Лексико-фразеологический состав публицистического стиля разнообразен, как разнообразен круг тем, получающих отражение в публицистике: политика, идеология, производство, общественная жизнь, культура и т.д.. Поэтому стилевой чертой является обилие общественно-политической лексики. Другой стилевой чертой является частое использование оценочных слов. Стилевыми чертами, определяющимися информационной функцией, является подчеркнутая документально-фактологическая точность выражения, которая проявляется в терминированности речи, широком употреблении профессионализмов, в ограниченности метафоризации терминов.

Морфологические особенности – метафорическое употребление имен собственных, широкое употребление родительного падежа, императивных форм глагола.

Для синтаксиса характерен синтез книжных и разговорных конструкций. Особое влияние разговорных конструкций выражается в использовании эмоционально и экспрессивно окрашенных конструкций.

Т.О., единство публицистического стиля создает функциональное назначение языковых средств. Отбор лексико-фразеологических и грамматических единиц зависит от главной цели – наилучшим образом обеспечить выполнение информационной и воздействующей функций текста.

 

Литература

1.Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М.,1983.

2. Кожин А.Н. и др. Функциональные типы русской речи. М.,1982.

3. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М.,2003.

4. Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды: Под ред. Д.Э.

Розенталя. – М.,1980.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: