Тема 13: Язык и общество

 

Основные вопросы:

1. Социальная обусловленность языка. Социальное расслоение языка.

2. Общественные функции языка.

3. Языковые контакты и развитие двуязычия.

4. Языковая ситуация и языковая политика.

 

Рекомендуемая литература:

Бондалетов В.Д. Социальная лингвистика. М., 1987.

Мечковская Н.Б. Общее языкознание. Структурная и социальная типология языков. М., 2001. Ее же: Социальная лингвистика. М., 2000.

Новое в лингвистике. Языковые контакты. Вып. 4. М.,1972.

 

 

Тема 14: Проблема соотношения языка и речи.

 

Основные вопросы:

1. Определение языка и речи.

2. Признаки языка и речи. Определение языка и речи в вузовских учебниках.

 

Рекомендуемая литература:

Вардуль И.Ф. Основы описательной лингвистики. М.,1977.

Степанов Ю.С. Основы языкознания. М., 1966.

Зубкова Л.Г. Общая теория языка в развитии. М., 2003.

 

 

Тема15: Тенденции развития и перспективы развития казахстанской лингвистики.

Основные вопросы:

1. Направления развития Казахстанской лингвистики.

2. Вклад М.М. Копыленко в Казахстанскую лингвитику.

3. Функциональная лингвистика Казахстана. Основные направления.

Рекомендуемая литература:

1. Копыленко М.М. Средства выражения категории количества в русском языке. Алматы, 1993.

2. Сулейменова Э.Д. Актуальные проблемы казахстанской лингвистики: 1991-2001. Алматы, Арыс, 2001.

3. Сулейменова Э.Д. Казахский и русский языки: основы контрастивной лингвистики. Алма-Ата, 1992.

 

 

Глоссарий

 

1. Грамматика – 1) то же, что Грамматический строй; 2) Раздел языкознания, изучающий грамматический строй.

2. Слово – «основная структурно-семантическая единица языка, служащая для наименования предметов и их свойств, явлений и отношений действительности, обладающая совокупностью семантических, фонетических и грамматических свойств, специфичных для каждого языка».

3. Лексема – «единица лексического уровня языка, определяемая как совокупность всех форм значений одного слова».

4. Морфема – наименьшая значимая единица языка, являющаяся компонентом слова: желт-оват-ый, желт-е-ть-ся, по-желт-е-л-и.

5. Словоизменение – образование морф.форм данного слова, т.е. словообразование, в пределах одного слова.

6. Грамматическая оформленность слова – это не только материально-формальные, но и содержательно-формальные компоненты слова в отвлечении от его лексического значения.

7. Морфологическая категория – система морф.форм с однородным содержанием.

8. Парадигма – совокупность морф.форм, присущих: а) данной морф.категории, б)данной части речи или в)данному слову.

9. Формальный класс – асемантический подтип слов данной части речи. Отличающийся от других подтипов а) средством выражения тождественных морф.значений или б) характером морфонологического преобразования лексической основы слова при словоизменении.

10. Словоформа – единство морф.формыи лексического значения слова, выражаемого его основой; единство двух содержательно-формальных частей слова, одна из которых присуща только этому слову, другая – целому слову словесных форм.

11. Лексико-грамматический разряд. 1. В узком смысле: подкласс слов данной части речи, который в силу особенностей своего лексического значения по-особому, в сравнении с другими подклассами, взаимодействует с семантикой ее морф.форм; а кроме того, обычно обладает синтаксическими и словообразовательными особенностями.

12. Супплетивизм – объединение в пределах оной лексемы разнокорневых основ: человек – люди.

13. Высказывание – предложение, рассматриваемое в динамическом аспекте со стороны его коммуникативной функции.

14. Синтаксема-словоформа – словоформа как компонент высказывания с точки зрения значимости ее категориальной семантики для его содержательной структуры; словоформа в единстве с выполняемой ею функцией в той ее возможной семантической модификации, которая проявляется на уровне содержания высказывания.

15. Часть речи – в узком смысле: наиболее крупный грамматический класс слов, имеющий общие семантические, синтаксические и обычно морфологические свойства.

16. Слова –конверсивы – неизменяемые слова, исконно совмещающие семантико-семантические свойства разных частей речи и не связанные с процессом перехода слов из одной части речи в другую.

17. Конверсия – особый вид словообразования, связанный с переходом слов из одной части речи в другую.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: