РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
(5 класс)
68 часов
Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М.: Просвещение, 2012 год. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Количество часов по учебному плану – 68
Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 (ред. От 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Приказ Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
|
|
2017-2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
· Государственного стандарта основного общего образования, утверждённого 17 декабря 2010 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897;
· Примерной программы по учебным предметам. Литература 5-9 класс (Стандарты второго поколения)
· Авторской программы по литературе «Программа курса «Литература» 5-9 классы». Авторы В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2008).
Предлагаемая рабочая программа ориентирована на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, положения которого обеспечивают глубокое усвоение курса литературы в 5—9 классах, так как способствуют средствами художественной литературы, литературоведения и литературной критики обеспечивать:
— формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
— сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации;
— овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
— духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся;
— условия создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности».
В соответствии с требованиями стандарта программа по литературе для 5—9 классов общеобразовательных учреждений основана на применении «системно-деятельностного подхода, который обеспечивает:
|
|
— формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
— активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
— построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся».
Важнейшим положением, закрепленным в стандарте, является принцип преемственности ступеней образовательного пространства. Программа по литературе является логическим продолжением и развитием программы по литературному чтению для 1—4 классов. Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе предшествует курсу литературы в основной школе, который, в свою очередь, продолжается в старшей школе, где изучение литературы построено на историко-литературной основе. Линию учебников для 5—9 классов продолжают учебники С.А. Зинина, В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева для 10—11 классов. Таким образом обеспечивается непрерывное литературное образование учащихся с 1 по 11 класс.
Место курса «Литература» в базисном учебном
(общеобразовательном) плане
В соответствии с учебным планом ЧОУ «Гимназия «Грейс» в 5 классе на изучение литературы отведено 68 часов.
1. Введение к рабочей программе:
Цели и задачи рабочей программы:
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстовхудожественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
|
|
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи и на уроки внеклассного чтения.
В программу включён перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.