VI. Работа над новым материалом

Урок ________ ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Н. А. НЕКРАСОВА «ДЕДУШКА МАЗАЙ И ЗАЙЦЫ»

Класс

Цели: ознакомить с произведением изобразительного искусства; развивать умение анализировать пропорции, очертания и цветовую окраску предметов, наблюдательность и внимание; воспитывать любовь к весенней природе.

Оборудование:

Изобразительный ряд: репродукция картины И. И. Левитана «Март»; образец педагогического рисунка «Забота человека о животных» (карандаш).

Литературный ряд: стихотворения – Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» (отрывок)

Музыкальный ряд: песня «Проводы зимы» (музыка Н. А. Римского-Корсакова, слова И. Устюжанина), пьеса «Подснежник» из музыкального цикла П. Чайковского «Времена года».

Ход урока

I. Организация класса.

1. Приветствие учащихся.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Подготовка красок к работе.

II. Постановка темы урока.

Учитель. Послушайте стихотворение:

ЗИМА

На дворе зима давно.

Все в снегу. Холодно!

На карнизах домов

Жалуются голуби:

«Ходишь, ходишь не найдешь

Даже зернышка.

Пробирает дрожь –

Не греет солнышко.

Хорошо, кот в дому

Всю зиму долгую.

Пожалейте голубей,

Люди добрые».

Я мороза не боюсь –

Пойду кататься с горки.

А в карманы положу

Зернышки и корки.

Только выйду из дверей,

Крикну: «Гули-гули!

Налетайте поскорей!

Что вы там, уснули?»

Л. Мазурина

w Каков смысл этого стихотворения?

Верно, каждый из нас должен помогать нашим меньшим братьям. И этому будут посвящены последние уроки этой четверти.

III. Актуализация знаний учащихся.

w Определите, из какого литературного произведения я зачитаю отрывок:

Старый Мазай разболтался в сарае:

«В нашем болотистом, низменном крае

Впятеро больше бы дичи велось,

Кабы сетями ее не ловили,

Кабы силками ее не давили;

Зайцы вот тоже, – их жалко до слез!

Только весенние воды нахлынут,

И без того они сотнями гинут, –

Нет! еще мало! бегут мужики,

Ловят, и топят, и бьют их баграми.

Где у них совесть?.. Я раз за дровами

В лодке поехал – их много с реки

К нам в половодье весной нагоняет, –

Еду, ловлю их. Вода прибывает.

Вижу один островок небольшой –

Зайцы на нем собралися гурьбой…»

Верно, это стихотворение Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

IV. Вводная беседа.

Слово учителя. Вспомним, как живут и ведут себя дикие животные весной.

V. Анализ произведений изобразительного искусства.

Учитель. Посмотрите, как раскрывается красота весенней природы в произведении русского художника. Перед вами картина Исаака Ильича Левитана «Март». Эту картину художник написал с натуры под Москвой в Горке – имении Турчаниновых – друзей художника.

w Какое время года изображено?

w По каким признакам вы это определили?

w А как бы вы назвали картину?

w Какие чувства вызывает эта картина?

Верно, это звучная картина с радостной цветностью. Проста и непритязательна природа, изображенная на картине. Ранняя весна, тает снег – снова перед нами образ русской весны, столь поэтично воспетый Левитаном. У художника весна проявляется в яркой красочности: в звонкой голубизне неба, яркости синих и фиолетовых теней, лежащих на подтаявшем ноздреватом снегу. Очень насыщенно желтым цветом художник изображает стену дома и дорожки. Сложно разработана по тону зелень сосен и елей. Красиво выполнены нежные, розоватые стволы тоненьких веток молодых тополей. Мы словно присутствуем в тот момент, когда к дому только что подъехали сани, запряженные рыжей лошадкой, и остановились у дверей на проталине. Только что открылась дверь и еще как будто покачивается, поскрипывает на петлях. А с крыши над крыльцом вот-вот упадет подтаявший снег.

VI. Работа над новым материалом.

w Что вы знаете о весеннем разливе рек – половодье?

Самым заметным проявлением весны является таяние снега. Сначала снег тает вблизи деревьев, построек, затем на полях и других открытых местах. Позже тает снег в лесу.

От весеннего тепла начинают вскрываться водоемы. Сначала лед на них темнеет, потом во льду появляются трещины, и лед раскалывается. На озерах льдины плавают медленно, а на реках несутся быстро, сталкиваясь и нагромождаясь друг на друга.

w Как это явление называют?

Верно, это ледоход. Постепенно лед тает. От растаявшего льда и снега река переполняется водой и выходит из берегов. Вода заливает большие территории и растущие на берегу деревья, кустарники. Наступает половодье. Во время половодья терпят бедствие многие звери. Люди помогают им. Часто на лодках и плотах они перевозят их в безопасные места.

w Почему дед Мазай отправился за дровами в лодке?

w Как дед спасал зайцев?

w Как дед относился к зверькам, которых он спасал?

Верно, многие строчки в тексте этого произведения говорят, что Мазай хорошо знает повадки зайцев, любит природу, бережно, по-доброму относится ко всему живому.

w Как вы представляете себе деда Мазая?

Выбор сюжета.

Учитель. Ребята, вы можете нарисовать различные композиции, но в них обязательно должен присутствовать человек – дед Мазай. Надо выделять крупным планом, подчеркивать ярким, красочным цветом наиболее интересное, впечатляющее в сюжете.

Я раздам следующие строчки стихотворения, а вы поробуйте проиллюстрировать ситуацию, описанную в отрывка.

VII. Педагогический рисунок.

Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на образцах (см. Приложение).

– Помните: самое главное в композиции надо выделять размером и цветом.

w Что главное в ваших отрывках?

Пример:

1. Располагаю лист по горизонтали. Провожу линию горизонта. Определяю место, занимаемое на бумаге каждым из предметов – лодкой и бревнышком.

2. Намечаю размеры и пропорции лодки, вытянутые по горизонтали. Отмечаю движение сидящего человека. Определяю место зайца на бревне.

3. Рисую схематично фигуру человека, намечаю весла. Определяю размеры зайцев в лодке и рисую их в форме овалов. Определяю положение деревьев.

4. Детально прорисовываю деда Мазая и каждого из зайцев. Выполняю деревья и островок в верхней части работы. Рисунок закончен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: