Общие цели и методические рекомендации к СРС

Самостоятельная работа обеспечивает открытость и в тоже время целостность и надежность закладываемой учебной дисциплиной базовой лингвистической

подготовки за счет самостоятельного изучения студентами определенных разделов курса, в процессе которого обучающиеся приобретают навыки извлечения информации, ее оценки и встраивания в базовые теоретические знания и практические умения.

Объем и содержание СРС определяются узловыми темами курса, их ценностью для профессиональной подготовки, а также корректируются с учетом пререквизитов и смежных дисциплин.

 

Календарно-тематический план СРС

№ срс   Содержание заданий Кол. часов Срок сдачи Форма контроля
1. История языкознания - история понимания предмета лингвистической науки     4 нед. Реферат
2. Язык как система и структура.     7нед. Реферат
3. Язык и общество.   11нед. Реферат
4. Тенденции развития и перспективы развития казахстанской лингвистики.   14нед. Реферат
  Всего часов СРС:      

 

 

Материалы для СРС.

Тема 1: Общее языкознание - методология лингвистики

Основные вопросы:

1. Соотношение частного и общего языкознания.

2. Предмет языкознания, методы лингвистических исследований и место лингвистики среди других наук.

3. Язык как объект изучения и предмет обучения

Вопросы для самоконтроля:

1. Каково соотношение языкового материала и теоретических обобщений при индуктивном и дедуктивном методах исследования?

2. В чем сущность объективной точки зрения на язык?

3. Докажите, что для лингвистической теории равноценны данные любых языков независимо от уровня их развития и числа говорящих?

4. Какой группе наука относится языкознание?

 

Рекомендуемая литература:

Бодуэн де Куртене И.А. Некоторые общие замечания о языковедении и языке// Избранные труды по общему языкознанию. Т.1. М., 1963, с. 47-77.

 

 

Соссюр Ф.де Курс общей лингвистики// Труды по языкознанию. М., 1977, с., 44-55

 

Тема 2: История языкознания - история понимания предмета

лингвистической науки.

Основные вопросы:

1. История лингвистики как раздел общего языкознания.

2. Язык – многоаспектное и диалектически противоречивое явление.

3. Зарождение науки о языке в древности.

4. Античное и древнеиндийское языкознание.

5. Языкознание эпохи средневековья

Вопросы для самоконтроля:

1. Докажите (на конкретном примере) необходимость знания истории науки для правильного понимания современных концепций языка.

2. Укажите основные диалектические противоречия, определяющие сущность языка.

3. Чем, на ваш взгляд, объясняется тот факт, что пониманию социальной природе языке лингвисты пришли лишь на рубеже 19-20 в.в.?

4. Какие общественные потребности стимулировали появление первых грамматик в древней Индии и древней Греции?

5. Что объединяет и что различает античную и древнеиндийскую грамматические концепции?

6. В чем видит современная лингвистика сильную сторону грамматической концепции Панини?

7. В чем сущность античной дискуссии о природе имени?

8. В чем различие концепций реалистов и номиналистов?

 

 

Рекомендуемая литература:

Березин Ф.М. История лингвистических учений. М., 1984., с. 6-17

Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. М., 1979., с. 11-23

Будагов Р.А. Чему учит нас история науки о языке? // Филологические науки. - №3.-с. 13-25

 

 

Тема 3: Языкознание эпохи возрождения 17-18в.в. «Российская грамматика» М.В. Ломоносова

Основные вопросы:

1. Какие общественные, культурные лингвистические факторы послужили в эпоху Возрождения причиной поражения латинского универсализма?

2. Почему грамматика Пор-Рояля является рациональной и всеобщей, будучи учебной грамматикой французского языка?

3. Можно ли грамматику Пор-Рояля назвать сопоставительной?

4. Какие общественно-культурные причины стимулировали появление первых нормативных грамматик европейских языков в конце 17-18 веков?

5. Грамматика Ломоносова построена на логической основе. Чем она принципиальна отличается от рациональной универсальной грамматики?

6. какова структура «Российской грамматики»? Объясните отсутствие в ней синтаксического раздела.

7. Что унаследовала современная русская грамматика от ломоносовского учения о частях речи?

8. Что такое «Глоссарий» и в чем вы видите смысл их составления в 18 в.?

9. С какими достижениями и с какими проблемами подошла европейская филология к началу 19 века?

 

 

Рекомендуемая литература:

Березин Ф.М. История лингвистических учений. М., 1984., с. 18-31

Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. М., 1979., с. 23-25

Ломоносов М.В. «Российская грамматика» // ПСС. Т. 7. Труды по филологии. М.; Л., 1952, с.391-420

 

 

Тема 4: Сравнительно-историческое языкознание и сравнительно-исторический метод

Основные вопросы:

1. Раскройте сущность основных принципов сравнительно-исторического языкознания.

2. Что является предметом изучения для основоположников копмаративистики?

3. Дайте определение понятий «родственные языки», «семья языков», «группа (ветвь) языков», «праязык».

4. Почему сравнительно-историческое языкознание началось индоевропейским языкознанием? Насколько справедливы упреки Мара в буржуазной ограниченности первых компаративистов?

5. Назовите имена основоположников компаративизма и их основные труды.

6. Какие группы языков начали изучаться в первую очередь?

7. Дайте интерпретацию следующей оценки научной деятельности Франса Боппа: «Бопп задался целью открыть конечный первоисточник флективных форм, а вместо этого создал сравнительное языкознание» (О. Есперсен)

8. Назовите основные приемы сравнительно-исторического метода.

9. Назовите крупнейших русских и советских ученых компаративистов.

10. Что не удовлетворяло младограмматиков в сравнительных исторических штудиях их предшественников-учителей?

11. В чем видят младограмматики задачи лингвистики? Раскройте новаторский смысл этих положений?

12. Что позволило младограмматикам характеризовать литературный язык как искусственный и как консервативный?

13. Укажите уязвимые стороны концепции младограмматиков.

Рекомендуемая литература:

Березин Ф.М. История лингвистических учений. М., 1984., с. 96-114

Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. М., 1979., с. 37-47, 55-59

Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М., 1979, с. 295-307.

Кодухов В.И. Общее языкознание М., 1974, с.50-56.

 

 

Тема 5: Лингвистические школы

 

Основные вопросы:

1. Московско-лингвистическая школа. Формально - грамматическая концепция Ф.Ф. Фортунатова.

2. В чем видел Ф.Ф. Фортунатов связь языка с обществом?

3. Обоснуйте характеристику Московской лингвистической школы как школы формально-грамматической? Можно ли оценивать эту концепцию как формализм в языкознании?

4. Раскройте суть дискуссии о формальной грамматике в советском языкознании 20-30г.г.

5. Какова методологическая основа лингвистических взглядов Бодуэна де Куртене? В чем видит Бодуэн де Куртене сущность языкознания как законоустанавливающей науки?

6. Обоснуйте выдвижение на первый план учения о фонеме и морфеме?

7. В чем видел Бодуэн де Куртене особенности языкознания будущего?

8. Чем вызвана и в чем выразилась принципиальное дихотомичность теории Соссюра?

9. Покажите на примере конкретных антиномий плюю и минусы этого метода.

10. Какова роль Соссюра в разработке лингвистической семиотике?

11. Какие методологические положения Пражской лингвистической школы (ПЛК) позволяют отнести ее к одному из направлений структурализма?

12. Что принципиально отличает ПЛК от других классических школ структурной лингвистики? Почему Пражская школа называется школой функциональной лингвистики?

13. Каковы условия и причины возникновения дескриптивизма в США? Укажите методологические признаки, характеризующий дескриптивизм как типичное направления лингвистического структурализма.

14. Каково место глоссематики (Копенгагинская школа структурализма) среди школ структурализма и чем оно определяется?

 

Рекомендуемая литература:

Березин Ф.М. История русского языкознания М., 1979, с.130-134. 160-165,176-172

Березин Ф.М. История лингвистических учений М., 1979. с. 114-128.

Щерба Л.В. И.А. Бодуэн де Куртене и его значение в науке о языке//Избранные работы по р.я. М., 1957.

Апресян Ю.Д. Идеи и методы структурной лингвистики М., 1966, с.27-36

Холодович А.А. о «курсе общей лингвистики» Ф.Д. Соссюра // Ф. де Соссюр. Труды по языкознанию. М. 1977 с.9-29.

Булыгина Т.В. Пражская лингвистическая школа//Основные направления структурализма М., 1964

Кондрашов Н.А. Пражская лингвистическая школа//Русский язык в школе. -1968.-№2

Белый Н.В. Философские основы американской дескриптвной лингвистики//Вопросы языкознания.- 1979.-№3.-с.34-46

Ельмслев Луи. Пролегомены к теории языка//Новое в лингвистики. Вып.1. М., 1960

Мельничук А.С. Философские пути глоссемаки//Вопросы языкознания.-1976.-№6.-с.19-33.

 

 

Тема 6: Лингвистическая концепция Л.В. Щербы и В.В. Виноградова

Основные вопросы:

1. Какие идеи И.А. Бодуэна де Куртене легли в основу лингвистических взглядов его ученика Л.В. Щербы?

2. Очертите круг научных интересов академика Л.В. Щербы.

3. Какую роль отводил ученый эксперимент в языкознании?

4. Сравните учение Л.В. Щербы о частях речи с пониманием частей речи в МЛШ. Что обеспечило «победу» щербовской концепции?

5. Охарактеризуйте основные заслуги Л.В. Щербы в области лексикографии.

6. Расскажите о Л.В. Щербы как педагоге. Какие из его педагогических идей вы считаете актуальными для современного школьного и вузовского преподавания русского языка?

7. Вспомните, какие работы академика В.В. Виноградова вы изучали в курсе СРЯ и в каких его разделах.

8. На примере учения о грамматической форме слова покажите особенность исследовательского метода В.В. Виноградова.

9. Что вы считаете в научном наследии академика В.В. Виноградова самым ценным для преподавания русского языка в школе.

Рекомендуемая литература:

Щерба Л.В. Языковая система и деятельность: (сборник трудов). Л., 1974.

Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании. С. 39-59.

Кодухов В.И. Лев Владимирович Щерба// Русский язык в школе. -1980.-№2.-с.99-106.

Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. М.-Л., 1941.

Шведова Н. Ю., В.В. Виноградов// Русская речь.-1970.-№3.-с.29-32

Одинцов В.В., В.В. Виноградов. Книга для учащихся. М., 1983.

 

 

Тема 7: Язык как система и структура

Основные вопросы:

1. Учение о системности языка - центральное положение современной лингвистики.

2. Содержание терминов «Система и структура в лингвистике».

3. Структура – атрибут системы.

4. Соотношение плана содержания и плана выражения в языке.

5. Парадигматика, синтагматика и иерархия – основные принципы организации системных связей в языке.

6. Покажите, что понятие системности является фундаментальным понятием лингвистической концепции Соссюра.

7. Какое место в уровневой организации языка занимает лексический уровень (ярус)?

8. Раскройте содержание понятий «система» и «структура», входящих в состав следующих составных терминов: «система языка» –«структура языка»; «система слов» - «система значений слова» - «смысловая структура слова» - «структура лексического значения», «структура национального языка» - «система стилей литературного языка».

9. Почему язык является знаковой системой особого рода?

10. В чем отличие языка от искусственных знаковых систем?

 

Рекомендуемая литература:

Будагов Р.А. Система и антисистема в науке о языке//Вопросы языкознания.-1978.-№4.-с.3-17.

Маслов Ю.С. Об основных и промежуточных ярусах в структуре языка// Вопросы языкознания.-1968.-№4. с.69-71.

Солнцев В.М. О понятии уровня языковой системы//Вопросы языкознания.-1972.-№3.-с.3-19.

Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. М., 1975. с.215-229.

 

Тема 8: Язык как конкретно–историческое явление

Основные вопросы:

1. Синхрония и диахрония как аспекты языка и как аспекты его изучения.

2. Состояние языка как динамическое состояние.

3. Внешние и внутренние законы языкового развития.

4. Вопрос о стадиальности языковой эволюции.

5. Взаимодействия языка и культуры.

 

Рекомендуемая литература:

Филин Ф.П. Противоречия и развитие языка//Вопросы языкознания. -1980.-№2.-с.8-20.

Будагов Р.А. Что такое развитие и совершенствование языка. М., 1977

Общее языкознание. Формы существования, функции, истории языка. М., 1970. с.197-313.

 

 

Тема 9: Философские и лингвистические методы познания

Основные вопросы:

1. Общенаучные методы исследования в лингвистике: наблюдение, эксперимент, моделирование.

2. Модели образцы и модели конструкты.

3. Межязыковое сравнение: сравнительно-историческое, историко-сравнительное, сопоставительное и типологическое.

4. Методика установления генетического тождества.

5. Приемы и принципы этимологического анализа.

6. Генетическая и морфологическая классификация языков.

7. Проблемы языковых универсалий.

8. Количественные методы исследования.

 

Рекомендуемая литература:

Березин Ф.М. История лингвистических учений. М., 1984.

Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. М., 1979.

Кодухов В.И. Общее языкознание М., 1974.

 

Тема 10: Советское языкознание и его место в мировой лингвистической науке

Основные вопросы:

1. Формирование методологической базы советского языкознания.

2. Соотношение языка и мышления – традиционная проблема русского советского языкознания.

3. Преломление лингвистической теории в практике «Языкового строительства» в СССР.

4. Основные научные течения в советской лингвистике.

5. Место советского языкознания в мировой лингвистической науке.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Покажите на конкретных примерах из истории советского языкознания сложность и противоречивость процесса формирования марксистско-ленинской методологической базы лингвистической науки.

2. Что такое «языковое строительство»? Каковы были его конкретные достижения в 20-30годы?

3. Каковы проблемы и особенности Советской социолингвистики?

4. Укажите те области языкознания, в которых советская лингвистика достигла существенных результатов.

 

 

Рекомендуемая литература:

Будагов Р.А. К вопросу о месте советского языкознания в современной лингвистике.// Вопросы языкознания.-1981.-№2 с.22-34., №3 с.17-26.

Серебренников Б.А. О материалистическом подходе к явлениям языка. М., 1983, с.5-55.

 

Тема 11: Язык и мышление

Основные вопросы:

1. Гносеологический и лингвистический аспекты проблемы.

2. Язык как материя и форма мысли.

3. Типы мышления в их отношении к языку и друг к другу: а) словесное мышление; б) аввербальные способы мышления; (образное, практическое, редуцированное идр.)

4. Язык как средство отражения и познания мира.

5. Речь и мыслительная деятельность человека.

6. Когнитивный аспект языка. Полифункциональность языка и разнообразие видов языковой семантики.

Вопросы для самоконтроля:

1. Разъясните сущность понятий «Материя языка» и «формы языка» в философии и лингвистике.

2. Используя научные данные по детской речи и собственные наблюдения покажите роль языка в формировании мышления.

3. Приведите пример типовой речевой ситуации, доказывающей нетождественность внутренней и внешней речи.

4. Охарактеризуйте с точки зрения соотношения языка и мышления речевую ситуацию вызубренного ответа. (на занятии, на экзамене).

5. Покажите на конкретном примере, что такое вербальное членение мира. (картина мира).

6. Приведите пример не совпадение вербального и научного знания о реальном объекте. Почему подобные расхождения не приводят к дезориентации человека в мире.

 

 

Рекомендуемая литература:

Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., Л., 1934.

Кацнельсон С.Д. Речемыслительные процессы// Вопросы языкознания. 1984.-№4.-с.3-12.

Серебренников Б.А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и мышление. М., 1988.

Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. М., 1968.

 

Тема 12: Глоссематика (Копенгагенская школа структурализма)

Основные вопросы:

1. Каково место глоссематики среди школ структурализма и чем оно определяется?

2. Проследите основные линии связи между концепцией Соссюра и Луи Ельмслева.

3. Укажите (на основе проведенного анализа) основные методологические положения, позволившие Ельмслеву определить свою теорию как «Имманентную алгебру языка».

4. Чем объяснить ограниченное влияние глоссематики на последующее языкознание?

5. Приведите примеры понятий и терминов, введенных Ельмслевым, которые широко используются современной лингвистикой.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте интерпретацию исходных положений глоссематики.

 

Рекомендуемая литература:

Ельмслев Луи. Пролегомены к теории языка//Новое в лингвистики. Вып.1 М., 1960.

Ульдалль Х.И. Основы глоссематики//Там же. С.390-436

Мельничук А.С. Философские пути глоссематики//Вопросы языкознания. – 1976.-№6.-с.19-33

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: