Территориальные споры Китая в 1960-1970-е гг. с Индией

Подходя к территориальным спорам между Индией и Китаем, необходимо учитывать тысячелетнюю историю взаимоотношений двух мощных цивилизаций, оказавших огромное влияние на развитие всего человечества. Территориальная близость и тысячелетняя история параллельного сосуществования привела не только к взаимному культурному проникновению и обогащению двух народов, но породила целый ряд нерешенных проблем. С одной стороны, отношения между Индией и Китаем имеют богатую историю, так как контакты между двумя цивилизациями начались более двух тысяч лет назад. Индия подарила Китаю буддизм, из Китая в свою очередь через Индию пролегал Великий шёлковый путь. С другой стороны, дипломатические отношения между двумя государствами были заключены только в 1950 г. и находились в зачаточном состоянии. Сложностью в формировании отношений между двумя государствами являлось и колониальное прошлое Китая и Индии. Граница между двумя государствами составляет 3380 км и имеет ряд территориальных особенностей, связанных с наличием третьих стран на сопредельных участках. Эти проблемные зоны разделяются территориями двух государств: Непала и Бутана. Основными спорными регионами для Китайской Народной Республики и Индии являются Аксайчин и район около линии Мак-Магона. Именно пограничная ситуация на этих участках являлась в 1960-1970-е гг. основополагающей проблемой в отношениях двух стран. Корни данной проблемы родом из недалекого прошлого. Одной из главных причин подобных территориальных разногласий стало отсутствие четких договоренностей между Британской Индией и Тибетом в начале ХХ века.

Именно тибетский вопрос лежал в основе противоречий между Китаем и Индией. Тибет расположен таким образом, что вобрал в себя одновременно влияние и Индии, и Китая. Население Тибета по большей части является буддистами по вероисповеданию, что является несомненным следствием влияния индийской культуры. Однако этнически тибетцы – монголоиды, то есть ближе к китайцам. Территориально они проживают также ближе к китайцам, от Индии Тибет отделен Гималаями. В течение долгого времени Тибет имел тесные отношения с Поднебесной, например, в XIII в. правители империи Юань приняли тибетский буддизм. А с XVIII в. Тибет и вовсе подвергался сильному влиянию со стороны Китая, который часто вмешивался во внутренние дела региона, ставшего, в конце концов, практически вассалом Китая. Однако с ослаблением маньчжурской империи Цин Тибет получал все большую свободу, пока в 1912 г. не объявил о своей независимости. Начиная с 1912 г., Тибет де-факто являлся независимым теократическим государством, но в то же время он не был признан ни одним государством-членом Лиги наций.

В 1913-1914 гг. в городе Симла в Индии состоялись трехсторонние переговоры между Британской Индией, Тибетом и Китаем по вопросу границы между Индией и Тибетом. Пока шли переговоры между Тибетом и Индией, Китай воздерживался от участия, однако принимал большое участие в определении границы между Внутренним и Внешним Тибетом. Тибет в это время являлся фактически государством-вассалом Китая, но при этом Внешний Тибет обладал автономией, со своим правительством в Лхасе. Согласно Симлской конвенции, принятой по итогам переговоров, Тибет признавался географически и политически единым государством, что никак не могло устроить Китай, поэтому китайская сторона так и не стала подписывать данный документ, а соответственно и признавать линию Мак-Магона[89]. Линией Мак-Магона (по имени сэра Генри Мак-Магона, секретаря по иностранным делам Британской Индии, принимавшего участие в переговорах) стали называть проведенную границу между Индией и Тибетом, согласно которой к Индии отошел регион Таванг, на территории которого было создано Агентство Северо-Восточной границы, в 1970-е гг. преобразованное в штат Аруначал-Прадеш.

В октябре 1950 г. Народно-освободительной армией Китая была проведена Чамдоская операция, в результате которой КНР получила полный контроль над Тибетом. В итоге появились большие пограничные участки между Индией и КНР. Индийско-китайские отношения в этот период были довольно дружественными, Индия была одной из первых стран, признавших законность правительства КНР на континентальной части Китая. А после Чамдоской операции Индия признала Тибет китайскими владениями. Стоит отметиь, что все еще оставался неразрешенным вопрос границы. Со стороны Индии границей считалась Линия Мак-Магона, но Китай, как уже упоминалось, не признавал ее. Однако пока между двумя государствами было взаимопонимание, вопрос о границе практически не поднимался.Чжоу Эньлай, бывший в то время Премьером Госсовета КНР, в отношении границы использовал выражение «линия фактического контроля», которая проходила южнее Линии Мак-Магона на несколько километров. Однако в 1959 г. отношения КНР и Индии стали стремительно портиться. Случилось это в связи с неудавшейся попыткой Тибетского восстания, в результате которого духовный лидер Тибета Далай-лама XIV вынужден был искать убежища в Индии. Тогда в Тибете вспыхнуло антикитайское восстание, целью которого было противодействие всему китайскому управлению и возвращение независимости Тибета. Не только Далай-лама XIV вынужден был покинуть страну, но также и многие простые тибетцы бежали в соседние Непал, Бутан, Индию, а также некоторые западные страны. Индийское правительство и общественность критиковали Китай за подобную политику. Вдобавок к этому, в пустынном регионе Индии Аксайчин была обнаружена китайская Западно-Тибетская дорога, или Государственная дорога 219, ведущая из Синьцзян-Уйгурского автономного района в Тибетский автономный регион, в середине своего пути пролегающая по территории Индии. Аксайчин – пустынный регион в северной части Индии, где не было постоянных поселений и, соответственно, постоянного населения, что и стало причиной того, что строительство дороги прошло незамеченным. В связи с вышеуказанными причинами Д. Неру, бывший в тот период Премьер-министром Индии, обвинил Китай в неуважении к Линии Мак-Магона. Учитывая такую ситуацию, индийское правительство предприняло попытку укрепить свои позиции в спорных регионах, построив большое количество пограничных постов, некоторые из которых располагались севернее Линии фактического контроля. При этом индийским правительством были провозглашены следующие тезисы:

· Все участки границы с Китаем уже оговорены, бесспорны, а значит и дальнейшие переговоры по ним необоснованны;

· Как можно скорее усилить военный контроль на приграничных территориях;

· Исключать любые попытки вступления в соглашения по статусу территории, объявленной подконтрольной Индии[90].

Такая политика совершенно не устраивала китайскую сторону, поэтому еще с июля 1962 г. по всей территории оспариваемых регионов возникали различные вооруженные инциденты, а 20 октября 1962 г. начались полноценные боевые действия, которые обернулись для Индии катастрофическими последствиями. В течение месяца индийские войска терпели поражение за поражением и вынужденно отступали, пока через месяц боев все оспариваемые территории не оказались под контролем НОАК, в том числе Аксайчин на западном театре военных действий и большая часть современного индийского штата Аруначал-Прадеш. Сразу после этого Китай объявил об одностороннем завершении огня[91]. А вскоре китайские войска и вовсе начали оставлять все захваченные территории, кроме Аксайчина, и репатриировать захваченных в плен индийских военнослужащих. Причины этому могут быть различными; одной из них могло быть отсутствие поддержки со стороны СССР, с которым у Китая в этот период складывались непростые отношения. Также причиной может быть тот факт, что кроме спорных регионов КНР не нуждалась в чем-то большем от Индии, чем контроль над землями Аксайчина и Агентства Северо-Западной границы.

Как бы то ни было, между странами установилось перемирие, и единственным итогом Китайско-индийской пограничной войны 1962 г. стало установление контроля Китая над Аксайчином, хотя в дальнейшем Индия продолжала предъявлять претензии на эту территорию.

В последующие годы между КНР и Индией продолжались пограничные инциденты, наиболее заметным из которых стал пограничный конфликт в подконтрольном Индии регионе Сикким в октябре 1967 г. Этот высокогорный регион стал местом двух атак НОАК, однако обе попытки, завершившиеся большими потерями с обеих сторон, были отбиты индийскими войсками[92]. Впоследствии, в 1975 г. Сикким был включен в состав Индии в качестве полноценного штата.

Ситуация на границе Индии и КНР была напряженной в течение долгого времени, и только в конце 1980-х гг. два государства согласились вести конструктивный диалог. Несколько раз создавались рабочие группы для определения линии фактического контроля, которая стала бы демаркационной линией между территориями двух государств. В соглашениях 1993 и 1996 гг. термин «линия фактического контроля» стал официально признанным обеими странами.

Конфликт между Китаем и Индией примечателен тем, что на разных этапах он протекал по разным сценариям. Во время войны 1962 г. ситуация развернулась в соответствии с первым сценарием: Китай в одностороннем порядке смог решить проблему, сначала захватив оспариваемые территории, а затем, освободив ту, в которой нуждался в меньшей степени, и сохранив более нужную. Однако на таком этапе конфликт окончен не был и постепенно он перешел на стык третьего и четвертого сценариев. В настоящее время оба государства выделяют в качестве границы линию фактического контроля, стремятся к налаживанию отношений друг с другом в экономике, стратегическом партнерстве, однако вопрос о границе и особенно о статусе Тибета продолжает оставаться довольно болезненным для обеих стран.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: