Обучение умению придумывать сказки

Обучение умению придумывать сказки начинается с введения элементов фантастики в реалистические сюжеты. Используется прием: придумывание продолжения сказки. Например, воспитатель дает начало рассказа «Сон Андрюши»: «Мальчику Андрюше папа подарил велосипед». Мальчику он так понравился, что даже приснился ночью. Приснилось Андрюше, что он поехал путешествовать на своем велосипеде».

Куда поехал Андрюша и что он там увидел, должны придумать дети.

I. Придумывание сказок под влиянием русских народных сказок. Это относится к тематике, содержанию, образам героев детских произведений. Придумывание сказок под влиянием русских народных сказок происходит поэтапно:

1) Активизируется запас известных сказок, т.е. чтение и рассказывание воспитателем сказок с целью усвоения их содержания, образов, сюжетов.

2) Осуществляется анализ схемы построения сказочного повествования, развития сюжета (традиционный зачин и концовка, цепная композиция, повторность).

Воспитатель обращается к приемам совместного творчества:

· выбирают тему («Приключения зайца», «Что сказал мне ежик по секрету»);

· называют персонажей – героев сказки;

· воспитатель использует прием придумывания сказки по плану- указанию. Например, план сказки «Приключения зайца» такой: «Сначала расскажите, как ежик собрался на прогулку; что интересного увидел он по дороге в лес. Потом придумайте, что же с ним произошло» (в дальнейшем план можно отменить).

· может начать сказку;

· помогает вопросами;

· подсказывает развитие сюжета (может быть, ежик увидел старичка-лесовичка).

3) Активизируется самостоятельное сочинение сказки, т.е. воспитатель использует прием придумывания сказки на самостоятельно выбранную тему. Детям предлагается выбрать тему, сюжет, персонажей, составить план (Скажи, как сказка будет называться, кто герои в сказке, коротко – о чем будешь рассказывать сначала, в середине и о чем в конце).

Сначала сказки лучше ограничивать сюжетами о животных. Дети любят животных и могут представить их в разных условиях («Что случилось в лесу с ежиком», «Волк и заяц», «Приключения волка», «День рождения лисы», «Как заяц по лесу гулял»).

Обучая сочинению сказок о животных, воспитатель р ассматривает с детьми игрушки, картинки, диафильмы.

II. Когда запас сказок достаточный, можно предложить придумать сказку об игрушке. Для начала целесообразно использовать игрушки, изображающие сказочных персонажей (Кот в сапогах, Красная Шапочка, Буратино). План сказки примерно таков: Какая игрушка попала ночью в детский сад? О чем она разговаривала с другими игрушками? Сказка включает описание игрушки и диалог игрушек.

III. Очень важно научить детей оценивать рассказы и сказки, видеть и положительные и отрицательные стороны. Для этого воспитатель дает образец оценки. Например: «Мне понравилась сказка Оли. В ней интересно описаны приключения белки и ее друзей. Оля рассказала сказку выразительно. Очень хорошо она называет белочку – «рыжая шубка».

 

В современной педагогике и МРР широко используются приемы сочинения сказки, предложенные Дж. Родари в книге «Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй». М., 1978.

Используя сказочную тематику, Родари разработал серию игр, игровых упражнений и приемов для развития воображения:

1) Бином фантазии (бином в математике – двучлен). В тексте выбираются два слова, из них составляются различные комбинации, которые дают толчок творчеству детей (слон – шкаф. Сюжеты: слон в шкафу; слон и шкаф; слон на шкафу)

2) Фантастическая гипотеза. Что было бы, если бы… ты превратился в чайник? В кошку? И т.д.

3) Новое свойство. Колобок не из теста, а из смолы.

4) Сказки наизнанку. В «Красной Шапочке» волк – маленький и добрый, а Красная Шапочка – большая и злая.

5) Введение в название сказки нового объекта. «Колобок и воздушный шарик», «Мальчик-с-пальчик и трактор», «Волк и семеро козлят и компьютер».

6) Перевирание сказки. Взрослый: Жила-была Желтая Шапочка.

Ребенок: Не Желтая, а Красная.

Взрослый: Да, Красная, ее так папа назвал.

Ребенок: Не папа, а мама.

7) Салат из сказок. Объединяются названия двух или нескольких сказок: «Красная Шапочка и Мальчик-с-пальчик», «Дюймовочка и Кот в сапогах».

8) Опорные слова. Рассказывание знакомой сказки по опорным словам. По ходу повествования добавляют картинку с предметом, не имеющим к сказке отношения: цветок, ласточка, крот, карета, жаба, девочка, нора.

Опорное моделирование -эффективный способ, позволяющий запомнить содержание и последовательность действий, а также позволяющий обучить детей сочинению сказки. Работа начинается с замещения одних объектов другими (реальных – условными).

В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадратики, различающиеся по цвету и по величине (крокодил будет изображаться зеленым кружком, солнце – желтым; слон – большой кружок, мышка – маленький).

Удобна для разыгрывания сказка Л.Н. Толстого «Три медведя». Медведи – полоски разной длины. Можно предложить детям придумать другой конец. (Представьте, что медведи добрые. Как могла закончиться сказка? – Медведи не ругали Машу, пригласили ее в гости, угощали пирожками).

Со временем дошкольники смогут использовать заместители как опору при сочинении сказок (пример игры – занятия).

 

Обучение рассказам – рассуждениям. Виды деятельности, побуждающие детей пользоваться доказательной речью. Задания по обучению высказываниям типа рассуждений.

Рассуждение — логическое изложение материа­ла в форме доказательства. В рассуждении содержится объяс­нение факта, аргументируется определенная точка зрения, раскрываются причинно-следственные свя­зи и отношения.

 

В его структуре выделяются тезис (обычно начальное предложе­ние), доказательства выдвинутого тезиса и вывод -заклю­чение. В рассуждении часто пользуются сложными предложениями, части которого соединяются союзами потому что, если – то, раз – значит, так как, так что… В доказательстве возможныглагольные словосочетания, существительные в родительном падеже с предлога­ми от, из-за, вводные слова (во – первых, во – вторых), частица ведь и бессоюзная связь, слова вот, например. Рассуждение заканчивается выводом, который строится с использованием слов: следовательно, значит, таким образом, поэтому и др.

 

Одним из условий для формирования умения рассуждать является организация содержательного об­щения воспитателя с детьми и детей друг с другом. В про­цессе общения создаются ситуации, требующие разрешения определенных проблем, побуждающие детей пользоваться объяснительно-доказательной речью. Для этого можно использовать:

— труд детей в природе (Нужно ли поливать цветы? Почему? Влияет ли влага и свет на рост и развитие растений?)

— наблюдения за сезонными изменениями в природе, объяснение зависимостей, существующих в природе;

обследование предметов, их качеств, свойств (что тонет в воде и почему? из какой ткани шьют летнюю, зим­нюю одежду и почему?);

— конструктивно-строительные задания (собрать по схе­ме конструкцию и объяснить, как собирал, что получи­лось; построить мост через реку, железную дорогу, объяс­нить, какие детали отобрал и почему);

— классификацию иллюстраций и картинок в книжном уголке, объединение картинок в одну группу;

— объяснение правил настольно-печатных, подвижных, словесных игр.

Обучение высказываниям типа рассуждений на заня­тиях целесообразно начинать с опорой на предметные дей­ствия, разнообразный наглядный материал, постепенно пере­ходя к заданиям на вербальной основе. Можно использовать:

 

1. Создание проблемных ситуаций с опорой на нагляд­ный материал:

а) складывание детьми разрезных картинок и объясне­ние своих действий.

Тезис: Я быстро сложу разрезную божью коровку.

Док-во: Для этого я, во-первых, разложу все разрезанные детали перед собой; во-вторых, буду внимательно их рассматривать; в-третьих, постараюсь почаще смотреть на образец.

Вывод: Я буду очень стараться, поэтому сложу разрезную божью коровку быстро и правильно.

 

б) выстраивание серии сюжетных картинок в опреде­ленной последовательности в зависимости от развития сюжета, времени года, времени суток, в зависимости от последовательности развития отдельного растения и др.

Игры типа «Разложи и объяс­ни», «Что сначала, что потом», «Найди картинке место» (ребенку дают картинку, он находит место среди других картинок), «Исправь ошибку», «Какая картинка не нужна».

Игра «Что раньше, что потом?». Дети раскладывают картинки в зависимости от последовательности развития отдельного растения. Например, 4 картинки: кустик земляники без цветов и плодов; с цветами; с зелеными ягодами; со спелыми ягодами.

Проводят игру «Выставка картин». Дети должны правильно распределить картины по сезонам (Объясни, почему эту картинку ты повесил на «зимнюю», «летнюю» выставку).

Пример рассуждения: Здесь нарисовано лето, потому что на картинке зеленые листья и зеленая трава. Начинается гроза. А гроза бывает летом. Эту картинку повесим на выставку «Лето».

 

в ) определение несоответствия явлений, изображенных на картинке, выделение нелогичных ситуаций (игра «Не­былицы в картинках»).

Детям предлагают картинки с изображением несуществующих в природе животных (картинки – нелепицы). Дети рассуждают, бывает так или не бывает, почему;

 

г) выявление причинно-следственных отношений меж­ду объектами, изображенными на картинке. Например, предлагаются картинки с изображением ребенка, скатывающегося с горки на проезжую часть дороги.

Дети рассказывают, что слу­чилось и почему, можно так делать или нельзя и почему.

 

д) классификация картинок по родам и видам в играх типа «Убери лишнюю». Например, 4 карточки содержат изображение яблока, груши, банана, помидора (помидор – овощ). Но классифицировать можно по цвету, тогда яблоко и помидор могут попасть в одну группу, а груша и банан в другую.

 

е) отгадывание загадок с опорой на картинку в играх «Найди отгадку».

 

2. Задания на вербальной основе:

а) составление высказываний - рассуждений на предложенную тему. Воспитатель должен помогать ребятам искать причины и следствия. Примерные темы:

- Почему осенью люди теплее одеваются?

- Почему зайца трудно увидеть на снегу?

- Что общего у дома и муравейника?

 

б) беседы по содержанию произведений художествен­ной литературы с обсуждением положительных и отрица­тельных поступков героев, их мотивов;

- Кто понравился в произведении? Почему?

- Почему волк прибежал быстрее Красной Шапочки к дому её бабушки?

-Почему гуси–лебеди унесли братца? (сестра заигралась и забыла)

- Почему Иванушка выпил водицы из козлиного копытца? (хотел пить)

в) объяснение пословиц, загадывание и отгадывание загадок без опоры на наглядный материал. Любая отгадка требует проверки системой доказательств, и если первична отгадка неудачна, подбирается другая. Чтобы побудить ребенка к доказательству, взрослому следует выяснить, как ребенок догадался.

 

г) решение речевых логических задач (рассказ – загадка). Нужно, чтобы логические задачи преподносились в занимательной форме. Например, дети ведут переписку с лесником.

«Ребята, я получил ваше письмо, в котором вы рассказываете о воробье, который всю зиму жил в скворечнике. А теперь я вам загадаю загадку. Жила у меня под крышей ласточка. Однажды сижу я на крыльце, вижу - прилетела моя ласточка, а в клюве у нее прутик. Спрятала она его под крышей, опять улетела. Смотрю - опять что-то тащит в клюве. Долго так она носила и прятала под крышей разные прутики, соломинки, пушинки. Думал я, думал, зачем они ей нужны, да так ничего и не придумал. Может быть, вы расскажите, зачем они ей? Жду вашего ответа».

 

В процессе обучения используют образец построения рассуждения, план, отражающий его структуру, модель, подсказ способов связи фраз и смысловых частей.

 

Целесообразно также использовать приемы из системы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Такие ее эле­менты, как системность (часть — целое), развитие (было — не было), противоречие (хороший — плохой), вовлекают детей в поиски доказательств, направлены на развитие их логичес­кого мышления и творческих способностей. Положительное влияние на развитие речи-рассуждения оказывают алгоритмы и модели разрешения противоречий.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow