Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины

Общее языкознание

 

Шифр Наименование литературы Наличие Приме ч
В библиотеке и на кафедре % обеспеченности
    Основная      
    Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке. М.: Наука, 2005. -416с.      
    Алпатов В.М. История лингвистических учений. М., 1999.        
    Кодухов В.И. Общее языкознание. М., 1974.        
    Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М., 1979.        
    Дополнительная      
    Общее языкознание. Методы лингвистических исследований /Отв. Ред. Б.А. Серебренников. М., 1962.        
    Сулейменова Э.Д, Актуальные проблемы казахстанской лингвистики: 1991-2001. Алматы, 2001.        
    Шеляховская Л.А, Гильманова Р.С. Кажигалиева Г.А. Общее языкознание. Материалы к интегрированному курсу. Алматы, 2001.        
    Зубкова Л.Г. Общая теория языка в развитии. М., 2003.        
    Электронная      
             
             
    Справочные материалы      
    Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1969.        
      Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред В.Н. Ярцевой. М., 1990.        
    Демонстрационные материалы      
             
             
             

 

 

Лекционный комплекс

Тема 1: Общее языкознание в системе лингвистических дисциплин.

Краткое содержание лекции:

1. Место, цели и задачи курса.

2. «Общее языкознание» в системе лингвистических дисциплин.

3. Основные разделы общего языкознания: история языкознания, история языка, методы и приемы лингвистического анализа.

4. Современная лингвистика в антропоцентрической парадигме. Внешняя и внутренняя лингвистика.

Объектом «Общего языкознания» являются все языки мира и их научное описание. Предмет составляют: 1) язык как знаковое, системно-структурное образование, выступающее при функционировании в неразрывном единстве с носителем, как речемышление, как отражение культуры, истории, менталитета, мировидения, национального характера народа; 2) научные направления, школы, теории, концепции, представляющие истрию языкознания и образующие научную парадигму современного языкознания.

Проблема «языкознание в системе наук» побуждает изучать не только связи между науками, но и формирование новых наук на стыках между лингвистикой и другими областями знания. Необходимо назвать прежде всего такие дисциплины как семиотика, информатика, психолингвистика, социолингвистика и прагмалингвистика.

Семиотика -это наука об общих свойствах знаков и знаковых систем.

Информатика -это наука об обработке, хранении поиски и выдачи потребителю информации о документах- носителях информации.

Психолингвистика -это новая наука, развивающаяся с 50 десятых годов 20 века на стыке психологии и лингвистики. Психолингвитсика это учение о кодировании и декодировании речевых сигналов системой мозга, тесно связанная с теорией информации. Психолингвистика-это теория речевой деятельности. Социолингвистика -это наука об отношении языка, языковых и речевых структур к обществу, к социальным структурам, к производству и культуре, идеологии и морали, экономике и политике, к государству и классам, к человеческой деятельности. И в этом своем аспекте социолингвистика переходит в прагмалингвистику. Развитие которой начинается.

Под научной парадигмой Т.Кун подразумевал «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений». В современной лингвистике научная парадигма – это господствующая на каждом этапе истории лингвистических учений система воззрений на язык, определяющая предмет и принципы лингвистического исследования в соответствии с культурно-историческим и философским контекстом эпохи. При все многообразии лингвистических учений можно выделить три научные парадигмы, определившие собой основные этапы развития мировой лингвистической мысли: лингвистический компаративизм, системно-структурная парадигма, коммуникативно-прагматическая, объединившая три лингвистические теории: теорию номинации, теорию референции и теорию речевых актов. В настоящее время наблюдается становление четвертой парадигмы- дискурсивно-когнитивной.

1. Лингвистический компаративизм располагал особым средством постижения истины- сравнением, основным принципом исследования являлся историзм. К началу 20 века стал очевиден «атомизм» этого подхода к изучению языка: языковые явления исследовались разобщено, вне закономерных связей одного явления с другим.

2. Остовом системно-структурной парадигмы служит принцип целостности и системности. Однако и эта научная парадигма не смогла до конца преодолеть замкнутости лингвистического поиска, поскольку исключала из поля своего зрения человека.

3. Этот недостаток призвана была устранить третья парадигма, основным принципом которой был принцип антропоцентризма.

Глоссарий: метод, принцип, научная школа, научная парадигма, принцип антропоцентризма, картина мира, языковая картина мира, языковая личность, язык, речь

 

Тема 2: Преемственность в развитии языковой теории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: