Перечень лекционных занятий

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КАЗАХСКИЙ АГРОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. С. СЕЙФУЛЛИНА

 

 

Утверждаю:

Декан технического факультета

 

________________

«» ______________2017 г.

 

ПРОГРАММА

Дисциплины для студентов

(СИЛЛАБУС)

 

 

по дисциплине: Экология и основы безопасности жизнедеятельности

 

образовательная программа: для студентов 1 - курса

 

для специальностей:

 

для групп специальностей:

 

 

Астана – 2017

 

Программа дисциплины для студентов (Силлабус) составлена на основании типовой программы по дисциплине «Экология и основы безопасности жизнедеятельности» утвержденной МОН РК № 514 от 3.11.2010 для специальностей сельскохозяйственные науки и в соответствии с рабочим учебным планом специальности.

 

Рассмотрено на заседании кафедры «Экология» _____________ г., протокол №

 

Заведующий кафедрой Сатыбалдиева Г.К.

 

 

Рекомендована методической комиссией экономического факультета

 

________ _______________20_____ г. Протокол № __________

 

Председатель методической комиссии:

 

1.Данные о преподавателе:

Период обучения – 2 семестра

Продолжительность семестра – 15 недель

2.Данные о дисциплине:

Дисциплина «Экология и основы безопасности жизнедеятельности» EOBZh 1110, является составным компонентом общеобразовательных дисциплин включает 2 кредита Лекций – 15 часов, практических – 15 часов, СРСП – 15 часов, СРС - 45 часов. Тип модуля: – «Обязательный модуль по специальности». Форма контроля - экзамен

Распределение учебного времени

 

Недели семестра               Р               Р   Все го
Лекции                                
Практические                                  
СРСП                                
СРС                                
Итого                                

 

3. Пререквизиты курса – теоретическая база курса основывается на знании следующих дисциплин: биологии, химии, физики, географии, первичной военной подготовки.

4. Постреквизиты курса- основные положения данного курса используются при изучении таких дисциплин как: философия, агроэкология, техносфера, охрана и безопасность труда.

Описание курса

- цель дисциплины: сформировать у студентов целостное представление по основам экологии и безопасности жизнедеятельности для использования теоретических знаний в практической деятельности.

- краткое содержание дисциплины: общее понятие экологии и основ безопасности жизнедеятельности, как теоретической базы охраны общества и природы. Взаимоотношения организмов с окружающей средой и условиями обитания. Биосферная концепции В.И.Вернадского. Определение современной ноосферы. Экологические проблемы современности. Основы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Понятие техносферы и принципов обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитании. Потенциальные опасности природного и техногенного происхождения. Способы снижения техногенной нагрузки на природную среду, как составляющей национальной безопасности РК. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Мероприятий по защите населения и объектов народного хозяйства в условиях ЧС, в мирное и военное время.

результаты обучения: после окончания изучения дисциплины студенты должны:

Иметь представление об: экологии и основам безопасности жизнедеятельности; взаимоотношений организмов со средой обитания; экологических проблем современности и причин их возникновения; понятие техносферы, принципов идентификации вредных и опасных факторов среды обитания; прогнозировании чрезвычайных ситуаций и разработки мероприятий по защите населения и объектов экономики в мирное и военное время; правовых и нормативных основ в области безопасности жизнедеятельности; мероприятий по охране природы и рационального природопользования.

Дескриптор А. Знать и понимать:

– теоретические основы экологии и безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания;

– эколого-социальные последствия антропогенной деятельности;

– концепцию и стратегию охраны природы и рационального природопользования;

– пути и способы повышения устойчивости функционирования объектов экономики в случаях воздействия природного и техногенного характера;

- определения, характеристики, причины, признаки, возможные последствия, правила и способы защиты от чрезвычайных ситуаций экологического характера

- мероприятия по прогнозированию чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

- правовые и нормативно-технические основы безопасности жизнедеятельности и охраны природопользования.

Дескриптор В. Уметь:

- выявлять и анализировать природные и антропогенные экологические процессы и возможные пути их регулирования;

- применять на практике навыки обеспечения безопасности в конкретных чрезвычайных ситуациях;

- использовать полученные знания о закономерностях взаимодействия живых организмов и окружающей среды в практической деятельности для охраны окружающей среды и безопасности жизнедеятельности.

Дескриптор С. Владеть:

- усвоенными знаниями и применять их в процессе профессиональной деятельности;

- искать и находить компромиссы, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и безопасности жизнедеятельности;

- владеть основными способами индивидуальной и коллективной защиты жизни и здоровья при стихийных бедствиях;

- делать выводы, которые будут результатом не простого механического заучивания, а плодом творческого мышления.

Дескриптор Д. Уметь:

- работать в группе, исполняя свои обязанности творчески и во взаимодействии с другими студентами;

- обладать навыками организаторской работы по формированию команды для решения поставленных задач;

- иметь лидерские качества и способностью управлять людьми для достижения цели.

Дескриптор С. Приобрести практические навыки анализа экологических процессов, постановки конкретных задач для решения экологических проблем по сохранению природной среды, правильно формулировать и обосновывать свою точку зрения по актуальным проблемам безопасности жизнедеятельности.

.

Содержание курса.

Перечень лекционных занятий

Наименование темы Объем, час Литература
Тема1. Основы экологии и краткий обзор ее развития. Определение экологии как науки и ее основные направления (общая экология, геоэкология, прикладная и глобальная экология). Взаимосвязь экологии с другими науками. Этапы развития экологии, как самостоятельной дисциплины. Основные методы экологических исследований и задачи экологии.   ОЛ:1-3, 8,9 ДЛ: 4,9,11
Тема 2. Экосистема и экологические факторы. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Динамика экосистем. Экологические факторы и их классификация. Лимитирующие факторы (закон оптимума, минимума Либиха и толерантности Шелфорда).   ОЛ: 3,6,8, 11,17 ДЛ: 2, 8.12,14
Тема 3. Популяция, как элемент экосистемы. Основные среды жизни. Уровни организации живых систем. Понятие о популяции. Экологическая характеристика популяции. Понятие о биоценозе. Основные формы межвидовых связей в экосистемах. Экологическое значение основных абиотических факторов в жизнедеятельности организмов. Экологическая емкость среды.   ОЛ:2, 4,6,15 ДЛ: 4,8,9, 16
Тема 4. Биосфера и современная ноосфера. Учение В. Вернадского о биосфере и ноосфере. Концепция живого веществаи его роль в биосфере. Структура биосферы. Свойства биосферы и биологический круговорот.   ОЛ: 3,6,12,17 ДЛ: 1,4,9,17
Тема 5. Глобальные экологические проблемы современности. Причины разрушения и загрязнения природной среды.Загрязнения атмосферы, воды и почвы. Проблемыразрушения озонового слоя, образования парникового эффекта, кислотных дождей, опустынивания, обезлесивание, загрязнение Мирового океана и истощение поверхностных вод, сокращение биоразнообразия. Пути решения экологических проблем.   ОЛ: 4,6,14,15 ДЛ: 2,8,10,15,16
Тема 6. Социально-экологические проблемы современности.Рост населения и изменение генофонда. Проблемы урбанизации. Бедность и процессы глобализации. Мировая продовольственная проблема. Проблемы энергетического кризиса и пути их решения. Международный терроризм и система международного сотрудничества в борьбе с терроризмом.   ОЛ: 12,16, 17 ДЛ: 4,8,15,16
Тема 7. Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.Понятие окружающая природная среда: принципы и мероприятия охраны окружающей среды.Природные ресурсы и их классификация. Рациональное природо-пользование: малоотходные и безотходные технологии, использование экологически чистых источников энергии.   ОЛ: 6,12,15,16 ДЛ: 4,8, 16,17
Тема 8. Организационные основы безопасности жизнедеятельности. Развитие основ безопасности жизнедеятельности, как науки. Предмет, цели и задачи дисциплины ОБЖ. Объекты безопасности жизнедеятельности: элементы среды обитания. Идентификация опасных и вредных факторов.   ОЛ: 18-20 ДЛ: 18,19
Тема 9. Техносфера и производственная безопасность.Закономерности развитиятехносферы. Системы безопасности техносферы. Производственная среда и безопасность труда. Эргономика и техническая эстетика.Экологическая безопасность предприятия.   ОЛ: 5,8,19 ДЛ: 7,11,18
Тема 10. Промышленная и пожарная безопасность.Международные аспектыпромышленной безопасности. Основы промышленной безопасности. Требования к опасным объектам. Общие требования пожарной безопасности. Классификация пожаров, их опасные факторы, общая характеристика пожаров. Категорирование помещений по взрывопожароопасности. Профилактика и способы защиты от пожаров.   ОЛ: 18, 19 ДЛ: 7,11,19
Тема 11. Радиационная и химическая безопасность. Ионизирующие излучения и виды облучения. Принципы радиационной безопасности. Классификация радиационно-опасных объектов. Радиационный контроль. Краткая характеристика химически опасных объектов. Классификация АХОВ. Химический контроль и безопасность. Меры радиационной и химической защиты.   ОЛ:7, 11,20 ДЛ: 15,16,17,19
Тема 12. Чрезвычайные ситуации мирного времени.Краткая характеристика ЧС. Классификация ЧС. Метеорологические опасные явления. Гидрологические ЧС: наводнения, паводки, подтопления. Геологические ЧС. Геофизические опасные явления: землетрясение, вулканизм. Характеристика взрывов, аварий и катастроф.Основные принципы и способы обеспечения безопасности населения в условиях ЧС мирного времени.   ОЛ: 13, 18,19 ДЛ: 3,7,14,15,17,19
Тема 13. Чрезвычайные ситуации в угрозу военного времени. Основные понятия ЧС военного времени. Краткая характеристика очагов поражения. Поражающие факторы ядерного оружия и ядерного взрыва. Поражающие факторы химического оружия и способы защиты от него. Поражающие факторы биологического оружия и способы защиты от него. Современные оружия массового поражения. Мероприятия ЧС по предупреждению и ликвидации последствий военной угрозы.   ОЛ: 13, 20 ДЛ: 7,13,14,19
Тема 14. Роль гражданской обороны в обеспечении безопасности жизнедея-тельности населения.Основные принципы реализации мероприятий ГО. Формирование групп аварийно-спасательных и других неотложных работ. Мероприятий по предупреждению ЧС и защите населения. Мероприятия по ликвидации последствий ЧС. Основные способы и средства защиты населения при ЧС.   ОЛ: 11, 18,19 ДЛ: 3,14
Тема 15. Экологическая безопасность, как аспект безопасности жизнедеятельности. Концепция экологической безопасности жизнедеятельности. Международные аспекты экологической безопасности. Концепция национальной безопасности в области обеспечения экологической безопасности. Критерии экологической безопасности жизнедеятельности. Роль экологического образования и просвещения в обеспечении безопасности жизнедея-тельности.   ОЛ: 15, 20 ДЛ: 3.7,13

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: