Полезность как стоимость альтернативы

Как потребителю сориентироваться среди обилия товаров и услуг, как сделать выбор, при котором полезность была бы максимальной, а затраты минимальными? Потребители чаще всего ищут ответы на эти вопросы интуитивно, на основе опыта, методом проб и ошибок. Предприниматели расходуют на изучение спроса не мало средств, пытаясь понять особенности потребительского выбора и воздействовать на него.

Индивидуальная оценка полезности является субъективной характеристикой. Отдельные индивиды оценивают полезность одной и той же вещи по-разному, в зависимости от своих вкусов и предпочтений. Более того, один и тот же потребитель оценивает полезность того же самого продукта/услуги не одинаково в зависимости от конкретной ситуации, места, времени, моды и т.п.

Австрийская школа предельной полезности дала объяснение стоимости (ценности) и цены благ и услуг с позиции экономической психологии покупателя, потребителя полезных вещей. Люди потребляют товары и услуги потому, что они обладают свойством быть источником удовлетворения (или удовольствия). Это свойство экономисты обозначили термином «полезность». Основы теории полезности разработаны такими крупными экономистами 19 века, как Уильям Стенли Джевонс, Карл Менгер, а также его последователи Ойген фон Бем-Баверк и Фридрих фон Визер.

Теория предельной полезности заложила основы нового научного подхода к проблеме эффективности производства на основе оптимального значения. Впервые был использован принцип предельности, который стал применяться в других экономически науках. Центр тяжести в экономическом анализе был перенесен с затрат на конечные результаты. Произошла революция в теории стоимости. А также экономическая теория впервые приняла в качестве исходного момента поведение производителя и потребителя.

Представители новой экономической концепции – теории предельной полезности – в качестве исходного явления при определении стоимости избрали отношение человека к вещи, субъективную оценку индивидуумом полезности различных благ.

Таким образом, было создано особое направление в экономической науке, которое было названо «маржинализм» («предельность»). Основные положения данного течения настолько отличались от представлений классической школы, что маржинализм был признан переворотом в науке.

Если классическая школа (Смит, Рикардо, Маркс) считала, что стоимость товара определяется количеством труда, затраченного на его производство, и, значит, является объективной величиной, то маржиналистский подход противоположен. Его ключевое положение состоит в следующем: стоимость (ценность) товара определяется не затратами на его производство, а полезным эффектом, который он способен принести потребителю.

Таким образом, основные положения маржинализма состоят в следующем:

- Стоимость товара не должна определяться затратами труда (или труда, земли и капитала);

- Стоимость (или ценность) блага определяется величиной полезного эффекта, получаемого индивидуумом от его потребления, т.е. предельной полезностью блага;

- Стоимость рассматривается как субъективная категория, отражающая субъективные оценки полезности благ конкретными потребителями;

- Появился термин «предельная величина» и на основе этого различают совокупную (общую) и предельную полезность благ;

- Стоимость труда и капитала. А значит, и издержки производства определяются как производные от стоимости (предельной полезности) потребительных товаров.

Таким образом, теорию предельной полезности можно считать субъективно- психологической теорией. Основанием этого служат убеждения маржиналистов в том, что все категории экономической науки могут быть выведены только из отношения к вещи экономического субъекта, его предпочтений, ожиданий, познаний.

Так, например, представитель австрийской школы Карл Менгер считал, что все блага сами по себе лишены объективных свойств, эти свойства им придает соответствующее отношение к ним людей.

Данная мысль послужила основной отправной точкой целого научного направления. В дальнейшем маржиналисты обратили внимание на то, что потребление любого блага носит «приростный характер». Другими словами, потребитель постоянно увеличивает количество потребляемого блага, пока не почувствует себя сытым.

Отсюда следует 3 важных вывода:

1. Каждая дополнительная единица товара приносит потребителю дополнительную полезность, которую маржиналисты назвали «предельной полезностью» данного блага. Таким образом, под предельной полезностью маржиналисты понимали величину дополнительной полезности, полученной от величины потребления, равного единице некоторого блага (при прочих равных условиях). Отсюда следует, что предельная полезность – это не наименьшая и не средняя полезность, а именно наименьшая польза, ради которой эта вещь еще может рационально потребляться.

2. Чем больше количество потребленного блага, тем меньше предельная (т.е. дополнительная) полезность, извлекаемая из потребления каждой последующей единицы этого блага. Иначе говоря, предельная полезность носит убывающий характер. Следовательно, то благо, которое удовлетворяет наименее настоятельную потребность, имеет и наименьшую предельную полезность. Здесь маржиналисты обращают внимание на обратную связь между предельной полезностью и ценностью блага. Она состоит в том, что благо тем более ценно, чем меньшим количеством единиц данного блага располагает человек, и наоборот. Например, стакан воды в пустыне обладает огромной ценностью, в то время как у реки тот же стакан не имеет никакой ценности, хотя имеет полезность. Следовательно, «полезность» не то же самое, что «ценность». Всякое благо полезно, но не всякое – ценно. Ценность обладают лишь те блага, редки (ограничены) по сравнению с потребностью в них. Следовательно, ценность данного блага определяется полезностью последней имеющейся единицы данного блага, удовлетворяющего наименее настоятельную потребность.

3. Потребляя некоторое число единиц одного товара (например, бутербродов), человек получает общую полезность этого ряда, состоящую из суммы убывающих предельных потребностей. В экономической теории принято называть условные единицы величины предельной полезности «ютилями». Если потребление первого бутерброда приносит человеку полезность, равную, предположим, 5 ютилям, второго – 4, третьего – 2, а четвертого – 1 утилю, то общая полезность этого ряда составит 12 утилей. Отказ от каждого последующего бутерброда будет означать уменьшение общей полезности и одновременное увеличение предельной полезности последнего бутерброда. Например, если отказаться от четвертого бутерброда, то общая полезность (TU) составит 11 единиц, а предельная полезность (MU) будет равна 2, при отказе от третьего бутерброда общая полезность составит 9 единиц, а предельная полезность возрастет до 4 и т.д.

Для удовлетворения потребностей нужны ресурсы, чтобы производить всевозможные блага. Но потребности человека безграничны, не зря говорят: «Чем больше есть, тем больше хочется». И для удовлетворения безграничных потребностей нужно все больше и больше ресурсов. Но, к сожалению, во всех обществах, во всех странах существует проблема ограниченности ресурсов, т.е. нехватка ресурсов. Ограниченность бывает абсолютной и относительной. Абсолютная ограниченность – это недостаток определенных ресурсов. Относительная ограниченность –это ограниченность, связанная с трудностью добычи, с трудностью поставки нарынки факторов производства, например, в России большие залежи алмазов, нос каждым годом добывать их все труднее. Т.к. ресурсы ограничены, а потребности безграничны, то перед любым обществом стоит проблема выбора. Суть проблемы выбора: как лучше использовать ограниченные ресурсы для получения наибольшей возможной выгоды. Ограниченность ресурсов означает иограниченность производства, то есть появляется необходимость выбора между альтернативами: какие товары производить, а от каких следует отказаться. Так как приходится делать выбор, то неизбежен отказ от каких-то товаров или услуг. В этом случае речь идет об альтернативной стоимости. Альтернативная стоимость - это затраты на производство товара, оцененные с точки зрения потерянной возможности их использования на другие цели. Их можно измерить количеством единиц альтернативного товара, которым мы пожертвовали, или как разницу между доходом, который можно было бы получить при наиболее выгодном из всех альтернативных способов использования ресурсов1 Экономическая теория. Введение в экономику. Микроэкономика: учеб.пособие / Б.И. Герасимов, Н.С. Косов, В.В. Дробышева и др. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. – С.47.. В упрощенном виде альтернативная стоимость (цена замены) – это ценность наилучшей из отвергнутых альтернатив. Кроме того, существует понятие «упущенная выгода», то есть потери при выборе определенной альтернативы. Альтернативную стоимость и упущенную выгоду можно рассчитать математически или описать теоретически. На основе анализа затрат и выгод выделяется принцип альтернативной стоимости, используемый при оценке прибыли и экономических издержек проекта. Альтернативная стоимость товара равна его стоимости при его наилучшем альтернативном использовании. Анализ затрат и выгод учитывает экономические издержки по проекту, которые соответствуют издержкам, связанным с трудовыми ресурсами и капиталами во время их использования. Альтернативная стоимость и спрос имеют тесную взаимосвязь, так как потребители зачастую нуждаются в альтернативной стоимости благах, а изменение стоимости благ влияет на спрос. Связь между альтернативной ценой и спросом является обратной. Заключается это в следующем: при росте дохода товар становится по отношению к общей величине дохода человека более дешевым и поэтому покупатель способен приобрести этот товар в большем количестве, не отказываясь от других своих привычных покупок и эффектом замещения, при снижении цены товар становится дешевле не только абсолютно, но и относительно – по сравнению с другими товарами, что дополнительно поощряет рост спроса на него

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: