Билет 17. Михаил Сперанский «о мнетном обращении»

Методологической основой взглядов Сперанского была классическая политэкономия А. Смита и Д. Рикардо.

Сперанский не только был знаком с сочинениями А. Смита, но и переписывался с европейскими учеными-современниками. В «Записке о монетном обращении» Сперанский подробно и убедительно излагал причину удешевления серебра. Меры и пути выравнивания курсов серебра и ассигнаций он видел во введении кредитных денег взамен ассигнаций. Ассигнации не имеют внутреннего достоинства монеты и выступают «как зачетные квитанции на платеж следующих правительству податей». Стоит лишь остановить прием ассигнаций в уплату налогов, как они превратятся в ничего не стоящие бумажки.

Кредитные же деньги выступают в виде векселей, выдаваемых частными лицами, в виде банковских билетов и билетов казначейских, выдаваемых правительством. Кредитные деньги, по мнению Сперанского, отличаются от ассигнаций тем, что «сила их утверждена на платеже, а достоверность платежа — на законе взыскания». Тем самым он выступал за кредитные деньги, способствующие развитию промышленности и торговли.

Важнейшими свойствами кредитной монеты он считал: 1) достоверность; 2) удобство оборота; 3) обширность, большую по сравнению с монетой металлической, ибо «она объемлет капиталы не только наличные, но и ожидаемые».

БИЛЕТ 18. ПРУДОН «БЕДНОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП».

1864 ГОД. Как известно, центральное место в творчестве П. Прудона, которого наряду с С. Сисмонди принято относить к числу родоначальников экономического романтизма, занимает идея создания государства анархии, то есть государства, где функции центральной власти были бы заменены местной самоорганизацией населения, поскольку, на его взгляд, даже при самой совершенной демократии можно «не быть свободным», а институт собственности, который предстоит ликвидировать, является «творением разума невежественного». При этом П. Прудон, подобно С. Сисмонди, не приемлет ни либерализм классиков, ни реформаторские проекты социалистов-утопистов. В частности, К. Сен-Симон, полагает он, хотел «соединить неравенство с коммунизмом», а Ш. Фурье – «неравенство с собственностью».

БИЛЕТ 19. ЛЮДВИГ ЭРХАРД «БЛАГОСОСТОЯНИЕ ДЛЯ ВСЕХ». 1956 ГОД.

В книге Людвига Эрхарда «Благосостояние для всех» собран опыт разработки и практического внедрения хозяйственной реформы в послевоенной Германии. Данная реформа вошла в анналы истории, как «немецкое чудо» и стала для многих стран мира, которые переходили от «принудительно направляемого хозяйства» к рыночной социальной экономике образцом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: