Стабилизация ситуации на границе. Путь к решению территориального конфликта

Что же произошло в сентябре? 11 сентября 1969 г. в здании пекинского аэропорта состоялась встреча между Председателем Совета Министров СССР А.Н. Косыгиным и премьером Госсовета КНР Чжоу Эньлаем. В это время А.Н. Косыгин возвращался в СССР из Ханоя с похорон Хо Ши Мина, многолетнего лидера Демократической Республики Вьетнам. Эта встреча стала своеобразным актом «закапывания топора войны» между двумя государствами, так как после нее появилась надежда на то, что крупной войны удастся избежать. Во время переговоров, проведенными двумя политиками, были приняты следующие решения:

· Сохранить существующее положение на границе вплоть до полноценных переговоров по вопросу границы;

· Все вопросы, связанны с выходом населения на спорные территории для хозяйственной деятельности, решать с пограничными властями;

· Принять необходимые меры для предотвращения военной конфронтации[84].

Кроме того, сторонами была оговорена необходимость скорейшего проведения переговоров по вопросу границы между КНР и СССР.

Переговоры начались в Пекине в октябре 1969 г. Советская делегация во главе с первым заместителем министра иностранных дел СССР В.В. Кузнецовым прибыла в столицу КНР 19 октября. Переговоры проходили в трудных условиях: в Китае в это время распространялось мнение о неизбежности скорой войны против «социал-империалистической угрозы с Севера»[85]. Присутствовавший на тех переговорах в качестве советника Ю.М. Галенович вспоминал: «Мы чувствовали себя во враждебном окружении, должны были быть готовы к враждебным выпадам против нас в любой момент и в любом месте»[86]. Во время переговоров китайская сторона настаивала на введении временных мер по пограничной ситуации. Однако советская сторона всячески отвергала подобный вариант развития событий, так как ее целью было заключение постоянного договора, который бы определил конкретное прохождение линии границы. В противном случае эти временные меры пришлось бы обсуждать, затем по их заключении начинать вести новые переговоры, а это могло затянуться на неопределенный срок. Ситуация же требовала скорейшего разрешения. Но, несмотря на это, стороны вели переговоры в течение долгого времени, с перерывами, и длились они до конца июня 1970 г., когда в связи с болезнью В.В. Кузнецов был вынужден отправиться в Москву на лечение. К этому времени остров Даманский уже фактически находился под контролем КНР: после оставления его советскими пограничниками и прекращения огня в связи с переговорами в сентябре 1969 г. (для создания благоприятного фона переговоров А.Н.Косыгина и Чжоу Эньлая), китайцы вернулись к ведению хозяйственной деятельности на этом участке территории. Несмотря на всю трудность переговоров в 1969-1970 гг., было принято одно важное решение: сохранить статус-кво на границе. Но, учитывая присутствие китайцев в этот момент на Даманском, это фактически означало утрату Советским Союзом острова.

В 1970-е гг. значимых подвижек в территориальном вопросе между СССР и КНР не наблюдалось, отношения двух стран также продолжали оставаться натянутыми. Более того, КНР в этот период даже начала постепенное сближение с США, которые на протяжение предыдущего времени поддерживали связи с режимом Гоминьдана на Тайване. Связано это было как раз с разрывом отношений КНР с СССР. Мировая общественность вообще пристально следила за расколом между Китаем и Советским Союзом: впервые возникла угроза войны между двумя государствами социалистического строя. Раньше о таком и подумать было сложно, а теперь появилась возможность немного «вздохнуть» после тяжелых дней в Холодной войне, пока два социалистических лагеря выясняют отношения друг с другом. Но, несмотря на всю тяжесть ситуации в отношениях КНР и СССР, между двумя этими странами формально продолжал действие принятый в 1950 г. «Договор о дружбе, союзе и сотрудничестве». По сути, после постепенного разрыва отношений в 1960-е гг. этот договор уже не имел большого значения, однако фактически тридцатилетний срок его действия должен был продолжаться до апреля 1980 г., когда он мог автоматически продлиться в случае, если ни одна из сторон не пожелает его расторгнуть. Как бы то ни было, так оно и случилось: 3 апреля 1979 г. «Постоянный комитет Всекитайского Собрания народных представителей (ВСНП) принял резолюцию и официально объявил о непродлении договора после истечения срока его действия в 1980 г.»[87]. Это заявление означало, что в новое десятилетие два государства вступят, по-прежнему находясь в состоянии разрыва.

Каким же образом были решены проблемы КНР и СССР по вопросам границы и приграничных территорий? Этот вопрос не мог бы решиться без восстановления дипломатических отношений между двумя государствами. Постепенное «потепление» началось еще в середине 1980-х гг., когда стала возобновляться торговля. В это же время в Китае развивалась эпоха политики реформ и открытости. После распада Советского Союза четыре страны унаследовали разные участки советско-китайской границы: Россия, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан. России достались весь восточный участок границы и небольшая часть западного участка границы с КНР. Пограничный вопрос также не стоял на месте: в отношении его у стран имелись определенные подвижки. Еще в октябре 1986 г. было подписано соглашение о создании специальной советско-китайской комиссии «для руководства разработкой схемы комплексного использования пограничных участков рек Аргунь и Амур»[88]. А уже в 1991 г. было заключено «Соглашение между СССР и КНР о советско-китайской государственной границе на ее Восточной части», по которому отныне граница должна будет проходить по фарватерам рек Уссури и Амур, а не по китайскому берегу, как это было ранее. При этом Россия теряла контроль над некоторыми своими островами, в том числе Даманским.

Окончательно вопрос границ и приграничных территорий был решен в XXI в., в 2005 г., когда состоялась демаркация границы Российской Федерации и КНР. Случилось это уже после того, как в 2001 г. был заключен Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. По итогам демаркации границы, проведенной в 2005 г., Китаю были переданы спорные территории в размере около 337 км2, среди которых были территории в районе острова Большой (в верховьях реки Аргунь), островов Тарабаров и Большой Уссурийский (в месте слияния Амура и Уссури), а также части самих этих островов. Процесс передачи островов затянулся еще на некоторое время, и окончательно пограничный вопрос был закрыт в июле 2008 г. подписанием протокола-описания, окончательно утвердившего линию границы. Как бы то ни было, отныне граница между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой полностью отрегулирована, и территориальных претензий у двух государств друг к другу не имеется.

Таким образом, территориальные вопросы между КНР и СССР в два десятилетия 1960-1970-х гг. заключались в поиске решения следующей проблемы: насколько были справедливы договоры о проведении границы между двумя государствами, заключенные во времена царской России и императорского Китая, в условиях объявленных в 1950-е гг. братских отношений. Большое влияние на ситуацию оказал советско-китайский раскол, начавшийся в конце 1950-х гг. Причиной этого раскола стали амбиции Мао Цзэдуна на право Китайской Народной Республики стать ведущей социалистической страной мира. Мао Цзэдун понимал, пока жив И.В. Сталин, у него нет шансов сделать Китай главным оплотом социализма. Но когда И.В. Сталин умер, у Мао Цзэдуна уже не было препятствий к тому, чтобы бороться за право называться «старшим братом» в братских отношениях КНР и СССР. А когда в СССР прошел ХХ партсъезд КПСС, объявивший о недопустимости культа личности И.В. Сталина, появился и официальный повод к разрыву отношений. Советское правительство называлось ревизионистским, а сам СССР – социал-империалистическим государством. Советскому Союзу тут же припомнили неравноправные, с точки зрения Китая, пограничные договоры, заключенные еще в имперские времена, когда Поднебесная была ослаблена, и, следовательно, при проведении границ Россия якобы отхватила себе значительную часть исконно китайской территории. Подобная логика была понятна, особенно в условиях разворачивавшейся Культурной революции в Китае: народ должен был сплотиться при возможной атаке со стороны «угрозы с Севера» и готовиться к освободительной войне. Пик кризиса пришелся на 1969 г., когда горячая ситуация на границе и вовсе вспыхнула до состояния открытых боевых действий.

Как бы то ни было, но время шло, политические режимы менялись. В КНР после смерти Мао Цзэдуна в 1976 г. начала проводиться Политика реформ и открытости, в СССР вскоре началась Перестройка, а затем Советский Союз и вовсе распался на пятнадцать независимых республик. В годы противостояния, в 1960-1970е гг. до полноценной войны дело, к счастью, не дошло, а в 1980-е гг. и далее началось постепенное потепление отношений. Пограничные и территориальные отношения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой были окончательно урегулированы в 2005 г., когда была проведена демаркация границы, а у двух государств не осталось друг к другу территориальных претензий. В основном, новая граница соответствует тем, которые были установлены старыми договорами и, особенно, Пекинским договором 1860 г. Основополагающее же отличие от них заключалось в том, что отныне на реках граница должна проходить по середине фарватера или по середине течения реки, а не по китайскому берегу, что повлекло за собой утрату некоторой части российских земель. Тем не менее, можно предположить, что в свете событий ХХ века, это не самая большая цена, которую Россия могла заплатить за установление дружественных отношений с Китаем.

Возвращаясь к вопросу анализа протекания конфликта, можно сделать следующий вывод. Когда отношения КНР и СССР стремительно портились, Китаем выдвигались территориальные претензии, а также начались пограничные столкновения в 1969 г.; казалось, что конфликт будет развиваться по первому сценарию, то есть пока одна из сил в одностороннем порядке не одержит окончательную победу над соперником. Подобное развитие событий могло привести не только к полноценной войне между сильнейшими социалистическими странами, но и к возможным серьезным последствиям для всего остального мира. К счастью, стороны согласились пойти по четвертому пути – сели за стол переговоров. Конечно, после этого началась дипломатическая борьба двух стран, переговоры тянулись долго и неизвестно когда бы они закончились, если бы не произошли изменения в политической жизни двух государств. Одно и вовсе перестало существовать, а в другом началась эпоха открытости внешнему миру. После этого стороны, наконец, смогли прийти к консенсусу и покончить с конфликтом, заключив новые соглашения.

Тем не менее, территориальные споры 1960-1970-х гг. для Китая носили гораздо более широкий характер и не ограничивались одним лишь только противостоянием с СССР. Как уже упоминалось ранее, Мао Цзэдун говорил об исконной принадлежности Китаю не только советских территорий, но и многих других, что и повлекло за собой территориальные противостояния с другими соседними государствами.


 

Глава 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: