Урок ________ ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Н. А. НЕКРАСОВА «ДЕДУШКА МАЗАЙ И ЗАЙЦЫ»
Класс
Цели: ознакомить с произведением изобразительного искусства; развивать умение анализировать пропорции, очертания и цветовую окраску предметов, наблюдательность и внимание; воспитывать любовь к весенней природе.
Оборудование:
Изобразительный ряд: репродукция картины И. И. Левитана «Март»; образец педагогического рисунка «Забота человека о животных» (карандаш).
Литературный ряд: стихотворения – Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» (отрывок)
Музыкальный ряд: песня «Проводы зимы» (музыка Н. А. Римского-Корсакова, слова И. Устюжанина), пьеса «Подснежник» из музыкального цикла П. Чайковского «Времена года».
Ход урока
I. Организация класса.
1. Приветствие учащихся.
2. Проверка готовности к уроку.
3. Подготовка красок к работе.
II. Постановка темы урока.
Учитель. Послушайте стихотворение:
ЗИМА
На дворе зима давно.
Все в снегу. Холодно!
На карнизах домов
Жалуются голуби:
«Ходишь, ходишь не найдешь
Даже зернышка.
Пробирает дрожь –
Не греет солнышко.
Хорошо, кот в дому
Всю зиму долгую.
Пожалейте голубей,
Люди добрые».
Я мороза не боюсь –
Пойду кататься с горки.
А в карманы положу
Зернышки и корки.
Только выйду из дверей,
Крикну: «Гули-гули!
Налетайте поскорей!
Что вы там, уснули?»
Л. Мазурина
w Каков смысл этого стихотворения?
Верно, каждый из нас должен помогать нашим меньшим братьям. И этому будут посвящены последние уроки этой четверти.
III. Актуализация знаний учащихся.
w Определите, из какого литературного произведения я зачитаю отрывок:
Старый Мазай разболтался в сарае:
«В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями ее не ловили,
Кабы силками ее не давили;
Зайцы вот тоже, – их жалко до слез!
Только весенние воды нахлынут,
И без того они сотнями гинут, –
Нет! еще мало! бегут мужики,
Ловят, и топят, и бьют их баграми.
Где у них совесть?.. Я раз за дровами
В лодке поехал – их много с реки
К нам в половодье весной нагоняет, –
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой –
Зайцы на нем собралися гурьбой…»
Верно, это стихотворение Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
IV. Вводная беседа.
Слово учителя. Вспомним, как живут и ведут себя дикие животные весной.
V. Анализ произведений изобразительного искусства.
Учитель. Посмотрите, как раскрывается красота весенней природы в произведении русского художника. Перед вами картина Исаака Ильича Левитана «Март». Эту картину художник написал с натуры под Москвой в Горке – имении Турчаниновых – друзей художника.
w Какое время года изображено?
w По каким признакам вы это определили?
w А как бы вы назвали картину?
w Какие чувства вызывает эта картина?
Верно, это звучная картина с радостной цветностью. Проста и непритязательна природа, изображенная на картине. Ранняя весна, тает снег – снова перед нами образ русской весны, столь поэтично воспетый Левитаном. У художника весна проявляется в яркой красочности: в звонкой голубизне неба, яркости синих и фиолетовых теней, лежащих на подтаявшем ноздреватом снегу. Очень насыщенно желтым цветом художник изображает стену дома и дорожки. Сложно разработана по тону зелень сосен и елей. Красиво выполнены нежные, розоватые стволы тоненьких веток молодых тополей. Мы словно присутствуем в тот момент, когда к дому только что подъехали сани, запряженные рыжей лошадкой, и остановились у дверей на проталине. Только что открылась дверь и еще как будто покачивается, поскрипывает на петлях. А с крыши над крыльцом вот-вот упадет подтаявший снег.
VI. Работа над новым материалом.
w Что вы знаете о весеннем разливе рек – половодье?
Самым заметным проявлением весны является таяние снега. Сначала снег тает вблизи деревьев, построек, затем на полях и других открытых местах. Позже тает снег в лесу.
От весеннего тепла начинают вскрываться водоемы. Сначала лед на них темнеет, потом во льду появляются трещины, и лед раскалывается. На озерах льдины плавают медленно, а на реках несутся быстро, сталкиваясь и нагромождаясь друг на друга.
w Как это явление называют?
Верно, это ледоход. Постепенно лед тает. От растаявшего льда и снега река переполняется водой и выходит из берегов. Вода заливает большие территории и растущие на берегу деревья, кустарники. Наступает половодье. Во время половодья терпят бедствие многие звери. Люди помогают им. Часто на лодках и плотах они перевозят их в безопасные места.
w Почему дед Мазай отправился за дровами в лодке?
w Как дед спасал зайцев?
w Как дед относился к зверькам, которых он спасал?
Верно, многие строчки в тексте этого произведения говорят, что Мазай хорошо знает повадки зайцев, любит природу, бережно, по-доброму относится ко всему живому.
w Как вы представляете себе деда Мазая?
Выбор сюжета.
Учитель. Ребята, вы можете нарисовать различные композиции, но в них обязательно должен присутствовать человек – дед Мазай. Надо выделять крупным планом, подчеркивать ярким, красочным цветом наиболее интересное, впечатляющее в сюжете.
Я раздам следующие строчки стихотворения, а вы поробуйте проиллюстрировать ситуацию, описанную в отрывка.
VII. Педагогический рисунок.
Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на образцах (см. Приложение).
– Помните: самое главное в композиции надо выделять размером и цветом.
w Что главное в ваших отрывках?
Пример:
1. Располагаю лист по горизонтали. Провожу линию горизонта. Определяю место, занимаемое на бумаге каждым из предметов – лодкой и бревнышком.
2. Намечаю размеры и пропорции лодки, вытянутые по горизонтали. Отмечаю движение сидящего человека. Определяю место зайца на бревне.
3. Рисую схематично фигуру человека, намечаю весла. Определяю размеры зайцев в лодке и рисую их в форме овалов. Определяю положение деревьев.
4. Детально прорисовываю деда Мазая и каждого из зайцев. Выполняю деревья и островок в верхней части работы. Рисунок закончен.