Общие сведения о языке

Классы

Учебник для общеобразовательных учреждений

БАЗОВЫЙ уровень

Рекомендовано

Министерством образования и науки

Российской Федерации

 

 

Москва

«Просвещение» 2009


УДК 373.167.1:811.161.1 ББК 81.2Рус-922 В58

Учебник получил положительные заключения Российской академии наук (№ 10106-5215/473 от 03.10.08) и Россий­ской академии образования (№ 01-5/7д-166 от 07.07.08)

Власенков А. И.

В58 Русский язык. 10—11 классы: учеб. для общеобра-зоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власен­ков, Л. М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2009. — 287 с. — ISBN 978-5-09-017983-6.

В новом учебнике, сохраняющем преемственность с учебником «Рус­ский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10—11 классы», усилено внимание к правописанию и повторению ранее изученного материала; расширены общие сведения о языке по сравнению с основной школой, а также понятие о системе языка, его уровнях и единицах.

Центральной темой курса является культура речи, освоение которой позволит учащимся овладеть основными способами организации языко­вых средств и закономерностями их употребления для достижения мак­симальной эффективности общения.

Большое внимание в учебнике уделено работе с текстом. Предусмот­рены задания и упражнения разной степени сложности, ориентирован­ные на подготовку учащихся к государственной (итоговой) аттестации.

УДК 373.167.1:811.161.1 ББК 81.2Рус-922

ISBN 978-5-09-017983-6 © Издательство «Просвещение», 2009

© Художественное оформление.

Издательство «Просвещение»,

2009 Все права защищены


Вместо предисловия

Вы уже многое знаете о русском языке, его фонетике, лексике, грамматическом строе, типах и стилях речи, пра­вилах построения текста. Но все это лишь начало кропот­ливой, долгой, увлекательной работы по овладению «фор­мами языка, выработанными как народом, так и литера­турой» (К. Д. Ушинский), по осмыслению системы языка, являющегося универсальным средством познания мира, ключом к постижению всех других систем, доступных че­ловеческому сознанию.

Эта книга поможет вам создавать различные по стилю и жанру сочинения-эссе, рефераты, аннотации, рецензии, делать выписки, составлять тезисы, правильно оформлять деловые бумаги: заявление, автобиографию, доверенность, резюме и т. д.

Во все разделы книги включены отрывки из художест­венных произведений писателей, творчество которых изучается в средней школе. Устные и письменные упраж­нения по грамматике, правописанию и развитию речи со­четаются с заданиями, помогающими глубже понять худо­жественное содержание, особенности языка и стиля лите­ратурного произведения, овладеть разными видами выска­зываний на литературные, общественно-политические, нравственно-этические темы. Большинство упражнений и дополнительных заданий преследуют двоякую цель: они позволяют овладеть теоретической частью курса и в то же время служат совершенствованию орфографической, пунк­туационной и речевой грамотности учащихся. Это обязыва­ет к весьма тщательному их выполнению. Следует учесть, что в заданиях к упражнениям не оговаривается необхо­димость вставить при списывании пропущенные орфо­граммы и знаки препинания: это само собой разумеется.

Много внимания уделяется различным видам лингвис­тического разбора, что способствует повторению фонетики, лексики, грамматики, теории текста, сознательному при­менению правил правописания. При разборе обращается внимание на взаимосвязь разных уровней языковой систе­мы: фонетического и морфемного (значимых частей сло­ва), морфемного и лексического, морфологического и син-



таксического, на связь разделов науки о языке. В конце книги приведен список литературы, которая поможет за­крепить и расширить знания по русскому языку, подгото­вить реферат на лингвистическую тему.

В последнем разделе («Повторение») даются упражне­ния, предназначенные для повторения грамматики и пра­вописания за курс девятилетней школы. Навыки правопи­сания совершенствуются также при выполнении письмен­ных заданий по всем другим разделам учебника.

В новом базовом курсе русского языка в соответствии с современными требованиями обновлен и расширен мате­риал по общим вопросам русского языка, о его системном устройстве, о роли языка в жизни общества. Усилено вни­мание к культуре речи и правописанию. Попутно, в тес­ной связи с новым материалом, в иной системе, ведется повторение ранее изученного.

Пусть эта книга станет для вас надежным помощником при изучении русского языка и при подготовке к поступ­лению в вузы.


Условные обозначения

теоретический материал.

вопросы для повторения.

дополнительные задания к упражнению.

дополнительные задания повышенной трудности.


4 5


 

— произведите фонетический разбор слова.

— произведите словообразовательный разбор слова (по составу).

— произведите морфологический разбор слова.

— произведите синтаксический разбор предложения.

— произведите орфографический разбор слова, соче­тания слов.

— дайте толкование слова.

— упражнение или задание повышенной трудности.




Повторение

1. Прочитайте выразительно текст Государственного гимна Российской Федерации, спишите его, объясните постановку зна­ков препинания и употребление прописной (заглавной) буквы в тексте.

ГИМН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Россия1 — священная5 наша держава, Россия — любимая наша страна, Могучая воля, великая слава — Твое достоянье5 на все3 времена!

Славься5, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна!

Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете!4 Одна ты такая — Хранимая Богом родная земля!

Славься3, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни0 Грядущие нам открывают2 года.

Нам силу дает наша верность Отчизне5.

Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз1 вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

(Слова С. В. Михалкова.)


2. Спишите, подготовьте обоснование пропущенных орфограмм и
знаков препинания. Назовите самостоятельные и служебные час­
ти речи в 1, 4 и 7-м предложениях.

1. Моя1 (Р, р)одина моя (Р, р)одная земля мое (О, оте­чество в жизни нет гор..чее глубже и священнее чувства чем любовь к тебе... 2. Низко клан..юсь и (по)сыновьи ц..лую твою пресную землю донская к..зач(?)ей нержа­веющей кровью политая степь! 3. Мнен..е народа это то чем мы писатели должны дор..жить больше всего на свет...

4. Чувство любви и беспокойство (за)тех, кто буд..т жить после нас это ещ.. и ответственность перед будущ..м.

5. В сум..рках чуть заметно дымилась (барх..тисто)ч..рная5 зябь6. Земля п..корно ждала обсеменен..я. 6. Небо лес пе­сок все (ярко)зеленое призр..чное. 7. От отца Николка унаслед-.вал любовь к лош..дям (не)измеримую отвагу и родинку такую(же) как у отца величиной с голубиное яй­цо на левой ноге выгпе щик..лотки. 8. Счастье приход..т к нам тогда когда мы выр..жаем не маленький мирок сво­его «я» а когда нам удает(?)ся выразить то что волнует мил(?)ион(?)ы. (М. Шолохов.)

3. Спишите, обосновывая восстановленные вами орфограммы и
пунктограммы. Укажите слова автора при прямой речи и слова,
являющиеся прямой речью. Найдите междометие.

Прощай браток счастливо тебе

И тебе счастливо добрат(?)ся до Кашар.

Благодарствую. Эй сынок пойдем к лодк..

Мальчик подбежал к отцу пристроился справ., и дер­жась за полу отцовского ватн..ка зас.менил рядом с ши­роко шагавш..м мужчиной.

Два осиротевших человека две пе[щ']инки2 заброшен(?)ые в чужие края военным ур..ганом невидан(?)ой силы... Что(то) ждет их (в)переди? И хотелось(бы) думать что этот рус(?)кий человек человек несгиба..мой воли выдюж..т и около отцовского плеча выр..ст..т тот который повзр..слев смож..т все вытерпеть все преодолеть на сво­ем пути если к этому позовет его (Р, р)одина. С тяж..лой грустью смотрел я им (в)след. (М. Шолохов.)

Прочитайте текст вслух, передавая интонацией отношениеавтора к тому, о чем он пишет, и эмоциональное состояние говорящих.




4. Спишите. Какие предложения в этом тексте вы считаете прос­тыми (определите их вид, тип, группу), какие — осложненны­ми (чем они осложнены) и какие — сложными (определите их тип, группу; вид придаточных предложений)?

I. Русь!4 Русь! Вижу тебя из моего чудного прекрасно­го далека тебя вижу: бедно, разбросан(?)о и (не)приютно в тебе... <...> Но какая(же) непостижимая тайная сила влеч..т к тебе Почему слыш..тся и раздает(?)ся немолчно в ушах твоя тоскливая несущаяся по всей длин(?)е и ши­рине твоей от моря и до моря песня Что в ней в этой пес­не Что зовет и рыдает и хватает за сер(?)це Какие звуки болезнен(?)о лобзают и стремят(?)ся в душу и в..ются око­ло моего сердца Русь! Чего же ты хоч..шь от меня Какая (не)постижимая связь таит(?)ся между нами <...> Что пророч..т2 сей необ…ятный простор Здесь ли в тебе ли не родит(?)ся бе..предельней мысли когда ты сама (без)конца Здесь ли не быть бог..тырю когда есть место где развернут(?)ся ему (Н. Гоголь.)

Прочитайте текст выразительно, постарайтесь передать интонацией отношение Н. Гоголя к России, его кровную связь с Россией и думы о ее будущем, учитывая интонационные осо­бенности восклицательных и вопросительных предложений.

П. И какой же русский не люб..т быстрой езды?4 <...> Кажись неведомая сила подхватила на крыло к себе и сам летиш(?) и все летит летят версты летят (на)встречу куп­цы на облуч(?)ках своих кибиток летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сос.н с т..порным стуком и во­роньем криком летит вся д..рога невесть куда в пропа­дающую даль и что(то) страшное заключено в сем быст­ром мельканье где (не)успевает означаться пропадающий предмет только небо над головою да легкие тучи да продирающийся месяц одни кажут(?)ся недвижны. (Н. Го­голь.)

1. Примените правило постановки запятой между однородными членами, связанными повторяющимся союзом.

2*. Прочитайте текст выразительно, стараясь передать настрое­ние автора.


5. Спишите текст. Подчеркните главные и второстепенные
члены в первых двух предложениях. Найдите вставную кон­струкцию (предложение, содержащее добавочное, попутное за­мечание, связанное с содержанием основного предложения,
в которое включена эта конструкция) и выделите ее знаком тире.

У подростка счастье (во)многом исход..т от утверж­дения чу(?)ства собственного достоинства. Счастье взрос­лого в борьбе в творчестве.

У меня самого было несколько..пизодов означающих настоящее счастье. Они совсем разные. Один из них вы­свечен наиболее ярко связан он (по)существу с самым элементарным чувством возвращения к жизн... На (К, к)амчатке много лет назад3 работая сплавщ..ком попал однажды в залом который мы разб..рали такое иногда слу­чается в этом деле попал так что уже не оставалось на­дежды выбрат(?)ся зад..хался теряя сознание. Страшная это вещь. А ребята все(таки) спасли вытащили!

Другой род счастья счастье начала. Если говорить о творчестве то это ож..дание (не)обычного. И воплощение замысла счастье. (П. Проскурин.)

Перечитайте текст писателя П. Проскурина о счастье подростка и взрослого. А как вы понимаете счастье? Что для вас лично является счастьем? Напишите об этом. Прочитайте еще раз высказывание о счастье М. Шолохова (упр. 2).

6. Списывая, подчеркните в первом и четвертом предложениях
главные и второстепенные члены, определите, чем они выраже­
ны.

Надо быть личностью.4 Уметь справляться с серьезней конкретной работой. А бывает что закончил парень шко­лу погп..л в один вуз бросил поступил в другой то(же) (не)интересно или (не)(под)силу оказалось... Махнул рукой на все и стал искать работу (по)легче да (по)прибыльнее. Это (н..)что иное как элементарный ц..низм (по)отно-шен..ю к обществу. И нет личности и нет человека. Пер..избыток эрудиции6 еще не знания и не показатель обр..зован(?)ости. (П. Проскурин.)

Объясните постановку тире (в трех случаях). Каково его смысловое назначение? Каковы особенности интонирования предложений с тире?




Общие сведения о языке


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: