Придумывание рассказов реалистического характера. Приемы обучения. Обучение умению придумывать сказки

Материал по МДК.03.02.

«Теория и методика развития речи у детей» предназначен студентам 4 курса

Заочной формы обучения специальности

Дошкольное образование.

Преподаватель: Юшманова Е.Г.

Творческие рассказы, их сущность и значение.

Придумывание рассказов реалистического характера. Приемы обучения. Обучение умению придумывать сказки.

Словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности, поэтому практикуется он в группе старшего возраста. Элемент творчества есть в любом детском рассказе, поэтому термин «творческий рассказ» - это условное название рассказов, придуманных детьми.

Под словесным творчеством подразумевается деятельность детей, возникшая под влиянием произведений искусства, под влиянием впечатлений от окружающей жизни и выражается в создании устных сочинений: рассказов, сказок, стихов.

Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и форму повествования.

В формировании детского художественного творчества выделяют три этапа:

1) накопление опыта, жизненных впечатлений;

2) собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств;

3) появление новой продукции т.е. творческого рассказа. Воспитатель должен анализировать рассказ, т.к. дети интересуются качеством своей работы, у них формируется художественный вкус.

Для реализации детского творчества необходимо соблюдать определенные педагогические условия:

1) Постоянное обогащение опыта детей с помощью экскурсий, наблюдений за трудом взрослых, рассматриваний картин, иллюстраций в книгах, чтение книг.

2) Обогащение и активизация словаря за счет слов-определений, слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц.

Например, наблюдая зимний пейзаж, дети с помощью воспитателя дают определения качеств и состояний снега: белый, как вата; искрится, сверкает, переливается; пушистый, падает хлопьями. Затем эти слова используются в рассказах детей.

3) Знание структуры (композиции) связного высказывания.

4) Правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было.

В методике развития речи не существует строгой классификации творческих рассказов, но условно можно выделить следующие виды:

· рассказы реалистического характера

· сказки

· описания природы

Чаще всего дети создают контаминированные тексты, поскольку им трудно давать описание, не включая в него действие, а описание сочетается с сюжетным действием.

Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумывания рассказов реалистического характера («Как Володя помогал Леночке», «Подарки маме к 8 Марта»)

Структура занятия по творческому рассказыванию такова:

1) Вводная часть. Цель: активизация опыта, памяти.

В этой части формулируется тема, цели занятия.

2) Основная часть. Цель: обучение придумыванию рассказов и сказок.

a) создается мотивация придумывания рассказа (Напр., Лучшие рассказы мы запишем или расскажем вашим родителям);

b) дается установка на придумывание рассказов;

c) используются различные примы обучения творческому рассказыванию

(речевой образец, план, прием коллективного рассказывания и др.)

d) дается время на обдумывание;

e) рассказы детей, анализ рассказов воспитателем.

3) Подведение итогов. Общая оценка работы.

 

Тематика творческих рассказов должна быть связана с задачами воспитания у детей правильного отношения к окружающей жизни, воспитания уважения к старшим, дружбы и товарищества. Тема должна быть близка опыту детей, доступна их пониманию и интересна. Тогда у них появится желание придумать рассказ.

Темы для рассказывания могут быть с конкретным содержанием: «Как мальчик нашел щенка», «Как Таня ухаживала за сестренкой», «Подарок маме», «Как Дед Мороз пришел на елку в детский сад», «Почему девочка плакала», «Как Катя потерялась в зоопарке».

Когда дети научатся придумывать рассказ с конкретным содержанием, можно предложить рассказывание на отвлеченную тему: придумать рассказ «Про веселый случай», «Про страшный случай» по типу «У страха глаза велики», «Про интересный случай».

Приемы обучения зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа:

1) В старшей группе можно использовать рассказывание детей вместе с воспитателем по вопросам. Предлагается тема, задаются вопросы, из лучших ответов составляется рассказ. Воспитатель «сочиняет» вместе с детьми.

2) Придумывание детьми продолжения авторского текста. Так после чтения и пересказывания рассказа Л.А. Пеньевской «Как Миша варежку потерял» педагог предлагает продолжить его. Воспитатель может помочь вопросами: «Нашел ли Миша свою варежку? Как это произошло? Кто ему помог?» Это дает толчок творческому воображению детей. Если рассказы составляются однообразно, следует поговорить о том, что еще могло произойти с Мишиной варежкой, т.е. предложить различные варианты (может быть, она зацепилась за куст или ее утащил щенок и т.п.).

3) Придумывание продолжения и завершения рассказа. Воспитатель дает образец, который содержит завязку и определяет пути развития сюжета. Начало рассказа должно заинтересовать детей, знакомить с главным героем и его характером, с обстановкой, в которой происходит действие. Пример:

Вася очень любил гулять по лесу, собирать землянику, слушать пение птиц. Сегодня он вышел рано и зашел особенно далеко…Куда идти?

Дети должны придумать, как Вася выбрался из леса.

4) Придумывание рассказа или сказки по плану в виде вопросов. Для плана целесообразно использовать 3 – 4 вопроса. Большее количество ведет к излишней детализации.

Например, по теме «Что случилось с девочкой» детям были предложены такие вопросы: «Где находилась девочка? Что с ней случилось? Почему она заплакала? Кто ее утешил?» Было дано указание «придумать» рассказ. Если дети затруднялись, педагог подсказывал («Может быть, она была на даче или заблудилась на шумной улице города»).

5) Придумывание рассказа или сказки по плану – указанию. Например, в придумывании рассказа «Случай в лесу» воспитатель дает следующий план: «Сначала расскажите, как Сережа собрался на прогулку в лес. Затем придумайте, что же Сережа нашел в лесу, кого встретил. В конце расскажите, чем закончилась встреча».

6) Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем. Например, воспитатель сообщает: «Сегодня будем учиться придумывать рассказ про то, как Таня и Сережа готовили подарок маме к этому дню. Рассказ назовем: «Подарок маме». Лучшие рассказы запишем».

7) Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему. Педагог предлагает ребенку придумать название будущего рассказа и составить план («Сначала скажи, как твой рассказ будет называться, и коротко – о чем ты будешь рассказывать сначала, о чем в середине и о чем в конце. После этого расскажешь все»)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: