Духовная жизнь, достигшая совершенства

 

В житиях юродивые описаны великими подвижниками. Прежде всего надо сказать, что они мало едят и мало спят, ни одна из потребностей не удовлетворяется ими до насыщения их закон предписывает им переносить голод и жажду, тело же покрывать лишь настолько, насколько этого требует необходимость.

Время сна юродивые посвящают молитве. Более того, в своих житиях юродивые изображены совершенно бесстрастными. Они едят с совершенным равнодушием, даже когда им приходится быть у трактирщиков или перекупщиков, не обращая внимания ни на место, ни на внешний вид, ни на что-либо другое; они посещают многие бани, как правило, моясь вместе с женщинами, с такой силой побеждая страсти, что тиранят свою природу и не отвечают ее зову ни при взгляде, ни при прикосновении, ни даже при объятиях женщины.

Достигнув вершин делания (πράξις) и обретя бесстрастие (απάθεια), юродивые постигают высшую степень созерцания, многих из них видели молящимися в сиянии Божественного света

Итак следует подчеркнуть, что, когда юродивые вступают на путь симуляции безумия, они представляют собой уже не новичков в духовной жизни, но подвижников, которые достигли высокого уровня духовного совершенства и за спиной у которых долгая аскетическая жизнь.

Каждый юродивый не просто и без приготовления решился пред принять это дело, но принял на себя юродство, сначала хорошо "обучив" всякий член и всякое чувство, что бы не дать возобладать худшему над лучшим, и вышел, таким образом, с должной предосторожностью для осмеяния изобретателя злобы"; "он сперва хорошо уврачевал душевную болезнь воздержанием и смиренномудрием... и только тогда решился на этот новый бег и борьбу

 

Бесстрастие

Бесстрастие — необходимое условие к восприятию подвига юродства, оно венчает аскетическую жизнь и состоит в том, чтобы быть свободным от всякой страсти. Не стяжавший бесстрастие подвергается опасности избрать этот подвиг по гордости и вынести из него гордость, а не смирение.

не имея бесстрастия, избравший юродство может быть смущен своими собственными поступками, словами или же теми ситуациями, в которые он будет попадать. Наконец, существует опасность в том, чтобы стать по-настоящему безумным или одержимым: диавол может воспользоваться духовной немощью юродивого и возобладать над ним, навязывая ему слова и поступки.

Юродивые достигли смирения, войдя на этот путь, после вхождения они стремятся достичь "крайней степени смирения". Евагрий Схоластик полагает, что юродство есть наивысший аскетический подвиг, некая последняя степень, которую мало кто из подвижников способен пройти.

 

Заключение

Итак, автор подводит итог, юродство Христа ради — это особенный аскетический путь, прежде всего позволяющий совершенствоваться в трех христианских добродетелях: смирении, отречении от мира и милосердии. 177 Притворное безумие позволяет юродивому стяжать истинное смирение через унижения, достающиеся на его долю в обществе, которое нетерпимо относится к умалишенным; позволяет отречься от мира, потому что делает из него нищего и отверженного; позволяет тайно от мира творить милостыню, разделяя жизнь обездоленных.

Свойство объединяющее всех юродивых, это максимальное стремление ко смирению, которое постоянно испытывается посредством несправедливого презрения, унижений и страданий, претерпеваемых Христа ради.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: